Михаил
Соколов: Вместе со мной сегодня в нашей студии Борис
Надеждин, член политсовета партии "Союз правых сил",
и
Сергей Митрохин, заместитель
председателя партии "Яблоко". Оба участвовали
в последнем заседании общественного Комитета-2008 под председательством
Гарри Каспарова.
И я бы начал с вопроса Борису Надеждину. Борис Борисович,
вас даже приняли в состав этой структуры, как вы понимаете
еще задачи, кроме декларированной ранее борьбы за то,
чтобы следующие выборы президентские прошли согласно Конституции,
то есть без третьего срока президента Путина?
Борис Надеждин: Эта задача действительно зафиксирована
в декларации об образовании Комитета-2008. Но развитие
событий - а Комитет действует уже два месяца - показало,
что для решения этой задачи необходимо заниматься рядом
других вопросов, в частности - отвечать на ситуацию каким-то
образом кризиса либерализма, о котором сейчас в газете
"Ведомости" написало уже несколько известных
людей, начиная с Ходорковского. В том числе, я думаю,
что Комитет-2008 может стать как минимум одной из публичных
площадок, где будут обсуждаться вопросы либерализма и
демократии в стране, как стратегические (на уровне идеологии
и системы ценностей), так и вполне прикладные, а именно
- каким образом этих несчастных "побитых тварей",
постоянно сопротивляющихся объединению, можно все-таки
заставить как-то быть вместе в политике.
Михаил Соколов: Сергей, я так понимаю, вы в Комитет не
вошли. "Яблоку" это неинтересно или хватает
присутствия Сергея Иваненко?
Сергей Митрохин: Мы делегировали Сергея Иваненко в состав
комитета. Я не исключаю, что, может быть, я и войду, но
я не считаю, что это принципиальный вопрос, кто лично
туда войдет. Мне кажется, на Комитете было принято несколько
важных решений.
Михаил Соколов: Вы участвовали, насколько я понимаю,
в обсуждении вопроса о борьбе с фальсификацией выборов,
да?
Сергей Митрохин: Да, во-первых, Комитет будет участвовать
в подаче иска в Верховный суд, и это очень важно, он может
помочь ресурсами, потому что это связано с большими затратами,
работой юристов и так далее. Второе решение, очень важное,
что Комитет присоединился к кампании, которую "Яблоко"
и ряд общественных организаций инициировали, - эта кампания
носит название "Гражданское общество против полицейского
государства", - кульминационным пунктом которой в
ближайшее время будет первомайская демонстрация. И вот
очень важно, что Комитет присоединился и даже делегировал
выступать на этом митинге, которым завершится эта демонстрация,
Виктора Шендеровича. Я думаю, что и другие члены этого
Комитета, и Борис Надеждин, и партии, которые они представляют,
в том числе и СПС, примут участие в этом шествии. И демократическая
общественность Москвы и других регионов - а у нас где-то
25 регионов участвуют - сможет продемонстрировать власти
отношение ко всем вот этим последним тенденциям, включая
попытку запретить митинги, шествия и демонстрации.
И еще очень важно, что Комитет, хотя это не было официальное
решение, но был консенсус членов Комитета, что Комитет
не ставит планы превратиться в политическую партию. Это
значит, что он действительно может быть площадкой, на
которой будут вырабатываться общие подходы, общие принципы
для консолидации демократических сил.
Михаил Соколов: А демократическое совещание уже умерло?
Сергей Митрохин: Демократическое совещание состоит где-то
процентов на 20 из политических организаций. Оно не умерло,
оно сейчас стоит как бы на запасном пути и может быть
пущено в ходе при необходимости. Но речь идет о том, чтобы
действительно взаимодействовали в первую очередь политические
структуры сейчас, в преддверии предстоящих выборов, в
будущем. И здесь Комитет может действительно сыграть очень
важную роль.
Михаил Соколов: Борис Надеждин, вот приходилось слышать,
что СПС не заинтересован махать руками после драки. То
есть вы не преодолели 5 процентов - и вот в этой борьбе
с фальсификацией неактивно, скажем так, участвуете.
Борис Надеждин: Ну, все, что могли в рамках помощи нашим
друзьям из "Яблока", мы сделали. Мы отдали наши
протоколы по нашим наблюдателям. Но у нас в партии несколько
другая оценка случившегося. Конечно, там были фальсификации.
Слава богу, что "Яблоко" и Комитет-2008 постараются
этот вопрос прояснить. Но, скажем так, мы проиграли выборы,
и руководство нашей партии, включая Чубайса, Немцова,
Гайдара, ушло в отставку, взяв на себя ответственность
за это поражение.
Михаил Соколов: Сергей Митрохин, а в каком состоянии
все эти иски? Насколько я знаю, вы лично подавали по фальсификации
выборов в Бабушкинском округе. И вот есть какие-то успехи
частные. Скажем, Центризбирком признает, что в Москве,
в Раменках и Крылатском, у Путина была приписана чуть
ли не половина из 60 процентов голосов, а украли эти голоса
у Ирины Хакамады, и идет расследование. Что-то еще есть?
Сергей Митрохин: На самом деле, это действительно так,
что результатом нашей активности стало, в том числе, и
решение это по президентским выборам. Я вообще свой рабочий
день начинаю с того, что подписываю гору судебных исков,
потому что мы разослали эти иски в суды 45 субъектов Федерации,
то есть половины субъектов Федерации плюс один. И сейчас
уже около 15 субъектов приняли к рассмотрению наши иски,
по другим субъектам есть некие формальные придирки, которые
позволяют судам их не принимать, но мы, естественно, все
эти требования учтем и добьемся того, чтобы везде эти
иски были рассмотрены.
По моему округу тоже сейчас процессы уже начались, и
суды уже начали рассматривать иски практически во всех
районах, относящихся к Бабушкинскому округу, где произошла
фальсификация.
Михаил Соколов: Насколько я понимаю, Александр Альбертович
Вешняков уже перестал кричать, что коммунисты и "Яблоко"
клевещут на замечательную избирательную систему, и требовать
опровержения, да?
Сергей Митрохин: Да, он перестал. И, кстати, до сих пор
так и непонятно, как появилось расхождение между так называемым
протоколом номер 1 и протоколом номер 2 - это федеральный
округ и одномандатные округа, в которых почему-то на полмиллиона
избирателей проголосовало меньше, чем по федеральному.
Очевидно, что были манипуляции со списочным составом,
манипуляции с явкой. К сожалению, в нашем распоряжении
имеются всего 10-12 процентов протоколов - по такому количеству
невозможно до конца выяснить, как были распределены вот
эти полмиллиона голосов. К сожалению, коммунисты не сконцентрировали
все протоколы в Москве, они находятся в регионах, и они
в регионах занимаются подачей исков. Поэтому сейчас мобилизовать
эти протоколы не представлеяется возможным. Тем не менее,
работа началась, и я думаю, что она принесет определенные
плоды. В частности, кульминацией этого процесса будет
подача иска в Верховный суд, и это должен быть консолидированный
иск разных партий и общественных организаций. И очень
хорошо, что Комитет-2008 тоже принял решение в этом участвовать.
Михаил Соколов: Борис Борисович, вот у вас есть председатель
Комитета в Государственной Думе (хоть он и состоит во
фракции "Единая Россия") - Павел Крашенинников,
Комитета по конституционному, по-моему, законодательству.
Борис Надеждин: Ну, там сейчас сложное, длинное название,
как раз не по конституционному, а по всякому остальному
- уголовному, гражданскому...
Михаил Соколов: Вы не собираетесь как-то через него попытаться
все-таки скорректировать избирательное законодательство,
чтобы убрать наиболее вопиющие вещи? Например - возможность
правки вот этих самых протоколов, когда наблюдателям выдают
один протокол, потом без них правят второй и заявляют,
что второй - это самый правильный.
Борис Надеждин: Если уж быть совсем честным и обстоятельным,
то это тема не комитета Крашенинникова, а тема как раз
Комитета по конституционному законодательству, во главе
которого стоит другой человек - Плигин(?) его фамилия,
он "единоросс". Я лично считаю, что в нынешней
Думе бессмысленно всерьез работать, абсолютно бессмысленно.
Михаил Соколов: Ну, через администрацию...
Борис Надеждин: Слава богу, там есть Володя Рыжков, Виктор
Похмелкин, депутаты от "Яблока" Попов Сергей,
Михаил Задорнов, Галина Хованская, то есть они могут какие-то
процессы начинать. Но дело в том, что я тоже немало оставил
в Думе, и сейчас уже парламент вот этого созыва провалил
несколько моих законопроектов, которые остались исторически,
в том числе об обязательности дебатов и так далее. Думать,
что в этой ситуации можно что-то исправить, достаточно
наивно, это абсолютно невозможно сделать. Единственное,
что теоретически может быть плодотворным, это нудная какая-то
дискуссия с администрацией президента, в епархии которой
находится избирательное законодательство. Но зачем им
это надо, я ума не приложу просто.
Михаил Соколов: И еще один вопрос - уже вся эта бурная
дискуссия на страницах газеты "Ведомости". Коротко
хотелось бы все-таки услышать, как вы отнеслись к письму
группы товарищей, одобренному господином Михаилом Ходорковским?
Что принимаете и что считаете неприемлемым? Сергей Митрохин,
пожалуйста.
Сергей Митрохин: Я бы их назвал такой группой политологов
в штатском. Совершенно очевидно, что Михаил Ходорковский
имеет самое косвенное отношение к этой статье, что он
уже и подтвердил, он фактически отказался от нее. У меня,
конечно, вызвало недоумение пещерное значение, которое
вкладывается в понятие "либерализм" этой группой.
В либерализме, вообще-то, имеется много течений. "Яблоко",
например, является социально-либеральной партией - это
записано в нашей программе, в нашем манифесте. И вот эта
наша либерально-социальная идеология, которая, кстати,
свойственна сейчас большинству партий, входящих в либеральный
интернационал, она как раз направлена против всего того,
о чем говорит Ходорковский, признаваясь в каких-то вот
ошибках либералов. То есть либерализм "Яблока",
либерализм европейских партий, либеральных, не имеет никакого
отношения к тому, что описывается здесь группой товарищей
под псевдонимом "Ходорковский". "Яблоко"
к этому тоже не имеет никакого отношения.
Здесь какая-то алогичность. Сначала идет речь о кризисе
либерализма, перечисляются партии, такие как "Яблоко",
СПС. А потом как бы говорится, что они проиграли, потому
что Чубайс, Гайдар и их единомышленники ставили перед
собой цель обмануть Россию, - такой намек делается. Дальше
говорится о том, что либералы думали об условиях жизни
и труда для 10 процентов россиян и не думали о 90 процентах
населения. Извините, а при чем здесь, например, Явлинский,
который все это критиковал и как раз говорил о том, что
нужно думать об этих 90 процентах населения? При чем здесь
"Яблоко", которое свою программу 1995 года назвало
"Реформы для большинства" и противопоставило
ее реформам для монополий, который проводили тот же самый
Чубайс и Гайдар. Понимаете, когда проводится политика
либеральная для крупных, мощных олигархических структур
- это еще не значит, что она либеральная для большинства
населения, и об этом мы постоянно говорили. Товарищи же,
написавшие статью, почему-то захотели всех смешать в одну
кучу и эту кучу утопить в известном материале.
Мы рассматриваем это как некий "меседж"(?),
который дает власть, у которой своя трактовка либерализма,
своя трактовка того, что должны делать либералы. И это
ровным счетом не имеет никакого отношения к "Яблоку",
да и к реальности российской политики это тоже имеет очень
малое отношение.
Михаил Соколов: Ну да, в общем, страной-то управляли
"известные либералы" - Черномырдин, Примаков
- довольно долго. Так что не все претензии должны быть
отправлены Гайдару и Чубайса.
Сергей Митрохин: Я сейчас отталкиваюсь от текста статьи...
Михаил Соколов: Борис Надеждин, ваши ощущения?
Борис Надеждин: Честно говоря, я не стал бы как-то очень
подробно с точки зрения логики анализировать текст, приписываемый
Ходорковскому, просто потому, что это, на мой взгляд,
другой жанр немножко. Там много внутренних противоречий,
действительно странностей, достаточно странных предложений,
адресованных в прошлое, - типа вклады превратить в ценные
бумаги и так далее. Это документ другого типа. На мой
взгляд, это документ какой-то совершенно религиозный.
Просто самый стиль, сам слог... Там неоднократно упоминается
Иисус Христос. Автор документы, кто бы он ни был, обнаружил
Понтия Пилата и его простил... Ну, мало ли что может написать
человек... ну, мы даже не знаем, что с ним делают.
Михаил Соколов: Тем не менее, есть политические последствия.
Леонид Невзлин заявил, что уходит из политики (а он все-таки
финансировал Ирину Хакамаду как кандидата в президенты)
и прекращает давать деньги на проект Хакамады по созданию
партии "Свободная Россия". Борис Надеждин, как
вы это восприняли?
Борис Надеждин: Это не только касается партии "Свободная
Россия" и Невзлина. Просто крупный российский бизнес
принял такое, достаточно консолидированное решение - перестать
поддерживать либеральные партии и либеральных лидеров,
отдельно взятых. Это мы чувствует и в СПС, и, я думаю,
"Яблоко" это ощущает. Я прекрасно понимаю российский
крупный бизнес, потому что глупо, скажем, поддерживать
СПС и "Яблоко", которые в последние годы друг
друга очень часто ругали, критиковали, до сих пор прорывается
какое-то взаимное недоверие и так далее. Конечно, нужно
другого типа проекты финансировать, а именно - гражданское
общество, инициативы, идущие снизу, вот такой набор сюжетов.
Кстати, абсолютно про то же самое пишут и Хакамада, и
Рыжков в своих произведениях, рефлексии по поводу Ходорковского
и так далее.
Михаил Соколов: То есть "опираться на реальную политическую
активность", как пишет Хакамада.
Борис Надеждин: Да, и поэтому, конечно, мне обидно за
Ирину Хакамаду, тем более что ряд моих товарищей, сотрудников
сейчас у нее работают. Ребятам сейчас не повезло - денег,
видимо, не будет, что-то надо будет придумывать. Но это
разумное решение бизнеса.
Михаил Соколов: Сергей Митрохин, каковы политические
последствия вот этого вот покаянного или не очень покаянного
текста?
Сергей Митрохин: Леонид Невзлин просто понял сигнал,
который ему внятно дали. Там, вот в этих семи пунктах
прямо говорится, чего нельзя делать. Например, нельзя
искать поддержки на Западе...
Михаил Соколов: А правда искать в России.
Сергей Митрохин: Да, правду искать в России. Он понял,
что дело запахло жареным и его активность может повредить
не столько ему самому, потому что он все-таки в Израиле,
а его коллегам, которые находятся здесь, и он действительно
несет за них прямую ответственность, за вовлечение их
в проекты. Когда Кремль пишет вот такие статьи, они могут
поплатиться как минимум своей свободой. Поэтому, с моей
точки зрения, он принял очень ответственное решение: он
перестал играть в те игры, в которые продолжает сейчас
играть Борис Абрамович Березовский, жертвами которых становятся
люди, в том числе и ведущие политики страны.
Михаил Соколов: Вот Владимир Рыжков в статье "Апрельские
тезисы" много тоже написал, но конкретное там, на
мой взгляд, одно, что нужно создать союз демократических
сил и выступить блоком. Кстати говоря, на региональных
выборах, вот недавних, блоки СПС и "Яблока"
фактически провалились, ни один из них в местные законодательные
собрания не прошел. Ну уж не знаю, что там было, кто кого
топил, или название кого-то оттолкнуло (кого-то - СПС,
кого-то - "Яблоко"). А вот в Ярославле, кстати,
блок "Порядок. Справедливость..." и так далее
с теми же демократами из СПС прошел в местную Думу. Вот
как бы предложение Рыжкова прокомментируете? Вот новый
брэнд - Союз демократических сил, совместные действия...
Сергей Митрохин: В Ярославле блок был "Яблока"
и СПС, который не прошел.
Михаил Соколов: Да, и был блок "Порядок. Справедливость"
с участниками тоже демократического движения.
Сергей Митрохин: Ну, участники демократического движения
- на самом деле это никому не известные люди. Скорее всего,
проголосовали за название, так же как фантастически прошли
выборы в Алтайском крае, где представители партии "Русь
святая" и "Единение" назвались блоком "За
президента"...
Михаил Соколов: Возглавили его бывшие "единороссы".
Сергей Митрохин: ... и получили огромный результат -
больше 10 процентов. Что же касается объединения, блоков
"Яблока" и СПС, нужно просто смотреть правде
в глаза: механическое объединение двух этих партий не
дает прироста голосов. К сожалению, Владимир Рыжков приводит
не очень достоверные данные по Алтайскому краю, по Алтайскому
краю блок "Яблока" и СПС набрал меньше 5 процентов,
а когда были выборы в Думу, то обе партии вместе набрали
больше 6-ти.
Еще более интересные результаты в Красноярском крае,
где были муниципальные выборы, там по партийным спискам
они проводятся. На выборах в Государственную Думу вместе
по городу Красноярску "Яблоко" и СПС получили
более 10 процентов, хотя шли отдельно. Блок, к сожалению,
получил ровно в три раза меньше - 3,7 процента. Но если
уж для чистоты эксперимента говорить, то надо привести
пример Минусинска, где как раз "Яблоко" и СПС
пошли отдельно. В результате "Яблоко" получило
6,5 процентов и прошло в Думу; СПС не прошел в Минусинскую
Думу, к сожалению, но получил больше, чем на думских выборах
по Минусинску, - 4,5 процента.
Все это говорит о том, что мы иногда в своих попытках
понять, что нужно делать демократам, руководствуемся мифами.
Когда выходим и просто повторяем старую банальность о
том, что все демократы должны объединиться, "Яблоко"
и СПС должны объединиться - и все, и точка, то мы впадаем
просто в мифологическое представление о реальности. К
сожалению, в политике такой чистой арифметики не бывает,
иногда там сложение дает минус.
Вот в данном случае, когда СПС и "Яблоко" объединяются,
- это, к сожалению, дает минус. Почему? Потому что платформа
объединения носит достаточно абстрактный характер - это
некий общие демократические ценности, к которыми согласны
обе эти партии. А избирателю эти партии интересны не тем,
что в них общее. Избирателю "Яблока" интересна
конкретная идеология "Яблока" с его социальным
либерализмом, а избирателю СПС интересна конкретная идеология
СПС с ее трактовкой либерализма и с ее трактовкой экономической
политики, с ее историей, с теми личностями, которые представляют
эту партию. И когда они объединяются, то этим избирателям
становится неинтересно это объединение, потому что они
в нем не видят той конкретики, которая привлекает их в
партиях. И поэтому они просто не приходят на выборы или,
в худшем случае, голосуют за другие партии.
Михаил Соколов: Борис Надеждин, ваши возражения или согласие.
Борис Надеждин: Я все-таки отношусь к тем людям в руководстве
"Союза правых сил", которые считают, что надо
двигаться в сторону объединения СПС и "Яблока".
При всем том, что на выборах региональных палитра результатов
действительно разная, как Сергей справедливо сказал, но
одна тенденция очевидна: если взять примеры отдельного
участия СПС и "Яблока" и по всем ситуациям среднее
число вывести, а потом взять примеры совместного участия
и среднее число вывести, все-таки совместное участие больше
дает.
Михаил Соколов: И все обычно ниже тех барьеров, которые
устанавливаются. И 7 процентов - будет в Думу.
Борис Надеждин: Конечно, естественно. Я хотел просто
в немножко другом ключе проговорить эту ситуацию. На мой
взгляд, принципиальным является даже не конкретная вывеска.
Можно говорить про СПС и "Яблоко", можно говорить
про Рыжкова и Союз демократических сил. Здесь немножко
другая история. Просто демократическое движение в стране
возникло в конце 80-х на востребованности в обществе идей
свободы, именно свободы и демократии как реакции на советский
тоталитаризм. Сейчас в обществе сформирован другого типа
запрос, в том числе благодаря усилиям Кремля с целью протащить
Глазьева с Рогозиным, - сформирован запрос на справедливость
и стабильность. Дальше все зависит от того, какой запрос
будет через 2-3 года будет сформирован, - и этим надо
заниматься. Достаточно прогнозируема ситуация, когда все-таки
запрос на свободу слова, на свободу мыслей и демократию
в стране снова возникнет.
Михаил Соколов: И экономическую свободу тоже.
Борис Надеждин: С экономической свободой в стране все
неплохо по формальным признакам.
Сергей Митрохин: Если только по формальным...
Михаил Соколов: Это был репортаж корреспондента Радио
Свобода в Рязани Татьяна Богачевой.
Вместе со мной сегодня в нашей студии Борис Надеждин,
член политсовета партии "Союз правых сил", и
Сергей Митрохин, заместитель председателя партии "Яблоко".
Оба участвовали в последнем заседании общественного Комитета-2008
под председательством Гарри Каспарова.
И я бы начал с вопроса Борису Надеждину. Борис Борисович,
вас даже приняли в состав этой структуры, как вы понимаете
еще задачи, кроме декларированной ранее борьбы за то,
чтобы следующие выборы президентские прошли согласно Конституции,
то есть без третьего срока президента Путина?
Борис Надеждин: Эта задача действительно зафиксирована
в декларации об образовании Комитета-2008. Но развитие
событий - а Комитет действует уже два месяца - показало,
что для решения этой задачи необходимо заниматься рядом
других вопросов, в частности - отвечать на ситуацию каким-то
образом кризиса либерализма, о котором сейчас в газете
"Ведомости" написало уже несколько известных
людей, начиная с Ходорковского. В том числе, я думаю,
что Комитет-2008 может стать как минимум одной из публичных
площадок, где будут обсуждаться вопросы либерализма и
демократии в стране, как стратегические (на уровне идеологии
и системы ценностей), так и вполне прикладные, а именно
- каким образом этих несчастных "побитых тварей",
постоянно сопротивляющихся объединению, можно все-таки
заставить как-то быть вместе в политике.
Михаил Соколов: Сергей, я так понимаю, вы в Комитет не
вошли. "Яблоку" это неинтересно или хватает
присутствия Сергея Иваненко?
Сергей Митрохин: Мы делегировали Сергея Иваненко в состав
комитета. Я не исключаю, что, может быть, я и войду, но
я не считаю, что это принципиальный вопрос, кто лично
туда войдет. Мне кажется, на Комитете было принято несколько
важных решений.
Михаил Соколов: Вы участвовали, насколько я понимаю,
в обсуждении вопроса о борьбе с фальсификацией выборов,
да?
Сергей Митрохин: Да, во-первых, Комитет будет участвовать
в подаче иска в Верховный суд, и это очень важно, он может
помочь ресурсами, потому что это связано с большими затратами,
работой юристов и так далее. Второе решение, очень важное,
что Комитет присоединился к кампании, которую "Яблоко"
и ряд общественных организаций инициировали, - эта кампания
носит название "Гражданское общество против полицейского
государства", - кульминационным пунктом которой в
ближайшее время будет первомайская демонстрация. И вот
очень важно, что Комитет присоединился и даже делегировал
выступать на этом митинге, которым завершится эта демонстрация,
Виктора Шендеровича. Я думаю, что и другие члены этого
Комитета, и Борис Надеждин, и партии, которые они представляют,
в том числе и СПС, примут участие в этом шествии. И демократическая
общественность Москвы и других регионов - а у нас где-то
25 регионов участвуют - сможет продемонстрировать власти
отношение ко всем вот этим последним тенденциям, включая
попытку запретить митинги, шествия и демонстрации.
И еще очень важно, что Комитет, хотя это не было официальное
решение, но был консенсус членов Комитета, что Комитет
не ставит планы превратиться в политическую партию. Это
значит, что он действительно может быть площадкой, на
которой будут вырабатываться общие подходы, общие принципы
для консолидации демократических сил.
Михаил Соколов: А демократическое совещание уже умерло?
Сергей Митрохин: Демократическое совещание состоит где-то
процентов на 20 из политических организаций. Оно не умерло,
оно сейчас стоит как бы на запасном пути и может быть
пущено в ходе при необходимости. Но речь идет о том, чтобы
действительно взаимодействовали в первую очередь политические
структуры сейчас, в преддверии предстоящих выборов, в
будущем. И здесь Комитет может действительно сыграть очень
важную роль.
Михаил Соколов: Борис Надеждин, вот приходилось слышать,
что СПС не заинтересован махать руками после драки. То
есть вы не преодолели 5 процентов - и вот в этой борьбе
с фальсификацией неактивно, скажем так, участвуете.
Борис Надеждин: Ну, все, что могли в рамках помощи нашим
друзьям из "Яблока", мы сделали. Мы отдали наши
протоколы по нашим наблюдателям. Но у нас в партии несколько
другая оценка случившегося. Конечно, там были фальсификации.
Слава богу, что "Яблоко" и Комитет-2008 постараются
этот вопрос прояснить. Но, скажем так, мы проиграли выборы,
и руководство нашей партии, включая Чубайса, Немцова,
Гайдара, ушло в отставку, взяв на себя ответственность
за это поражение.
Михаил Соколов: Сергей Митрохин, а в каком состоянии
все эти иски? Насколько я знаю, вы лично подавали по фальсификации
выборов в Бабушкинском округе. И вот есть какие-то успехи
частные. Скажем, Центризбирком признает, что в Москве,
в Раменках и Крылатском, у Путина была приписана чуть
ли не половина из 60 процентов голосов, а украли эти голоса
у Ирины Хакамады, и идет расследование. Что-то еще есть?
Сергей Митрохин: На самом деле, это действительно так,
что результатом нашей активности стало, в том числе, и
решение это по президентским выборам. Я вообще свой рабочий
день начинаю с того, что подписываю гору судебных исков,
потому что мы разослали эти иски в суды 45 субъектов Федерации,
то есть половины субъектов Федерации плюс один. И сейчас
уже около 15 субъектов приняли к рассмотрению наши иски,
по другим субъектам есть некие формальные придирки, которые
позволяют судам их не принимать, но мы, естественно, все
эти требования учтем и добьемся того, чтобы везде эти
иски были рассмотрены.
По моему округу тоже сейчас процессы уже начались, и
суды уже начали рассматривать иски практически во всех
районах, относящихся к Бабушкинскому округу, где произошла
фальсификация.
Михаил Соколов: Насколько я понимаю, Александр Альбертович
Вешняков уже перестал кричать, что коммунисты и "Яблоко"
клевещут на замечательную избирательную систему, и требовать
опровержения, да?
Сергей Митрохин: Да, он перестал. И, кстати, до сих пор
так и непонятно, как появилось расхождение между так называемым
протоколом номер 1 и протоколом номер 2 - это федеральный
округ и одномандатные округа, в которых почему-то на полмиллиона
избирателей проголосовало меньше, чем по федеральному.
Очевидно, что были манипуляции со списочным составом,
манипуляции с явкой. К сожалению, в нашем распоряжении
имеются всего 10-12 процентов протоколов - по такому количеству
невозможно до конца выяснить, как были распределены вот
эти полмиллиона голосов. К сожалению, коммунисты не сконцентрировали
все протоколы в Москве, они находятся в регионах, и они
в регионах занимаются подачей исков. Поэтому сейчас мобилизовать
эти протоколы не представлеяется возможным. Тем не менее,
работа началась, и я думаю, что она принесет определенные
плоды. В частности, кульминацией этого процесса будет
подача иска в Верховный суд, и это должен быть консолидированный
иск разных партий и общественных организаций. И очень
хорошо, что Комитет-2008 тоже принял решение в этом участвовать.
Михаил Соколов: Борис Борисович, вот у вас есть председатель
Комитета в Государственной Думе (хоть он и состоит во
фракции "Единая Россия") - Павел Крашенинников,
Комитета по конституционному, по-моему, законодательству.
Борис Надеждин: Ну, там сейчас сложное, длинное название,
как раз не по конституционному, а по всякому остальному
- уголовному, гражданскому...
Михаил Соколов: Вы не собираетесь как-то через него попытаться
все-таки скорректировать избирательное законодательство,
чтобы убрать наиболее вопиющие вещи? Например - возможность
правки вот этих самых протоколов, когда наблюдателям выдают
один протокол, потом без них правят второй и заявляют,
что второй - это самый правильный.
Борис Надеждин: Если уж быть совсем честным и обстоятельным,
то это тема не комитета Крашенинникова, а тема как раз
Комитета по конституционному законодательству, во главе
которого стоит другой человек - Плигин(?) его фамилия,
он "единоросс". Я лично считаю, что в нынешней
Думе бессмысленно всерьез работать, абсолютно бессмысленно.
Михаил Соколов: Ну, через администрацию...
Борис Надеждин: Слава богу, там есть Володя Рыжков, Виктор
Похмелкин, депутаты от "Яблока" Попов Сергей,
Михаил Задорнов, Галина Хованская, то есть они могут какие-то
процессы начинать. Но дело в том, что я тоже немало оставил
в Думе, и сейчас уже парламент вот этого созыва провалил
несколько моих законопроектов, которые остались исторически,
в том числе об обязательности дебатов и так далее. Думать,
что в этой ситуации можно что-то исправить, достаточно
наивно, это абсолютно невозможно сделать. Единственное,
что теоретически может быть плодотворным, это нудная какая-то
дискуссия с администрацией президента, в епархии которой
находится избирательное законодательство. Но зачем им
это надо, я ума не приложу просто.
Михаил Соколов: И еще один вопрос - уже вся эта бурная
дискуссия на страницах газеты "Ведомости". Коротко
хотелось бы все-таки услышать, как вы отнеслись к письму
группы товарищей, одобренному господином Михаилом Ходорковским?
Что принимаете и что считаете неприемлемым? Сергей Митрохин,
пожалуйста.
Сергей Митрохин: Я бы их назвал такой группой политологов
в штатском. Совершенно очевидно, что Михаил Ходорковский
имеет самое косвенное отношение к этой статье, что он
уже и подтвердил, он фактически отказался от нее. У меня,
конечно, вызвало недоумение пещерное значение, которое
вкладывается в понятие "либерализм" этой группой.
В либерализме, вообще-то, имеется много течений. "Яблоко",
например, является социально-либеральной партией - это
записано в нашей программе, в нашем манифесте. И вот эта
наша либерально-социальная идеология, которая, кстати,
свойственна сейчас большинству партий, входящих в либеральный
интернационал, она как раз направлена против всего того,
о чем говорит Ходорковский, признаваясь в каких-то вот
ошибках либералов. То есть либерализм "Яблока",
либерализм европейских партий, либеральных, не имеет никакого
отношения к тому, что описывается здесь группой товарищей
под псевдонимом "Ходорковский". "Яблоко"
к этому тоже не имеет никакого отношения.
Здесь какая-то алогичность. Сначала идет речь о кризисе
либерализма, перечисляются партии, такие как "Яблоко",
СПС. А потом как бы говорится, что они проиграли, потому
что Чубайс, Гайдар и их единомышленники ставили перед
собой цель обмануть Россию, - такой намек делается. Дальше
говорится о том, что либералы думали об условиях жизни
и труда для 10 процентов россиян и не думали о 90 процентах
населения. Извините, а при чем здесь, например, Явлинский,
который все это критиковал и как раз говорил о том, что
нужно думать об этих 90 процентах населения? При чем здесь
"Яблоко", которое свою программу 1995 года назвало
"Реформы для большинства" и противопоставило
ее реформам для монополий, который проводили тот же самый
Чубайс и Гайдар. Понимаете, когда проводится политика
либеральная для крупных, мощных олигархических структур
- это еще не значит, что она либеральная для большинства
населения, и об этом мы постоянно говорили. Товарищи же,
написавшие статью, почему-то захотели всех смешать в одну
кучу и эту кучу утопить в известном материале.
Мы рассматриваем это как некий "меседж"(?),
который дает власть, у которой своя трактовка либерализма,
своя трактовка того, что должны делать либералы. И это
ровным счетом не имеет никакого отношения к "Яблоку",
да и к реальности российской политики это тоже имеет очень
малое отношение.
Михаил Соколов: Ну да, в общем, страной-то управляли
"известные либералы" - Черномырдин, Примаков
- довольно долго. Так что не все претензии должны быть
отправлены Гайдару и Чубайса.
Сергей Митрохин: Я сейчас отталкиваюсь от текста статьи...
Михаил Соколов: Борис Надеждин, ваши ощущения?
Борис Надеждин: Честно говоря, я не стал бы как-то очень
подробно с точки зрения логики анализировать текст, приписываемый
Ходорковскому, просто потому, что это, на мой взгляд,
другой жанр немножко. Там много внутренних противоречий,
действительно странностей, достаточно странных предложений,
адресованных в прошлое, - типа вклады превратить в ценные
бумаги и так далее. Это документ другого типа. На мой
взгляд, это документ какой-то совершенно религиозный.
Просто самый стиль, сам слог... Там неоднократно упоминается
Иисус Христос. Автор документы, кто бы он ни был, обнаружил
Понтия Пилата и его простил... Ну, мало ли что может написать
человек... ну, мы даже не знаем, что с ним делают.
Михаил Соколов: Тем не менее, есть политические последствия.
Леонид Невзлин заявил, что уходит из политики (а он все-таки
финансировал Ирину Хакамаду как кандидата в президенты)
и прекращает давать деньги на проект Хакамады по созданию
партии "Свободная Россия". Борис Надеждин, как
вы это восприняли?
Борис Надеждин: Это не только касается партии "Свободная
Россия" и Невзлина. Просто крупный российский бизнес
принял такое, достаточно консолидированное решение - перестать
поддерживать либеральные партии и либеральных лидеров,
отдельно взятых. Это мы чувствует и в СПС, и, я думаю,
"Яблоко" это ощущает. Я прекрасно понимаю российский
крупный бизнес, потому что глупо, скажем, поддерживать
СПС и "Яблоко", которые в последние годы друг
друга очень часто ругали, критиковали, до сих пор прорывается
какое-то взаимное недоверие и так далее. Конечно, нужно
другого типа проекты финансировать, а именно - гражданское
общество, инициативы, идущие снизу, вот такой набор сюжетов.
Кстати, абсолютно про то же самое пишут и Хакамада, и
Рыжков в своих произведениях, рефлексии по поводу Ходорковского
и так далее.
Михаил Соколов: То есть "опираться на реальную политическую
активность", как пишет Хакамада.
Борис Надеждин: Да, и поэтому, конечно, мне обидно за
Ирину Хакамаду, тем более что ряд моих товарищей, сотрудников
сейчас у нее работают. Ребятам сейчас не повезло - денег,
видимо, не будет, что-то надо будет придумывать. Но это
разумное решение бизнеса.
Михаил Соколов: Сергей Митрохин, каковы политические
последствия вот этого вот покаянного или не очень покаянного
текста?
Сергей Митрохин: Леонид Невзлин просто понял сигнал,
который ему внятно дали. Там, вот в этих семи пунктах
прямо говорится, чего нельзя делать. Например, нельзя
искать поддержки на Западе...
Михаил Соколов: А правда искать в России.
Сергей Митрохин: Да, правду искать в России. Он понял,
что дело запахло жареным и его активность может повредить
не столько ему самому, потому что он все-таки в Израиле,
а его коллегам, которые находятся здесь, и он действительно
несет за них прямую ответственность, за вовлечение их
в проекты. Когда Кремль пишет вот такие статьи, они могут
поплатиться как минимум своей свободой. Поэтому, с моей
точки зрения, он принял очень ответственное решение: он
перестал играть в те игры, в которые продолжает сейчас
играть Борис Абрамович Березовский, жертвами которых становятся
люди, в том числе и ведущие политики страны.
Михаил Соколов: Вот Владимир Рыжков в статье "Апрельские
тезисы" много тоже написал, но конкретное там, на
мой взгляд, одно, что нужно создать союз демократических
сил и выступить блоком. Кстати говоря, на региональных
выборах, вот недавних, блоки СПС и "Яблока"
фактически провалились, ни один из них в местные законодательные
собрания не прошел. Ну уж не знаю, что там было, кто кого
топил, или название кого-то оттолкнуло (кого-то - СПС,
кого-то - "Яблоко"). А вот в Ярославле, кстати,
блок "Порядок. Справедливость..." и так далее
с теми же демократами из СПС прошел в местную Думу. Вот
как бы предложение Рыжкова прокомментируете? Вот новый
брэнд - Союз демократических сил, совместные действия...
Сергей Митрохин: В Ярославле блок был "Яблока"
и СПС, который не прошел.
Михаил Соколов: Да, и был блок "Порядок. Справедливость"
с участниками тоже демократического движения.
Сергей Митрохин: Ну, участники демократического движения
- на самом деле это никому не известные люди. Скорее всего,
проголосовали за название, так же как фантастически прошли
выборы в Алтайском крае, где представители партии "Русь
святая" и "Единение" назвались блоком "За
президента"...
Михаил Соколов: Возглавили его бывшие "единороссы".
Сергей Митрохин: ... и получили огромный результат -
больше 10 процентов. Что же касается объединения, блоков
"Яблока" и СПС, нужно просто смотреть правде
в глаза: механическое объединение двух этих партий не
дает прироста голосов. К сожалению, Владимир Рыжков приводит
не очень достоверные данные по Алтайскому краю, по Алтайскому
краю блок "Яблока" и СПС набрал меньше 5 процентов,
а когда были выборы в Думу, то обе партии вместе набрали
больше 6-ти.
Еще более интересные результаты в Красноярском крае,
где были муниципальные выборы, там по партийным спискам
они проводятся. На выборах в Государственную Думу вместе
по городу Красноярску "Яблоко" и СПС получили
более 10 процентов, хотя шли отдельно. Блок, к сожалению,
получил ровно в три раза меньше - 3,7 процента. Но если
уж для чистоты эксперимента говорить, то надо привести
пример Минусинска, где как раз "Яблоко" и СПС
пошли отдельно. В результате "Яблоко" получило
6,5 процентов и прошло в Думу; СПС не прошел в Минусинскую
Думу, к сожалению, но получил больше, чем на думских выборах
по Минусинску, - 4,5 процента.
Все это говорит о том, что мы иногда в своих попытках
понять, что нужно делать демократам, руководствуемся мифами.
Когда выходим и просто повторяем старую банальность о
том, что все демократы должны объединиться, "Яблоко"
и СПС должны объединиться - и все, и точка, то мы впадаем
просто в мифологическое представление о реальности. К
сожалению, в политике такой чистой арифметики не бывает,
иногда там сложение дает минус.
Вот в данном случае, когда СПС и "Яблоко" объединяются,
- это, к сожалению, дает минус. Почему? Потому что платформа
объединения носит достаточно абстрактный характер - это
некий общие демократические ценности, к которыми согласны
обе эти партии. А избирателю эти партии интересны не тем,
что в них общее. Избирателю "Яблока" интересна
конкретная идеология "Яблока" с его социальным
либерализмом, а избирателю СПС интересна конкретная идеология
СПС с ее трактовкой либерализма и с ее трактовкой экономической
политики, с ее историей, с теми личностями, которые представляют
эту партию. И когда они объединяются, то этим избирателям
становится неинтересно это объединение, потому что они
в нем не видят той конкретики, которая привлекает их в
партиях. И поэтому они просто не приходят на выборы или,
в худшем случае, голосуют за другие партии.
Михаил Соколов: Борис Надеждин, ваши возражения или согласие.
Борис Надеждин: Я все-таки отношусь к тем людям в руководстве
"Союза правых сил", которые считают, что надо
двигаться в сторону объединения СПС и "Яблока".
При всем том, что на выборах региональных палитра результатов
действительно разная, как Сергей справедливо сказал, но
одна тенденция очевидна: если взять примеры отдельного
участия СПС и "Яблока" и по всем ситуациям среднее
число вывести, а потом взять примеры совместного участия
и среднее число вывести, все-таки совместное участие больше
дает.
Михаил Соколов: И все обычно ниже тех барьеров, которые
устанавливаются. И 7 процентов - будет в Думу.
Борис Надеждин: Конечно, естественно. Я хотел просто
в немножко другом ключе проговорить эту ситуацию. На мой
взгляд, принципиальным является даже не конкретная вывеска.
Можно говорить про СПС и "Яблоко", можно говорить
про Рыжкова и Союз демократических сил. Здесь немножко
другая история. Просто демократическое движение в стране
возникло в конце 80-х на востребованности в обществе идей
свободы, именно свободы и демократии как реакции на советский
тоталитаризм. Сейчас в обществе сформирован другого типа
запрос, в том числе благодаря усилиям Кремля с целью протащить
Глазьева с Рогозиным, - сформирован запрос на справедливость
и стабильность. Дальше все зависит от того, какой запрос
будет через 2-3 года будет сформирован, - и этим надо
заниматься. Достаточно прогнозируема ситуация, когда все-таки
запрос на свободу слова, на свободу мыслей и демократию
в стране снова возникнет.
Михаил Соколов: И экономическую свободу тоже.
Борис Надеждин: С экономической свободой в стране все
неплохо по формальным признакам.
Сергей Митрохин: Если только по формальным...
Михаил Соколов: Сомневаюсь... Спросите малый бизнес.
Борис Надеждин: Да я сам неплохо ориентируюсь в этом.
Я отмечу простую вещь. Когда темой, которая раскручена,
является социальная справедливость, то, конечно, СПС и
"Яблоку" трудно вместе набирать много процентов,
потому что эта тема их немножко разделяет. Ну, чистая
правда. СПС - скорее, бизнесмены (я условно говорю), а
"Яблоко" - скорее, бюджетная интеллигенция.
Но если запрос будет реально на свободу и демократию,
- а я допускаю, что это произойдет, учитывая развитие
событий по посадкам трудящихся, самых разных ученых и
предпринимателей, - то тогда мы окажемся вместе по объективной
причине. Потому что с точки зрения выбора между демократией
и тоталитаризмом, конечно, мы с одной стороны, это очевидно
совершенно. И об этом же и Рыжков, кстати, достаточно
внятно говорит. Центральной проблемой ральной проблемой
сейчас является то, что этот запрос не овладел широкими
массами трудящихся в стране, они о другом думают. И вот
я надеюсь, что это произойдет через 2-3 года, и именно
на это должны работать те самые гражданские организации,
о которых сейчас все говорят.
Михаил Соколов: Но широкие массы трудящихся, как вы знаете,
они думают о конкретных вещах, например, отнимут накопительную
систему у 40-летних или не отнимут всякие евробюрократы
вроде Кудрина или будут сносить дома в центре Москвы и
выселять людей на окраины или не будут. То есть вот конкретные
вещи людей больше волнуют.
Сергей Митрохин: Мне кажется, что Владимир Рыжков делает
совершенно неадекватные выводы. На самом деле, здесь поставлена
проблема, отмахнуться от которой нельзя. Здесь прямо говорится
о том, что были люди, которые под демократическими лозунгами
проводили определенную политику и эти демократические
ценности дискредитировали. Это, кстати, одна из причин,
почему, например, Ирина Хакамада просто отреклась от некоторых
фамилий во время своей кампании и чуть ли ни на этом отречении
эту всю кампанию построила. Это она из причин, по которой
многие представители СПС, также называя конкретные фамилии,
в регионах от них отрекались.
Фактически Ходорковский пишет то же самое об этих же
самых людях. Это означает, что мы имеем дело с крупной
проблемой, которую надо решать. Эту проблему во свое время
сформулировал еще господин Ленин, который сказал, что
прежде чем объединяться, нужно размежеваться. К сожалению,
здесь есть определенная правота. Пока, например, "Союз
правых сил" является заложником деятельности этих
политиков, ему будет сложно и самому политически выживать,
и объединяться с другими демократическими силами. Собственно
говоря, об этом пишется вот в этой самой статье, с чем
в данном случае можно согласиться. И не решив эту проблему,
невозможно в дальнейшем решить и проблему объединения.
А даже если, допустим, эту проблему объединения продавить,
то это объединение даст не плюс, а минус, как это сегодня
происходит на региональных выборах.
Михаил Соколов: Все-таки отношение к власти, отношение
к режиму... Часть деятелей и той и другой партии резко
критикуют власть президента, правительства и так далее
и конкретные решения, но в то же время видные члены этих
партий идут на службу к власти. Господин Артемьев возглавил
Антимонопольную службу, Павел Крашенинников - в Думе,
Лукин - уполномоченный по правам человека.
Сергей Митрохин: Мы считаем, что в России установилась
бюрократическая олигархическая система, которую можно
назвать полицейским государством. Это прямое следствие
тех реформ, которые проводились при Ельцине, это просто
продолжение ельцинских реформ. И это стабилизация олигархической
системы. Несмотря на то, что некоторым олигархам устроили
показную порку, пришли новые и остались в большом количестве
старые. Они просто заключили новый договор с властью,
в результате которого принципы действия этой системы полностью
сохранились. А основной принцип такой - это узкая элита,
бюрократическая, коммерческая элита, полное сращивание
бюрократии с крупным бизнесом, который присваивает, перераспределяя
в свою пользу, национальный продукт, вот и все. Эта система
монополистическая, эта система олигархическая, существование
которой не позволяет решить ни проблему бедности, ни проблему
обеспечения развития России.
А что касается нашей работы во власти, то мы ее рассматриваем
точно так же, как в свое время рассматривали работу в
Государственной Думе. Да, мы эту систему хотим изменить,
и для этого мы используем любые возможности, закрепляемся
на любых позициях во власти, будь то позиция депутата
Государственной Думы или же позиция члена правительства,
у которого, конечно же, влияние сейчас гораздо больше,
чем у целых фракций в Государственной Думе. И не воспользоваться
этим влиянием, для того чтобы решать конкретные задачи
(в частности, Антимонопольный комитет - ключевой для решения
проблем малого бизнеса), отказываться от этого совершенно
нелепо для политиков.
Борис Надеждин: Я вполне разделяю позицию моих товарищей,
которые работают во власти, исполнительной и законодательной.
Я считаю, что это вопрос личного выбора каждого. Я, кстати,
для себя тоже не исключаю сотрудничество с тем самым режимом,
с которым, с одной стороны, надо бороться, поскольку он
полицейский и бюрократический. А с другой стороны, нужно
ясно понимать, что такие ведомства, как, например, Министерство
экономики Грефа или Министерство финансов Кудрина - это
такие оплоты либерализма в исполнительной власти. Вот
уберите их, поставьте туда людей в погонах - и просто
там все закончится сразу.
Поэтому я считаю, что это нормальная ситуация. Для кого-то
личная траектория идет скорее через критику режима, митинги,
демонстрации. А для кого-то личная траектория скорее идет
через профессиональную работу, в том числе, и по развитию
экономики, и так далее. И, в конце концов, все мы одного
поля ягоды в том смысле, что друг друга прекрасно понимаем
и понимаем ситуацию, в которой каждый выбрал ту или иную
траекторию.
: Сомневаюсь... Спросите малый бизнес.
Борис Надеждин: Да я сам неплохо ориентируюсь в этом.
Я отмечу простую вещь. Когда темой, которая раскручена,
является социальная справедливость, то, конечно, СПС и
"Яблоку" трудно вместе набирать много процентов,
потому что эта тема их немножко разделяет. Ну, чистая
правда. СПС - скорее, бизнесмены (я условно говорю), а
"Яблоко" - скорее, бюджетная интеллигенция.
Но если запрос будет реально на свободу и демократию,
- а я допускаю, что это произойдет, учитывая развитие
событий по посадкам трудящихся, самых разных ученых и
предпринимателей, - то тогда мы окажемся вместе по объективной
причине. Потому что с точки зрения выбора между демократией
и тоталитаризмом, конечно, мы с одной стороны, это очевидно
совершенно. И об этом же и Рыжков, кстати, достаточно
внятно говорит. Центральной проблемой ральной проблемой
сейчас является то, что этот запрос не овладел широкими
массами трудящихся в стране, они о другом думают. И вот
я надеюсь, что это произойдет через 2-3 года, и именно
на это должны работать те самые гражданские организации,
о которых сейчас все говорят.
Михаил Соколов: Но широкие массы трудящихся, как вы знаете,
они думают о конкретных вещах, например, отнимут накопительную
систему у 40-летних или не отнимут всякие евробюрократы
вроде Кудрина или будут сносить дома в центре Москвы и
выселять людей на окраины или не будут. То есть вот конкретные
вещи людей больше волнуют.
Сергей Митрохин: Мне кажется, что Владимир Рыжков делает
совершенно неадекватные выводы. На самом деле, здесь поставлена
проблема, отмахнуться от которой нельзя. Здесь прямо говорится
о том, что были люди, которые под демократическими лозунгами
проводили определенную политику и эти демократические
ценности дискредитировали. Это, кстати, одна из причин,
почему, например, Ирина Хакамада просто отреклась от некоторых
фамилий во время своей кампании и чуть ли ни на этом отречении
эту всю кампанию построила. Это она из причин, по которой
многие представители СПС, также называя конкретные фамилии,
в регионах от них отрекались.
Фактически Ходорковский пишет то же самое об этих же
самых людях. Это означает, что мы имеем дело с крупной
проблемой, которую надо решать. Эту проблему во свое время
сформулировал еще господин Ленин, который сказал, что
прежде чем объединяться, нужно размежеваться. К сожалению,
здесь есть определенная правота. Пока, например, "Союз
правых сил" является заложником деятельности этих
политиков, ему будет сложно и самому политически выживать,
и объединяться с другими демократическими силами. Собственно
говоря, об этом пишется вот в этой самой статье, с чем
в данном случае можно согласиться. И не решив эту проблему,
невозможно в дальнейшем решить и проблему объединения.
А даже если, допустим, эту проблему объединения продавить,
то это объединение даст не плюс, а минус, как это сегодня
происходит на региональных выборах.
Михаил Соколов: Все-таки отношение к власти, отношение
к режиму... Часть деятелей и той и другой партии резко
критикуют власть президента, правительства и так далее
и конкретные решения, но в то же время видные члены этих
партий идут на службу к власти. Господин Артемьев возглавил
Антимонопольную службу, Павел Крашенинников - в Думе,
Лукин - уполномоченный по правам человека.
Сергей Митрохин: Мы считаем, что в России установилась
бюрократическая олигархическая система, которую можно
назвать полицейским государством. Это прямое следствие
тех реформ, которые проводились при Ельцине, это просто
продолжение ельцинских реформ. И это стабилизация олигархической
системы. Несмотря на то, что некоторым олигархам устроили
показную порку, пришли новые и остались в большом количестве
старые. Они просто заключили новый договор с властью,
в результате которого принципы действия этой системы полностью
сохранились. А основной принцип такой - это узкая элита,
бюрократическая, коммерческая элита, полное сращивание
бюрократии с крупным бизнесом, который присваивает, перераспределяя
в свою пользу, национальный продукт, вот и все. Эта система
монополистическая, эта система олигархическая, существование
которой не позволяет решить ни проблему бедности, ни проблему
обеспечения развития России.
А что касается нашей работы во власти, то мы ее рассматриваем
точно так же, как в свое время рассматривали работу в
Государственной Думе. Да, мы эту систему хотим изменить,
и для этого мы используем любые возможности, закрепляемся
на любых позициях во власти, будь то позиция депутата
Государственной Думы или же позиция члена правительства,
у которого, конечно же, влияние сейчас гораздо больше,
чем у целых фракций в Государственной Думе. И не воспользоваться
этим влиянием, для того чтобы решать конкретные задачи
(в частности, Антимонопольный комитет - ключевой для решения
проблем малого бизнеса), отказываться от этого совершенно
нелепо для политиков.
Борис Надеждин: Я вполне разделяю позицию моих товарищей,
которые работают во власти, исполнительной и законодательной.
Я считаю, что это вопрос личного выбора каждого. Я, кстати,
для себя тоже не исключаю сотрудничество с тем самым режимом,
с которым, с одной стороны, надо бороться, поскольку он
полицейский и бюрократический. А с другой стороны, нужно
ясно понимать, что такие ведомства, как, например, Министерство
экономики Грефа или Министерство финансов Кудрина - это
такие оплоты либерализма в исполнительной власти. Вот
уберите их, поставьте туда людей в погонах - и просто
там все закончится сразу.
Поэтому я считаю, что это нормальная ситуация. Для кого-то
личная траектория идет скорее через критику режима, митинги,
демонстрации. А для кого-то личная траектория скорее идет
через профессиональную работу, в том числе, и по развитию
экономики, и так далее. И, в конце концов, все мы одного
поля ягоды в том смысле, что друг друга прекрасно понимаем
и понимаем ситуацию, в которой каждый выбрал ту или иную
траекторию.