Продолжают
кипеть страсти вокруг формирования нового состава Городской
избирательной комиссии. Оно и понятно: 2 июня Законодательное
собрание должно определиться со списком предлагаемых в Горизбирком
кандидатур. (О перипетиях этого процесса мы рассказывали
в предыдущем номере.) Накануне этого судьбоносного дня «Новая
газета» решила обратиться с вопросами к человеку, который
знает о горизбиркоме не понаслышке. Это бывший председатель
комиссии Александр Гарусов. Который возглавил ГИК ровно
десять лет назад - в июне 1994-го. И проработал в этой должности
девять лет, пережив три состава избирательной комиссии.
Лишь год назад он был смещен с этого поста, в преддверии
досрочных губернаторских выборов...
- Что было в 1994 году?, - говорит Александр Гарусов.
- Все выборы в городе с 3,7 миллиона избирателей организовывала
комиссия из 15 человек с тремя освобожденными членами.
Вопросы были сложные, когда избиралось первое Законодательное
собрание - уже не было городского Совета, и еще не было
законодательной базы. Но мы справились. И сегодня можно
говорить, что в городе создана работающая избирательная
система.
- С технической точки зрения, система, конечно, создана.
Но как быть с нарушениями во время выборов, которые неизменно
оставались безнаказанными? Чего не хватало для того, чтобы
их пресекать - законов или политической воли?
- Этот вопрос надо задавать нарушителям закона. Некоторые
из них системно нарушали закон, некоторые продолжают это
делать до сих пор. Можно покопаться в архивах и все вытащить.
- А комиссия, много раз закрывавшая глаза на нарушения,
ответственности за это не несет?
- Пока я был председателем комиссии, всем нарушениям
избирательного законодательства давалась адекватная оценка.
Другое дело, что в то время было определенное несовершенство
законов. Сейчас, когда законы стали лучше, руки несколько
развязаны. Есть новое законодательство, есть Кодекс об
административных правонарушениях, и его надо исполнять.
Можно отменять регистрацию кандидатов, можно отменять
результаты выборов. Закон позволяет делать это в случае
совершения определенных нарушений.
- Вспомните «казус Рыдника», когда уже были и новые
избирательные законы, и КОАП - но Горизбирком упорно закрывал
глаза на все, что делал Юрий Рыдник в 41-м округе во время
выборов Законодательного собрания в 2002 году. В том числе
на деятельность АНО «РЫДНИК» по бесплатной уборке домов
и дворов. Однако затем суд все-таки лишил Рыдника депутатского
мандата. Выходит, нарушения были, но комиссия не дала
им адекватную оценку?
- Суд снял Рыдника, сочтя нарушением закона продолжение
рекламы возглавляемого им БАЛТОНЭКСИМбанка во время избирательной
кампании. Я до сих пор считаю, что акционеры банка не
должны были страдать от того, что председатель совета
директоров баллотируется в депутаты. Прекращение рекламы
- это нарушение их прав. А если я тоже акционер этого
банка и хочу получать дивиденды? Впрочем, эта норма записана
в законе, и никто ее не оспаривал. Что касается других
фактов, то деятельность АНО «РЫДНИК», если помните, суд
нарушением закона не признал.
- Другой случай - на тех же выборах, с Вадимом Войтановским
в 31-м округе, когда избирателям раздавались продуктовые
наборы по талонам с фамилией кандидата. И вы, и председатель
ЦИК Александр Вешняков в один голос заявляли, что подобный
подкуп избирателей будет беспощадно караться, но когда
дошло до дела - Горизбирком вновь ничего «не усмотрел»...
- Не хочу вспоминать пресловутый «резервный фонд» и вспоминать,
сколько представлений наша комиссия писала в Законодательное
собрание по этому вопросу. Оценку ситуации в 31-м округе
должен дать суд. Мы поддержим решение суда.
- Избирком имел все возможности для того, чтобы самому
дать эти оценки, не дожидаясь суда...
- Оценки надо давать системно - не только по таким фактам,
но и по всем остальным. Не могу утверждать, что сегодня
факты подкупа полностью изжиты. Конечно, нет. Последние
выборы в муниципальных образованиях это подтверждают.
- Если бы комиссия с самого начала занимала более
жесткую позицию, может быть, этих фактов было бы меньше?
А так кандидаты, которые этим занимались, видели, что
все сходит с рук. Может быть, комиссии не хотелось возиться
и создавать прецеденты?
- По каждому факту должна быть собрана доказательная
база, а затем - суд.
- Влияние исполнительной власти на Горизбирком: насколько
оно было велико?
- На меня никто влиять не пытался. Знали, что не получится.
Что реакции с моей стороны не будет.
- Снятие с поста председателя Горизбиркома связывали
с тем, что вас считали человеком Яковлева, а перед выборами
нужно было обеспечить лояльность комиссии другому лагерю
- полпредству президента...
- Могу только повторить ответ на предыдущий вопрос.
- Вас не удивляет, что многие члены комиссии, которые
были всей душой преданы Яковлеву, с легкостью необыкновенной
переметнулись на сторону полпредства?
- Я не хотел бы давать оценок их поведению...
P.S. То, что все эти десять лет Горизбирком
был не независимым органом, а структурой, находившейся
под контролем Смольного, достаточно очевидно.
Во всяком случае, это следует из анализа решений, которые
он принимал. Действительно, ни один «прогубернаторский»
кандидат в депутаты ни разу не был наказан, что бы он
себе не позволял, а все жалобы оппозиционных кандидатов
на соперников, пользовавшихся административным ресурсом,
подкупавших избирателей или занимавшихся незаконной агитацией,
неизменно отклонялись.
Если Горизбирком вел себя так совершенно добровольно
и без всякого давления со стороны Смольного - приходится
усомниться в квалификации большинства членов комиссии.
Но все же более вероятна гипотеза, согласно которой «большую
работу» с комиссией все-таки проводили. Да и Рыдник и
поныне был бы депутатом, если бы не ушел из «Единой России»,
после чего сверху последовала команда... нет-нет, не засудить
его, а всего лишь поступить с ним по закону.
Что касается Александра Гарусова - он, конечно же, пал
жертвой предвыборной «зачистки». После чего комиссия быстро
«поставила нос по ветру». И если осенью 2002-го в Горизбирком
было бесполезно жаловаться на использование административного
ресурса Смольным и незаконную агитацию за «яковлевских»
кандидатов, то осенью 2003-го точно так же было бесполезно
жаловаться на использование административного ресурса
полпредством и незаконную агитацию за Матвиенко.
Удивляться, впрочем, нечему.
Власть давно уже поняла, что выборы - слишком серьезное
дело, чтобы доверить их народу.