Виктор
ШЕЙНИС, главный научный сотрудник Института мировой
экономики и международных отношений РАН
Как змея сбрасывает шкуру, так и избирательное законодательство
каждый раз перед выборами меняется. В конце 92-го года
инициативная группа, которую я возглавлял, начала разрабатывать
избирательное законодательство. В основу избирательной
системы был положен смешанный принцип формирования парламента.
Половина депутатов избирается по партийным спискам, половина
- по одномандатным округам. Верховный Совет яростно сопротивлялся
нашим предложениям, настаивая на том, чтобы выборы проходили
только по мажоритарным округам. В итоге предложения нашей
группы были закреплены президентским указом, и выборы
1993 года состоялись по смешанному принципу, как мы предлагали.
Но те выборы принесли неприятные сюрпризы - победили
ЛДПР и КПРФ. Тогда Борис Ельцин и его советники решили,
что во всем повинна новая избирательная система. В 1994
- 1995 годах, когда в Госдуме обсуждали, как трансформировать
указ президента о выборах в закон, Кремль настаивал на
том, чтобы снизить квоту по партийным спискам с половины
до одной трети. Но депутатов не удалось сломать. Накат
на пропорциональный компонент системы продолжался пять
лет. Точку в этой затянувшейся дискуссии в 1998 году поставил
Конституционный суд, когда отверг жалобу саратовских депутатов
из областного собрания, поднявших вопрос о неконституционности
избирательного законодательства.
Но история повторяется, с той лишь разницей, что раньше
хотели воспрепятствовать выборам по партийным спискам,
а сегодня - по одномандатным. Переход на чисто пропорциональную
систему означает, что мы получим не просто легко управляемую
Думу, она уже сейчас такая, а Думу, которую будут полностью
формировать в Администрации президента. Полагаю, что следующим
шагом будет введение императивного мандата, когда депутатам
будет запрещено покидать свою фракцию, в противном случае
они из Думы изгоняются. Кремлю важно закрепить организованное
постоянство правящей партии.
Кроме того, Администрация президента заинтересована в
том, чтобы в парламенте появилась декоративная оппозиция,
которая не будет опасна для власти, а, напротив, будет
ей полезна. Чтобы, например, поддерживать внешнюю политику
Владимира Путина и принимать на себя социальный протест
общества. При пропорциональной системе такую оппозицию
построить нетрудно.
Поэтому ломка существующей избирательной системы чревата
опасными вещами, лучше оставить все как есть