По
оценкам экспертов ВШЭ, за один только 2002--2003 учебный
год россияне раздали 26,4 миллиарда рублей образовательным
взяточникам всех мастей. Причем 21,4 миллиарда заплатили
абитуриенты и студенты вузов.
Еще два-три года назад в официальных кругах предпочитали
не говорить о том, сколько теневых денег обращается в
образовании. Это "Московский комсомолец" мог
смаковать тарифы на поступление в престижные вузы. Любого
чиновника тут же спросили бы: а почем знаешь? Брал или
давал?
Первым конкретные суммы назвал Владимир Филиппов, министр
образования и бывший ректор РУДН. За несколько лет министерствования
бывшие коллеги – Совет ректоров – превратились в худших
врагов министра-модернизатора. Они никак не соглашались
на ЕГЭ, который товарищество "Филипповъ, Болотовъ
и К" рекламировало как патентованный препарат от
коррупции. Ректоров следовало разоблачить. Но министр
помнил, что у него есть только один запасной аэродром
на случай отставки – тот же РУДН. Поэтому все вышло как
в анекдоте: – Больной, у вас есть СПИД? – Есть, но очень,
очень мало… Филиппов скромно сообщил, что "в образовании
сотни тысяч теневых долларов". А потому следует скорее
вводить ЕГЭ, чтобы избавить абитуриентов от неприятной
необходимости давать на лапу.
Министру ответил ректор МГУ Виктор Садовничий. "Оборот
теневых средств в образовании – 5 миллиардов рублей",
– солидно обозначился хозяин Воробьевых гор. Филиппов,
что характерно, не спорил: сумма была, очевидно, взята
с потолка, а потолок у МГУ высокий.
Третьим выступил Георгий Сатаров: по результатам исследований
"Индема" он сравнил масштабы коррупции в образовании
с коррупционным рынком на автодорогах. С тем и жили: чиновники
цитировали Филиппова, ректоры (с непременной оговоркой
"это не про нас") – Садовничего, все остальные
– Сатарова. Каждый знал все про себя, а в чужой карман
заглядывать вроде неприлично, да и незачем.
Однако год назад в Высшей школе экономики все-таки решились
посчитать денежки в чужих карманах. Зачем?
Прежде чем ответить на это вопрос – немного об итогах
исследования. По оценкам экспертов ВШЭ, за один только
2002--2003 учебный год россияне раздали 26,4 миллиардов
рублей образовательным взяточникам всех мастей. Причем
21,4 миллиард заплатили абитуриенты и студенты вузов.
Вывод напрашивается: систему поступления пора менять.
Но Ярослав Иванович не был бы собой, если бы не пристрелил
и второго зайца. Исследование ВШЭ как бы показывает: деньги
у народа есть, люди готовы платить за образование! Только
вот несут не туда – взяточникам всяким, репетиторам, то
бишь мародерам, выползающим на поле образовательной политики
под покровом ночи. Господин Кузьминов не раз предлагал
"легализовать теневые финансовые потоки в образовании".
Проще говоря – сделать его официально платным.
По сути, скрупулезный подсчет взяток – это обоснование
инвестиционной привлекательности проектов модернизации
образования. Не случайно доклад ВШЭ заканчивается так:
"Экономический эффект от введения ЕГЭ: один рубль
бюджета, потраченный на проведение ЕГЭ, позволяет сократить
расходы высших учебных заведений на проведение вступительных
экзаменов на два рубля, а расходы семей (репетиторство,
взятки, транспортные расходы) на 16 рублей".
Сейчас уже понятно, что с помощью ЕГЭ победить коррупцию
не удастся: сперва в интернете пышно расцвели сайты, где
торговали фальшивыми ответами на тесты, теперь на каждом
столбе висит объявление: готовлю к ЕГЭ. Коррупция при
переходе из школы в вуз "фиксирует" различие
в требованиях школьной и вузовской программ. И пока это
различие будет – всегда будут репетиторы, вне зависимости
от того, в какой форме сдаются экзамены.
Впрочем, в Высшей школе экономики и не ставили задачи
бороться с коррупцией как таковой. Родительские деньги
предполагалось перенаправить из карманов "частников"
в бездонный карман государства. Но и это вряд ли получится:
ведь образование сегодня, от детсада до аспирантуры, –
это череда экзаменационных барьеров, зачастую абсолютно
бессмысленных. А чем бессмысленнее барьер, тем больше
вероятность, что брать его будут взятками.
Зачем нужны вступительные экзамены в вуз, если число
выпускников школ сравнялось с числом абитуриентов, принятых
в вузы, еще в 2000 году?
Еще несколько лет – и приемные комиссии будут устраивать
облавы на школьников, потеснив на этом поприще славных
тружеников военных комиссариатов. Зачем нужны тесты при
приеме в детсад или первый класс школы? Никакой педагогической
риторикой про отбор наиболее талантливых и подготовленных
тут не прикроешься. Идет отбор состоятельных родителей
– и всё.
Если посмотреть с этой точки зрения на модернизаторские
проекты той же ВШЭ, становится понятно, что они лишь усугубят
коррупцию в образовании. Взять хотя бы идею профильной
школы – с отбором в профильные классы по конкурсу, с поголовным
тестированием для девятиклассников… А кто не смог – тот
идет в обычные классы, где работают учителя, не получающие
солидных "профильных" надбавок. Или в ПТУ. Кто
не постарается протолкнуть свое чадо хоть на какой-нибудь
профиль?
В основу модернизации положена идея "объективного"
деления учеников – на профильных и не профильных, сдавших
ЕГЭ на сорок баллов или на восемьдесят. "Зачем нам
столько студентов? – говорит президент в послании, – Квалифицированных
рабочих не хватает". Вот вам и механизм отбора –
кого в студенты, кого в квалифицированные рабочие.
На Западе, где школьники тоже сдают тесты, ученик может
сделать сколько угодно попыток. И принести в вуз сертификат
со своим лучшим результатом. У нас шанс показать себя
только один. Не сумел – плати.
…На днях аж четыреста двадцать человек, из которых три
десятка настоящих академиков РАН, написали открытое письмо
Путину, озаглавленное "Нет – разрушительным экспериментам
в образовании". Научные люди ругают ЕГЭ: "ЕГЭ
не уменьшит "коррупционный налог", а перераспределит
его со вступительных экзаменов на школу. Коррупция в результате
введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие
на воспитание молодежи". И даже признают: "Достоверная
оценка результатов школьного обучения не может быть установлена
разовым тестированием". И предлагают создать независимую
от министерства комиссию, которая проведет анализ итогов
мероприятий по модернизации образования.
Все так. Где они спали все три года, пока шел эксперимент?
Или выжидали в засаде, чтобы ударить точно и наверняка?
Что ж, момент подходящий. Владимира Филиппова на образовательной
сцене больше нет. Под его замом, куратором эксперимента
по ЕГЭ Виктором Болотовым, качается кресло руководителя
службы по контролю и надзору в сфере образования и науки,
которое он еще не успел насидеть.
Руководить новообразованным Департаментом государственной
политики в образовании назначен Исаак Калина, экс-министр
образования Оренбургской области, человек, известный прохладным
отношением к единому государственному.
Облегчит ли война академиков с ЕГЭ положение абитуриентов
– сказать трудно. А пока на дворе июнь – время штурмовать
вуз и облегчать кошелек.