[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Евгений Бунимович
Педагог: все те же грабли
"Родительское собрание",   14 мая 2004 года
Автор: председатель комиссии по образованию московской городской думы, заслуженный учитель рф

Нужно или не нужно давать детям религиозные знания? Все зависит от того, какие это знания и как их преподносить.

Совершенно очевидно, что история религии - часть истории человечества. На уроках истории, литературы без нее не обойтись. Скажем, ненормально не обращать внимание ребят на то, что Бог так же часто упоминается в "Войне и мире", как Наполеон и Наташа Ростова.

Но так же ненормально делать из светской школы религиозную. События последних лет еще раз показали: равно страшен любой экстремизм - и мусульманский, и христианский, и марксистско-ленинский. (Между прочим, за религиозное образование в школах выступают те, кто вчера ратовал за университеты марксизма-ленинизма.)

Есть еще и "прикладная" сторона. Кто все это (религию или, в камуфлированном виде, религиозную культуру) будет преподавать? Прежде чем говорить даже о религиозном факультативе, школы должны обзавестись серьезными учебными пособиями, серьезно подготовленными учителями. Это потребует времени и денег. Вопрос принципиальный: обычный батюшка не может прийти в школу и учить детей истории религии, так же как экономист не может без дополнительной подготовки вести экономику, а юрист - основы права. Для этого они сами должны учиться, получить представление об азах педагогики и психологии.

Религиозное самоопределение человека - дело глубоко интимное. Это свободное право каждого человека. Как можно обязать человека получать религиозное воспитание, тем более речь идет не об истории всех религий, а об одной конфессии - православии! Но ведь, судя по всему, пытаются. Кто-то решил придать ему статус "главной российской религии". Среди партнеров Министерства образования нет представителей других конфессий. И это тревожный знак. Это означает, что "главная российская религия" в школе не имеет конкурентов и волею обстоятельств обладает монополией на истину, на "все хорошее". К чему это может привести, мы хорошо знаем из собственной истории. Так стоит ли повторять этот печальный опыт?

Сейчас предмет под названием ОПК преподают в 26 регионах России. Не думаю, что Министерство образования нашло правильный способ решения проблемы - отдавать ее на откуп регионам. Предлагать православие в качестве регионального компонента? Чем в этом вопросе Курская область отличается от Смоленской? Православие, как и мусульманство, буддизм или любая другая конфессия, - не местная экзотика.

За неимением ничего лучшего Москва воспользовалась своим "региональным правом". Департамент столичного образования, на мой взгляд, занял внятную позицию: в многонациональной и многоконфессиональной Москве есть достаточное количество различных школ, в том числе национальных и религиозных - православных, мусульманских, еврейских, протестантских... Но - не государственных! Это не означает, что ребенок получит в этих школах не те знания и не тот аттестат. Более того, религиозным и национальным школам дается много государственных льгот, и они доступны отнюдь не только очень обеспеченным верующим. У ребенка и его родителей есть выбор. И это главное.

"Родительское собрание", 14 мая 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]