Заседание ЗакСа, проходившее по той же теме в прошлый четверг, кое-кто уже
успел окрестить позорным. Тогда рассматривались многочисленные
поправки к указанным законам - поскольку ряд депутатов
посчитали, что дружно принятый в первом чтении «пакет»
ничего существенного, кроме роста тарифов, не предлагает
и, соответственно, нуждается в существенной корректировке.
Говорили о том, чтобы обязать городское правительство
утвердить условия оказания жилищных услуг, перечень проводимых
работ, периодичность их выполнения и методику снижения
платы за услуги в случае неполного или некачественного
их выполнения. Или - передавать плату, вносимую гражданами
за жилищные услуги, не районным жилищным агентствам (которые
сами себе и заказчики, и исполнители, а потому никак не
заинтересованы в качественной работе), а управляющим компаниям,
которые бы выступали заказчиками этих услуг. Или - показать
в городском бюджете деньги, собранные в качестве квартплаты
(при этом направлять квартплату, собранную с жителей конкретных
домов, на счета именно этих домов, а не растворять ее
в общем котле)... Все эти поправки, однако, были провалены,
поскольку фракции «Единая Россия», «Мариинская» и Партия
жизни... нет, не голосовали против, а просто вообще отказывались
участвовать в голосовании. А если в процедуре участвует
меньше 26 депутатов - ни одна поправка пройти не может,
даже если за нее выступает большинство.
Скорее всего, в ближайшую среду точно так же будут провалены
и все прочие поправки, не укладывающиеся в логику Смольного.
Логика эта, между тем, проста: «повысьте тарифы, а все,
что нужно, мы потом сделаем». И правила оказания услуг
установим, и целевое расходование средств обеспечим, и
счета для каждого дома введем, и конкуренцию стимулируем...
При этом, раздавая обещания, администрация не отвечает
на вопрос: почему бы не сделать все, что нужно, сразу,
не откладывая на потом? Наверное, потому, что Смольный
и не собирается ничего этого делать. Почему? Тоже нетрудно
предположить. Ведь если не учитывать «квартирные» деньги,
собранные с граждан, в городском бюджете, это не позволяет
наладить никакого контроля за использованием этих денег,
и их можно спокойно тратить на любые цели.
Впрочем, определенные гарантии Смольный все же готов
дать. Но вовсе не те и вовсе не тем - не гражданам, а
депутатам. Так, общаясь с «Единой Россией», вице-губернатор
Олег Виролайнен обещал, что средства, полученные от повышения
тарифов, потратят в соответствии с «адресными программами»,
которые будут согласованы с народными избранниками. После
чего те смогут продемонстрировать в округе свои «конкретные
дела», которые оцениваются рядовыми избирателями куда
выше, чем какие-то законы. Не это ли объясняет разительный
контраст между словами и делами единороссов? На словах
они заявляют, что «повышать тарифы без конкретного плана
реформирования системы ЖКХ и подробной схемы распределения
дополнительных доходов не только бессмысленно, но и безнравственно».
На деле же отказываются голосовать за конкретные поправки.
...Скорее всего, жилищные законы в ближайшее время примут
в «смольнинской» редакции. Но эта победа может оказаться
для администрации пирровой. Ведь существуют как минимум
два основания, по которым жилищные законы могут быть обжалованы
в суде. Во-первых, отказ включить в городской бюджет доходы
от повышения квартплаты и соответствующие расходы, между
тем такое требование прямо предусмотрено федеральным законом.
А во-вторых, то, что независимая экспертиза фактических
затрат на обслуживание жилья (чего также требует федеральный
закон) проведена некачественно. Как утверждает Контрольно-счетная
палата, она сделана с многочисленными нарушениями.
Из этого следует, что каждый житель города, исправно
оплачивающий жилищно-коммунальные услуги, в случае принятия
указанных законов в их нынешнем виде, вправе подать в
суд. Прецеденты, заметим, уже существуют: в Москве и в
Мурманске решения о повышении квартплаты уже были отменены
в суде именно из-за того, что были приняты с нарушением
установленного федеральным законом порядка