Сразу
два решения в области жилищной политики, реально ущемляющие
права людей, приняла за последние дни Государственная Дума.
Парламентарии отклонили в первом чтении законопроект об
установлении правительством социальной нормы площади жилья,
эквивалентной минимальному размеру жилых помещений, не субъектами
РФ, как это определено в действующей редакции, а правительством
РФ. При этом предусматривалось предоставление субъектам
РФ права увеличивать социальную норму жилья в зависимости
от уровня жилищной обеспеченности, состава и других факторов.
Еще один законопроект, одобренный Думой, предоставляет
местным властям право с 1 мая с.г. выселять из муниципальных
домов жильцов неприватизированных квартир, за которыми
числится более чем полугодовой долг по оплате жилья или
коммунальных услуг. Однако не на улицу, а в другое, более
скромное жилье из расчета шесть метров на человека.
Жилищные инициативы народных избранников МиК прокомментировал
Сергей Митрохин, заместитель
председателя РПД «Яблоко», который в прошлом составе Госдумы
разработал немало предложений в области реформы ЖКХ.
- Сейчас правительство готовит законодательную базу
для подготовки к переходу на 100%-ую оплату услуг ЖКХ
населением. При этом оно стремится полностью облегчить
задачу тех монопольных структур, которые будут заниматься
обслуживанием. Конечно, монопольные структуры, которые
сейчас активно разворачиваются – это и РКС, и другие,
да и просто традиционные жилищно-коммунальные службы –
крайне заинтересованы в принятии таких норм. Например,
по социальной норме им гораздо легче будет воздействовать
на региональную власть в плане ее установления, чем на
федеральную. Поэтому, естественно, что эта поправка была
отклонена.
А что касается второй поправки – о выселении людей,
то тут очевидно, что это облегчит процесс сбора средств
с граждан. Да, конечно, нельзя оправдывать тех граждан,
которые не оплачивают коммунальные услуги. Но на самом
деле существует множество разных способов заставить их
это сделать. Ну, например, просто отключать подачу соответствующих
услуг в эти квартиры. Это в принципе вполне возможно,
но понятно, почему людей из квартир выселяют – потому
что они эти квартиры в свое время получили от государства
в порядке социальной помощи. Сейчас же их предлагают оттуда
выселять только потому, что они не платят за коммунальные
услуги. Здесь нет никакой логики.
Ну, будут переселять их в общежития, то есть будут людей
наказывать за неуплату коммунальных услуг, хотя понятно,
что речь идет о социально незащищенных слоях населения.
Но ведь они являются злостными неплательщиками не потому,
что они умышленно не хотят платить, как безбилетники в
транспорте, а потому что не могут. Значит, здесь нужен
какой-то другой подход. Эти люди должны зарегистрироваться,
с ними должна проводиться работа, муниципалитеты должны
заниматься их трудоустройством. В случае же если они трудоустроены,
то есть вполне легальный механизм принудительного вычета
из зарплаты тех средств, которые они недоплачивают.
Просто никто не хочет этим заниматься и никто не хочет
создавать механизмы, позволяющие защитить людей и решить
все проблемы, не нанося ущерба людям. Вместо этого идут
по самому простому пути – взять и выселить. Это конечно,
очень просто. Но в результате получится то, что будут
страдать совершенно другие члены семьи, особенно дети
этих выселяемых неплательщиков - тем самым они вообще
будут лишены каких-либо жизненных перспектив. Просто они
будут опускаться на дно, и эти социальные общежития, которые
будут им предоставляться, они превратятся в ночлежки и
притоны. И ничего другого из этого не получится.
Но все это вписывается в логику так называемых непопулярных
реформ, которые проводятся в интересах монополий.
- А какие-нибудь из предложений в сфере реформы ЖКХ,
которые Вы готовили, правительство взяло на вооружение?
Ну, во-первых, из наших поправок еще в прошлой Думе
была принята важнейшая поправка о том, что плата за капремонт
не может включаться в тарифы, потому что это был фактор
бесконтрольного раздувания тарифов. Потом была принята
поправка, которая полностью уравнивает коллективных плательщиков
в правах с индивидуальными плательщиками. То есть, ТСЖ
и т.д. - они должны платить в том же порядке и в таких
же объемах за жилье и коммунальные услуги, как и обычные
граждане, в то время как до этого они подвергались дискриминации.
Правительство предлагало еще глубже усилить эту дискриминацию.
И также была принята важная поправка о том, что правительство
должно разрабатывать стандарты качества коммунальных услуг,
и в соответствии с этими стандартами каждый плательщик
имеет возможность оспаривать или в судах, или у жилищно-коммунальных
служб качество предоставляемых услуг.
Кроме того, одна из ключевых идей нашей программы по
ЖКХ о том, что необходимо стимулировать малый и средний
бизнес для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве – она
была принята на уровне многих регионов. И когда было специальное
заседание правительства в сентябре прошлого года по этому
вопросу, то как раз представители регионов требовали от
правительства – там губернаторы были, мэры – принятия
стимулирующих мер для того, чтобы привлечь ЖКХ в малый
бизнес. А правительство Москвы даже приняло специальное
постановление об этом в феврале с.г. – о стимулировании
работы малого бизнеса в системе ЖКХ.
Но, к сожалению, на федеральном уровне ничего этого
не было сделано и ЖКХ как бы негласно было отдано на откуп
олигархическим, монополистическим структурам – тем же
самым РКС. Это поставило крест на перспективах развития
конкуренции в жилищно-коммунальном секторе. И пока ситуация
именно такая.
Сейчас эта сфера уже поделена и она очень прибыльна,
вопреки всем разглагольствованиям, что туда какие-то миллиардные
инвестиции нужны. Это та сфера, где люди ежемесячно платят
большие деньги и они пришли туда эти деньги осваивать