Вчера в Думе вновь хлопали дверьми. Фракции КПРФ и «Родина»
покинули зал заседаний нижней палаты парламента, отказавшись
принимать участие в обсуждении законопроектов жилищного
пакета. В результате проект Жилищного кодекса РФ был принят
в первом чтении 337 депутатами при необходимых 226, против
проголосовали только 10 депутатов, а воздержавшихся не
было вообще.
Проект состоит из 164-х статей, 8-и разделов и 14-и
глав, и, как заявляют его разработчики, соответствует
нормам российской Конституции, Гражданского кодекса и
вновь принятым федеральным законам, направленным на регламентацию
отношений в жилищной сфере. Оппозиция с этим не согласна.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал пакет жилищных законопроектов
антисоциальным, а представитель «Родины» Олег Шеин - антинародным.
Накануне рассмотрения правительственного законопроекта
«Родина» пыталась вынести на обсуждение свой, альтернативный
законопроект, но получила от «Единой России» отказ по
причине отсутствия заключения на него правительства. В
результате две фракции просто покинули зал заседания.
Что будет дальше?
Член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым
рынкам, член ЦК КПРФ Николай Сапожников, не считает ситуацию
безвыходной:
- Из любой ситуации есть как минимум два выхода. Один
выход уже использован – мы ушли из зала голосования. Второй
вариант обусловлен тем, что законы принимаются в первом
чтении, в том числе, и Жилищный кодекс. И мы сейчас создали
рабочую группу и готовим поправки в этот документ, чтобы
амортизировать наиболее тяжелые для населения моменты.
Мы активно будем работать над этими поправками. В эту
рабочую группу входят члены нашей фракции Видьманов, Штогрин
и ряд других депутатов.
В отношении координации наших действий с фракцией «Родина»
могу сказать, что консультации на эту тему ведутся. Ведь
в процессе голосования наши действия выглядели вполне
согласованными. У них есть альтернативный вариант Жилищного
кодекса. Поэтому наверняка и поправки совместные тоже
будут отрабатываться.
Что же касается позиции нашего парламентского большинства,
то я бы им посоветовал съездить в округа и переговорить
там с населением, особенно с теми, кто живет в общагах,
в малосемейках, стоит в очередях на муниципальное жилье,
а это разного рода льготники. С теми, кто еще не приватизировал
квартиры в силу ряда обстоятельств. Может быть, это приземлит
позицию «Единой России»…
- А что, на Ваш взгляд, наиболее неприемлемо в правительственном
законопроекте?
Об этом говорил в своем выступлении Ведьманов, но ему
в ходе обсуждения законопроекта, так как регламент установлен
3 минуты, вообще не дали договорить. Но я хочу отметить,
что сейчас по новому Жилищному кодексу в стоимость жилья
будут закладываться денежки, которые пойдут на содержание
разного рода структур, компаний, тех, кто будет вести
учет жилого фонда. То есть, появляются много таких структур,
которые удорожают и без того высокую стоимость жилья.
Но наиболее опасная, на наш взгляд, позиция состоит
в том, что государство довело содержание инфраструктуры
ЖКХ – водопроводов, систем теплоснабжения и т.д. до ужасающего
состояния, до 70%-ого износа. А восстановление и инновации
будут осуществляться за счет участников рынка жилья, главным
образом, за счет граждан!
Мы то считали и считаем, что там, где государство виновато,
оно должно привести в порядок эти сети, а тот человек,
который бы хотел приобрести жилье, он должен оплачивать
только услуги строительной организации, которая на его
денежки строит ему жилье. Вот в ходе обсуждения в Думе
этих замечаний не прозвучало.
Есть еще один момент – новый Жилищный кодекс перекрывает
доступ к ипотеке самым незащищенным слоям населения. То
есть, тем людям, которые особенно нуждаются в жилье. Их
нынешний механизм ипотечный, который так пропагандируется
правительством, обходит стороной. При заработной плате
в 3, 5, 7 и даже 10 тысяч рублей человек практически лишен
возможности участвовать в системе ипотечного кредитования.
Так что мы будем работать в этом направлении. Второе чтение,
я думаю, будет примерно через месяц.
Известный оппонент правительственной жилищной реформы,
заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей
Митрохин сказал МиК, комментируя принятый Госдумой
документ:
- Ну, во-первых, конечно, нас возмущает такая спешка,
в которой принимается законопроект, когда депутаты не
имеют возможности с ним как следует ознакомиться. Я уверен,
что 95% депутатов просто не прочтут этот пакет документов.
А он касается жизни каждого человека. Это первое.
Второе, что касается сути предложений. Вот эти оценки
того, сколько людей смогут приобрести жилье, со стороны
правительства, они очень сильно завышены и полностью неадекватны
- о том, что треть населения смогут приобрести квартиры.
Дело в том, что там действительно есть меры, которые содействуют
повышению спроса на жилье. Но это повышение спроса повлечет
за собой одновременно резкий рост цен на жилье. В результате,
по оценкам наших экспертов, реально улучшить жилищное
положение смогут не более 5-7% населения. А для остальных
оно окажется слишком дорогим.
Следующий недостаток – это очень небольшой минимальный
набор инструментов решения жилищной проблемы. По сути
дела это только покупка жилья в собственность или социальный
найм. При этом жилищный кодекс в его новом варианте не
предусматривает других возможностей, которые существуют
во всем мире. Ну, например, использование того же коммерческого
найма жилья с одновременным минимальным субсидированием.
Есть и другие способы решения жилищной проблемы. Например,
для многих очередников могла бы стать привлекательной
такая форма, как предоставление земли за чертой города
и субсидирование строительства, которое будет гораздо
дешевле, чем приобретение квартиры. Здесь же все ограничивается
двумя вариантами: купить жилье в рассрочку по ипотеке
или получить социальное жилье. И, в результате, запросы
населения в этой области, они конечно, останутся неудовлетворенными.
И никакого жилищного бума не будет.
А проблемы в результате принятия этого Жилищного кодекса
могут возникнуть у очень многих людей. В частности, там
предполагается, что собственник не несет никаких обязательств
перед жильцами продаваемой или отдаваемой в залог квартиры.
Это значит, что очень большое количество людей в результате
принятия кодекса могут оказаться на улице. И такая мера,
как выселение за неуплату коммунальных услуг и другие
прегрешения, она тоже приведет к увеличению числа бомжей.
Хотя тут возможны другие меры воздействия. Например, применение
общественных работ и т.д.
В целом, если определить смысл этого пакета в двух словах,
то он предназначен для того, чтобы вытолкнуть население
на рынок жилья вместо того, чтобы обеспечить такой переход
к рынку, при котором бы не было тяжелых социальных последствий.
То есть, ничего не делается для того, чтобы смягчить переход
к рынку. Вот такой радикальный вариант, причем, как всегда,
правительство у нас по-другому не умеет проводить реформы.
Только радикально, с огромными жертвами для населения.
И никак иначе.
- Вы будете оказывать экспертную помощь?
Мы готовы. Наши депутаты работают в этом направлении.
Кстати, депутат Г.Хованская работает над этим кодексом,
стремясь смягчить самые одиозные положения этого документа.
То есть, мы в принципе этой работой занимаемся. Но правительство,
как всегда, отвергает те предложения, которые оно просто
не понимает. Или которые оно не умеет реализовывать.