Министр образования Владимир Филиппов конечно же был
фигурой неоднозначной. Поговаривали даже, что это коммунисты
протащили своего агента на столь важный в идейном смысле
пост. Филиппов, однако, вскоре после своего назначения
вдруг начал ускоренно избавлять вверенную ему систему
от пережитков социализма.
Неожиданно просто он сформулировал мучивший всех невысказанный
вопрос: сколько денег стоит «самое лучшее образование
в мире»? Также он поставил под сомнение сам тезис об исключительности
этого советского наследства. Осуществить мониторинг уровня
преподавания по всей стране, а заодно избавиться от вузовских
репетиторов, совместив выпускные и вступительные экзамены,
Филиппов намеревался с помощью Единого государственного
экзамена (ЕГЭ). Профильная школа, по его мысли, должна
избавить школьников от ненужных нагрузок: гуманитариев
освободить от усиленного изучения химии, а физикам сократить
количество обязательной художественной литературы. Естественным
для Филиппова продолжением стало изменение экономических
основ образования. Взамен обезличенной системы финансирования
он предложил ввести систему ГИФО — «образовательных ваучеров».
Снят Владимир Филиппов был на самом взлете собственной
реформы. Во главе системы появился некто. Зовут его Андрей
Фурсенко. Фигура — не публичная, к образованию прямого
отношения не имел, а потому никто и не знает, что думает
новый министр, к примеру, по поводу идей старого. И вот
с момента реорганизации министерства дальнейшая судьба
великих свершений, перед которыми еще в начале марта стояло
российское образование, оказалась неизвестна.
Собственное видение ситуации новый министр обещал обнародовать
к началу учебного года. До того времени — думать и разбираться
в достижениях и неудачах своего предшественника.
Тем временем начатые преобразования идут своим чередом.
Независимо от общей оценки содержания реформ очевидно:
во многих случаях необходимо оперативное вмешательство
министерства. Самый наглядный пример — многочисленные
проблемы, связанные с ЕГЭ. Будет ли экзамен обязательным
или добровольным? Каковы правила принятия школьников в
вузы по итогам ЕГЭ? Ситуация этого года в Москве обнажила
существующие противоречия: количество сдающих экзамен
оказалось на порядок меньше ожидаемого. Причем огромное
количество школьников отказалось от участия в эксперименте
в самый последний момент. Одна из причин массового исхода
ясна: организационная неразбериха. С лета 2003 года по
январь нынешнего решение о том, проводить или не проводить
экзамен в столице, менялось несколько раз, и порядок приема
на основании ЕГЭ не был определен до самого последнего
момента. Но ведь совершенно очевидно, что в случае неучастия
в едином экзамене главного академического центра страны
эксперимент теряет смысл: куда поступать молодым талантам
из провинции?
Ситуация в регионах с тем же единым экзаменом ненамного
проще. Нам сообщают: уровень нечистоплотности при сдаче
ЕГЭ побивает все рекорды. Нередки ситуации, когда секьюрпаки
— запечатанные задания, спускаемые министерством, — заранее
вскрываются. Затем учителя решают полученные варианты
и предоставляют ученикам на экзамене. За деньги. Статистики
подобных случаев в Министерстве образования не ведется
— проконтролировать более 5 тысяч пунктов сдачи ЕГЭ Москва
не в силах. Устроители реформ на вопрос об имеющихся нарушениях
предпочитают скромно отмалчиваться.
Можно смело предположить: пока чиновники сами не знают,
чего хотят, коррупция будет потихоньку процветать. Взятки
уже перемещаются из вузов в школы — ведь теперь судьба
абитуриентов решается там.
Общая ситуация неопределенности позволяет предполагать
повышение «цены» и за поступление в вузы уже в этом году.
Что будет в следующем? Для этого новому министру нужно
поскорее озвучить собственную точку зрения на происходящее.
Пока он предпочитает занимать осторожную позицию «и тем,
и этим»: на встрече с Союзом ректоров он критикует ЕГЭ,
после встреч с представителями противоположного лагеря
осторожно одобряет экзамен.
Мы попытались выяснить как у сторонников, так и у противников
реформ: что день грядущий нам готовит? Что интересно,
и те, и другие демонстрируют приподнятое ожидание.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ:
— Одним из главных событий прошлых месяцев стало возвращение
интереса к образовательным реформам. Обсуждение возникающих
проблем образования стало более предметным. До того как
стали происходить организационные изменения в структуре
министерства, казалось, что проблемы образования отошли
на второй план. Это отрадный момент, ведь, например, во
Франции дискуссия по реформе образования носила общенациональный
характер. Вторым событием стало, безусловно, слияние министерств.
В этом есть большой плюс: оба ведомства имеют одинаковые
задачи.
Что касается происходящих изменений, то основной принцип,
который я исповедую, — это взвешенность и осторожность.
В целом начатые Филипповым реформы имеют под собой объективную
основу: изменилась страна, изменилась экономика, следовательно,
необходима и перестройка жизненно важных основ. Главное,
что здесь важно помнить: образование — это не просто сфера
услуг, это образ жизни общества. Резкие изменения очень
рискованны. В советское время мы учились не просто отвечать
на вопросы «да» или «нет» — мы учились размышлять. И фундаментальность
нашего образования должна остаться. Не нужно гнаться за
модой, ведь каждая страна имеет собственные традиции,
сообразно которым строится и модель образования.
Я уверен, что новый министр понимает это: на встрече
с Союзом ректоров в Ярославле он высказал вполне здравое
отношение к ЕГЭ, а на выступлении в Академии наук, говоря
о школьном образовании, поддержал стандарты, которые определят
уровень школьного образования.
Еще нобелевский лауреат Стиглиц отметил, что сфера образования
— зона провала рыночных отношений. Если будет потеряно
образование, поднять экономику шансов у нас уже не будет.
Александр АДАМСКИЙ, ректор института образовательной
политики «Эврика»:
— Никаких особых событий после смены руководства министерства
не происходит. Но это такое административно-политическое
событие.
Повышение неопределенности: неизвестно, что будет. Эта
ситуация очень фрустрирует не только родителей, но уже
и школьников. По традиции, если наступает молчание, ожидают
худшего. Когда молчание наступает на гребне реформ, это,
естественно, вызывает брожение в обществе. Неслучайно,
наверное, профсоюзом работников образования на 10 июня
намечена забастовка по невыплатам зарплаты.
В будущее я тем не менее смотрю с оптимизмом. Наконец-то
в образование пришли люди трезвые, которые видят в образовании
не только затратную сферу, а сферу производственную. Бессмысленные
госсоветы, образовательные пункты в послании президента,
которые не выполнялись, — всему этому должен быть положен
конец.
Анатолий ПИНСКИЙ, член Российского общественного совета
развития образования, директор школы №1060 г. Москвы:
— Естественно, сейчас ничего не происходит, ведь идет
реорганизация. Вместе с тем направления реформ останутся
прежними: они заданы не лично министром Филипповым, а
продиктованы объективным состоянием дел в российском образовании.
Общий вектор преобразований определялся решениями Госсовета,
посланиями президента и решениями правительства.
Сейчас, конечно, возможна корректировка хода преобразований.
У меня есть ряд претензий ко всем, пожалуй, аспектам реформ.
В ЕГЭ отсутствует компетентный подход, некоторые предметы
сдаются как профильные, хотя это не нужно. С ГИФО тоже
существует ряд трудностей, хотя другого способа распределения
бюджетных денег в вузах пока не предусмотрено. Обязательно
будет поднят и вопрос о платных услугах в школе.
Так что продолжение реформ обязательно будет — определяется
оно не новым министром, а правительством и президентом.
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор ГУ-ВШЭ:
— Наиболее значимое событие в сфере образования за последнее
время — это, безусловно, назначение нового министра образования
и науки А. А. Фурсенко. Необходимо отметить также работу
группы Шувалова по реформе образования в России, в результате
которой определены конкретные шаги для дальнейшей реализации
реформы.
КОММЕНТАРИЙ
Наш обозреватель председатель Комиссии по образованию
Московской городской Думы Евгений
БУНИМОВИЧ:
— Надо отдать должное министру Филиппову: им была сформирована
образовательная политика. О ней много спорили, но она
была.
Сегодня не может не беспокоить другое. Пост министра
занял господин Фурсенко. К новому министру претензий нет
по другому поводу: он никогда про образование не говорил
ни слова. Но, может, и в самом деле — министр должен быть
политиком, а не человеком образования, как министр Филиппов,
вникать в каждую деталь того же стандарта? Но тогда его
замы должны быть профессионалами в области образования.
И вот с назначением замов появляется вопрос: на какой
ступени иерархии появится человек от образования, профессионал
именно в этой области?
Боюсь, что слияние образования и науки в одном министерстве
может воспроизвести один из главных системных пороков
нашей системы образования. Мы все время школу пытаемся
подстроить под вуз. Школьное образование в новом министерстве,
увы, оказалось сбоку припеку, хотя на самом деле оно главное,
базовое. Я начинаю думать, что виноваты не президент,
не министр, не прочие начальники — виновато образовательное
сообщество.
Кто встретился первым с новым министром? Патриарх. Естественно
для представителя церкви, он лоббирует идею религиозного
образования. Затем военные, которые продавливают идеи
военизации школы и все так же, вместо того чтобы реформировать
Министерство обороны и армию, предпочитают набирать школьников
на сборы, решают свои проблемы за счет образования. Дальше
с министром встретился Совет ректоров. Это серьезная лоббирующая
структура, представляющая интересы высшей школы.
Главная проблема средней школы в том, что с ее стороны
такой лоббирующей общественной структуры нет. А значит,
министру разобраться в проблемах средней школы помочь
никто не сможет. Министр Филиппов был прав в главном:
школа не может быть реформирована изнутри. Она реформируется
под определенные цели и задачи, которые должны быть сформулированы
обществом.