Дмитрий
Козак недавно приступил к исполнению новых обязанностей,
а уже удостоился оценки - "параллельный премьер".
Можно предположить, что проблемы в "Белом доме"
ему уже обеспечены
Дмитрий Козак - одна из наиболее любопытных фигур в российской
власти последних лет. Высококлассный юрист, он ни разу
не возвысил свой голос, когда закон откровенно использовался
как "дубина" для расправы с неугодными. В отличие
от подавляющего большинства высших чиновников, с его именем
не связан ни один скандал, на него никто не пытался обнародовать
какой-либо "компромат", его никогда не обвиняли
ни в каких злоупотреблениях. Его карьера - это карьера
профессионала, который может служить любой власти, грамотно
обосновывая ее желания.
Возможно, именно потому его так ценит Владимир Путин
- недаром говорят, что Козак поставлен в качестве президентского
"смотрящего" за правительством...
ПИТЕРСКИЙ ПЕРИОД
Имя Дмитрия Козака стало известным весной 1990 года,
когда депутаты только что избранного демократического
Ленсовета пришли в Мариинский дворец. Правовое "поле"
для проведения желанных реформ надо было "вспахивать"
с нуля, и заместитель начальника юридического управления
был одним из тех, с кем депутатам приходилось общаться
часто. Поскольку юридическая квалификация Козака была
высочайшей, его авторитет быстро стал непререкаемым.
Ленсовет той поры был удивительным органом. Две трети
депутатов пришли во власть из неформальных объединений
и клубов, рожденных эпохой "демократической весны".
Журналисты, работавшие в Мариинском дворце, и постоянно
приходившие туда активисты общественных объединений считали
депутатов "своими" и были на "ты"
с большинством из них. Точно так же "своим"
стал и Козак, тем более что он обладал редким даром ясно
и просто разъяснять самые сложные юридические вопросы.
При этом он не боялся спорить с депутатами, включая "начальство"
- председателя Ленсовета Александра Беляева, отстаивая
свою точку зрения. За это Козака уважали и ценили.
Может быть, именно поэтому в сентябре 1994 года Анатолий
Собчак пригласил Козака стать председателем юридического
комитета мэрии. Тот согласился - и проработал "главным
юристом" Смольного более четырех лет.
Мало того, ему пришлось заниматься "челночной дипломатией",
играя роль посредника между мэрией и Законодательным собранием.
И, надо сказать, роль удалась: в одних случаях ему удавалось
уговорить депутатов проголосовать за предложения мэра,
а в других случаях, наоборот, убедить мэра согласиться
с позицией депутатов. В итоге репутация Козака как профессионала
еще больше укрепилась. Что сыграло свою роль летом 1996
года, когда Собчак проиграл губернаторские выборы Владимиру
Яковлеву.
Перед этими выборами вся команда Анатолия Собчака торжественно
поклялась уйти в случае его проигрыша. На самом же деле
после выборов в отставку подали только двое: Козак и заместитель
мэра Виталий Мутко (нынешний сенатор от питерской администрации).
Первые заместители мэра Владимир Путин и Алексей Кудрин
и хотели бы остаться, но им немедленно указали на дверь,
а все остальные члены питерского правительства предпочли
перейти на службу к новому губернатору. Остался и Козак
- Яковлев, не желающий терять такого профессионала, упросил
его занять прежнюю должность, а затем сделал вице-губернатором.
К концу 1998 года отношения Яковлева и Козака охладели
- по разным причинам. Губернатор был крайне недоволен
принятым Уставом города - ему нашептывали, что Козак недостаточно
активно препятствовал его принятию. Яростным оппонентом
Яковлева был председатель Законодательного собрания Юрий
Кравцов - при этом он был близким другом Козака... В итоге
проекты распоряжений губернатора все чаще шли в обход
юридического комитета. В конце концов, Козак решил уйти.
Правда, без скандалов и "разоблачительных" пресс-конференций,
заявив, что навсегда "завязывает" с государственной
службой. Безработица юристу такого уровня явно не грозила.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГЕНПРОКУРОР
Сразу после его отставки "московские петербуржцы"
- Сергей Степашин, Владимир Путин, Анатолий Чубайс, Герман
Греф - пытались зазвать Козака на работу в Москву, но
он неизменно отказывался. И все же в августе 1999 года
Путин стал премьером и уговорил Козака перейти на работу
в правительство.
Козак стал руководителем правительственного аппарата
и одним из "архитекторов" кабинета. И когда
Путин был избран президентом, считался претендентом на
самые высшие посты, вплоть до вице-премьера или руководителя
президентской администрации. Разговоры усилились, когда
после избрания Путина именно Козаку было поручено комментировать
процесс формирования правительства. А затем... затем случилась
известная история с несостоявшимся назначением Козака
генеральным прокурором. В июне 2000 года из Кремля в Совет
Федерации "просочилась" информация о том, что
именно Дмитрия Козака вот-вот представит на этот пост
президент - и Комитет по конституционному законодательству
СФ даже успел заранее одобрить это назначение. А на следующее
утро в СФ действительно поступило представление - но на
Владимира Устинова. Свою "партию" сыграли околопрезидентские
"силовики".
После несостоявшегося назначения выяснилось, что в правительстве
место Козака уже занято - по неписаным правилам, руководитель
правительственного аппарата должен быть "человеком
премьера", а у Михаила Касьянова имелся свой кандидат
на эту должность - Игорь Шувалов. Одно время ходили слухи,
что Козаку прочат пост министра юстиции - но и эту должность
получил не Козак, а Юрий Чайка. В конце концов, Козак
стал заместителем Александра Волошина и три с половиной
года играл роль кремлевского "юриста для особых поручений".
Именно ему были поручены две ключевые реформы: судебная
и административная.
Обе реформы, в которые Козак вложил неимоверное количество
усилий, принято относить к его достижениям. Но на самом
деле их трудно признать удачными. Ведь, скажем, говорить
сегодня о независимости отечественных судов можно только
в насмешку. Да, прокуратуру формально лишили права на
арест, сделав его прерогативой суда. Но когда суды "штампуют"
прокурорские представления на арест, игнорируя аргументы
защиты, что меняется для граждан? Другое дело, что не
Козак в этом виноват.
Не лучше обстоят дела и с административной реформой,
где на словах все замечательно: все "этажи"
власти должны иметь четко закрепленные полномочия, и все
должны жить по средствам. Единственный недостаток этой
стройной конструкции (правда, полностью ее опрокидывающий)
- отсутствие средств: вместо того чтобы иметь четко закрепленные
доходы, регионы и муниципалитеты должны жить на "коротком
поводке" и ждать дотаций и субвенций от вышестоящих
органов власти. Конечно, и здесь Козак хотел как лучше,
но у него, видимо, не хватило влияния.
АППАРАТНЫЙ ВЕС
То, что кремлевские "коридоры власти" сильно
влияют на людей, было замечено давно. Одно время казалось,
что Козак будет исключением. Но изменения коснулись и
его. Так, например, когда осенью 2002 года к нему обратились
за помощью в борьбе против засилья "административного
ресурса" во время выборов питерского Зак-собрания,
главный юрист Кремля улыбнулся своей знаменитой улыбкой
и развел руками: а что я могу?
В ноябре 2003 года аппаратный вес Козака повысился -
после ухода Волошина он стал первым замом руководителя
президентской администрации. Как и раньше, ему прочили
должность "первого лица", но она досталась Дмитрию
Медведеву.
Ну а затем Козак возглавил предвыборный штаб Путина.
И хотя Путину для переизбрания не нужно было никакого
штаба, это выглядело признаком грядущего повышения. Неизвестно
при этом, насколько законными считал юрист Козак, например,
телетрансляцию выступления президента перед доверенными
лицами, а также его информационное превосходство над конкурентами
- точку зрения руководителя штаба на этот счет узнать
не удалось...
После недавней смены правительства началась реформа кабинета
- и в ней, как известно, Козак играет ключевую роль. Говорили,
что ему предлагали пост премьера, но он отказался, предпочтя
заниматься конструированием новой структуры исполнительной
власти. Инициатива оказалась наказуема - Козак вновь стал
руководителем правительственного аппарата и уже успел
вступить в острый конфликт со своими недавними соратниками
Алексеем Кудриным и Германом Грефом - скажем, по поводу
числа заместителей министров и функций министерств. Однако
именно точку зрения Козака поддержал президент. И тот
факт, что в его полномочия теперь входит даже "обеспечение
единства исполнительной власти в Российской Федерации"
(!), недвусмысленно свидетельствует: фактическая власть
главы аппарата серьезно превышает положенную по должности.
Действительно, если раньше руководитель аппарата был
лишь начальником канцелярии и отвечал за прохождение бумаг,
то теперь он отвечает за взаимодействие правительства
с Администрацией президента, с Генпрокуратурой, Конституционным,
Верховным и Арбитражным судами. И он же готовит повестки
дня заседаний правительства, и контролирует, как исполняются
президентские поручения. Козака уже называют "параллельным
премьером"...
Досье МН
Дмитрий Николаевич Козак родился 7 ноября 1958 года
в Кировоградской области (Украина).
Отслужил срочную службу в армии, в 1985 году окончил
юридический факультет ЛГУ.
Работал в прокуратуре Ленинграда, затем в Ассоциации
морских портов.
С 1990 года - заместитель начальника юридического
управления Ленгорисполкома.
В 1991 - 1993 годах - начальник юридического управления
Ленсовета.
В 1994 - 1999 годах - председатель юридического комитета
мэрии (затем - администрации) Санкт-Петербурга. Одновременно
с этим в 1998 - 1999 годах - вице-губернатор Санкт-Петербурга.
В январе 1999 года ушел в отставку, работал в юридической
фирме "Нева-Юст".
С августа 1999 года - заместитель руководителя аппарата
Правительства РФ, затем руководитель аппарата (в ранге
министра).
С июня 2000 года - заместитель руководителя Администрации
Президента РФ.
С ноября 2003 года - первый заместитель руководителя
администрации.
С марта 2004 года - руководитель аппарата Правительства
РФ (в ранге министра).
Женат, двое детей.