Евгения Альбац: Мы начинаем нашу традиционную
программу имени меня. В студии - Евгений
Абрамович Бунимович, депутат Мосгордумы, курирующий
вопросы культуры и искусства, и, что самое важное для
нашей темы - учитель математики гимназии 710, и Мария
Александровна Филиппенко, учитель латинского языка гимназии
1567, лауреат Конкурса 'Учитель года-99'.Тема нашей передачи,
понятное дело, связана с Международным днем детей и с
тем, какими они у нас вырастают. А именно - честность
в школе: списывать, не списывать, и как это отражается
на политической и экономической культуре страны. Вот наша
сегодняшняя тема. И сразу вопрос нашим гостям - если можно,
в режиме 'да-нет', - его задала Татьяна Замяткина из Москвы.
Итак, - Евгений Абрамович, вы списывали, когда учились
в школе?
Евгений Бунимович: Ну, конечно.
Евгения Альбац: Мария Александровна?
Мария Филиппенко: Да, да.
Евгения Альбац: Вы - оба учителя. Как вы относитесь
к тому, что ваши ученики списывают? Не обращаете внимания,
закрываете на это глаза, наказываете, наоборот, считаете,
что списывая, они хотя бы что-то будут знать
Мария Филиппенко: Я это использую в своих интересах,
поскольку списывают всегда, и будут списывать всегда,
меняются только технологии. А как говорил Марк Аврелий
- если не можешь изменить обстоятельства, измени свое
отношение к ним.
Евгения Альбац: Как вы это используете?
Мария Филиппенко: Мы с ними играем в честность,
так сказать. То есть в каких-то ситуациях я закрываю глаза
на то, что они списывают, потому что я знаю, что они действительно
списывают со своих же конспектов, и если им так веселее
писать контрольную - пусть это так будет. Но иногда я
говорю - ребята, а сейчас давайте действительно каждый
сам за себя. Просто сами себя проверьте, поиграйте в это
- что вы сможете, на какие пункты сможет ответить, а на
какие - нет, без подсказки, без бумажки. Ну и вообще так
интересно, по-моему.
Евгения Альбац: А вот что ваш опыт подсказывает
- кто лучше выучивает латынь - те, кто списывает, или
те, кто не списывает?
Мария Филиппенко: Нет, ну, латынь это вообще предмет
зубрительный, к сожалению. И я на первом же уроке об этом
предупреждаю - что нужно будет зубрить. Что касается списывания...
могу сказать одно - отличники тоже списывают. Те, кто
на выходе получают итоговую пятерку, все равно списывают...
Евгения Альбац: Не уходите, Маша, от ответа.
Мария Филиппенко: Мне трудно сказать. Мне кажется,
процент одинаков, и не зависит это от списывания, потому
что повторю - списывают действительно все - в разных ситуациях,
конечно. И мне кажется, что дело не в списывании.
Евгения Альбац: Готова поспорить, но тот же вопрос
к Е.Бунимовичу - у вас предмет логический.
Евгений Бунимович: Дело не в том, что логический.
Тут вопрос другой - мне кажется, что мера моей ответственности
в чем-то немножко другая, чем у Маши с ее изумительным
и экзотическим предметом. Дело в том, что мои ребята,
а в основном это старшие классы, они идут в институт после
этого, - они должны быть конкурентоспособны. Я не хочу,
чтобы они оказались в ситуации такого самообмана, потому
что вот такое вот списывание, самоповышение отметки -
оно у подростка рождает ощущение, что он знает лучше -
он забывает очень быстро, каким образом ему это удалось.
И поэтому это для меня вопрос принципиальный, честно говоря.
Во-первых, потому что это математические классы, и они
учат предмет не 4 часа, как положено, а 9. Поэтому первое,
что я делаю, когда вижу какое-то списывание, говорю -
слушай, это же вообще твой добровольный выбор, ты можешь
вообще здесь не находиться, ты можешь всего этого не учить.
Государство тебя обязывает учить 4 часа, ты зачем-то сидишь
9. Но если ты в своем собственном предмете, который ты
выбрал, ты начинаешь делать такие вещи, то непонятно,
зачем ты его выбрал. Т.е. здесь у меня есть аргумент довольно
серьезный. Думаю, что у Маши он тоже есть, потому что
латынь просто так на улице не учат - это тоже должны некие
мотивированные дети. А второе - я преподаю и в гуманитарных
классах, - здесь другая ситуация, и она стоит передо мной.
Она заключается в том, чтобы вот: я, кстати, в Думе являюсь
председателем Комиссии по образованию, но тем не менее,
конечно, занимаюсь культурой и искусством, но понимаете,
математика - то тоже часть культуры человеческой, и моя
задача как учителя - все-таки попробовать объяснить этим
моим родным гуманитариям, что без этого они маргинальны.
Это трудно, и здесь, понимаете, нужны какие-то взаимные
нормальные правила игры. Ну, например, я им разрешаю -
всегда разрешаю, - сказать перед уроком, что они не сделали
домашнюю работу. Потому что нельзя загонять подростка
в угол.
Евгения Альбац: Понятно. Вы заключаете некий контракт...
Евгений Бунимович: Да. Но если ты этого не сказал,
ты сделал другой выбор - понимаете? Я никогда не говорю
- два раза скажешь, что не сделал задание, в третий раз
расстреляю. Нет, этого не бывает. Но человек не может
подходить каждую неделю, и говорить - знаете, я сегодня
не сделал задание. То есть речь идет о такой психологической
ситуации: ну, один раз он подошел, сказал. Второй раз
подошел, но четвертый, пятый уже подходить неловко - перед
собой... и эта ситуация заставляет работать. Вот такие
нормальные, человеческие приемы заставляют. Потому что
я считаю, что это очень важно, для меня это вопрос принципиальный.
Я очень рад сегодня придти на передачу, я вообще на разные
передачи по образованию прихожу, - мне надоело немножко
обсуждать одного министра, другого министра, один закон
об образовании, другой. Я считаю, что вопрос списывания
важнее вопросов стандартов по математике, хотя всю жизнь
занимаюсь математикой.
Евгения Альбац: Согласна. В интернете развернулась
некая дискуссия на эту тему, и вот два послания. Андрей
Архангельский из Москвы: 'Самое страшное, что сделала
советская власть - бесплатное образование. Знания не имеют
ценностей. Люди платят за бумажку, на которой написано,
что он - умный. Докажите, что знание имеет ценность, и
никто не будет пытаться списывать, потому что цели будут
другие'. И Виктор Ксюхин: 'Для чего в школе существуют
так называемые сочинения? Разве там готовят профессиональных
литературоведов и критиков? Разве не очевидно, что большинство
подростков не обладают даром литературного критика - вот
и приводит это все к списыванию из разных книг. Кроме
того, приобретается стойкая ненависть к русской литературе'.
Прокомментируете?
Мария Филиппенко: Я не преподавала в платных школах,
и мне интересно - в платных частных школах списывают ли
дети? Я думаю, да. И на западе интересно - списывают ли
дети, где образование платное. Особенно высшее. Что касается
сочинений - я тоже жуткая противница так называемых официальных
шпаргалок, которые сейчас уже будут скоро продаваться
в связи с вступительными экзаменами, хотя я опять-таки
знаю, что эти шпаргалки пишут те же учителя литературы,
и даже мои знакомые учителя писали, и очень профессионально.
Ну да, возвращаемся опять, наверное, к вопросу выбора
- ребенок опять берет на себя ответственность, и наверное,
в школе нужно нам научить его не формулам, не каким-то
латинским склонениям или спряжениям, а вот этому пониманию
- что ты сам берешь ответственность за свое образование,
какое оно будет .Ты действительно выбираешь - это факт,
это уже много раз говорилось, - что какие-то предметы,
знания, ребенку , может быть, будут менее необходимы дальше,
какие-то более необходимы. И пусть он решает, что он вызубрит,
а что - спишет. Потому что факт - ребенок не может все
- за одну неделю, за одну ночь, за год - он не может все
выучить. Что-то приходится списывать.
Евгения Альбац: Может быть ему разумно нужно давать
задания?
Евгений Бунимович: Мне кажется, вопрос, который
ставится по поводу Советского Союза и бесплатности - он
правильно ставится по поводу Советского Союза, но неправильно
с точки зрения бесплатности. Могу привести пример - в
Европе образования гораздо более бесплатное, чем в Советском
Союзе, где всегда были параллельные... как все у нас -
как медицина, когда приносили что-нибудь еще, и как все
остальное. В Европе она гораздо более честно бесплатная,
и никак это не влияет. Это не связано. Связано другое.
Смотрите - давайте вспомним - вы вообще видели человека,
который не закончил советскую школу? Который не получил
аттестата? Который учился в 10 классе, а аттестата не
получил? Франция со времен Наполеона, своим знаменитым
'Баком', школьным экзаменом - сейчас безумно гордится
тем, что вышла на то, что примерно 70% выпускников школы
получают вот этот аттестат. И она страшно гордится, что
две трети страны не просто просидело в школе, а действительно
выдало результат. У нас: я сам занимался тем раньше, что
сочинял вот эти варианты экзаменов - который писала Россия,
вернее, еще Советский Союз, - экзамен по математике. И
я задавал вопросы тому же министру - ни одной двойки нет
на весь СССР по математике. Такое может быть теоретически?
Я приезжаю читать лекцию в Петрозаводск - я хорошо помню
эту ситуацию, - мы добились тогда одного, - вот разрушение
советского строя начиналось с разных вещей. До этого было
5 задач, и человек получать '5', только если сделал пять
задач - мы не давали никакого права на ошибку. Т.е. раньше
было с самого начала - так не бывает. Любой, самый идеальный
школьник, может ошибиться, мы должны признать право человека
на ошибку.
Мария Филиппенко: 'Эраре хуманум эст'.
Евгений Бунимович: Вот именно. Как мы обычно и
говорим на всех своих уроках.
Евгения Альбац: Именно этими словами.
Евгений Бунимович: И что происходит? Мы дали право
на ошибку, и очень трудно было объяснить учителям, что
человек может ошибиться в одной шестой задачи, а все равно
получить пять. И выяснилось, что в Петрозаводске - а это
хороший, достаточно сильный регион, - мы такую залупили
шестую задачу, что ее не решил ни один школьник. Как они
поступили в этой ситуации? Они мне честно сказали - они
обратились в местный университет, в университете, естественно,
ее решили, быстренько распространили по школам, все отличники
решили все 6 задач. На меня это очень сильно подействовало
- вот эта система массового вранья, когда мы ставим планку,
которую они просто не могут преодолеть, а потом везде
кричим, что наше образование - лучшее в мире. А вы знаете,
- все те, кто говорят об этом, - что у нас нет результатов
ни одного государственного экзамена, кроме последнего.
Мы можем много ругаться по поводу ЕГЭ, и правильно ругаться
по этому поводу, - но до этого никто не собирал результаты.
А что их собирать? Сколько сказали - то и будет. Я хорошо
помню, когда учился в школе, Ростовская область объявила,
что будет учиться без троек - можно и без троек, какая
разница? Можно и без четверок. Можно врать в любой ситуации,
потому что тут нет никакого критерия. Т.е. мы ставим такие
планки: Москва - образцовый коммунистический город. Москва
может разваливаться при этом, рушиться историческое наследие
- все, что хотите. Но она будет образцовой. Вот так и
здесь. Т.е., Советский Союз действительно: вот эта система
общей лжи, тотальной лжи - она, конечно же, продуцировала
ложь в школу полными ложками, в полном объеме.
Евгения Альбац: Поскольку мне приходилось преподавать
в частном университете, и дочь моя училась не в частной,
но в публичной школе, я могу ответить на вопрос, который
Маша задала - как это происходит там. Вот я вам скажу,
что с самого начала, в начальной школе, там как манера
произносится - нельзя обманывать. По-английски списывание
- это 'читинг', обман. И это вкладывается в головки детей
с самого начала. Конечно, там бывает все, и у меня были
студенты, которых я ловила на плагиате. Я должна вам сказать,
что я думаю, что списывание - это не что иное, как кража.
Кража чужой интеллектуальной собственности. Один ученик
сделал домашнее задание, а другой, списав, его позаимствовал.
Т.е. кража по согласию. Кража интеллектуальной собственности
ничем, собственно, не отличается от любой другой - с моей
точки зрения. Скажем, кража сумочки. Почему - кража? Потому
что ученик за домашнюю работу получает оценку, т.е. плату,
капитал, который он потом может конвертировать в диплом,
карьеру, и, в конечном итоге, в реальные деньги. Поэтому
с моей точки зрения списывание должно быть наказуемым
деянием. Но важнее еще и другое. Привычка заимствовать
чужую интеллектуальную собственность не только наносит
ущерб самому ученику, о чем вы говорили, - это еще полбеды,
но и способствует тому, что общество принимает нечестность
и обман как нечто допустимое и обыденное. Собственно,
это продуцируется и на бизнес, и на поведение госчиновников
и политиков. Т.е. списывание имеет далеко идущие последствия.
Да, конечно, в тех странах, где за списывание в школах
и университетах наказывают вплоть до исключения, случаются
'Энроны' и 'Пармалаты', т.е. обман партнеров по бизнесу
и акционеров-совладельцев компаний. Но там все-таки, судя
по тому возмущению, которое вызвали и скандал с 'Энроном',
и скандал с 'Пармалатом' - это, скорее, девиантное поведение
- поведение, которое порицается обществом, и является
отклонением от правила, нежели правилом. У нас надуть
партнера - милое дело. Обмануть избирателей - совершенно
спокойно, и никак не осуждается. Наоборот, принимается
за данность. Лукавство самых высоких политиков не имеет
ровно никаких для них последствий. Я догадываюсь, что
я, наверное, представляю радикальную в этом смысле точку
зрения. Но мне кажется, что... понимаете, вы апеллируете
к разуму, мне кажется, что это правильно - надо говорить
ученику - ребята, вы же для себя учитесь, а не для чужого
дяди, но мне кажется, что тут есть еще и моральная категория,
которую мы исключаем.
Евгений Бунимович: Знаете, моральная категория
довольно сложная. Вообще мне очень нравится - сначала
мы списываем в школе, действительно наши ребята достаточно
развиты, интересны, но мы - одни из самых списывающих
в мире, это совершенно очевидно. И после этого мне очень
нравится телевизионная реклама - выходите из тени, платите
налоги. Почему нужно выходить из тени, когда уже к сочинению
1 июня учителя закупили одинаковые ручки для всего класса
- это маленький прием всем известный - для того, чтобы
потом исправлять те ошибки, которые в этих сочинениях
будут 'излишними' для той отметки, которую хотелось бы.
А потом нам сообщают - выходите из тени, платите налоги
все, желательно, или еще что-то в таком же духе. Вот у
моего сына была забавная история - когда он поступил на
'мехмат' - это у нас семейное, я его тоже закончил в свое
время, - поскольку он поступил весной. Через предварительные
экзамены, летом ему нечего было делать, он пошел на бизнес-курсы
- тогда это было очень модно. Но бизнес-курсы вели уже
какие-то европейские преподаватели. И в какой-то момент
очень жестко выяснилось - там рейтинг постоянный, - что
девочка, которая у него списала, оказалась в рейтинге
выше, чем он. Для него это был шок - с одной стороны,
это западный рейтинг, с другой стороны - наша нормальная
ситуация, если тебя попросили, то ты дал списать. Но интересно
другое. Там было обсуждение вопроса - что делать, если
ты обнаружил брак в том, что ты производишь. Мой сын,
- правда, он рано закончил школу, ему тогда было всего
14, он сказал - ну как что - скрывать. Но там сидели наши
взрослые дяди-бизнесмены. И преподаватели стали спрашивать
- а вы что думаете? И все наши сказали - конечно, скрывать.
А что же делать? И вот тогда выяснилось, что так в бизнесе
нельзя. И это был шок для всей аудитории.
Евгения Альбац: Немножко сообщений с пейджера.
Саша: 'Списывание - вопрос культуры. Я 9 лет проучилась
за границей, уровень защиты от списывания и там и здесь
ровно такой же, никакой разницы. Только там меня научили
опираться на собственные мозги, и я списываю два раза
в год, и только тогда, когда это определяет зачетный зачет'.
Другая Саша: 'Во Франции списывать невозможно в принципе
- каждый человек сидит за отдельной партой, и обязательно
двое учителей прогуливаются между рядами. При малейшем
намеке ученик удаляется из класса'. Учитель истории Алексей:
'Вспомните, что те, кто у нас списывают сегодня, через
20-25 лет начнут нами править. Последствия понятны'...
Евгений Бунимович: Сегодня, видимо, правят те,
кто списывал вчера.
Евгения Альбац: Надо ли продолжать? Не от того
ли так и правят?
Евгений Бунимович: Между прочим, когда я ставлю
этот вопрос перед коллегами, в том числе, о независимом
контроле за образованием, на меня очень обижаются - а
что, учителю доверять нельзя? Надо доверять, но нужны
еще и какие-то объективные результаты. Я говорю - но это
в любом случае шаг к честности. Мне говорят - никто не
шагает к честности вокруг, а нужно начинать школу трясти
с точки зрения шага к честности. Я говорю - мне кажется,
что это как раз тот самый случай, когда начинать надо
точно со школы. Это очень важно, это воспитанный момент.
Кстати, я много раз предлагал, как один из авторов нынешнего
нашего экзамена, 9 класса, на обложке напечатать формулы
- потому что не главное, чтобы помнить 30 или 40 формул.
Главное - понимать, когда и зачем ее применять, и куда.
И задачи можно поинтереснее вставить. Но не хотим. Для
того, чтобы сделать этот шаг к честности, нужна посильность.
Не случайно все время идет сравнение с Западом - я много
с ребятами ездил по обмену, и они часто смеялись, что
задания, которые делают их американские друзья, не сложные
- но они их сидят и делают. От начала и до конца.
Евгения Альбац: Послушаем звонки в студию.
Вера Александровна: Я заканчивала школу в 47-48
гг, училась в 97-й школе на ул.Чайковского. У нас была
преподавательница физики, и когда мы приходили в класс,
она говорила - если кто-то не понял домашнее задание,
не сделал задачи - не обманывайте, скажите честно, останемся
после урока, и решим. Ни один не списывал, и мы все получили
'5' на вступительных экзаменах по физике.
Евгения Альбац: Спасибо. И следующий звонок.
Игорь: У меня вопрос к Бунимовичу - когда школа
'полтинник' отмечает?
Евгений Бунимович: Осенью.
Игорь: Спасибо большое.
Евгения Альбац: Это мы должны поздравить Е.Бунимовича
- ему только что исполнилось 50 лет, и Москва по этому
поводу шумно гуляла, отмечала и праздновала.
Евгений Бунимович: А школе, в которой я работаю
почти 30 лет, осенью будет 50.
Евгения Альбац: Отлично. И еще звонок.
Антон: Вы знаете, я не списывал, и остался на
второй год в институте - это очень плохо для меня. Я очень
честный, и не списывал. А другие люди:
Евгения Альбац: А может, вы очень умный, Антон?
Евгений Бунимович: Я вас поздравляю, Антон. Потому
что на самом деле это нормально. На самом деле мы должны
привыкнуть и к этому - что продублировать год это совершенно
нормально. Значит, вы чего-то не усвоили. Надо по-другому
к этому относиться. Не надо думать, что дублирование года
- это ЧП. ЧП - это проскочить предметы, которые вам нужны,
и ничего в них не узнать.
Мария Филиппенко: Но, к сожалению, в нашей стране
остаться на второй год - это страшное позорище. Получить
двойку - это значит получить ремнем дома. Быть публично
отчитанным в классе, это тоже страшный позор. Понятно,
что дети избегают всякими способами этого позора. У нас
такое деревенское немножко отношение.
Евгения Альбац: А вам не кажется, если студент
остается на второй год, может быть, ему лучше пойти поработать,
нежели занимать чье-то место в университете?
Евгений Бунимович: Это поднимается вопрос платности
и бесплатности, и всего остального. Давайте четко разделим
вопрос. У меня по этому вопросу совершенно другой взгляд.
Я считаю, что все те люди, которые хотят учиться, они
как раз ничего у государства не крадут. Вот мы все спорим
- в такой форме принимать вступительные экзамены, так
коррупцию обходить, или так. А на самом деле что делают
плохого люди, которые после 11 класса хотят учиться дальше?
Почему после 4 класса мы говорим - давай учись дальше.
Давай еще, мы тебе любое место предоставим. После 9 класса
в Москве мы готовы любого учить, кто как-то захочет. А
после 11 мы говорим - ах, ты не добрал полбалла? Все,
иди вон. Вот из-за этой жесткой, бессмысленной, с точки
образования системы, - потому что никакой экзамен - ни
ЕГЭ, ни другой, ни устный, ни письменный, - все равно
за один раз ничего до конца не проверят. Человек хочет
учиться - пусть он учится дальше, пусть он учится один
год. Это все равно лучше, чем он будет болтаться на улице,
или делать еще что-нибудь.
Евгения Альбац: А платить он будет за образование?
Евгений Бунимович: А вот тут начинается вопрос.
Я считаю, что это просто нищета нашего государства. Кстати,
мы прекрасно знаем, что в Европе высшее образование во
многом бесплатно.
Евгения Альбац: И тем не менее, поступить в хороший
университет бесплатно очень трудно.
Евгений Бунимович: Ничего подобного. В Сорбонну
не так трудно теперь поступить. И бесплатно, и спокойно
они учатся.
Евгения Альбац: В основном после гимназии Генриха
УШ туда можно поступить.
Евгений Бунимович: Ничего подобного, это не так.
У вас уже устаревшие данные. И это правильно социально.
Потому что даже если человек проучится 2 года, а не 5,
это все равно лучше - если он этого хотел, и сам увидел,
что он дальше не тянет, чем если ему все время дают по
рукам - пошел вон, и так далее. Тогда естественно и достойно
будет учиться второй год - ну да, я в чем-то не разобрался.
Кстати, тугодумы, которые не быстро разбираются, это не
самые, как выясняется в истории, глупые в результате люди
- например, Эйнштейн, и т.д.
Евгения Альбац: Леонид из Америки пишет: 'В Америке
за списывание ставят единицу за предмет, выгоняют из университета.
Может быть, имеет смысл строго наказывать за мошенничество?'
Мария Филиппенко: Знаете, нужно было в самом начале
нашего разговора все-таки оговорить, о каком списывании
мы говорим. В отношениях учитель-ученик - очень много
тонкостей. Мы сейчас затронули сначала списывание у самого
себя - т.е. со шпаргалки.
Евгения Альбац: А шпаргалка откуда?
Мария Филиппенко: От древнегреческого слова 'спарганон'.
Евгения Альбац: Нет, откуда берется шпаргалка?
Мария Филиппенко: Это всего лишь форма подготовки
ученика к контрольной.
Евгения Альбац: И почему тогда ученику надо на
контрольной иметь такую помощь?
Евгений Бунимович: Потому что взрослые дяди типа
президента, премьер-министра - тоже держат бумажку перед
собой, когда о чем-то говорят. Что же мы все время ребенка
ставим в условия, которые себе позволяем обходить?
Евгения Альбац: Так мы потому и позволяем себе
обходить, что мы в детстве привыкли, что это можно обходить.
Евгений Бунимович: А на телевидении диктор - помните,
он смотрит нам в глаза, а мы знаем, что там телесуфлер
с другой стороны, и там идут крупные буквы. Давайте поймем,
что на самом деле ребенок может, а что мы от него требовать
не можем.
Евгения Альбац: Не в этом дело. Вы отлично понимаете,
что это вопрос о равных правилах игры. Когда студент приходит
на занятие со шпаргалкой, он заведомо ставит себя в неравные
условия, в более выгодные условия, чем студент, который
не имеет этой шпаргалки. И учитель, который позволяет
эту шпаргалку, принимает эти неравные условия игры.
Евгений Бунимович: Я говорю о другом. Я приведу
другой пример - выпускной экзамен на мехмате, знаменитый,
итоговый. На 5 курсе, - я вам гарантирую, что из 450 студентов,
наверное, 5 способны всю эту математику знать. Значит,
надо экзамен ставить по-другому. И здесь вопрос не только
шпаргалки. И преподаватели это прекрасно понимают. Поэтому
если ты не очень точно помнишь теорему, они не так уж
жестко на это смотрят - невозможно все это поднять. Ты
уже специалист в теории вероятности, допустим, но сдать
это все - я это хорошо помню. Это уже взрослые люди, 5
курс заканчивают. И я в свое время понимал, что это -
глобальная неправда. Мехмат - действительно один из самых
лучших факультетов мира, но это не значит, что человек,
который его заканчивает, должен быть фантастического уровня
универсальным математиком - которого при сегодняшней специализации
вообще не существует. Последний был Гильберт в начале
20 века.
Евгения Альбац: Послушаем еще звонки.
Игорь: Я бы согласился с Е.Бунимовичем, потому
что не знаю как в латыни, но в математике и физике помнить
все формулы, во-первых, бессмысленно, а во-вторых, это
никому не нужно - вы просто напрягаете ребенка. Гораздо
важнее, чтобы он знал, как их применять, в каких обстоятельствах,
и по каким методикам это все решать. У меня был приятель
в институте - он не мог написать ответ, не списывая, но
зато когда ему преподаватель начинал задавать вопросы,
он отвечал абсолютно на все. Он хорошо знал предмет, но
у него психофизические параметры были таковы, что он не
мог вспомнить, что ему приложить, когда его ставили в
положение свободного творчества.
Евгения Альбац: А может быть тогда нужно, чтобы
некоторые экзамены были, что называется, с открытыми книжками?
Ведь такие существуют.
Игорь: Существуют преподаватели, которые разрешают
пользоваться своими конспектами. А какой смысл запрещать?
Все запомнить все равно невозможно. Главное, чтобы человек
понимал, что он говорит, а не механически списывал.
Евгения Альбац: Согласна. Спасибо.
Юрий Григорьевич: Мой сын сейчас учится в Чили,
ему 16 лет. Как вы думаете, его аттестат будет действителен
у нас?
Евгений Бунимович: Думаю, что нет. Дело в том,
что с Чили и вообще с Латинской Америкой у нас никаких
соглашений нет. Но учитывая, что у нас все законы очень
приблизительные, то я думаю, что если он сдаст конкурсные
экзамены, я думаю, что возможно поступление в вуз. Хотя
с Европой мы подписали Болонское соглашение о взаимном
признании аттестатов и дипломов - это очень большой шаг
вперед по интеграции с европейским образованием. С Чили
этого нет. Насколько я знаю, я, как ни странно, знаю чилийское
образование - с точки зрения предметов оно существенно
меньше требует, чем наше. Поэтому здесь вопрос знаний,
а не только аттестата.
Евгения Альбац: Вопрос Маше: 'Сдавал экзамен на
олимпиаде по математике. Рядом молодой человек снял работу
на современный телефон, фотоаппаратом, и через два часа
получил ответы'.
Мария Филиппенко: Я бы вернулась к теме разговора.
Шпаргалка - это самый невинный способ обмана. Настоящие
учителя, опытные, говорят, что шпаргалкой еще надо уметь
воспользоваться как подсказкой. Неуч не сможет воспользоваться
никакой шпаргалкой. И что разрешать пользоваться шпаргалкой
- это самая что ни на есть педагогическая технология.
Так вот технологиями я как раз тоже занимаюсь, и мои ученики
с удовольствием мне рассказывают, как, например, есть
диктофоны, замаскированные под ручку, в рукав пропускается
наушник и приклеивается к уху бесцветным пластырем, и
надиктованы дома все вопросы туда заранее.
Евгения Альбац: Это же уже было в 'Кавказской пленнице'.
Мария Филиппенко: А сейчас уже телефоны 'хендс
фри', и микрофон можно замаскировать в серьгах или на
лацкане пиджака. В соседней аудитории сидит друг, и в
режиме 'он-лайн' он тебе все надиктовывает.
Евгения Альбац: И что вы делаете, когда ловите
на этом?
Мария Филиппенко: Знаете, я лично не ловила. Я
ловила более невинные - когда свечкой были написаны формулы
на стекле, и ребенок делал вид, что смотрит в окошко.
Кстати, некоторые после контрольной сами рассказывают.
Евгений Бунимович: Вот все-таки одаренная страна.
Мария Филиппенко: Творческий подход к списыванию.
Евгений Бунимович: Нет бы в позитив повернуть.
Между прочим то, что наша школа совершенно не оценивает
предприимчивость - ну нет у нас такого предмета:
Мария Филиппенко: Чичиковых никогда на Руси не
любили.
Евгений Бунимович: А ведь нужно умение это организовать,
продумать, оценить другого. Но у нас нет такого предмета.
Может быть, если бы мы их оценивали в другом предмете,
им бы было не так важно отличиться в этом.
Евгения Альбац: Я вообще считаю, что по умению
выживать России абсолютно нет равных. Мы абсолютные специалисты
по технике выживания.
Евгений Бунимович: Может быть и хорошо тогда, что
наша школа начинает: ставя немыслимые барьеры, такие контрольные,
на которых треть примерно должна получить двойки, - может
быть она начинает учить выживать? Потому что школа - это
отражение жизни. Если мы в школе будем строить некую идеальную
модель, а выходя на улицы они будут сталкиваться с совершенно
другой реальностью - это тоже очень опасно.
Евгения Альбац: То есть если следовать вашей логике
- на улице воруют, крадут из карманов, часто можно слышать,
что у человека нет денег на еду, поэтому он украл. То
есть мы должны к этому относиться спокойно? Ну, украл.
Ну, зарезал, убил, - ведь логика понятна?
Евгений Бунимович: Логика и жизнь это разные вещи.
Мария Филиппенко: Давайте возьмем серьезную проблему,
которую мы обсуждали. Когда ты списываешь на контрольной
из соседней тетрадки, или когда ты списываешь несделанное
домашнее задание, то есть действительно плагиат совершаешь:
Евгений Бунимович: Да воруешь просто.
Мария Филиппенко: Воруешь. Или, как это сейчас
распространено, скачивание курсовых и рефератов, - то
есть сама идея курсовых и рефератов умерла, уже все. Я
знаю, что преподавателям, и мне лично очень больно, когда
такие моменты - когда ты ловишь ученика именно за этим
трусливым и подлым списыванием. Но как правильно сказал
Евгений Абрамович, школа - это действительно отражение
общества. И списывание - это ответ учеников учителям.
В какие условия ставят учителя. Я бы хотела вспомнить
о таких двойных стандартах, которые существуют только,
по-моему, в русской школе. Мы сейчас говорим Чили, Америка,
Франция - но мы там не живем, и у нас принципиально разное
отношение к образованию Вот самая свежая моя эмоция -
когда все наши дети обманываются в школе. Каким образом?
Мы им говорим - будешь хорошо учиться - поступишь в институт.
Твое будущее - в твоих руках. А дети-отличники нанимают
репетиторов. И таким образом получается, что школа твоя
родная совершенно бесполезна. Они занимаются с репетиторами,
понимая, что только так поступят в вуз, а никак не своей
головой. Исключительно деньгами. Если говорить о честности
в школе, в самом высоком понимании этого слова, то нужно
не на шпаргалки смотреть, наверное, а на вот эти двойные
стандарты.
Евгения Альбац: Это принципиально разные вещи.
Не согласна с вами. Потому что и то, и другое плохо. Но
позволять интеллектуальное воровство, поощрять его - нельзя.
Елена пишет: 'Надо наконец признать, что школа уродует
будущих граждан своей страны - кругом натянутые троечники,
лечат на троечку, обслуживают на троечку, и так везде',
И я совершенно согласна.
Евгений Бунимович: Могу добавить. У Пушкина, как
известно, был по геометрии '0'. А у нас так не бывает.
У нас обязательно должно быть '3'. У нас у всех в стране
три. Минимум. Вот у нас один был неуч - Пушкин. У него
был ноль в лицее. Зато по французскому, литературе и фехтованию
у него было 'отлично'. И надо сказать, я вообще за таких
ребят - я не учил лично Александра Сергеевича, но за тех
ребят, которые по одному предмету имеют '5', а может быть,
даже и '6', а по другому не два, потому что у нас не ставят,
а три, - мне гораздо спокойнее, чем за тех, у которых
по всем предметам ровно. Они адаптируются к нашей странной
школе, которая хочет, чтобы ты учился средне, и знал средне.
Очень важно, чтобы были у тебя свои интересы.
Евгения Альбац: Это переложение ответственности
опять.
Евгений Бунимович: Это не переложение ответственности.
Это очень важный вопрос - чтобы с тебя по другим предметам
больше не спрашивали. Знаете, как сейчас на экзаменах
раздражает наших учителей - и я их понимаю, - что ученик
после одного часа экзаменов вместо положенных 5 часов,
кладет работу на стол - он ее на три сделал. Потому что
все на самом деле зачтено. Ему это не нужно, это не его
предмет, он собирается делать другое. Чтобы у него была
планка допустимого - вот это сделаешь, и больше тебе в
этом предмете не надо.
Евгения Альбац: Мы счастливые люди советские. У
нас всегда есть виноватые штатные. То Советский Союз,
то советская власть, Брежнев, Сталин, Ленин, Горбачев.
Теперь Путин виноват. У нас всегда кто-то виноват. Ведь
это вопрос об индивидуальной ответственности. Плохая школа
- ну так сделайте, чтобы она была хорошая. Но это не имеет
ровным счетом никакого отношения:
Евгений Бунимович: Имеет.
Евгения Альбац: С моей точки зрения, не имеет.
Евгений Бунимович: Есть две стороны этого процесса.
Евгения Альбац: С моей точки зрения, совершенно
необходимо приучать людей к индивидуальной ответственности.
Евгений Бунимович: К честности - обязательно. А
наша честность как образователей - адекватно спрашивать.
Евгения Альбац: Всегда украсть легче, чем заработать.
Евгений Бунимович: Нет. Вот если мы, учителя, мы,
люди образования, не будем хотеть поднимать планку, чтобы
нам выглядеть лучше - что наши дети лучше пишут работы:
давайте мы будем честными. Давайте поймем, что школьник:
как в известном фильме - граждане, катафалк не резиновый.
Понимаете? Ну невозможно его наполнить. Я сидел с ребятами
на всех уроках. Обалдеваешь от количества уроков, это
просто невозможно выдержать - обилия вот этих знаний.
Информации, новых предметов. А почему нет? Раньше проходили
за 30 часов, сейчас - за 10, потому что там еще вставили
экономику, право, новые предметы. А старые, естественно,
не выбросили. Время сокращается, а мы все на школьника
наваливаем. Я его не защищаю в этом смысле. Как есть абсолютная
грамотность с первого класса, так есть и абсолютно этический
слух. Но я могу сказать, что из тысяч моих выпускников
я видел таких двоих.
Евгения Альбац: Мой учитель истории, Александр
Завади, он определял это так - 'нравственный стержень'.
Вот я думаю, что одна из колоссальных проблем нашей школы
заключается в том, что мы не учим наших детей пониманию
этого нравственного стержня. А оно начинается с простых
вещей - красть нельзя, лгать нельзя.
Мария Филиппенко: Я бы поспорила. Наши учителя
как раз очень хорошо учат нравственному стержню. Проблема
в другом. Хочу напомнить, что мы все-таки говорим накануне
Дня защиты детей. И кстати, с коллегами мы недавно это
обсуждали. И выяснилось, что в нашей школе ничего не урегулировано
- только недавно выяснилось, что оказывается, в день нельзя
назначать больше двух контрольных - дети физически не
успевают подготовиться. А в мое время было - 6 предметов,
6 контрольных в конце четверти. Как тут не списывать?
Не урегулировано, как ходить - с красными волосами нельзя.
А почему? А где это написано? Если ты опоздал на урок
- не написано, какое конкретно у тебя будет за это наказание.
Учитель начинает орать, оскорблять, требовать объяснений,
которые он не имеет права требовать - это вмешательство
в частную жизнь. То есть если уж сравнивать с Западом
- в наших школах вообще отсутствует какое либо урегулирование
на уровне законов. А как раз с этическим стержнем, мне
кажется, все в порядке.
Евгения Альбац: Когда у нас была учительница математики
- я учился в 6-й английской спецшколе в Москве, - когда
она на нас орала, наш класс вставал дружно, и уходил с
урока. Нас наказывали, приводили в школу, она начинала
орать - мы вставали и уходили с урока еще раз. Это было
замечательно.
Евгений Бунимович: Замечательно. Но вы вставали
и уходили все. Гораздо реже я встречал ситуацию, когда
встает и уходит один человек. Особенность подростка -
в коллективном действии. Ситуация общего вранья, общего
списывания... если бы человек был один, может быть, он
этого и не делал бы. Поэтому это действительно тот период,
когда нужно учить - я в этом убежден. И в этом смысле
это вопрос очень серьезный. Вопрос, прежде всего, для
наших учителей - повторю еще раз. Не только для наших
детей. Это очень важно говорить, что списывать - это красть,
воровать. Но если мы называем убийцу 'киллером', а вора
и вымогателя 'рэкетиром', то и здесь: эти эвфемизмы, которые
мы предлагаем - это то же самое. Это скрытие истины.
Евгения Альбац: Послушаем еще звонок.
Светлана: Я заканчивала школу в 70-м году. Тогда
был конкурс аттестатов, поэтому в 10 классе класс разделился
- те, кто шли в гуманитарные вузы, не занимались математикой,
и списывали. И наоборот. Насколько сейчас изменилась ситуация
в школе? Понятно, что будущему стоматологу не нужна история.
Мария Филиппенко: По-моему, в этом и смысл реформы
образования - чтобы старшие классы сделать профильными,
чтобы не грузить гуманитариев излишней математикой, а
математиков - русским языком.
Евгений Бунимович: Это опять шаг к той же честности.
Кстати, это именно то, чего хотят и дети, и родители.
Когда мы ходим в школу, а одновременно нанимаем репетиторов
- это тоже вранье. Мы ходим в школу, и что-то изображаем.
Хотелось бы, чтобы школа соответствовала тому запросу,
который есть у детей, родителей и общества.
Евгения Альбац: Наша программа подошла к концу,
и я благодарю наших гостей. Напоминаю, что в студии сегодня
были Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы, учитель математики
гимназии 710, и Мария Александровна Филиппенко, учитель
латинского языка гимназии 1567, лауреат Конкурса 'Учитель
года-99'. Хочу вас предупредить, что я ухожу в отпуск,
в следующий раз мы с вами увидимся 27 июня, в воскресенье