Недавно «Новая» рассказывала о планах питерской администрации повысить квартплату.
Тогда это были лишь намерения, теперь они обрели реальные
очертания: Валентина Матвиенко вносит в Законодательное
собрание пакет из четырех законопроектов по квартирному
вопросу.
Ключевые положения «квартирного пакета» таковы.
Во-первых, намечено увеличить плату за жилищные услуги.
За содержание и текущий ремонт жилья предлагается установить
тариф в 2.68 рубля с квадратного метра общей площади квартиры
вместо нынешних 51 копейки. За санитарное содержание придомовой
территории - 1.07 рубля вместо 73 копеек. За очистку мусоропровода
- 53 копейки вместо 16. За уборку лестниц - 1.02 рубля
вместо 24 копеек. За лифт - 97 копеек вместо 64 копеек.
За содержание и ремонт переговорно-замочного устройства
(где оно есть) - 35 копеек вместо 10. За содержание и
ремонт автоматизированной противопожарной защиты - по
29 копеек вместо 10. Все это, как уже сказано, отсчитывается
с квадратного метра. Наконец, за сбор и вывоз мусора планируют
брать по 14.12 рубля с человека вместо нынешних 11.05.
Итог каждый может подсчитать сам. В среднем, как полагают
в Комитете по содержанию жилищного фонда, квартплата вырастет
на 15 - 20 процентов. Для однокомнатных квартир - примерно
на 100 - 150 рублей, для двухкомнатных - на 150 - 200,
трехкомнатных - на 250 - 300.
Во-вторых, предлагается изменить ныне действующую социальную
норму площади жилья. Смысл этой нормы в следующем: те,
у кого квартплата, рассчитанная для общей площади жилья
в пределах указанной нормы, оказывается больше 22 процентов
от семейного дохода, имеют право на получение жилищных
компенсаций. Иначе говоря, городской бюджет дотирует разницу.
Сегодня для одиноких граждан, проживающих в отдельных
квартирах, эта норма составляет 32 метра общей площади,
а для семей из двух и более человек - по 16 метров на
человека. Между тем в России уже более двух лет действуют
более высокие стандарты: 33 метра - для одиноких граждан,
42 метра - для семьи из двух человек, и по 18 метров на
человека - для семей из трех и более человек. Именно такие
нормативы и предлагается ввести в Петербурге. Их увеличение
означает, что малоимущие граждане смогут получать компенсации
в отношении большей площади жилья.
И в-третьих, планируется ввести повышенные расценки на
жилищные услуги для тех, кто имеет жилплощадь больше социальной
нормы. Впрочем, новые ставки устанавливаются лишь за содержание
и текущий ремонт жилья - по 4.89 рубля за каждый сверхнормативный
метр общей площади, что на 82 процента больше, чем за
нормативные метры. И еще для сверхнормативных метров примерно
на одну десятую поднимается плата за лифт. Прочие тарифы
от наличия «лишних» метров не зависят.
Расчеты показывают, что для семьи из трех человек, проживающей
в трехкомнатных апартаментах общей площадью 70 квадратных
метров, норматив составит 54 метра, а 16 метров окажутся
«лишними». И если сейчас для такой квартиры плата за жилищные
услуги составляет около 200 рублей, то в случае принятия
«квартирного пакета» она достигнет 570 рублей.
По расчетам Комитета по содержанию жилищного фонда, после
введения нового прайса «дополнительные доходы от населения»
составят примерно 3 миллиарда рублей в год. И еще 560
миллионов рублей собираются получить за счет повышенной
оплаты «сверхнормативных» метров. Итого - около 3.6 миллиарда
рублей, или по тысяче рублей в год на каждого взрослого
горожанина старше 18 лет.
Реакцию избирателей на смольнинские предложения предугадать
нетрудно. Социологи ее даже просчитали, хотя для этого
можно было и не тратить деньги на проведение опросов.
Тем не менее 68 процентов опрошенных (данные Романа Могилевского)
полагают, что население в целом «не поймет необходимость
повышения тарифов», а 84 процента респондентов считают,
что «повышение квартплаты не скажется на качестве работы
ЖКХ». О чем, собственно, и свидетельствует их житейская
практика: ни разу еще рост тарифов не сопровождался повышением
качества услуг, хотя каждый раз именно это и обещали власти.
К сожалению, мало оснований думать, что на этот раз все
будет иначе. Доказательство тому - одинаково негативное
отношение к происходящему у политических антиподов. Практически
одними и теми же словами говорят депутат Госдумы Оксана
Дмитриева и ее яростный оппонент, депутат Законодательного
собрания Наталия Евдокимова: все реформы ЖКХ начинаются
с повышения цен, вместо того чтобы начинать с повышения
качества услуг и оптимизации расходов. А за нынешний «ненавязчивый
сервис» и тех денег, что мы перечисляем, многовато будет...
Не менее скептическая реакция у других депутатов ЗакСа,
которым предстоит голосовать по «квартирному пакету».
Одни - как, например, Аркадий Крамарев или Игорь Высоцкий
- сразу заявляют, что они против предложений исполнительной
власти. Другие - как Станислав Зыбин - признают, что тарифы,
конечно, поднимать надо, но к этому у них «сердце не лежит»
(впрочем, парламентарии голосуют отнюдь не сердцем). Третьи
- как председатель комиссии по городскому хозяйству Михаил
Амосов или участник этой комиссии Геннадий Озеров - подчеркивают,
что сперва нужно очень тщательно проверить все расчеты...
Расчетов между тем, по сути, нет. Точнее, они есть, но
не те.
В материалах, которые представил народным избранникам
Комитет по содержанию жилищного фонда, много и подробно
говорится, насколько этот фонд «поистаскался»: каждый
седьмой дом имеет износ более 60 процентов, почти две
трети зданий изношены на 30 - 60 процентов. Насколько
рост жилищных тарифов отстает от роста тарифов естественных
монополистов (вода, отопление, канализация, электричество).
И что предлагается сделать на те деньги, которые будут
получены казной в случае принятия «квартирного пакета».
Скажем, починить крышу у 350 девятиэтажных панельных домов,
отремонтировать лестничные клетки в 2400 хрущевках, привести
в порядок трубопроводы горячей и холодной воды в 1800
домах, делать влажную уборку лестниц и площадок не раз
в месяц, как сейчас, а целых два раза.
Нет, однако, главного: оценки экономической обоснованности
нового прейскуранта.
Согласно федеральному закону об основах жилищной политики
любому изменению соответствующих тарифов должна предшествовать
независимая экспертиза. Которая призвана ответить на простые
вопросы: во сколько на самом деле обходятся те сомнительные
услуги, которые нам оказывают? Куда конкретно уходят деньги,
которые мы отдаем «за квартиру»? Действительно ли их так
мало, что жилищники ну никак не могут работать по этим
«смешным» расценкам? Что ж, в пояснительной записке к
«квартирному пакету» сказано, что экспертиза проводилась
- неким ЗАО «Аудиторская фирма «КОНСАЛТ», аккредитованным
при Госстрое России. Правда, результаты этой экспертизы
приведены в таком виде, что сколько-нибудь внятных ответов
на поставленные выше вопросы в них не прочитывается.
Сейчас Смольный предпринимает титанические усилия для
того, чтобы «протолкнуть» реформу. Вице-губернатор по
ЖКХ Олег Виролайнен непрерывно встречается с фракциями
и комиссиями ЗакСа, убеждая их в необходимости повышения
жилищно-коммунальных ставок. Убедить стараются и потребителя:
уже предложен «план разъяснительных мероприятий», в рамках
которого через городские СМИ гражданам будут растолковывать
позицию городского правительства по квартирному вопросу.
Это, пожалуй, самое забавное: за наши же деньги нам будут
объяснять, почему денег у нас должно стать меньше...