[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Жилищная реформа: только радикально и с огромными жертвами для населения
ИА "МиК",   11 июня 2004 года

Вчера в Думе вновь хлопали дверьми. Фракции КПРФ и «Родина» покинули зал заседаний нижней палаты парламента, отказавшись принимать участие в обсуждении законопроектов жилищного пакета. В результате проект Жилищного кодекса РФ был принят в первом чтении 337 депутатами при необходимых 226, против проголосовали только 10 депутатов, а воздержавшихся не было вообще.

Проект состоит из 164-х статей, 8-и разделов и 14-и глав, и, как заявляют его разработчики, соответствует нормам российской Конституции, Гражданского кодекса и вновь принятым федеральным законам, направленным на регламентацию отношений в жилищной сфере. Оппозиция с этим не согласна. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал пакет жилищных законопроектов антисоциальным, а представитель «Родины» Олег Шеин - антинародным. Накануне рассмотрения правительственного законопроекта «Родина» пыталась вынести на обсуждение свой, альтернативный законопроект, но получила от «Единой России» отказ по причине отсутствия заключения на него правительства. В результате две фракции просто покинули зал заседания. Что будет дальше?

Член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, член ЦК КПРФ Николай Сапожников, не считает ситуацию безвыходной:

- Из любой ситуации есть как минимум два выхода. Один выход уже использован – мы ушли из зала голосования. Второй вариант обусловлен тем, что законы принимаются в первом чтении, в том числе, и Жилищный кодекс. И мы сейчас создали рабочую группу и готовим поправки в этот документ, чтобы амортизировать наиболее тяжелые для населения моменты. Мы активно будем работать над этими поправками. В эту рабочую группу входят члены нашей фракции Видьманов, Штогрин и ряд других депутатов.

В отношении координации наших действий с фракцией «Родина» могу сказать, что консультации на эту тему ведутся. Ведь в процессе голосования наши действия выглядели вполне согласованными. У них есть альтернативный вариант Жилищного кодекса. Поэтому наверняка и поправки совместные тоже будут отрабатываться.

Что же касается позиции нашего парламентского большинства, то я бы им посоветовал съездить в округа и переговорить там с населением, особенно с теми, кто живет в общагах, в малосемейках, стоит в очередях на муниципальное жилье, а это разного рода льготники. С теми, кто еще не приватизировал квартиры в силу ряда обстоятельств. Может быть, это приземлит позицию «Единой России»…

- А что, на Ваш взгляд, наиболее неприемлемо в правительственном законопроекте?

Об этом говорил в своем выступлении Ведьманов, но ему в ходе обсуждения законопроекта, так как регламент установлен 3 минуты, вообще не дали договорить. Но я хочу отметить, что сейчас по новому Жилищному кодексу в стоимость жилья будут закладываться денежки, которые пойдут на содержание разного рода структур, компаний, тех, кто будет вести учет жилого фонда. То есть, появляются много таких структур, которые удорожают и без того высокую стоимость жилья.

Но наиболее опасная, на наш взгляд, позиция состоит в том, что государство довело содержание инфраструктуры ЖКХ – водопроводов, систем теплоснабжения и т.д. до ужасающего состояния, до 70%-ого износа. А восстановление и инновации будут осуществляться за счет участников рынка жилья, главным образом, за счет граждан!

Мы то считали и считаем, что там, где государство виновато, оно должно привести в порядок эти сети, а тот человек, который бы хотел приобрести жилье, он должен оплачивать только услуги строительной организации, которая на его денежки строит ему жилье. Вот в ходе обсуждения в Думе этих замечаний не прозвучало.

Есть еще один момент – новый Жилищный кодекс перекрывает доступ к ипотеке самым незащищенным слоям населения. То есть, тем людям, которые особенно нуждаются в жилье. Их нынешний механизм ипотечный, который так пропагандируется правительством, обходит стороной. При заработной плате в 3, 5, 7 и даже 10 тысяч рублей человек практически лишен возможности участвовать в системе ипотечного кредитования. Так что мы будем работать в этом направлении. Второе чтение, я думаю, будет примерно через месяц.

Известный оппонент правительственной жилищной реформы, заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин сказал МиК, комментируя принятый Госдумой документ:

- Ну, во-первых, конечно, нас возмущает такая спешка, в которой принимается законопроект, когда депутаты не имеют возможности с ним как следует ознакомиться. Я уверен, что 95% депутатов просто не прочтут этот пакет документов. А он касается жизни каждого человека. Это первое.

Второе, что касается сути предложений. Вот эти оценки того, сколько людей смогут приобрести жилье, со стороны правительства, они очень сильно завышены и полностью неадекватны - о том, что треть населения смогут приобрести квартиры. Дело в том, что там действительно есть меры, которые содействуют повышению спроса на жилье. Но это повышение спроса повлечет за собой одновременно резкий рост цен на жилье. В результате, по оценкам наших экспертов, реально улучшить жилищное положение смогут не более 5-7% населения. А для остальных оно окажется слишком дорогим.

Следующий недостаток – это очень небольшой минимальный набор инструментов решения жилищной проблемы. По сути дела это только покупка жилья в собственность или социальный найм. При этом жилищный кодекс в его новом варианте не предусматривает других возможностей, которые существуют во всем мире. Ну, например, использование того же коммерческого найма жилья с одновременным минимальным субсидированием. Есть и другие способы решения жилищной проблемы. Например, для многих очередников могла бы стать привлекательной такая форма, как предоставление земли за чертой города и субсидирование строительства, которое будет гораздо дешевле, чем приобретение квартиры. Здесь же все ограничивается двумя вариантами: купить жилье в рассрочку по ипотеке или получить социальное жилье. И, в результате, запросы населения в этой области, они конечно, останутся неудовлетворенными. И никакого жилищного бума не будет.

А проблемы в результате принятия этого Жилищного кодекса могут возникнуть у очень многих людей. В частности, там предполагается, что собственник не несет никаких обязательств перед жильцами продаваемой или отдаваемой в залог квартиры. Это значит, что очень большое количество людей в результате принятия кодекса могут оказаться на улице. И такая мера, как выселение за неуплату коммунальных услуг и другие прегрешения, она тоже приведет к увеличению числа бомжей. Хотя тут возможны другие меры воздействия. Например, применение общественных работ и т.д.

В целом, если определить смысл этого пакета в двух словах, то он предназначен для того, чтобы вытолкнуть население на рынок жилья вместо того, чтобы обеспечить такой переход к рынку, при котором бы не было тяжелых социальных последствий. То есть, ничего не делается для того, чтобы смягчить переход к рынку. Вот такой радикальный вариант, причем, как всегда, правительство у нас по-другому не умеет проводить реформы. Только радикально, с огромными жертвами для населения. И никак иначе.

- Вы будете оказывать экспертную помощь?

Мы готовы. Наши депутаты работают в этом направлении. Кстати, депутат Г.Хованская работает над этим кодексом, стремясь смягчить самые одиозные положения этого документа. То есть, мы в принципе этой работой занимаемся. Но правительство, как всегда, отвергает те предложения, которые оно просто не понимает. Или которые оно не умеет реализовывать.

ИА "МиК", 11 июня 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]