С идейным
вдохновителем Дней культурного наследия Москвы, заместителем
председателя комиссии по культуре Мосгордумы Евгением БУНИМОВИЧЕМ
беседует обозреватель газеты Фаина БАЛАХОВСКАЯ.
-- В списке много памятников, доступных и в обычные
дни. Но там нет тех, о посещении которых мечтают любители
и даже специалисты.
-- Идея заключается в том, чтобы не только открывать
закрытые памятники, но и воспользоваться возможностью,
чтобы привлечь внимание и к уже открытым. За три года
существования комиссии по культуре при Мосгордуме многие
привыкли к тому, что подобное происходит и будет происходить
ежегодно, а не только в связи с юбилеем Москвы. Мы начинали
всего лишь с двадцати открытых памятников, теперь в списке
больше 150 названий. Это позитивный вектор. Открывать
памятники трудно. Но если три года назад Министерство
иностранных дел даже не реагировало на наши просьбы предоставить
доступ в находящийся в их ведении шедевр эпохи модерна,
особняк Морозовых на Спиридоньевке, то теперь идет переписка,
и я надеюсь, что рано или поздно мы добьемся своего.
Такие дни должны быть не только московскими, но и российскими.
В этом году к нам присоединился Петербург. Хорошо, что
мэрия открывается для экскурсий школьников и ветеранов.
Но очень важным и значимым будет день, когда откроется
Большой Кремлевский дворец. Чтобы в нем смогли побывать
все наши налогоплательщики. Это будет знак.
-- Каковы достижения и что кажется вам сейчас главной
проблемой?
-- Мы смогли наладить инфраструктуру: то, что связано
с милицией, туалетами, питанием. Хуже всего с информацией.
Поэтому лучше всего получается организованная часть, то,
что развивали в стране годами. Например, отлично работает
со школьниками департамент образования: в акции задействованы
более 100 школьных автобусов, для групп школьников бесплатно
работал и общественный транспорт. Сложнее с индивидуальными
посетителями. Энтузиасты теребят чиновников в течение
всего года, буквально бомбардируют их звонками. Сегодня
я разговаривал с послом Франции, которая была инициатором
таких дней в Европе, просил материалы, чтобы понять, как
они решают эту проблему.
-- Печально, что МИД не пускает в особняк Морозовых
на Спиридоньевке, но еще печальнее то, что никто и никогда
не войдет уже в «Военторг» -- шедевр московского модерна.
Получается, что Московское управление охраны памятников
одной рукой борется за доступность существующего наследия,
другой -- согласовывает (или игнорирует) процесс его разрушения.
-- Я сам лично связан с законодательной деятельностью.
Понятно, что существование закона не гарантирует его соблюдения.
Но отсутствие закона гарантирует, что будет происходить
то, что происходит. Сейчас принят новый федеральный закон
об охране памятников, который более-менее соответствует
принятым в цивилизованном обществе нормам. Сейчас мы работаем
над новым московским законом об охране недвижимого исторического
наследия. Я сделал к проекту около 50 поправок, связанных
в основном с открытостью и доступностью памятников, без
чего невозможно ни сохранение культурного наследия, ни
общественный контроль за этим процессом. Понятно, что
город не музей, а живой организм. И всегда будут противоречия
между теми, кто стремится сохранить его, и теми, кто должен
заботиться о его развитии. Но этот процесс должен быть
введен в цивилизованное русло.