Автор:
председатель комиссии по образованию московской городской
думы, заслуженный учитель рф
Нужно или не нужно давать детям религиозные знания?
Все зависит от того, какие это знания и как их преподносить.
Совершенно очевидно, что история религии - часть истории
человечества. На уроках истории, литературы без нее не
обойтись. Скажем, ненормально не обращать внимание ребят
на то, что Бог так же часто упоминается в "Войне
и мире", как Наполеон и Наташа Ростова.
Но так же ненормально делать из светской школы религиозную.
События последних лет еще раз показали: равно страшен
любой экстремизм - и мусульманский, и христианский, и
марксистско-ленинский. (Между прочим, за религиозное образование
в школах выступают те, кто вчера ратовал за университеты
марксизма-ленинизма.)
Есть еще и "прикладная" сторона. Кто все это
(религию или, в камуфлированном виде, религиозную культуру)
будет преподавать? Прежде чем говорить даже о религиозном
факультативе, школы должны обзавестись серьезными учебными
пособиями, серьезно подготовленными учителями. Это потребует
времени и денег. Вопрос принципиальный: обычный батюшка
не может прийти в школу и учить детей истории религии,
так же как экономист не может без дополнительной подготовки
вести экономику, а юрист - основы права. Для этого они
сами должны учиться, получить представление об азах педагогики
и психологии.
Религиозное самоопределение человека - дело глубоко интимное.
Это свободное право каждого человека. Как можно обязать
человека получать религиозное воспитание, тем более речь
идет не об истории всех религий, а об одной конфессии
- православии! Но ведь, судя по всему, пытаются. Кто-то
решил придать ему статус "главной российской религии".
Среди партнеров Министерства образования нет представителей
других конфессий. И это тревожный знак. Это означает,
что "главная российская религия" в школе не
имеет конкурентов и волею обстоятельств обладает монополией
на истину, на "все хорошее". К чему это может
привести, мы хорошо знаем из собственной истории. Так
стоит ли повторять этот печальный опыт?
Сейчас предмет под названием ОПК преподают в 26 регионах
России. Не думаю, что Министерство образования нашло правильный
способ решения проблемы - отдавать ее на откуп регионам.
Предлагать православие в качестве регионального компонента?
Чем в этом вопросе Курская область отличается от Смоленской?
Православие, как и мусульманство, буддизм или любая другая
конфессия, - не местная экзотика.
За неимением ничего лучшего Москва воспользовалась своим
"региональным правом". Департамент столичного
образования, на мой взгляд, занял внятную позицию: в многонациональной
и многоконфессиональной Москве есть достаточное количество
различных школ, в том числе национальных и религиозных
- православных, мусульманских, еврейских, протестантских...
Но - не государственных! Это не означает, что ребенок
получит в этих школах не те знания и не тот аттестат.
Более того, религиозным и национальным школам дается много
государственных льгот, и они доступны отнюдь не только
очень обеспеченным верующим. У ребенка и его родителей
есть выбор. И это главное.