Интервью с Нобелевским лауреатом по экономике за 2001
год "Российской газете", 19 апреля 2004 года
Все было окутано тайной. "Круглый стол" - "Итоги
приватизации и стратегия развития экономики России"
- начался утром в субботу в Счетной палате РФ, а завершился
поздно вечером в гостинице "Балчуг Кемпински".
Из пресс-релиза оргкомитета было ясно лишь то, что встреча
эта неформальная и на нее приглашены известные российские
и зарубежные эксперты, бизнесмены, представители исполнительной
власти России. "Для организаторов важно услышать
максимально откровенные профессиональные суждения, - говорилось
в документе, - по принципиальным вопросам повестки дня
в контексте мирового опыта".
Тема для нашей страны, действительно, актуальна как никогда.
Именно итоги приватизации
90-х годов стали "яблоком раздора" между российским
бизнесом и властью. Предприниматели, опасаясь их пересмотра,
заняли выжидательную позицию и снизили экономическую активность.
Какие же рекомендации выработали эксперты за "закрытыми
дверями"? Прессу к участникам "круглого стола"
допустили лишь на сорок минут, когда обсуждение темы уже
закончилось. Но они явно не были настроены на откровенный
разговор и очень быстро покинули гостиницу. Журналистам
удалось лишь накоротке пообщаться с некоторыми из них.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
(РСПП) Аркадий Вольский подтвердил, что бизнес настороженно
относится к проверке, проводимой Счетной палатой, поскольку
это затрагивает интересы многих предпринимателей.
Однако, подчеркнул Вольский, такой анализ необходим.
"Я считаю, - сказал глава РСПП, - что государство
должно знать, сколько средств у него потрачено на приватизацию
честно, а сколько украдено".
Кое-какие цифры уже известны. Выступая на "круглом
столе", председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин,
со слов его участников, говорил о том, что от приватизации
145 тысяч предприятий бюджет получил 9,7 миллиарда долларов,
ровно столько, сколько оставили российские туристы за
рубежом только в прошлом году.
Однако, подводя итоги "круглого стола" Сергей
Степашин еще раз подтвердил, что массового пересмотра
приватизации не будет. И напомнил, что такова позиция
руководства России.
Развивая тему, глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений
Примаков сказал журналистам, что Счетная палата должна
четко определить, какое имущество было приватизировано
законно, а какое нет. И в отношении тех случаев, когда
были нарушены существовавшие в то время законы или совершались
уголовные преступления, "надо иметь определенную
позицию".
Корреспонденту "РГ" удалось побеседовать с
лауреатом Нобелевской премии Джозефом Cтиглицем.
- Г-н Cтиглиц, вы тоже не одобряете итоги приватизации
в России?
- Я согласен с тем, что приватизация, в том виде, в котором
она прошла в вашей стране, несправедлива и сделана плохо.
Это вылилось, во-первых, в недостаток законности приватизированных
предприятий, во-вторых, в социальное неравенство, обнищание
населения.
Самые трудные случаи российской приватизации - это те,
которые касаются естественных ресурсов. Одна из наших
рекомендаций - подумать над тем, как в создавшихся условиях,
устанавливать налоги на добычу полезных ископаемых. А
также - над оптимизацией увеличения налога на их экспорт.
Философия наших предложений заключается в том, что естественные
ресурсы принадлежат народу.
Когда в начале 70-х годов в США поднялись цены на нефть,
мы наложили так называемый супер налог на нефтяные компании.
Более того, в тот период были введены налоги, которые
у нас назывались "налоги на доходы, упавшие с неба".
Они образовались лишь только потому, что повысились цены,
а не в силу того, что вы подняли производство.
Суть другой обсуждаемой идеи была в том, что надо принять
меры, которые дадут возможность увеличить число акционеров
компаний. Во-первых, такие собственники будут сами способствовать
тому, чтобы бизнес становился прозрачным и честным. Ведь
только тогда, у акционеров будет уверенность в том, что
они получат свои доходы. Во-вторых, чем выше их доходы,
тем больше налогов соберет с них государство. Таким образом,
можно значительно расширить базу налогообложения. Известно,
что некоторые российские компании выплачивают дивиденды
где-нибудь на Кипре или в других офшорных зонах. И доходы,
которые могли быть получены потенциальными акционерами
в вашей стране, остаются в руках олигархов.
Еще одно предложение. Компании, например, в счет налогов
могли бы "выплачивать" своему правительству
акции. Если наладить такую систему, можно достичь определенной
степени гарантии, что компании не утаивают деньги. Ведь
они платят налоги не деньгами, а акциями, которые легче
подлежат контролю. Тогда быстрее уходило бы в прошлое
и то, что сегодня в России называют "олигархическим
капитализмом".
- Вы хотите сказать, что в США не используют схемы
ухода от налогов?
- Конечно, интернациональные компании, оперирующие в
США, очень часто прибегают к таким схемам. Но в области
разработки природных ресурсов это трудно сделать, поскольку
хорошо известны цены, по которым должны продаваться газ
и нефть. Была у нас пара таких случаев, но этих людей
быстро "поймали за руку".
- Приватизация в России велась по рекомендациям МВФ.
Выходит, его советы оказались плохими?
- Я думаю, что вы правы. Самая большая ошибка, которую
совершили эксперты МВФ, в том, что они настаивали на скорейшем
процессе приватизации независимо от того, как он пойдет.
У нас уже есть судебные прецеденты против тех людей, которых
направляли в Россию по линии Агентства международного
развития (это правительственная организация). Но должен
сказать, что среди американских академических кругов было
много людей, которые не соглашались тогда с такой постановкой
вопроса. И пытались объяснить, что необходимо "класть
на весы" не столько скорость, сколько качество приватизации.
Я, например, принадлежал к этой группе американцев. Увы,
возобладало мнение той части академического, делового,
финансового мира США, которая настаивала на скорейшей
приватизации. И она побуждала российское Правительство
продолжать приватизацию "плохим путем". Ясно
также, что и в России был особый интерес у тех людей,
которые получали выгоду от быстрой приватизации.
- В чем же конкретно обвиняли американских экспертов
в США?
- В коррупции. Речь идет о тех экспертах, которые, по
существу, присасывались к американской помощи, злоупотребляя
ею. В результате Агентство международного развития прекратило
направлять в Россию экспертов по линии своего ведомства.