Эпицентр питерского фестиваля фантастов «Интерпресскон»
— памятник Семигранной гайке (знак Следопытов у ранних
Стругацких) на берегу Финского залива. Возле памятника
гайке идет обряд посвящения в загадочные «Мертвяки», где-то
поблизости бродят «Людены» (группа поклонников Стругацких,
составителей их библиографии)…
Хорошая фантастика, как известно, сопрягается с реальностью.
Вступает с ней в причудливые химические реакции. Памятник
Семигранной гайке тоже включен в бурные, на грани фантастики,
межличностные отношения наших дней.
Семигранную гайку с берега упорно сворачивали. Теперь
фантасты заботливо вкапывают ее на время фестиваля. А
потом путеводный знак Следопытов выкапывают и увозят с
собой.
…Спонсорская «Оболонь» на фестивале льется рекой. Вся
сессия с пивом под корюшку на берегу залива называется
«Пикник на обочине».
В программу конвента фантастов в профилактории «Буревестник»
включено «полное затмение луны». Затмение действительно
случилось. А любимые авторы — Михаил Успенский, Сергей
Лукьяненко, Олег Дивов — на «Интерпресскон» не приехали.
Зато выступало «Зимовье зверей». Костя Арбенин после
концерта объяснял мне, в чем родство «текстового рока»
и фантастики: в России оба жанра взяли на себя то, чем
уже почти не занимается «высокая словесность». То бишь
такой легкий невроз социального гуманизма. С сопутствующими
страхами.
Таков именно рассказ молодого писателя Леонида Каганова
«Хомка», получивший на фестивале премию «Интерпресскона»
и «Бронзовую улитку» — авторскую премию Бориса Натановича
Стругацкого.
«Хомка» — страшноватый рассказ о детях будущего, играющих
живыми зверьками-игрушками, чей генокод смоделирован так,
чтобы жили всего три месяца и становились после смерти
шоколадными батончиками (надо же научить детей спокойно
относиться к смерти). Никто не ждал, что восьмилетний
хакер на домашнем синтезаторе вырастит уже не хомяка —
человека. Он же пока не знает, что это запрещено… (А вообще-то
творчество Каганова хорошо знают даже те, кто фантастику
не любит. Леонид — автор многих пародий на известные песни,
исполняемых «ОСП-cтудией», и одного интернет-хита — сценария
фильма «Брат-3» про то, как Данила Багров летал искать
братьев до Ковша Большой Медведицы.)
«Бронзовую улитку» в номинации «Критика, публицистика,
литературоведение» получил сборник статей Кира Булычева
о советской фантастике «Падчерица эпохи». (Увы, книга
Булычева уже не будет дописана.)
Накануне фестиваля вышла и пародийная «История советской
фантастики» Романа Арбитмана. Отец доблестного Льва Гурского
теперь усыновил добродетельного, но несколько занудливого
советского профессора Каца (его пером и написана «история
падчерицы» по Арбитману).
Главную премию «Интерпресскона» и премию интернет-портала
«Русская фантастика» получил роман Бориса Стругацкого
«Бессильные мира сего».
…«Улитка» Стругацких забронзовела еще в 1992 году (именно
с этого времени вручается авторская премия «Бронзовая
улитка»). А первая в России книга о Стругацких, «Двойная
звезда» обозревателя «Новой газеты» Бориса Вишневского,
вышла в свет только в 2003-м. Биографические материалы,
многочисленные беседы с Борисом Стругацким, автокомментарии
писателя к «Стране багровых туч», «Понедельнику», «Трудно
быть богом», «Улитке на склоне», «Граду обреченному» составили
единый метатекст.
И вместе с тем — историю человеческой породы и эпохи.
…От деятельной, как Академгородок 1960-х, «Страны багровых
туч» — к «Бессильным мира сего» и «Граду обреченному».