Со следующего года десятки миллионов российских граждан
лишатся социальных льгот. Взамен им будут предложены денежные
компенсации, размер которых будет в несколько раз меньше
«рублевого» эквивалента отменяемых льгот. Вот-вот правительство
внесет в Госдуму соответствующие законопроекты, сомневаться
в принятии которых не приходится.
Впрочем, все логично.
Сперва большинство общества смирилось с тем, что ему
заткнули рот, — когда власть уничтожила независимое от
себя телевидение.
Затем оно смирилось с тем, что ему связали руки, — когда
власть превратила выборы в фарс и сделала себя фактически
несменяемой.
Что ж, к тем, у кого заткнут рот и связаны руки, можно
безнаказанно залезть в карман…
За все не в ответе
Теоретическое право на различные льготы имеют около 30
миллионов граждан России. Начиная от инвалидов и ветеранов
войны и заканчивая репрессированными и бывшими несовершеннолетними
узниками фашистских концлагерей.
На практике этими льготами пользуются далеко не все —
государство финансирует лишь часть соответствующих «социальных
мандатов». Иначе говоря, не платит по своим обязательствам.
Простой пример: федеральный бюджет должен оплачивать
инвалидам войны приобретение автомашин, ветеранам и инвалидам
войны — санаторные путевки, установку телефона, проезд
раз в год на поезде, самолете или автобусе в любую точку
страны, протезирование и изготовление ортопедической обуви.
Реально эти расходы финансируются на 5—10%. Конечно,
особо настойчивые граждане могут пойти в суд и выиграть
дело. Но все в суд не пойдут — на что, собственно, и рассчитывает
власть…
Впрочем, теперь правительство хочет еще больше упростить
себе задачу.
«Объем социальных обязательств государства превышает
возможности правительства», — заявляет Михаил Фрадков.
Мол, «действующая система социальных преференций, основы
которой были заложены в дореформенный период, не вписывается
в новые социально-экономические реалии».
Ну, насчет «дореформенного периода» премьер, мягко говоря,
лукавит. Большая часть льгот установлена законом «О ветеранах»,
который вступил в силу в январе 1995 года. Да и все остальные
«льготные» законы приняты отнюдь не при советской власти…
Но что же предлагает правительство?
Для начала большую часть льгот, начиная с 2005 года,
хотят «сбросить» на регионы. Ветераны труда, ветераны
войны, труженики тыла, репрессированные (они составляют
примерно две трети от общего числа «льготников») отныне
будут получать льготы в зависимости от того, будут ли
в соответствующих бюджетах на это деньги.
«Мы надеемся, что регионы сохранят льготы для ветеранов
труда и тружеников тыла, и даже увеличат их», — заявляет
министр финансов Алексей Кудрин. Звучит как издевательство:
ведь именно усилиями г-на Кудрина, являющегося главным
идеологом такого «перераспределения», у регионов ежегодно
отбирают источники доходов, предлагая им «жить по средствам».
Что получится — предположить нетрудно: в семидесяти «дотационных»
регионах о каких-либо льготах для указанных категорий
граждан придется просто забыть. А если кто из них захочет
судиться — свои претензии он будет предъявлять не правительству,
а региональной власти.
«Центр» при этом ни за что не будет отвечать — он будет
только сурово спрашивать с «низов» за то, что граждане
не получают льгот…
Далее, предлагается отменить «спящие мандаты» — социальные
обязательства государства, которые закреплены в законах,
но на практике не исполняются. Ничего не скажешь, блистательная
логика: вместо того чтобы выгнать правительство, не способное
исполнять законы, предлагается отменить не исполняемые
им законы…
Заметим: одним из первых, по замыслам правительства,
под «сокращение» попадает право военнослужащих и членов
их семей раз в год бесплатно выезжать на отдых. Кто захочет
в этих условиях служить на Севере, в Сибири или на Дальнем
Востоке? Вопрос, что называется, риторический.
Льготы в натуре
А теперь — самое существенное и самое циничное.
Те льготы, за финансирование которых будет отвечать федеральный
бюджет, — льготы для инвалидов и участников войны, «чернобыльцев»,
Героев СССР и России, а также инвалидов первой, второй
и третьей групп — правительство хочет перевести в натуральную
(денежную) форму.
Иначе говоря, вместо того чтобы пользоваться правом на
бесплатный проезд, на 50-процентную оплату жилищно-коммунальных
услуг, на бесплатное получение лекарств и санаторных путевок,
на протезирование и лечение зубов и так далее, «льготники»
получат денежные компенсации. Получил деньги — и трать
их, как душа пожелает. Хоть на автобусе целый день катайся,
хоть за квартиру плати, хоть путевку покупай…
«Почти 40% граждан готовы заменить льготы денежными компенсациями,
причем наиболее активно высказываются за замену их денежными
выплатами сельские жители», — заявляет министр здравоохранения
и социального развития Михаил Зурабов. Мол, те, кто перейдет
на «натуральную форму» получения льгот, только выиграют.
Непонятно только, в чем будет заключаться этот выигрыш.
Между тем участники упомянутого г-ном Зурабовым опроса
заявляли, что хотели бы вместо своих льгот получать компенсацию
в одну-две тысячи рублей ежемесячно. Комментируя это,
министр заметил, что «ожидания, связанные с размером денежных
компенсаций, во многом завышены».
Но при чем тут «завышенные ожидания»? Может быть, «социальный»
министр не знает, сколько стоят в России лекарства, общественный
транспорт или услуги жилкомхоза? Несложный расчет показывает,
что, скажем, для участников войны «натуральное» выражение
всех полагающихся им льгот составляет около 3 тысяч рублей
в месяц. Предлагается же им в четыре-пять раз меньше.
Да, в стране есть немало тех, кто с радостью согласился
бы получать и компенсации в 250 рублей. Скажем, те, кто
живет в деревне и никаких льгот — например, на установку
или оплату телефона, — отродясь не имел по причине отсутствия
телефона. Как и льгот на проезд в общественном транспорте
— по аналогичной причине. И при этом нерегулярно получает
зарплату в полторы-две тысячи рублей или пенсию еще меньшего
размера.
Понятно, что перспектива замены гипотетических льгот
«живыми» деньгами будет в данном случае рассматриваться
как замена журавля в небе на синицу в руках. Но большая
часть «льготников» — жители больших и средних городов,
а их перспективы оказываются безрадостными…
И бедные станут богатыми?
Борьба с бедностью — одно из наиболее громко провозглашаемых
сегодня намерений власти: Владимир Путин не раз заявлял,
что «премьер и члены кабинета будут нести личную ответственность
за уровень и качество жизни граждан».
Казалось бы, в условиях экономического роста, который
служит одним из главных факторов, обеспечивающих популярность
президента, этот уровень и качество должны только повышаться.
На деле же все происходит ровным счетом наоборот: рост
доходов государства сопровождается урезанием социальных
расходов. Чем больше у государства денег — тем больше
оно стремится их экономить.
Экономят, впрочем, не на всех.
На то, чтобы платить чиновникам непомерные зарплаты (в
тщетной надежде, что они будут меньше воровать), денег
не жалко.
Как не жалко их на президентские резиденции, на государственную
охрану ВИП-персон, на все новые и новые чиновничьи структуры,
на обсуждаемые переезды высших судов в Петербург, на разрушение
Чечни с последующим «восстановлением»…
А вот на бедных — жалко. На них-то экономят как могут.
И не только теми способами, которые описаны выше.
С некоторых пор в России малоимущие граждане (те, у кого
доход ниже прожиточного минимума) имеют право на получение
государственной социальной помощи. Помощь, вообще говоря,
невелика — получить можно лишь столько, на сколько доход
«недотягивает» до прожиточного минимума.
Но и на этих крохах правительство решило сэкономить.
И 20 августа 2003 года приняло мало кому известное и,
по понятным причинам, не афишируемое постановление № 512.
Где черным по белому записано: к доходам гражданина или
семьи относятся «денежные эквиваленты полученных членами
семьи льгот и социальных гарантий».
Иначе говоря, если гражданин имеет право на 50% оплаты
за квартиру — оставшиеся 50% считаются доходом (!). Имеешь
право получать бесплатные лекарства, бесплатно ездить
на транспорте, получать путевку в санаторий или устанавливать
зубные протезы — стоимость всего этого приплюсуют к «доходам».
Независимо от того, пользуешься ты этими льготами или
нет. Будь ты хоть прикованный к дому инвалид — все льготы,
в том числе по проезду на общественном транспорте, добавят
к пенсии. И если в результате этой арифметической операции
получится величина, превышающая прожиточный минимум (составляющий,
скажем, для питерских пенсионеров 1961 рубль), — можно
проститься с надеждами на социальную помощь. Что и происходит:
многие граждане, ранее эту помощь получавшие, теперь ее
лишились…
Эта мошенническая методика дает возможность в один миг
превратить миллионы россиян в «обеспеченных». Замечательный
получается способ борьбы с бедностью, не правда ли?
P.S. После совещания у президента 25 мая
члены кабинета министров заговорили о других суммах компенсаций
— примерно в два раза больше, чем обещали вначале. Странно,
почему не раз в пять? Хотя и «в два раза» — это все равно
втрое меньше необходимого. Да и в бюджете 2005 года на
компенсации заложены все те же 165—170 млрд рублей. В
среднем — по 400 рублей на «льготника» в месяц. Откуда
же возьмутся при этом «двойные» суммы компенсаций?
И потом, что это за правительство, которое, стоило президенту
нахмурить брови, тут же в сжатые, заметьте, сроки «скорректировало»
свои планы? И почему наш кабинет министров так вольно
обращается с государственным бюджетом? Одно объяснение
лежит на поверхности: это политика двойных стандартов.
Для населения — «Жрите, что дают». Для гаранта Конституции
— «Чего изволите?» А ну как гарант опять нахмурится.