[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Ветви власти шелестят согласно,
хоть когда-то все же и поврозь
"Новая газета - Санкт-Петербург",   15 апреля 2004 года

Вчера, когда в Законодательном собрании обсуждали пакет законов о ЖКХ, депутатов при входе в Мариинский дворец встречали пикетчики. Они протестовали против планов Смольного повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Может быть, поэтому депутаты поначалу стали метать громы и молнии в адрес программы очередного «удорожания» жилкомхоза. Впрочем, потом быстро успокоились. И дружно проголосовали «за»... Впрочем, и это уже определенный знак.

На протяжении последних месяцев практически все, что предлагалось Смольным, безоговорочно поддерживалось в Мариинском дворце. Но теперь, похоже, ситуация понемногу начинает меняться.

Первый звонок прозвенел на минувшей неделе, когда Комитет по законодательству городского парламента неожиданно взбунтовался, и рекомендовал депутатам не принимать «губернаторский» законопроект о структуре органов исполнительной власти. И даже неизменно лояльный к любой городской администрации председатель комитета Игорь Михайлов заявил, что депутаты готовы работать вместе с исполнительной властью, но «не хотят ее обслуживать». Добавив, что «между исполнительной и законодательной властью в Петербурге назревает конфликт, и исполнительной власти надо изменить свой подход к законотворчеству»...

Такие заявления, что называется, дорогого стоят. Но что же такого содержится в проекте закона, вызвавшего бунт на корабле?

В том-то и дело, что практически ничего не содержится. Проект закона, по сути, говорит лишь о том, что в Петербурге должны быть созданы несколько типов органов исполнительной власти. Это администрация губернатора, комитеты, управления и главные управления, инспекции, комиссии, палаты и районные администрации. При этом ничего не говорится ни о том, какие именно комитеты и прочие «органы» предполагается создать, ни о том, каковы будут их полномочия. Все это, по мнению Смольного, губернатор и городское правительство решат самостоятельно.

Какой смысл имеет в таком случае подобный закон - неизвестно. Заметим, что в ныне действующем законе «О структуре администрации Санкт-Петербурга» приведен полный перечень органов исполнительной власти города и описаны их полномочия. Теперь же Смольный предлагает принять не закон о структуре исполнительных органов власти, а закон о делегировании губернатору всех прав по созданию этой структуры.

Неизвестна и судьба спорного законопроекта, скорее всего, Смольному придется его серьезно дорабатывать. Ну а пока из городской администрации возвращается без подписи один закон за другим. Недовольство Валентины Матвиенко вызывает буквально все, что возлагает на исполнительную власть какие-либо обязанности. А поправки, поступающие из Смольного к различным законопроектам, направлены почти исключительно на то, чтобы как можно больше вопросов оставалось на усмотрение исполнительной власти...

В этих условиях, когда губернатор практически открыто демонстрирует свое пренебрежительное отношение к городскому парламенту, трудно было ожидать отсутствия ответной реакции. И она, по всей видимости, зреет. Еще одним камнем преткновения неминуемо окажется новый закон о местном самоуправлении в Петербурге.

Известно, что предложения, исходящие от фракции «СПС+Яблоко», о создании двухуровневой схемы МСУ (и избрании органов МСУ на районном уровне) неизменно натыкаются на резкое сопротивление Смольного и особенно вице-губернатора Виктора Лобко. И даже специальная встреча демократов с г-ном Лобко не привела к достижению взаимопонимания. Каждый остался при своем: «Демократическая фракция» настаивает на двухуровневой схеме, и уже внесла почти две сотни соответствующих поправок в закон о МСУ, а городская администрация тем временем внесла проект закона о территориальном устройстве Петербурга, где на районном уровне предлагается иметь только исполнительную власть, подчиненную губернатору...

Наконец, большие споры между «ветвями власти» разгорелись поначалу вокруг четырех законов о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые вчера обсуждались городским парламентом.

«Жилищно-коммунальное хозяйство Петербурга ветшает быстрее, чем власти города принимают меры по его восстановлению», - жаловалась во вторник Валентина Матвиенко на встрече с Владимиром Путиным. Тем не менее большинство депутатов и фракций поначалу высказывали весьма скептическое отношение к повышению тарифов, а специалисты комиссии по городскому хозяйству дали разгромное заключение на материалы, представленные в качестве «независимой экспертизы» фирмой «КОНСАЛТ». Но затем случилось странное: весь пакет был принят в первом чтении подавляющим большинством голосов. При этом «за» голосовали даже те, кто говорил с трибуны, что «телега ставится впереди лошади» и что простым повышением тарифов нельзя решить ни одной проблемы.

Теперь плохо верится в то, что тарифы не будут повышены именно так, как это предлагает Смольный. Хотя депутаты, делая хорошую мину при плохой игре, говорят о том, что за отведенный на поправки месяц законы можно как следует доработать. Впрочем... «Депутаты боятся избирателей меньше, чем начальства», - грустно констатировал один из парламентариев. Заметим при этом, что и он голосовал за два «жилищно-коммунальных» закона из четырех...

"Новая газета - Санкт-Петербург", 15 апреля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]