Самая
дорогая яма в мире, как по праву можно назвать котлован
на Лиговке, оставшийся в наследство от РАО ВСМ, вновь привлек
к себе внимание. Во-первых, оказалось, что Министерство
имущественных отношений России продало этот недострой группе
инвесторов с участием Внешэкономбанка и некой питерской
фирмы «Бриз». А во-вторых, после недавнего визита в Москву
Валентина Матвиенко сообщила, что договорилась с Минфином
о том, что за злополучные кредиты, взятые РАО ВСМ, город
не отвечает, и оплачивать яму, таким образом, не должен...
Будущая судьба котлована на Лиговке обсуждалась еще полтора
года назад: 30 сентября 2002 года Минфин, Минимущества
и РАО ВСМ заключили трехсторонний договор о том, что «незавершенка»
изымается в федеральную казну в счет долгов РАО.
«Высокоскоростные магистрали», как известно, одолжили
для строительства Транспортно-коммерческого центра (ТКЦ)
под правительственные гарантии 200 миллионов долларов
у английских банков, из которых успели освоить около 65
миллионов. Отдавать кредит РАО не собиралось, и правительство
теперь обязано эти деньги вернуть. При этом Белый дом
не первый год пытается возместить свои потери за счет
питерского бюджета, но об этом - ниже.
Еще тогда, когда упомянутый договор был подписан, представители
РАО ВСМ говорили, что «в ближайшее время будет объявлен
тендер среди потенциальных инвесторов на застройку территории
у Московского вокзала». Тендер, впрочем, состоялся лишь
через полтора года - в марте 2004-го. И достаточно странный:
от вице-губернатора Юрия Молчанова, который распространял
соответствующую информацию, стало известно лишь то, что
стартовая цена котлована была установлена в 80 миллионов
долларов. Конечная цена и точный состав покупателей неизвестны.
Кто и как организовывал тендер, равно как и кто в нем
участвовал - не сообщается. Вместо этого Молчанов заявляет,
что покупатели собрали более 300 миллионов долларов для
строительства многофункционального центра, в котором будут
офисы, гостиницы и магазины.
Все это выглядит весьма странно. Еще в 1998 году, когда
РАО ВСМ намеревалось строить свой «центр», его окупаемость
вызывала сильные сомнения. Торговых точек в этом месте
и так достаточно. Гостиницы здесь тоже не слишком нужны:
петербургские отели и так-то не могут похвастаться обилием
клиентов. Невелик спрос и на апартаменты с высококлассным
обслуживанием, не говоря уже о том, что туристы, готовые
платить за проживание в таких апартаментах, предпочитают
останавливаться в «Европе», «Невском Паласе» или в «Астории»,
но уж никак не на вокзале. Спрос на офисные помещения
сейчас ненамного превышает предложение...
В общем, за счет чего инвесторы собираются окупать свои
вложения - сказать трудно. Хотя это теперь уже их заботы
и их риск. Пусть решают - строить что-то в существующем
котловане или зарыть его и начать все с начала.
Ну а жители северной столицы, если верить словам губернатора,
могут не беспокоиться относительно долгов РАО ВСМ, которые
Минфин упорно хотел повесить на Петербург. «Город не несет
никаких обязательств по этой позорной яме, и в Минфине
с этим полностью согласны», - заявила Валентина Ивановна,
вернувшись из Москвы.
Что же, спасибо за доброе известие, но хотелось бы видеть
вопрос решенным не только на словах, но и на бумаге. Например,
увидеть подпись министра финансов Алексея Кудрина, отзывающего
иск Минфина к Петербургу, который уже второй месяц рассматривается
в арбитражном суде. Ведь все последние четыре года министр
говорил на эту тему прямо противоположное: что «Питер
не прав», и что по долгу РАО ВСМ должен отвечать не федеральный,
а именно питерский бюджет.
Если министр наконец изменил свое мнение - можно только
порадоваться. Ведь все, что он говорил на эту тему раньше,
не имело никакого отношения к закону: для возложения на
Петербург ответственности по «высокоскоростному» долгу
никогда не было ни малейших юридических оснований.
Жаль только, что нам в очередной раз показали, что важнейшие
для граждан вопросы решаются не по закону, а по понятиям
- по личной договоренности высоких чиновников.
А что, если бы не договорились?