[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Бунтман
Послание президента РФ Федеральному собранию
"Эхо Москвы",   26 мая 2004 года

Сергей Бунтман: Я обращаюсь к нашим гостям, с которыми мы будем искать выход после того, как президент обратился к Федеральному собранию. И у нас в гостях Михаил Задорнов, Владимир Рыжков, Юрий Шарандин, Вячеслав Володин. Думаю, что понятно, что не совсем одни и те же идеи, а также политические идеалы представляют наши гости. И думаю, сегодня мы можем отразить более или менее полную картину. Я хотел бы сейчас, чтобы каждый из гостей высказался тезисно, и ответил на следующий вопрос - у вас, у наших законодателей, были свои насущные вопросы. Как бы вы ни были осведомлены о послании. О том, что в нем должно быть. У вас как у граждан, и как у представителей определенной части населения. Какие были вопросы, на какие вы получили ответы в послании, и на какие вы не получили ответы сегодня.

Юрий Шарандин: По распределению сфер деятельности в Совете Федерации, наш комитет отвечает, в том числе, и за защиту прав человека и гражданина, за внесение изменений в Конституцию и прочие вещи, связанные с конституционным законодательством. И естественно, те слова президента, которые он произносил, имея в виду молодую российскую демократию, ее развитие, защиту прав человека, слова, которые он произнес - никто и ничто не сможет остановить развитие демократии в РФ. Вот эти слова для меня являются в этой части послания ключевыми. Они для меня являются опорой. Могу сказать, что с приходом нового уполномоченного по правам человека и наша деятельность получила тоже новое качество. Не далее как сегодня Совет Федерации внес изменения в регламент своей деятельности, мы внесли положения, в соответствии с которыми мы, вместе с уполномоченным по правам человека, готовим ежегодный доклад Федеральному собранию о деятельности уполномоченного по правам человека. Могу сказать также, что сама постановка на первое место социального блока вопросов, которую озвучил президент - жилье, образование, медицина, - говорит о том, что социальная ориентированность также выходит на первое место, и с этой точки зрения я посланием вполне удовлетворен. У меня есть соображения насчет того, что не является моими прямыми вопросами, но то, что я услышал с удовлетворением: Кстати, посчитали - были 9 раз аплодисменты во время выступления президента, а в одном месте точно не аплодировали, а жалко - мои руки тянулись аплодировать, но я остался в меньшинстве, и сдержал себя. А мысль была высказана феноменальная - о том, что военная экономика должна стать прозрачной. И возврат был к мысли о том, что деятельность спецслужб должна подвергаться контролю, контролю общественности, гражданского общества. Я специально тут же сел, поднял наше законодательство на эту тему, взял с собой - при желании могу процитировать: в законодательстве РФ этому уделено достаточно большое внимание. Поэтому импульс в этом направлении, который дал президент, думаю, должен развиваться.

Сергей Бунтман: То есть вы получили практически все ответы на ваши вопросы.

Юрий Шарандин: Нет, не на все вопросы получил ответы. Но не хотелось бы отнимать время у коллег - на те вопросы, на которые я не получил ответ, я скажу попозже.

Михаил Задорнов: На что я не получил ответ? Я не получил ответ на вопрос о том, каковы действия всех ветвей власти, исполнительной и законодательной, какова стратегия развития страны на среднесрочную перспективу. Хотя бы на ближайшие четыре года. Дело в том, что и перед выборами президента мы не услышали его программы, программы его действий. Первое послание, которые открывает вот этот политический цикл, с моей точки зрения, должно было быть посвящено пускай и столь важным, но все-таки тактическим задачам, а стратегии. Внешнеполитическое место России, стратегии федерализма, каким-то ключевым задачам социальным в экономической политике. Это было послание такое, если можно сказать, тактическое на год. Откуда взята эта конструкция - это не секрет, - это обращение к нации американского президента, это форма обращения есть и еще в нескольких странах Мы во многом, и справедливо, учитываем опыт других стран. Оно обращено, особенно в начале политического цикла, не только к федеральному собранию, но и к нации. Думаю, что какие-то вещи нация почерпнет из выступления президента, но не стратегию, пускай даже среднесрочную.

Сергей Бунтман: А вы ждали стратегии?

Михаил Задорнов: Я ждал стратегии. На что я получил ответ - я получил ответ на действия в экономической политике, понял, что они будут примерно теми, о которых уже заявляло правительство - как предыдущее, так и это. Услышал несколько новых постановок, именно, прежде всего, в экономической политике - то, что необходимо все-таки решительнее бороться с инфляцией, дальше делать более либеральным валютное законодательство, и постановку вопросов о важности вложений в инфраструктуру, в развитие образования, здравоохранения. Но это мы, прямо скажем, слышали и от правительства в предыдущие месяцы. Это как бы подтверждение того, что было. И что я не услышал в экономической политике - был подтвержден приоритет борьбы с бедностью, и это действительно ключевая задача для страны, в которой только по официальным данным от 10 процентов беднейших до 10 процентов наиболее обеспеченных людей разрыв по официальной статистике в 14 раз, и эта задача не была решена за предыдущий цикл, разрыв только увеличился. И здесь мы услышали от президента вновь этот лозунг, но абсолютно не было методов, не было обозначено путей, с помощью которых - помимо экономического роста, - эта задача будет решена. А экономический рост был и в предыдущие 4 года, а расслоение, как я уже сказал, увеличилось. Вот, пожалуй, как я оценил бы сегодняшнее выступление президента.

Вячеслав Володин: В рамках послания невозможно ответить на все те вопросы, которые нас сегодня волнуют. Но то, что послание было очень содержательным, и самое главное, оно было конкретным, ни у кого сомнений не вызывает. Меня беспокоил вопрос строительства жилья - мы на протяжении последних двух лет патронируем программу строительства жилья для молодых семей, эта программа ежегодно находится на грани закрытия, правительство выделяет на нее крохи - 49 млн. рублей, потом, после того, как Госдума вмешивается в ситуацию, удается до 500 млн. увеличить финансирование. Сегодня из уст президента прозвучало в целом решение проблемы жилищной. Создание рынка доступного жилья - для меня это очень важно. Этот вопрос наша партия 'Единая Россия' его, что называется, готовила прошедшие два месяца, занимался этим Г.Боос, и к июню мы планируем внести порядка 27 предложений в законы для того, чтобы как раз решить эту проблему через принятие законодательных актов. И то, что сегодня президент сказал - конечно, для нас многие проблемы, препоны просто снимутся. И надеюсь, что это вот конкретная отдача от послания. Конечно, важно было услышать по экономике, что мы дальше будем идти по пути снижения налоговой нагрузки, создания комфортных условий для нашего бизнеса, выход на три процента инфляции, и через два-три года конвертируемый рубль страна должна получить. Потому что это действительно то, что даст в перспективе и благосостояние людям, и сильную страну.

Сергей Бунтман: Тот же вопрос - В.Рыжкову.

Владимир Рыжков: Во-первых, не было отчета за 4 года, - вот чего я не услышал.

Сергей Бунтман: Но там было сказано, что о результатах мы говорить не будем.

Владимир Рыжков: А надо было поговорить. Потому что президент 4 года назад говорил, например, о том, что смертность превышает рождаемость. Надо было сказать - а как сейчас? И тогда бы выяснилось, что ситуация не улучшилась. Президент 4 года назад говорил о том, что у нас очень низкая продолжительность жизни. Надо было сказать - а как сейчас? Я бы сказал вам - ситуация не улучшилась. Рождаемость в целом за 4 года? Ухудшилась ситуация. Социальное расслоение - об этом М.Задорнов сказал - стало хуже. Богатые стали богаче, а бедные - их не догоняют. Поэтому не было отчета, поэтому - ну, проехали, и проехали. А я считаю, что это неправильно. Надо было сказать - ребята, мы с вами ставили вместе, 4 года назад задачи, а многие из них не выполнены, причем ключевые. Второе, что я не услышал - несколько конкретных вещей: например, меня удивляет, что ни разу не было произнесено слово 'коррупция'. Это что, на предстоящие 4 года нас не заботит? Ничего себе. Я вообще считаю, что это одна из самых: ну, в тройке самых страшных проблем страны. Дальше. Я, например, как член Комитета по делам федерации и региональной политики ничего не услышал о будущем федерации - будет укрупнение, не будет укрупнения, будущее федеральных округов. Здесь хотелось бы больше конкретики, потому что это касается каждого из нас. И последнее - из года в год: вот я слушал уже 10-е по счету послание, если включать еще послания Бориса Николаевича. Из года в год говорится - надо то, надо это. Потом это не делается. Возникает вопрос - а кто должен эти реформы обеспечивать? Вот о том, что у нас главной проблемой страны является наша неэффективная, раздувшаяся, распухшая, коррумпированная, алчная бюрократия, - президент вскользь сегодня сказал - боремся-боремся, а ведомств все больше, чиновников все больше, расходы все больше. Но вот кто будет реформировать? Юрий Шарандин сказал, что надо спецслужбы контролировать, допустим. Но это должны делать как в Америке - Конгресс и Сенат. У нас должны делать дума и Совет Федерации. А мы только теряем эти возможности последние 4 года, у нас их все меньше и меньше - признайте это, коллеги. Поэтому есть разрыв между задачами и субъектами. Задачи прекрасные, я их полностью поддерживаю, хотя список не полный. Но в условиях слабого парламента, например, они не реализуемы. А вот этого от президента я не услышал.

Сергей Бунтман: 'Меня больше всего волнуют наветы на наши правозащитные наши организации. Кто же еще нас защитит перед произволом?' - пишет Виктор Степанович. 'Прошу прокомментировать фразу послания о кормящихся с руки', - Андрей Ильницкий. 'Объясните, пожалуйста, получат ли компенсации по льготам', - Ирина Ивановна нам пишет. То, что она пишет, все говорят. Но об этом - ничего. Неужели вот эта реформа не так важна, что о ней не стоит говорить особо, а не распылять по жилищным проблемам, социальным - за общими фразами? Потому что сейчас люди в очень большом напряжении. Юрий, вы хотели сказать, что не услышали у президента.

Юрий Шарандин: Да. Я не услышал в послании президента достаточно однозначных и жестких формулировок, касающихся ответственности власти. Поскольку если мы говорим о строительстве правового государства, мы должны понимать, что здесь направление движения должно быть обоюдным. Примат закона, абсолютное подчинение закона должны стать безусловными для тех, кто занимает руководящие посты. Мазком было об этом сказано - о том, что власть означает и большую ответственность. Но мне бы хотелось, чтобы все чиновники всех рангов получили, - и я тут согласен с В.Рыжковым, - получили абсолютно однозначный сигнал о том, что коррупция вещь совершенно запрещенная, и с ней будет вестись нещадная борьба. Я хотел бы, чтобы это прозвучало более определенно. А что касается вопроса слушателя относительно общественных организаций, то я специально это место послания президента послушал еще раз. Ведь он сказал, что у нас работает огромное количество общественных организаций. Которые эффективно защищают права граждан. Часть из них занимается тем, что было оценено как негативное.

Сергей Бунтман: Но почему акцент на это был сделан, скажите?

Юрий Шарандин: Этого я сказать не могу, не знаю, не я готовил послание. Но я знаю другое. Я знаю, как минимум два фонда западногерманских, германия, что называется, моя страна, немецкий язык и так далее, - эффективно работающих. Это фонды, которые работают на деньги правительства ФРГ, работают в России, работают эффективно и нормально.

Сергей Бунтман: Замечательно. Но у меня вопрос - почему вскользь было сказано о Чечне, вскользь, практически ничего, о проблеме льгот и компенсаций. И вдруг - кусок, в котором вскользь говорится о том, что многие эффективно работают, и акцент был на то, что 'кормятся с руки' - какая витиеватая большая фраза - что за настоящие права человека они не борются.

Юрий Шарандин: Я считаю, что это призыв к тем организациям, которые намерены этим заниматься серьезно, бороться за права человека как положено, и никого не бояться. И это возвращает нас к мысли о том, что власть должна это признать, и никуда от этого власть деться не сможет.

Владимир Рыжков: Я на этот же вопрос, коротко. Мне кажется, это у президента в данном случае абсолютно неправильная позиция. Это не наша вина, а наша беда, хотя и вина тоже - в том, что у нас в 90-е годы значительная часть общественных некоммерческих организаций получала западные гранты, и только за счет этого выживала. Просто наша экономика и общество находились, и боюсь, находятся сейчас на таком уровне развития, что просто наш бизнес. Например, в большинстве своем, не понимает, что надо поддерживать неправительственные организации. Вот Юра назвал две организации, два фонда, а я могу сказать, что есть фонды, которые занимаются борьбой со СПИДом, есть фонды, которые занимаются борьбой с наркоманией, борьбой с туберкулезом. Вкладываются огромные деньги международными организациями там, где у России просто руки не доходят, или мозгов не хватает. И я на самом деле боюсь чего - здесь прозвучало раздражение президента. Может быть, теми же 'Солдатскими матерями', которые действительно беспокоят власть, беспокоят генералитет. Но сколько они пацанов спасли, и сколько еще спасут? Даже если это каким-то генералам не нравится.

Михаил Задорнов: Но 'Солдатские матери' не финансируются за счет:

Владимир Рыжков: Мне трудно судить. Я боюсь, что:

Сергей Бунтман: Министр Иванов, который. По идее, должен быть человеком крайне осведомленным, по определению, он сделал вот такой огромный толстый намек сидя в самолете, я помню, год назад примерно - на то, что 'Солдатские матери' финансируются: 'ну, мы знаем, откуда', - сказал Иванов.

Владимир Рыжков: Вот я боюсь, что эта фраза президента может быть истолкована - я очень боюсь - правоохранительными органами, административными органами для давления и гонения на те неправительственные организации, которые критикуют власть, делают пикеты, которые требуют ответственности, расследований. Вот Юра говорил о сигналах - о коррупции не сказал, - мы понимаем, как это было бы воспринято чиновничеством. А про это - сказал. И мы тоже понимаем, что каждое слово президента трактуется как сигнал, и очень часто - как указание. Я очень хотел бы здесь надеяться, что вот эта часть, на мой взгляд, ошибочная послания, не будет воспринята соответствующими структурами для того, чтобы гонять. Кстати, хочу напомнить о Соросе, который вложил миллиард долларов в российскую науку, образование, школьные библиотеки, восстановление музеев, памятников истории культуры, в частности, в Петербурге, в том числе, по Д.Лихачеву и так далее. Что теперь - плевать ему в спину - после того, как он ушел из России? И как его выдавливали отсюда. Поэтому, мне кажется, здесь все-таки надо быть людьми с совестью, и тем людям, которые помогали и помогают нашему обществу и нашей стране, говорить спасибо, а не изображать из них какие-то подрывные организации.

Юрий Шарандин: Одно маленькое замечание. Для деятельности общественных организаций в РФ создана абсолютно адекватная нормативная база. У тех людей, которые работают в общественных организациях, есть абсолютно адекватные методы борьбы за свое право работать в этих организациях, и отстаивать свои интересы во всех судах, в том числе и в том суде, о котором на 'Эхо Москвы' говорят чуть ли не каждый день:

Владимир Рыжков: В том числе, в Басманном.

Юрий Шарандин: В том числе я имею в виду Страсбургский суд по правам человека. О Басманном не каждый день говорят. А о Страсбурге - практически все время.

Сергей Бунтман: В последнее время. Была причина.

Юрий Шарандин: И это хорошо. Это означает новую реальную возможность для отстаивания своих прав.
Поэтому повторяю - нормативная база для деятельности общественных организаций в РФ есть.

Сергей Бунтман: Когда вы говорили о прозрачности военной экономики:

Юрий Шарандин: Это не я, это президент говорил.

Сергей Бунтман: Вы еще сказали, что полистали законодательство, и что там все есть для этого - это очень хорошо, что там есть. Я верю, что там это есть, я очень люблю наши законы, в том числе и Конституцию, может быть, прежде всего.

Юрий Шарандин: Вы же блестяще защитили свои права в конституционном суде, когда речь шла о работе журналиста во время избирательной кампании, я в этом процессе участвовал.

Сергей Бунтман: Совершенно верно. И вопрос - зачем тогда нужен какой-то сигнал, зеленый свисток в послании президента, чтобы подчеркнуть необходимость прозрачности тех же самых спецслужб и того же самого военного бюджета. Скажите, пожалуйста. Что за история такая, в которой нужен свисток президента?

Владимир Рыжков: Президент, на мой взгляд, остро реагирует на сигналы из общества, из СМИ, на критику. Скажем, на западе его все время критикуют, что он строит авторитаризм в России. Он ответил сегодня, что никакого авторитаризма у нас нет, а наоборот, у нас самая, что ни на есть, демократия. Точно так же и здесь - идет постоянная критика после 'Норд-Оста', после других случаев, что спецслужбы непрозрачны и неподконтрольны. Вот он ответил на этот сигнал, сказал, что надо больше прозрачности. Другой вопрос уже к нам, к депутатам и сенаторам - мы воспользуемся этим сигналом, мы внесем соответствующие поправки в законодательство и в свою практику. Например, Юра завтра пригласит кого-то по очередным терактам в Грозном, которые сегодня, к несчастью, опять произошли, - чтобы все-таки наши силовики рассказали - почему. Вроде у нас там мир, да и президент об этом говорит, а в апреле-мае число жертв с российской стороны - самое большое за последние несколько месяцев. Вот в чем вопрос.

Юрий Шарандин: Не в последнюю очередь изменения в закон 'О гражданстве' были приняты по нашей инициативе. Когда мы ставили вопрос и о военнослужащих, дав конкретную информацию:

Владимир Рыжков: Так и я об этом. Парламент должен быть активным и наступательным. И президент к этому прислушивается, и общество к этому прислушивается.

Юрий Шарандин: Абсолютно согласен.

Сергей Бунтман: Прочту несколько сообщений слушателей. 'Я согласен, что в выступлении президента не было продолжения жесткой борьбы с олигархами, ворами и предателями. И о том, что наше доблестное ФСБ должно начать выдворять из страны американскую агентуру', - Мария. Карина: 'Я лично столкнулась с работой Комитета солдатских матерей, после чего поддерживаю президента'. Хорошо бы узнать, как вы столкнулись. И миллион просьб объяснить про льготы. Потому что, когда министры объясняли президенту, в чем дело, как-то не очень удовлетворило народ. И сегодня ничего не было сказано.

Михаил Задорнов: Действительно, у меня сегодня был очередной прием на юго-западе Москвы, половина обращений, причем это уже коллективные обращения ветеранских организаций, инвалидов, в се обращаются - особенно после вчерашнего такого первого публичного выступления. Я вообще считаю, что хорошо, что вчера, - и мы к этому призывали как раз, - впервые правительство и президент начали разговаривать с людьми. Потому что разговор об отмене, частичной отмене льгот, идет уже на протяжении трех месяцев. Ни разу никто из официальных лиц ни разу не объяснил людям, и не хочет объяснять, какие категории, в какой мере затрагивает вся эта ситуация. Сейчас, прежде всего, я бы хотел призвать к тому, чтобы не делать даже из увиденного вчера выводы, что это окончательный вариант. Варианты меняются каждую неделю. Из вчерашнего заявления можно сделать несколько выводов. Первоначально обещанные денежные компенсации увеличились вдвое: сначала речь шла о доплате в 240 рублей, - предлагало Минтруда и здравоохранения пенсионеру, от 400 до 600 рублей инвалиду в зависимости от группы, и максимум 900 рублей инвалидам Великой Отечественной войны и Героям труда. Сейчас эта компенсация увеличена вдвое, но я думаю, что это не окончательное решение. Поскольку еще правительство будет обсуждать, потом эти документы придут в Думу, и мы будем по каждой категории очень внимательно считать, чтобы никто не потерял. Буквально по каждой категории. Люди беспокоятся, и каждую категорию мы уже в своих регионах - думаю, что и коллеги также, - попросили у властей, у социальщиков, сколько реально тратится на проезд, санаторно-курортное лечение, на бесплатные лекарства - у каждой категории. Эти расчеты у нас есть. И мы будем сравнивать предложение правительства с этими расчетами. Третий вывод - я думаю, что правительство в итоге, увеличивая выплаты, отходит от предложения о свободе выбора. По тем категориям, по которым готовятся эти компенсации, я думаю, будет исключен выбор. То есть эти категории должны рассчитывать именно на денежную компенсацию. Я думаю, что право выбора правительство будет предлагать только для санаторно-курортного лечения и для бесплатных лекарств, и не для всех категорий льготников. Этот вопрос - право выбора, - мы будем специально обсуждать, когда эти предложения поступят в парламент, применительно к каждой конкретной категории.

Юрий Шарандин: Я хочу завершить, что всегда, естественно, правительство исходит из определенных фискальных позиций. Оно считает, каковы затраты, каковы затраты сегодня, что будет затем. Но у нас уже есть практика в парламенте - когда предлагалась отмена таких же льгот, а именно, городской транспорт, бесплатно или частично оплаченный телефон и также отмена подоходного налога для военнослужащих, в ходе обсуждения в Госдуме на 30 млрд. рублей был увеличен пакет компенсаций. Когда мы посчитали от лейтенанта до генерал-полковника, сколько реальная прибавка, с учетом инфляции, будет дана. И я просто еще раз хочу подчеркнуть, что мы будем требовать расчетов и сопоставлять их по регионам - для Москвы - московский расчет, для Алтайского края - расчет по Алтаю, для каждой из этих льготных категорий. Думаю, что этот шаг в рамках борьбы с бедностью ключевой. Поскольку не секрет, что наименее обеспеченными людьми у нас являются как раз именно эти категории. У нас в стране 11 млн. инвалидов, 36 млн. пенсионеров, это во многом пересекающиеся категории. И это именно те, кто наряду с неполными семьями являются наиболее ущемленными с точки зрения доходов людьми. И вот этот шаг он должен быть сделан максимально осторожно - люди должны не только не потерять. С помощью этого шага, когда идут денежные выплаты: и наиболее как бы дорогостоящие льготы, я думаю, что нужно сохранить право выбора - я имею в виду прежде всего путевки в санатории для тех, кто в них действительно нуждается. Мы должны как раз этим шагом выровнять доходы людей с основными работающими слоями.

Вячеслав Володин: Я бы тут хотел добавить, чтобы не пугали представителей регионов. Когда говорим, что подсчет будет идти исходя из региональных особенностей:

Сергей Бунтман: А то все сразу будут думать - Москве будет много, регионам - мало.

Вячеслав Володин: одним будет много, другим - мало. Потому что здесь есть большая опасность - если только человек возьмет и начнет получать денежную компенсацию, а завтра он захочет переезжать из одного региона в другой, то ему уже никто пересчитывать не будет, потому что сумму дали, она есть, а дополнительно никто выделить не сможет. Поэтому здесь должен быть единый подход. Если есть льгота, надо исходить из того, что эта льгота должна быть государством обеспечена, и если речь идет о компенсации, то действительно, сейчас правительство сделало первые шаги, что называется, - прогрессивные вперед по повышению суммы компенсации, но вопросы остались, их очень много. Потому что исходя из того обсуждения, которое сейчас правительство ведет, ясно, что оно планирует, что называется, разделить мандаты федеральные и региональные. При этом на федеральный уровень забрать ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев СССР, Соцтруда, инвалидов 1,2,3 группы, инвалидов детства - это на самом деле процентов 20 от общего количества льготников, не более.

Михаил Задорнов: 30%.

Вячеслав Володин: А все остальное должно уйти на регионы. И здесь огромный вопрос - потянул ли регионы - раз, во-вторых , будет ли адекватной компенсация льгот выплатами. И я надеюсь, что в ближайшее время мы продолжим диалог с правительством - с тем, чтобы выйти на оптимальный вариант. Понятно, что сегодня 30% жителей не получают вообще ни льгот, ни компенсаций, и здесь эту проблему решать надо.

Сергей Бунтман: Но не за счет ухудшения положения тех, кто этими льготами пользуется.

Вячеслав Володин: да. И вот здесь я бы хотел перейти к посланию. Потому что президент в самом начале послания сказала следующее - мы с вами за годы реформ 90-х годов потеряли 50% нашего экономического потенциала страны. Сегодня, за прошедшие 4 года, мы восполнили только около 40% этого потенциала, и не вышли даже на уровень 89 года. Поэтому когда мы обсуждаем вообще реформы, когда мы говорим, почему бы это не решать, другое не решать - конечно, нам хотелось бы решить эти проблемы. Но надо исходить из тех возможностей, которые сегодня есть. Эти возможности впервые появились, и мы впервые в этом году обсуждаем проблему строительства жилья, молодежное жилье, ипотеку, говорим о здравоохранении, дорогах - эти темы возникли на самом деле впервые, потому что раньше было латание дыр. Я здесь не хотел бы обелять некоторые действия нашего правительства, когда оно выступает в неправильном виде, но давайте признавать действительно цифры, это упрямая вещь, потому что мы не можем с вами взять и перепрыгнуть из нищеты сразу в благоденствие. Поэтому когда мы говорим о послании - послание, на самом деле, вот в этом году считаю, что очень содержательное и конкретное, и если мы реализуем основные его положения, то будет, что говорить на встречах с избирателями. Особенно по льготам - конечно, нам нужно тут эту тему брать на контроль, и ее как-то сообща решать всем. И правящим, и не правящим депутатам.

Сергей Бунтман: К вам обращался президент, к Федеральному собранию. Мы, остальные граждане, слушали и смотрели. И у нас у всех тоже были вопросы. На которые президент или дал ответы, или не дал. Итак, я хочу спросить у слушателей - на ваши внутренние важнейшие вопросы получили ли вы ответ в послании президента? У каждого могли быть свои вопросы - от льгот до мира и войны. Если вы получили ответы на свои насущные вопросы в послании президента - 995-81-21. Если вы не получили таких ответов - 995-81-22. У меня вопрос по больной проблеме, проблеме льгот - я сейчас слушал вас, скажу без всякой иронии - с удовольствием и наслаждением. Я слушал разговор, который свидетельствует о размышлении, о работе, каждый со своей позицией. Что это делается, что вы вырабатываете, и действительно, стремитесь к оптимальному законодательству, потому что здесь проблема, которую надо решить. Когда у нас была перепись населения, шла грандиозная программа - что это такое, зачем это надо, к вам придет тетя, дядя, будет спрашивать. Когда сейчас речь идет о льготах и изменении системы соцобеспечения, важнейшей, не начал еще никто никакую работу. Простите, но тот вчерашний диалог, несколько самодеятельный, с президентом - это малюсенький шаг. И наверное, это в послании должно было быть. Сигнал о том, что целенаправленно бросить лучшие силы для того. чтобы сделать, во-первых, эту дискуссию открытой и публичной.

Михаил Задорнов: Вы очень важную вещь говорите. Здесь правительство в очередной раз наступает на грабли. Честно говоря, и предыдущее правительство - здесь я не снимаю ответственности и с предыдущего правительства. Тем более, что сам работал в правительстве. Это решение затрагивает, например, 30 млн. человек, обсуждается в узком кругу специалистов без консультации изначально - только в последние дни пошил консультации с инвалидными организациями, с регионами. Я хочу, чтобы вы понимали, что решение будет принято по этим вопросам до конца весенней сессии думы и Совета Федерации. То есть буквально за полтора месяца, до середины июля мы должны будем принять это решение. Потому что считаться бюджеты следующего года будут уже исходя из этих решений. Остается полтора месяца. Причина - почему нет диалога? Я думаю, что правительство не до конца само еще не имеет позиции. Во многом это делается с колес.

Сергей Бунтман: Если будет принято решение, как же можно не иметь позиции сейчас?

Михаил Задорнов: Вот эта позиция только вырабатывается. И то, что меня беспокоит..

Владимир Рыжков: Они обещали уже сегодня привезти:

Михаил Задорнов: Нет диалога и очень короткое время для принятия решения. К сожалению, мы 3-4 месяца работали в думе в спокойном режиме, говоря откровенно, я не помню такого спокойного течения сессии. Сейчас. На эти полтора месяца, а мы уже наверняка продлим работу до середины, а то и до конца июля заседания. Но нам рассмотреть весь этот пакет по льготам, одновременно будет предложено правительством отменить 35 законов действующих, и в нести корректировки в еще 150 законов. Снизить социальный налог, одновременно изменив такие нормы, например, кто первые три дня больничного оплачивает. И одновременно мы должны закрепить ответственность за регионами и за федеральным бюджетом на следующий год. И еще целый ряд таких ключевых решений. И еще закон о референдуме должны в трех чтениях принять, Счетную палату поправить - закон. Вот я считаю, что недопустим аврал такой, когда целый ряд решений, которые затрагивают интересы широких социальных слоев, вообще всю систему - они в течение полутора месяцев так вот принимаются, без обсуждения.

Сергей Бунтман: Итак, нам позвонили 4056 человек, и вот как ответили. Ответил ли президент в своем послании на ваши вопросы - положительно ответили 4%. 96% не получили ответов. Что это, сугубый пессимизм, недоверие?

Юрий Шарандин: С телефоном что-то.

Сергей Бунтман: Ну конечно. У нас только один человек проверял жучки на телефонах.

Юрий Шарандин: Там не жучки, там линия может не работать.

Сергей Бунтман: Только Виктор Анпилов проверял, но ничего не нашел. У нас все в порядке. Но вы меня в очередной раз очень взволновали. С одной стороны, у вас действительно деловой подход, действительно в федеральном собрании должна разбираться по мелким косточкам важнейшая проблема, которая связана с социальным обеспечением. Может, стоит не спешить, может быть стоит все положить, как ответственным законодателям, и сказать - мы начальство любим и уважаем, но давайте к этому делу подойдем обоснованно, абсолютно серьезно. Как стоит сейчас поступить?

Михаил Задорнов: Если говорить по уму, то конечно, надо было выбрать одну еще категорию, как с военнослужащими, внимательно прочитали - одну категорию все-таки с военнослужащими приравненными - примерно 6 миллионов человек. Приравненными - я имею в виду работников прокуратуры, судов, пожарные, - те, кто у нас как бы по отельным категориям считаются, это как бы все социальные льготы в одних рамках. Вот по ним сделали. А сейчас можно было бы выбрать одну какую-то категорию, пускай, многочисленную, инвалидов, и тщательно для них провести действие, посмотрев, как это будет работать, и дальше это распространить на следующие категории, и, может быть, не затрагивать сразу все льготы. Тогда этот процесс произошел не в один год, а, скажем, в два или три года. Тем более сейчас жилищные льготы: Кстати говоря, они не затрагиваются, и вчера это был немножко розыгрыш, правительство с самого начала не пыталось даже в жилищные льготы сейчас залезать, в эту проблему. Она, кстати говоря, по стоимости в три или четыре раза больше чем все то, о чем мы говорим. Почему так правительство не в состоянии сделать? Со следующего года, согласно реформе, в межбюджетных отношениях уже закреплены эти функции за территориями. Если сейчас это дело не сделать, то тогда в итоге Саратовская область, Алтайский край, Москва - они будут сами уже, а не федеральное правительство разбираться с этими льготами, искать свои резервы.

Вячеслав Володин: А сами они не решат.

Михаил Задорнов: А сами они не в состоянии будут решить. Вот решением реформы местного самоуправления мы фактически загнали по времени возможность решения этих проблем.

Владимир Рыжков: Я бы сказал одной фразой - если у нас безвыходная ситуация. А она, действительно, похоже, что так - из-за реформы Козака, и так далее, то правительство с завтрашнего дня должно просто сидеть днями и ночами в Думе, открыв нам всю информацию. И по просьбе комитетов Думы и Совета Федерации предоставлять немедленно самые подробные расчеты. Потому что у нас еще есть два месяца впереди - надо сделать все, что можно в этой ситуации сделать. Если правительство будет тупо продавливать эти законы, то мы допустим очень большие ошибки.

Вячеслав Володин: Я думаю, что мы сегодня сделали какую ошибку - мы начали обсуждать послание, а потом скатились на обсуждение вопроса, который требует вообще отдельного времени, привлечении сюда и специалистов, в том числе, представителей правительства - для того, чтобы нам иметь реальные цифры, реальную картину, потому что сегодня мы:

Сергей Бунтман: Нет, я не считаю, что мы скатились.

Вячеслав Володин: Но мы не имеем реальной картины. Вот я полностью согласен и с В.Рыжковым, и с М.Задорновым. У нас сегодня нет реальной картины, что же все-таки завтра нам принесет правительство, потому что позавчера это были одни цифры, вчера мы видели, что на встрече с президентом правительство уже заявило об увеличении этих цифр в несколько раз, а что делать с региональной составляющей? То есть сегодня речь пока еще идет об инвалидах, ветеранах, но не идет речь о ветеранах труда. А что делать с этой категорией, когда говорят, что это уйдет в регионы? Поэтому я предлагаю эту тему вообще продолжить, и вынести ее на дальнейшее обсуждение. Потому что для нас она тоже важна, нам в регион невозможно будет поехать, если мы здесь ошибку совершим.

Сергей Бунтман: Вот именно что, так что мы не скатились:

Вячеслав Володин: Ну, перешли. Но начали мы, как говорится, с послания:

Сергей Бунтман: Мы правильно перешли. Общие слова сегодня были сказаны в больших количествах.

Юрий Шарандин: Для меня эта тема формулируется предельно просто - государство, которое гарантировало определенные социальные льготы, не имеет право опускать их уровень. Это позиция Конституционного суда, и неоднократно реализована в его постановлениях. Поэтому можно говорить, что есть льготы не гарантированные, не обеспеченные, но если нечто было в руках у людей реально, и если это "нечто" имеет свое денежное выражение, то с этой точки зрения, конечно, государство уменьшать размеры этих выплат не имеет права.

Сергей Бунтман: не может быть принято ни одного закона, который ухудшал бы положение гражданина. Это Конституция. И я отвечу В.Володину о привлечении специалистов и продолжении беседы, делаю сразу анонс - завтра, в 11 часов, в студии Светлана Орлова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету.

Юрий Шарандин: Светлана Орлова - это заместитель председателя Совета Федерации. Просто.

Владимир Рыжков: Да, ее недавно избрали.

Сергей Бунтман: Но все равно это будет Светлана Орлова. А тема будет все равно - готовящаяся замена льгот денежными компенсациями, и бюджет 2005 года.

Вячеслав Володин: Светлану Юрьевну я прекрасно знаю, и считаю, что ей будет очень нелегко - нужно сразу же попросить, чтобы кто-то был от правительства. Это должен быть министр по социальной политике, министр финансов.

Сергей Бунтман: В смысле сегодняшних слухов - я не знаю, кто будет соглашаться открывать хоть какую-то информацию.

Владимир Рыжков: Тогда это будет тест на открытость и подконтрольность государства обществу.

Юрий Шарандин: от государства и Дума, и Совет Федерации пока ничего не получили..

Алексей Венедиктов: Нет, Алексей Кудрин согласился придти в начале следующей неделе по графику - то есть у нас и Жуков будет, и Зурабов, и Кудрин.

Сергей Бунтман: Спасибо, Алеша.

Владимир Рыжков: очень хорошо.

Вячеслав Володин: Это очень хорошая информация, а то мы будем вместе с людьми также переживать, но реальной обстановки мы не имеем.

Сергей Бунтман: Вы не просто граждане, вы - законодатели. И давайте переживать это вместе с людьми. Но какими вы располагаете знаниями?

Михаил Задорнов: одно очень важное замечание - это тест еще и на дееспособность Государственной думы в новом созыве. Способна ли Госдума и Федеральное собрание вместе с правительством учитывать интересы людей. Или просто будет принимать решение правительства.

Сергей Бунтман: Хорошо, спасибо, и это была программа "Ищем выход", а в студии сегодня присутствовали Михаил Задорнов, депутат Госдумы РФ, Владимир Рыжков, депутат Госдумы, Юрий Шарандин, член СФ РФ, Вячеслав Володин, член генсовета 'Единой России'.

"Эхо Москвы", 26 мая 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Эхо Москвы"

Михаил Задорнов

Сергей Митрохин «Вполне вероятно увеличение шпионских процессов, теперь уже с участием правозащитников» ИА "МиК",   26 мая 2004 года

Пятое послание Владимира Путина Владимир Бабурин Радио "Свобода",   27 мая 2004 года

Послание Президента свидетельствует о том, что в ближайшие 4 года в России ничего не изменится, считают в «Яблоке» ИА „Росбалт“ ,   26 мая 2004 года

Сергей Попов: Послание Президента было интересным, но слушал я его со страхом ИА „Росбалт“,   26 мая 2004 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]