Вчера, когда в Законодательном собрании обсуждали пакет законов о ЖКХ, депутатов
при входе в Мариинский дворец встречали пикетчики. Они
протестовали против планов Смольного повысить тарифы на
жилищно-коммунальные услуги. Может быть, поэтому депутаты
поначалу стали метать громы и молнии в адрес программы
очередного «удорожания» жилкомхоза. Впрочем, потом быстро
успокоились. И дружно проголосовали «за»... Впрочем, и
это уже определенный знак.
На протяжении последних месяцев практически все, что
предлагалось Смольным, безоговорочно поддерживалось в
Мариинском дворце. Но теперь, похоже, ситуация понемногу
начинает меняться.
Первый звонок прозвенел на минувшей неделе, когда Комитет
по законодательству городского парламента неожиданно взбунтовался,
и рекомендовал депутатам не принимать «губернаторский»
законопроект о структуре органов исполнительной власти.
И даже неизменно лояльный к любой городской администрации
председатель комитета Игорь Михайлов заявил, что депутаты
готовы работать вместе с исполнительной властью, но «не
хотят ее обслуживать». Добавив, что «между исполнительной
и законодательной властью в Петербурге назревает конфликт,
и исполнительной власти надо изменить свой подход к законотворчеству»...
Такие заявления, что называется, дорогого стоят. Но что
же такого содержится в проекте закона, вызвавшего бунт
на корабле?
В том-то и дело, что практически ничего не содержится.
Проект закона, по сути, говорит лишь о том, что в Петербурге
должны быть созданы несколько типов органов исполнительной
власти. Это администрация губернатора, комитеты, управления
и главные управления, инспекции, комиссии, палаты и районные
администрации. При этом ничего не говорится ни о том,
какие именно комитеты и прочие «органы» предполагается
создать, ни о том, каковы будут их полномочия. Все это,
по мнению Смольного, губернатор и городское правительство
решат самостоятельно.
Какой смысл имеет в таком случае подобный закон - неизвестно.
Заметим, что в ныне действующем законе «О структуре администрации
Санкт-Петербурга» приведен полный перечень органов исполнительной
власти города и описаны их полномочия. Теперь же Смольный
предлагает принять не закон о структуре исполнительных
органов власти, а закон о делегировании губернатору всех
прав по созданию этой структуры.
Неизвестна и судьба спорного законопроекта, скорее всего,
Смольному придется его серьезно дорабатывать. Ну а пока
из городской администрации возвращается без подписи один
закон за другим. Недовольство Валентины Матвиенко вызывает
буквально все, что возлагает на исполнительную власть
какие-либо обязанности. А поправки, поступающие из Смольного
к различным законопроектам, направлены почти исключительно
на то, чтобы как можно больше вопросов оставалось на усмотрение
исполнительной власти...
В этих условиях, когда губернатор практически открыто
демонстрирует свое пренебрежительное отношение к городскому
парламенту, трудно было ожидать отсутствия ответной реакции.
И она, по всей видимости, зреет. Еще одним камнем преткновения
неминуемо окажется новый закон о местном самоуправлении
в Петербурге.
Известно, что предложения, исходящие от фракции «СПС+Яблоко»,
о создании двухуровневой схемы МСУ (и избрании органов
МСУ на районном уровне) неизменно натыкаются на резкое
сопротивление Смольного и особенно вице-губернатора Виктора
Лобко. И даже специальная встреча демократов с г-ном Лобко
не привела к достижению взаимопонимания. Каждый остался
при своем: «Демократическая фракция» настаивает на двухуровневой
схеме, и уже внесла почти две сотни соответствующих поправок
в закон о МСУ, а городская администрация тем временем
внесла проект закона о территориальном устройстве Петербурга,
где на районном уровне предлагается иметь только исполнительную
власть, подчиненную губернатору...
Наконец, большие споры между «ветвями власти» разгорелись
поначалу вокруг четырех законов о повышении тарифов на
жилищно-коммунальные услуги, которые вчера обсуждались
городским парламентом.
«Жилищно-коммунальное хозяйство Петербурга ветшает быстрее,
чем власти города принимают меры по его восстановлению»,
- жаловалась во вторник Валентина Матвиенко на встрече
с Владимиром Путиным. Тем не менее большинство депутатов
и фракций поначалу высказывали весьма скептическое отношение
к повышению тарифов, а специалисты комиссии по городскому
хозяйству дали разгромное заключение на материалы, представленные
в качестве «независимой экспертизы» фирмой «КОНСАЛТ».
Но затем случилось странное: весь пакет был принят в первом
чтении подавляющим большинством голосов. При этом «за»
голосовали даже те, кто говорил с трибуны, что «телега
ставится впереди лошади» и что простым повышением тарифов
нельзя решить ни одной проблемы.
Теперь плохо верится в то, что тарифы не будут повышены
именно так, как это предлагает Смольный. Хотя депутаты,
делая хорошую мину при плохой игре, говорят о том, что
за отведенный на поправки месяц законы можно как следует
доработать. Впрочем... «Депутаты боятся избирателей меньше,
чем начальства», - грустно констатировал один из парламентариев.
Заметим при этом, что и он голосовал за два «жилищно-коммунальных»
закона из четырех...