Андрей Шарый: Почти 15 лет Владимир Лукин занимался
большой политикой. После поражения на выборах он - один
из основателей движения "Яблоко" - принял предложение
президента и стал государственным чиновником. На посту
уполномоченного по правам человека Лукин должен защищать
граждан от произвола других чиновников.
Владимир Лукин: На ситуацию в стране влияют две инстанции
- сила и авторитет. Да, силы у уполномоченного по правам
человека практически нет. Но если у него есть авторитет,
то он может решить многие дела. Да, я не могу взять за
шиворот кого-то и посадить его в кутузку, но я могу сделать
довольно многое, чтобы определенным образом сформировать
позицию общества по данному вопросу - а это уже немало.
Андрей Шарый: Владимир Петрович, скажите, почему в России
так трудно бороться с чиновниками?
Владимир Лукин: У нас почему-то есть ощущение, что -
как в средние века - пост нам дан в кормление. Знаете,
вот вас посадили на кормление, и с этого кормления можно
согнать только с помощью пулеметной очереди или кнута.
Андрей Шарый: Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации Владимир Лукин отвечает на вопросы журналистов.
Вопросы ему задают московский корреспондент португальской
радиостанции "TSF" Жозе Мильязеш и обозреватель
московской телекомпании ТВЦ Илья Колосов.
Коротко о биографии нашего собеседника. Владимир Лукин
родился в Омске в 1937 году. Историк по образованию, доктор
исторических наук, профессор. В советское время занимался
научной работой. Работал в Министерстве иностранных дел,
в аппарате Верховного совета СССР. С 1990 года депутат
парламента. В 1992-93 годах посол Российской Федерации
в Соединенных Штатах. В 1993 году вместе с Григорием Явлинским
и Юрием Болдыревым возглавил избирательный блок "Яблоко"
(сейчас - партия "Яблоко"). В Думе разных созывов
занимал посты главы Комитета по международным делам и
вице-спикера нижней палаты парламента. После поражения
"Яблока" на недавних выборах в Думу принял предложение
занять пост уполномоченного по правам человека Российской
Федерации, сменив в этой должности Олега Миронова. Говорит
на нескольких языках. Болеет за команду ЦСКА. Женат, имеет
двоих взрослых детей. Ошибки есть?
Владимир Лукин: Еще внука имею.
Андрей Шарый: Первая буква вашей фамилии остается частью
слово "Яблоко", или это просто буква "л"?
Владимир Лукин: Ну, в соответствии с законом об уполномоченном
(а об уполномоченном есть закон конституционный, федеральный
закон), я не имею права заниматься политической деятельностью
и должен концентрироваться на проблемах прав граждан нашей
стране. И я не занимаюсь. Что не означает, что у меня
нет личного мнения по политическим вопросам, которым я
с вами сейчас не поделюсь.
Андрей Шарый: Замечу, что программа наша выходит в эфир
в день выборов, и мы очень постараемся не нарушать предвыборное
и выборное законодательство, и эту конкретную ситуацию
обсуждать сегодня не будем. Илья Колосов, пожалуйста,
ваш вопрос?
Илья Колосов: Еще до того, как прийти в студию, после
того, как получил приглашение побеседовать с вами, Владимир
Петрович, вспомнив вашу новую должность, я, знаете, так
скептически улыбнулся: уполномоченный по правам человека
- что сейчас это?.. А после того, как мы с вами встретились
за этим столом, и еще в коридоре, увидев вашу улыбку и
ваше отношение ко всему происходящему с известной долей
юмора, я понял, что и вы, в общем, наверное, ничего не
ждете от этой должности, да?
Владимир Лукин: Это вопрос истинного журналиста, провокационный
вопрос. Я, вообще-то, считаю, что некоторое чувство юмора
у меня есть, но не до такой степени, чтобы заниматься
заведомо бессмысленными вопросами. Если я предложение
принял, значит, я думаю, что я могу что-то сделать полезное
- это звучит несколько пафосно, а люди моего поколения
к пафосу относятся действительно иронически, но в данном
случае я мог бы сказать - для страны, для граждан страны,
для некоторых граждан страны. Институт омбудсмана - это
по-западному, а по-нашему - институт уполномоченного по
правам человека, существует уже в течение довольно долгого
времени, в начале XIX века он был создан впервые в Швеции.
Он прижился, и он дает результаты.
Если рассказать вам, чем я занимался последние две недели,
- конкретными, практическими вещами, 11 из этих вещей
уже были реализованы. То есть конкретные люди проявили
инициативу, пожаловались на то, что их права нарушаются,
а омбудсман присущими ему методами вмешался в это дело
- а он может вмешиваться в дела, его обязано выслушать
начальство любого уровня.
Илья Колосов: Какие полномочия есть у уполномоченного?
Например, простая проблема, которая, кстати, все чаще
повторяется в нашем многострадальном государстве с его
многострадальным народом, - невыплата зарплаты - элементарная
вещь, дикая для всего остального мира. Каковы ваши полномочия
для того, чтобы эту проблему решить? Вам нужно получить
какую-то жалобу от тех, кому не выплатили зарплату, и
что вы потом будете делать? Вы можете прекратить на время
деятельность какой-то местной власти и сказать: "Ребята,
пока вы не выплатите зарплату, я, уполномоченный по правам
человека Российской Федерации, приостанавливаю вашу деятельность"?
Или что вы можете?
Владимир Лукин: На ситуацию в стране влияют две инстанции
- сила и авторитет. Да, силы у уполномоченного по правам
человека практически нет. Но если у него есть авторитет
- либо личный авторитет, либо авторитет, складывающийся
еще из каких-то элементов, - то он может решить многие
дела. Конечно, он не может построить коммунизм. А вы,
собственно говоря, предлагаете мне сделать выбор: могу
я построить коммунизм, когда все живут счастливо, или
не браться за это дело, - я думаю, что это немножко большевистский
подход к проблеме. Если мы примем за основу не большевистский,
а христианский подход к проблеме, то мы решим, что, даже
если решение нескольких проблем, нескольких людей возможно,
то, значит, стоит ради этого работать.
Андрей Шарый: Владимир Петрович, а если мы примем чиновничий
подход, то вы представляете собой своего рода гвоздику
в петлице чиновничьего мундира: вот, у нас есть уполномоченный
по правам человека, чего вы еще хотите?.. Вот в Швеции
есть - и в России есть.
Владимир Лукин: Вы затронули хорошую проблему. Вообще,
гвоздика - хорошая вещь. Если брать чиновничий корпус
в целом, то, возможно, гвоздика там не самая худшая часть.
Во-вторых, если брать подход, который вы предложили, я
скажу следующее. Когда мы беседовали с президентом на
эту тему, когда он предложил мне баллотироваться на эту
должность, я сказал ему, что эта работа имеет смысл в
наших конкретных условиях, которые сейчас существуют у
нас в стране, при одном условии. Вот чиновничий аппарат
реагирует на эту должность таким образом: первая его реакция,
которая в его инстинкте, в его генах, - "пошел он
куда подальше"; вторая реакция - "лучше с ним
не связываться". Вот, значит, когда обращаешься,
выбор происходит между этими двумя формулами. Поэтому
я готов работать, если большинство наших "феодалов"
(именно так я и выражался) будет реагировать вторым образом,
а не первым. Для этого необходимо, чтобы люди знали, что,
если они будут цинично и вульгарно не обращать внимания
на существование омбудсмана, им от этого будет хуже, а
не лучше.
Поэтому, как вы понимаете, была продумана некоторая система,
чтобы было именно так. Первый элемент этой системы - это
то, что меня выдвинула не политическая партия, не Совет
Федерации, а президент. В наших условиях это существенно,
с точки зрения преобладания второго инстинкта над первым
у "феодалов". Но это не единственный элемент
в этой системе, есть и другие. Поработаем и посмотрим,
как они будут сказываться на жизни.
Андрей Шарый: Жозе, ваш вопрос, пожалуйста.
Жозе Мильязеш: Не боитесь ли вы, что просто будете служить
в этой системе успокоителем для Запада и для либеральных
кругов: вот, у нас тут даже демократ защищает права человека...
А чиновники будут на самом деле вас слушать, но мимо ушей
пропускать жалобы, которые от народа придут через вас
к этим чиновникам?
Владимир Лукин: Частично я уже ответил на этот вопрос.
Боюсь, а потому не буду. Боюсь, потому что такая возможность
существует. Существуют две опасности в моей работе - опасности
с точки зрения не физической, а с точки зрения того, будет
она более-менее эффективной или нет. Первая опасность
состоит в том, что я послушаюсь некоторых моих коллег,
прямо или косвенно (и эта тенденция у нас за столом в
косвенном, правда, виде отражается), что я приду, выйду
и скажу: "Будьте прокляты все, начиная с первого
лица, второго, третьего, все губернаторы, все чиновники!
Я вас проклинаю, вы очень плохие!" и так далее. Это
красиво, но это абсолютно неэффективно для работы, правда?
Вторая опасность состоит в следующем: я действительно
превращусь в один из винтиков того большого чиновничьего
аппарата, который по своему определению - не по чувствам
тамошних людей, тамошние люди разные, а по своей совокупности
- является бездушным чудовищем (как и в любой другой стране)
и работает в основном на себя и на свои интересы, а не
на интересы простых людей. Вот эти две опасности существуют.
И эти две опасности я понимаю, поэтому будем действовать
таким образом, чтобы мы встретились еще раз и вы подтвердили,
что я понимаю обе эти опасности.
Андрей Шарый: Владимир Петрович, верно я понимаю вашу
позицию, что это нечто похожее на теорию "малых дел",
идеологию "шестидесятничества", 60-х годов:
я на своем рабочем месте буду делать то, что я могу, и
мир от этого потихонечку станет лучше?
Владимир Лукин: Ну, это, скорее, идеология "шестидесятничества"
нашего XIX века, когда люди шли в народ и так далее. Вообще,
60-е годы - не самые плохие годы были в России и в XIX,
и в XX веке, не самые плохие люди рождались.
Андрей Шарый: Жалко, что ждать долго.
Владимир Лукин: Помните, чем отличался Верховенский-отец
от Верховенского-сына? Возможно, многие помнят: второй
был бес, а первый был просветитель. Короче говоря, то,
что вы говорите, очень интересно, но как вы это говорите
- это тоже очень интересно, даже более интересно. Потому
что в России с ее героическим и одновременно средневековым
сознанием людей принято презрительно говорить, что идеология
"малых дел" - это такая негероическая, такая
прозаическая вещь, которая ни к чему не ведет, а надо,
конечно, героически бороться против системы в целом и
так далее... У нас истории России - тысяча лет, и мы уже,
может быть, какие-то выводы можем извлечь, что более эффективно.
Вот такая теория, когда люди сидят, делают свое дело и
улучшают ситуацию, - так было в 60-е годы, во время великих
реформ, когда действительно великие реформы в России сложились:
и земства, и суды присяжных, и многое-многое другое. Посмотрите
на любую больницу в России за пределами Садового кольца,
- в основном это больницы, которые при земствах были построены,
и там люди лечатся до сих пор. Как говорил поэт Глазков
в одном своем четверостишье:
"Правдиво отразить XX век
Сумел в своих стихах поэт Глазков.
А что он сделал, сложный человек? (имея в виду Сталина)
Бюро, бюро придумал пропусков".
Начиналось взрывом, а кончилось трагедией! Так что я
бы не говорил презрительно о теории "малых дел",
я бы лучше сказал, что все-таки нам надо строить страну
понемножечку, в том числе и в правовом плане. У нас очень
низкая правовая культура, и если эту правовую культуру
удастся за данные 5 лет немножечко, чуть-чуть повысить,
- это и будет шагом вперед в развитии страны, а не что-нибудь
другое. И еще раз вернусь к вашему замечанию. Я часто
вспоминаю книгу Сэлинджера "Над пропастью во ржи",
которая была очень популярна в наше время, один из главных
героев этой книги говорил: "В молодости я думал,
что главная задача человека - красиво умереть ради великой
идеи. А потом я пришел к выводу, что задача человека состоит
в том, чтобы смиренно жить ради великой идеи".
Жозе Мильязеш: Я хотел бы спросить у вас, Владимир Петрович,
как можно воспитать у людей правовое сознание, если власти
просто беспредел творят? То, как власть действует на данный
момент, это просто беспредел. Как в таких условиях можно
что-то воспитать у людей в этом смысле?
Владимир Лукин: Ну, еще Гиляровский сказал: "В России
две напасти: внизу - власть тьмы, вверху - тьма власти".
Так вот, и то и другое - это серьезные проблемы для России.
И то и другое нужно воспитывать, и что труднее - верхи
или низы - это еще большой вопрос. Пушкин, наш великий
поэт, сказал, что при всех своих безобразиях, мерзостях
и так далее правительство является "единственным
европейцем" в России. И я бы не сказал, что ситуация
радикально изменилась с тех пор.
Поэтому воспитание правового сознания в России - это,
конечно, очень трудная проблема. Ведь правительство -
это такая же часть народа, как и нижние чины, извините
за выражение российское, тоже часть народа. Тем не менее,
это можно. Как еще один поэт сказал, "сбирается с
силами русский народ и учится быть гражданином".
Я много знаю примеров, когда наши люди учатся, и неплохо
учатся, быть гражданами. И надо, чтобы число этих людей
увеличивалось, в том числе и благодаря нашей работе, вашей
- журналистской и нашей - той, на которой мы сегодня работаем.
Илья Колосов: Владимир Петрович, вам тоже наверняка известна
эта формула: в противостоянии человека и системы неизменно
побеждает система. В вашем лице я вижу, конечно, не представителя
системы (по крайней мере, пока), а того самого человека,
который ей противостоит, по крайней мере - ее несуразностям
и дефектам. Но и вы не можете победить систему. У вас
есть своя микросистема в новом статусе? Вопрос малограмотного:
чем вы намерены противостоять этой системе, каков механизм
вашей борьбы?
Владимир Лукин: У меня есть должность, как конь Росинант,
я сел верхом на эту должность - и теперь мы поедем и посмотрим,
что из этого получится.
Илья Колосов: Механика процесса какова?
Владимир Лукин: Механика очень простая. У нас существует
аппарат в количестве 170 человек, у нас существует механизм
региональных омбудсманов. И у нас существует возможность
делать представителя-омбудсмана или замов-омбудсманов
по конкретным острым вопросам. Вот если нам удастся все
это сделать...
Меня уже некоторые правозащитники критикуют, что я не
высказался по тому, не высказался по этому... Я думаю,
что приоритеты все же буду выбирать сам, хотя и со всеми
я уже советуюсь на тему о том, какие должны быть эти приоритеты.
Но мой главный элемент в системе приоритетов сейчас -
создать более или менее работающую структуру, которая
теми ресурсами, которые у нас есть, обеспечивала бы контроль,
мониторинг ситуации хотя бы в базовых точках по правам
человека по всей России.
Андрей Шарый: А этого до сих пор нет? Все-таки институт
существует уже больше 10 лет.
Владимир Лукин: Этого нет. К сожалению, в удовлетворительном
виде этого нет. Я очень уважаю обоих своих предшественников
- и Сергея Адамовича Ковалева, с которым дружу давно,
и Олега Орестовича Миронова. Они начинали с нуля и много
сделали, но все же вот такой системы... Ведь Россия по
Конституции - это единое правовое пространство. Это реализуется
в ряде сфер: прокуратура, судебная система... Я сейчас
не говорю о качестве, я говорю о чисто конституционном
аспекте этой проблемы. Но проблемы с омбудсманами не решены.
Омбудсман - это авторитетный человек. Вот мне говорят:
"Ты не посмотрел на то-то, ты не сделал то-то..."
Но Россия - большая страна, и ключевую роль в мониторинге
и в первичной реакции на события должны играть региональные
омбудсманы. Между прочим, их только 27 человек, а регионов
у нас с учетом слияния Перми и Коми-Пермяцкого округа
в Пермский край - 88. Поэтому наша задача - это сделать.
Вторая задача - найти форму независимости регионального
омбудсмана. Потому что если региональный омбудсман избирается
местным начальством и местной легислатурой (что, конечно,
одно и то же зачастую в ряде областей), то он полностью
зависит от региональных факторов, а это делает его работу
совершенно пустой.
Андрей Шарый: Так же и вы зависите от федеральных факторов.
Владимир Лукин: Нет, я сейчас завишу довольно мало от
федеральных факторов, потому что я избран на 5 лет - больше,
чем другие конституционные лица. И уволить меня не так-то
просто, это почти как процедура импичмента. Там написано,
что я должен либо неизлечимо заболеть (на все воля Божья,
но надеюсь, что так не будет) или я должен без уважительной
причины 4 месяца прогуливать на своей работе (я всем говорю,
что уже не так молод, чтобы загулять на 4 месяца, поэтому
это маловероятно). Так что определенная степень независимости,
большая, чем у многих других, у меня есть. А вот региональный
омбудсман - где отношения попроще, чем в Москве, как вы
понимаете, - должен зависеть, конечно, и от тамошних элементов,
и от федеральных элементов, я имею в виду федерального
омбудсмана. Поэтому некоторый элемент (но только элемент!)
некоторой омбудсманской вертикали в данном случае, в данной
конкретной обстановке для России полезен, на мой взгляд.
Я бы мог продолжать развивать мои мысли по поводу того,
как нам что делать, но главная проблема состоит в том,
чтобы добиться работающей системы мониторинга и первичной
реакции, причем реакции более-менее независимой. Если
мы это сделаем, мы сможем решить ряд проблем. Я уже вижу,
что мы можем решить. Например, я занимался сейчас проблемами,
связанными с ленинградской голодовкой заключенных, и я
уже посмотрел, как и что. Первоначальная реакция подозрительная,
нежелательная, ее надо пробивать. В общем, это практика
и жизнь, а об этом будете судить вы. Я же не могу сказать,
что я буду работать хорошо. Могу сказать, что вы посмотрите,
как я буду работать.
Андрей Шарый: На этот счет можете не беспокоиться, мы
посмотрим очень внимательно.
Жозе Мильязеш: Владимир Петрович, в сфере вашего внимания
будет такая проблема, как проблема преследования иностранных
граждан бритоголовыми и другими группами? В Санкт-Петербурге
суд освободил организатора убийства азербайджанца. Вы
будете следить за этой ситуацией и можно ли к вам обратиться
за защитой, если милиция, правоохранительные органы этого
не делают?
Владимир Лукин: Мы будем следить, и мы уже следим. Может
быть, у вас руки не дошли, но мы заявление сделали по
вопросам, связанным с межнациональными безобразиями. Конечно
же, моя должность и называется "уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации" - это значит,
меня касается (меня - как институт) все, что в плане нарушения
прав человека происходит в Российской Федерации. Вы не
совсем, по-моему, точно выразились, что речь идет об иностранных
гражданах. Скорее, речь идет о межнациональной розни,
и против российских граждан, но только определенных национальностей,
национальных меньшинств, можно так сказать. И никто не
будет разбираться, если это происходит на территории России,
иностранные граждане должны быть так же защищены, как
и российские граждане, с учетом особенностей их статуса
и положения.
Безусловно, мы будем этим заниматься. И безусловно, мы
будем этим заниматься весьма остро. Я думаю, мы будем
заниматься и проблемами российских граждан за рубежом,
но главным образом, конечно, в Российской Федерации. Это
наша обязанность, а значит, нужно продумывать методы,
как ее реализовывать.
Илья Колосов: Простите, коллеги, я верну наш разговор
к теме механизма противостояния дефектам системы. Хочу
до конца выяснить, собственно, весь этот цикл. Почти 200
человек штат - понял. В регионах работа - понял. Сбор
информации - понял. Дальше что? Когда на вас это замкнулось,
куда вы пойдете, кто вас примет?
Владимир Лукин: Когда на меня это замыкается, я пойду,
куда я считаю нужным. Потому что в законе "Об уполномоченном
по правам человека" написано, что власти всех уровней
без исключения обязаны, первое, предоставлять мне все
возможности доступа к тем местам, куда я (когда я говорю
"я", то имею в виду институт уполномоченного)
изъявляю желание прийти по приглашению, без приглашения,
по своему желанию и так далее. Это включает все: и тюрьмы,
и военные объекты, и так далее. Во-вторых, они обязаны
предоставить всю имеющуюся у них информацию на этот счет.
В-третьих, они обязаны мне ответить по существу выдвигаемых
мною претензий. В-четвертых, я могу обращаться в суды,
для того чтобы инициировать судебные решения. В-пятых,
я имею возможность обращаться в Конституционный суд.
Илья Колосов: В самые высокие кабинеты, Владимир Петрович,
вы можете по приглашению, без приглашения входить?
Владимир Лукин: Во все без исключения - таков закон.
Вот я одному министру позвонил во время питерских тюремных
беспорядков, его не было, он был в командировке, а был
его исполняющий обязанности. Я не буду называть его, пока
это не надо делать. И он стал говорить, что не нужно бы
этого... Я его спросил: "Вы видели закон об уполномоченном?"
Он сказал: "Да". - "Вот это моя просьба,
чтобы вы выполняли закон". Все, после этого мне позвонил
приехавший министр, все были допущены, все в порядке.
Сейчас мы готовим отчет. Я, правда, обещал, я сказал:
"Прежде чем придать гласности отчет о том, что было
(а я его обязательно придам гласности, это еще одна моя
возможность - пресса правительственная, государственная
обязана опубликовать те данные, которые у меня имеются),
я поговорю с вами. Подискутируем мы, обменяемся мнениями
о том, что правильно и что неправильно в этом отчете,
я выслушаю вашу точку зрения. Но выводы буду делать сам
и придавать гласности результаты нашего расследования
я буду по своей собственности инициативе". Это немалое
дело.
Да, я не могу взять за шиворот кого-то и посадить его
в кутузку, но я могу сделать довольно многое, чтобы определенным
образом сформировать позицию общества по данному вопросу
- а это уже немало.
Андрей Шарый: Владимир Петрович, я позволю себе, если
вы не будете возражать, немножко личный вопрос. Полгода
назад вы были одним из лидеров одной из самых сильных,
может быть, самой сильной либеральной партии в России.
Эта партия потерпела довольно чувствительное поражение
на выборах, причем таким образом, что как-то выяснилось,
что и либеральная идея в России оказалась заметно дискредитирована.
Думаю, вы не будете спорить с тем, что после выборов в
Думу страна стала другой. И, видимо, "еще более другой"
она станет по результатам президентских выборов.
Скажите, пожалуйста, как лично вы восприняли предложение
президента после того, как он заявил о том, что кого-то
из либерально настроенных политиков эта власть все-таки
востребует, как модно сейчас говорить чиновничьим языком.
Это для вас очередной просто этап карьеры (все-таки вы
потеряли такое кресло, вы были вице-спикером Думы) или
такое вот изменение судьбы, что называется? Как вы это
лично восприняли?
Владимир Лукин: Ну, во-первых, я хотел бы сказать, что,
возможно, есть некоторая недооценка того поста, который
я занимаю. Возможно, это связано с какими-то особенностями
деятельности моих предшественников. Это конституционный
пост. В стране существует 5 или 6 конституционных позиций,
и одна из них вот эта. И поэтому я совсем не уверен, что
та позиция, которую я занимал, она более существенна,
почетна и - что главное! - эффективна, чем эта, если подойти
к ней как следует. Это первое. Просто надо сделать так,
чтобы отношение к этой позиции, конституционной позиции
было частью проблемы правового просвещения людей. Там,
где оно высоко, там оно и очень хорошо развито.
Одному моему приятелю европейский омбудсман Хиль Роблес
рассказывал такую вещь. Ему однажды ночью звонит одна
дама и говорит: "Послушайте, у меня очень серьезная
проблема. Ко мне муж мой очень плохо относится, нарушает
мои человеческие права". Едва проснувшись, он спрашивает:
"А почему вы к своему адвокату не обратитесь?"
- "Ну что я, сумасшедшая, ночью адвоката будить?"
Вот там понимают, что первый инстинкт - позвонить уполномоченному
и поделиться нарушением своих прав.
Что касается "Яблока", действительно я был
одним из основателей и являюсь одним из основателей "Яблока",
как и Болдырев, как и Явлинский. Иногда говорят: а как
там буквы, куда деваются?.. Да никуда они не деваются,
что было, то было, и это даже Господь не может уже отменить.
Мы были основателями этой партии, которая продолжает существовать.
И я горжусь тем, что я приложил усилия к тому, чтобы основать
целую демократическую политическую партию в стране. По-моему,
это неплохое и очень нужное дело. И я выбыл из нее не
потому, что у меня какие-то проблемы и разногласия, а
потому что так велит закон. Причем я подчеркнул, что я
приостанавливаю свое членство в "Яблоке" на
время исполнения мною данных обязанностей. Я вообще не
из тех людей, которые радикально меняют свои взгляды в
связи с каждым изменением в трудовой книжке. Но это, повторяю,
мои личные проблемы, мои личные взгляды, а сейчас я буду
заниматься тем, что мне велит делать закон.
Жозе Мильязеш: Владимир Петрович, может ли наступить
такой момент, когда вы убедитесь, что вы против этой огромной
машины сделать ничего не можете, и скажете: "Я ухожу"?
Владимир Лукин: Отставка - это нормальное состояние человека.
Кстати, одной из слабостей политической культуры в России
я считаю отсутствие культуры отставки. У нас почему-то
есть ощущение, что - как в средние века - пост нам дан
в кормление. Знаете, вот вас посадили на кормление...
Андрей Шарый: Ну что ж, так и есть...
Владимир Лукин: Тогда меня посадили на плохое кормление,
я бы вам сказал. И с этого кормления можно согнать только
с помощью пулеметной очереди или кнута. Я, в общем, претендую
на то, чтобы быть более просвещенным, чем обладатель такой
позиции. Еинственной формой моего радикального несогласия
с какими-то моментами или признания неудачи на этом посту
будет, конечно, публичное, открытое, честное заявление,
что я не справился, ухожу с отставку. Но пока такой момент
еще не наступил.
Илья Колосов: Так случилось, что за этим столом я представляю
телевизионный канал, и мне хотелось бы, Владимир Петрович,
услышать ваше мнение - как гражданина, может быть, как
уполномоченного по правам человека - мне важно услышать
ваше мнение о том, что происходит с федеральными телеканалами,
с информационным вещанием, с аналитикой и так далее. Тот
продукт, который сейчас льется на головы россиянам, что
это такое?
Владимир Лукин: Считаю, что в нашей стране ситуация с
телевидением резко ухудшилась за последние годы. Мне кажется,
что особенно это заметно... Я не слежу активно, к сожалению,
за региональным телевидением, подозреваю, что и там есть
серьезные проблемы, и этим надо заняться. Но что касается
видимых, наблюдаемых мною телеканалов, я бы так сказал:
чем влиятельнее канал, тем он контролируемей и скучнее,
предсказуемей в самом плохом смысле этого слова. В этом
смысле на первом месте идут известные общероссийские телеканалы.
Думаю, что лучше ситуация с НТВ. Я думаю, что там есть
какие-то сферы, где люди побаиваются выступать очень категорично,
но в целом НТВ я наблюдаю в значительной степени с чувством
уважения к их профессионализму и наличию у них своей точки
зрения. Особенно в последнее время это стало, на мой взгляд,
больше проявляться как раз. Надеюсь, что после выборов
это проявится еще в большей степени.
Более мелкие, локальные телеканалы работают свободнее.
Я знаю, что, например, "Рен-ТВ" достаточно критический
телеканал. Поэтому я не могу вам сказать, будучи объективным
человеком, что тут существует единая, монолитная система
воздействия. Чрезмерное влияние государства на телеканалы
очевидно, и я считаю, что единственным и самым существенным
решением этой проблемы является становление в России общесоюзного,
общероссийского серьезного, всеохватывающего общественного
канала телевидения, которое должно иметь свою строку в
бюджете.
Андрей Шарый: И управляться из Кремля...
Владимир Лукин: И управляться не из Кремля, а управляться
советами независимых граждан, которые определенным образом
избираются по авторитету. Вот я, например, с удовольствием
принял бы участие в таком совете, если бы мне было предложено.
Андрей Шарый: Надеемся, вас услышат. Владимир Петрович,
с чем чаще всего к вам обращаются люди? Я думаю, что наверняка
аппарат ваш и местные представители позволили вам сформировать
такую картину того, что людей больше всего волнует. Это
невыплата зарплат или, о чем говорил Илья, может быть,
нарушение прав в области свободы слова, еще, может быть,
какие-то другие проблемы? Что больше всего волнует людей,
какие самые горячие точки для вас?
Владимир Лукин: Мне еще трудно судить, конечно, я только
набираю опыт. На первом месте, как мне кажется, идут две
вещи. Это, конечно, проблемы жутких притеснений чиновничеством
во всех сферах, социальные проблемы во всех видах и формах
- с низкими зарплатами, со всем прочим. И это произвол
правоохранительных органов. Вот это темы, которые доминируют
в жалобах.
Жозе Мильязеш: А проблема Чечни будет тоже? Потому что
вот сейчас: то сдался Хамбиев, то его принудили сдаваться...
Эти проблемы тоже будут в сфере вашего внимания?
Владимир Лукин: Нет, проблема сдачи Хамбиева вряд ли
будет в сфере моего внимания, потому что вопрос...
Жозе Мильязеш: Но если, например, арестовали его родственников
и давили на его родственников, чтобы он сдался...
Владимир Лукин: Если будет реально доказано, если родственники
подадут заявление о том, что их арестовали и принудили
к сдаче Хамбиева, - значит, этот вопрос, как и все остальные
вопросы, будет мною обязательно рассмотрен. И соответствующее
расследование будет проведено. Но пока таких жалоб не
поступало, пока я только из прессы это слышал.
Что касается Чечни в целом, я бы разделил этот вопрос
на две части. Первая - это политическая сторона дела.
Кто прав и кто виноват в Чечне; кто хороший, а кто плохой;
с кем надо вести переговоры - это все вопросы политические,
которыми уполномоченный заниматься не может. У меня есть
личное мнение на этот счет, но этим вопросом в плане своей
работы я заниматься не могу, поскольку закон мне это запрещает.
А вот все точечные, единичные нарушения прав человека,
откуда бы они ни происходили - это, конечно, вопросы уполномоченного
по правам человека.
Я сейчас еще к этому вопросу окончательно не подошел.
Не в последнюю очередь, потому что моя уважаемая коллега
Элла Александровна Памфилова этим сейчас активно занимается.
Я не хочу, чтобы мы сталкивались локтями и толкались в
одной сфере. Она только что была в Чечне, докладывала
президенту на этот счет, и мы с ней, кстати, сегодня говорили,
и договорились, что она мне расскажет о своих впечатлениях
и покажет материалы соответствующие, чтобы я был в курсе.
Я буду активнейшим образом выступать, чтобы как можно
быстрее в Чечне были созданы соответствующие условия для
того, чтобы был избран в Чечне при моем участии уважаемый
всеми или большинством возможных сил и кланов уполномоченный
по правам человека. Потому что, как вы знаете, там сейчас
возник вакуум. Раньше существовал представитель президента
по правам человека, сейчас он ушел в отставку без замены.
И, в общем, кроме прокуратуры и других своеобразных органов
слежения за порядком, там нет такого вот правозащитного
элемента, государственного. К сожалению, это можно сделать
на законных основаниях только после того, как там будет
избран местный парламент, и чем раньше он будет избран,
чем справедливее и авторитетнее он будет избран, тем лучше.
Сразу же после этого я буду активно ратовать за то, чтобы
одним из первых его решений были выборы омбудсмана, с
которым я буду теснейшим образом сотрудничать. Потому
что, что бы там ни говорили, нереалистично просить от
меня, чтобы я отслеживал каждое нарушение или каждое подозрение
на нарушение прав человека, сидя в Москве.
Андрей Шарый: Владимир Петрович, существуют разные представление
о защите прав человека, и омбудсман всегда в равной степени
может говорить, что он занимается правами человека, потому
что понятие очень широкое. Есть забота о детях из проблемных
семей, защит прав инвалидов, стариков, женщин - и тут
ни одна власть никогда не скажет, что это неудобный чиновник,
что этих людей не надо защищать. С другой стороны, есть,
например, в России такое явление, как процессы над шпионами
(дело Данилова, дело Пасько, дело Сутягина), их с десяток,
наверное, - и это уже совсем другая защита прав человека.
Вот как вы планируете организовывать направления правозащитной
работы?
Владимир Лукин: Ну, я бы не обобщал таким образом ситуацию,
что в России есть такое экзотическое дело, как хватание
за шиворот шпионов и привлечение их к ответственности.
Такая проблема существует во многих странах, особенно
в крупных странах.
Андрей Шарый: Речь идет об обвинениях в адрес журналистов
и ученых, которых обвиняют в шпионской деятельности, причем
эти обвинения значительная часть общественности считает
надуманными.
Владимир Лукин: Опять же не очень конкретный вопрос,
потому что, например, Ким Филби был журналистом, а, скажем,
Оппенгеймер был крупным ученым, поэтому дело не в профессии,
а дело в другом: насколько справедливо обвинение и настолько
оно ведется законным образом - вот это главное. Эта проблема,
безусловно, должна быть в поле зрения уполномоченного,
как и все остальные проблемы, связанные с правами человека,
с их возможным нарушением. Я не могу вам сказать о своем
отношении к тому или иному делу из тех, которые не завершены,
потому что я не знаком с обстоятельствами этих дел.
Вообще, проблема шпионажа - это почти такая же тонкая
вещь, как и проблема изнасилования: где та грань, где
обмен информацией ученых переходит в недопустимые вещи
и прочее? Но что я могу сказать твердо, что является абсолютно
недопустимым, - когда человека без суда держат 4 с лишним
года. Это абсолютно недопустимо! Если ко мне последует
соответствующая жалоба, я буду смотреть, каковы законные
основания для этого, и в любом смысле, даже если есть
для этого законные основания, они должны быть изменены,
причем изменены немедленно.
Жозе Мильязеш: Я приведу конкретный пример. Вот сидят
два гражданина Катара, неизвестно где вообще, то в Лефортово,
то в милиции, потому что у них было валюты больше, чем
норма, - якобы, их за это арестовали. Но неужели за такую
мелочь можно людей посадить неизвестно куда и неизвестно
даже зачем?
Владимир Лукин: Я не знаком с этим делом опять же. Я
знаю только из газет, что арестовали каких-то двух то
ли катарцев, то ли спортсменов, то ли белорусов. Никаких
пока жалоб и аргументов ко мне на этот счет не поступало.
Говорить, таким образом, перед журналистами, что я протестую
против того, о чем я не знаю, я не могу (это несерьезно
и несолидно). Но совершенно очевидно, что, если ко мне
поступит какая-то информация или какие-то жалобы на этот
счет, я их буду проверять самым серьезным образом. Не
знаю, связано ли это с тем, что в Катаре сидят двое наших
представителей спецслужб или не сидят. Во всяком случае,
такие вещи нуждаются в проверке. И если будут созданы
для этого предпосылки, импульс какой-то для меня, я проверку
такую буду проводить.
Андрей Шарый: Владимир Петрович, поясните, пожалуйста.
Вы все время говорите о каком-то импульсе: "Если
ко мне поступит обращение, если я получу какую-то информацию..."
Это такой принцип вашей работы, что она организована по
принципу обратной связи, или все-таки вы сами инициируете
рассмотрение каких-то дел, которые вам кажутся важными?
Владимир Лукин: Чаще всего уполномоченный реагирует на
конкретные жалобы по нарушению прав человека, конкретные
факты.
Андрей Шарый: Это записано в законе где-то?
Владимир Лукин: Это записано в законе. Но возможны и
инициативные вещи. Предположим, та же самая проблема,
о которой я говорил, - положение заключенных в Ленинградской
области и Санкт-Петербурге - это было нашим инициативным
делом. Мы когда узнали об том из прессы, мы не высказались,
хорошо там или плохо, а послали комиссию для расследования
этих дел. Я думаю, что мы будем все чаще и чаще действовать
таким, инициативным образом.
Но по традиции, сложившейся до меня, обычно уполномоченный
реагирует на жалобы. В этом есть определенный резон, потому
что действительно необъятное нельзя объять. Ведь Россия
- огромная страна, и если заниматься только инициативными
делами, то можно ходить по улице, смотреть, не толкнул
ли кто-то кого-то, и реагировать на это. Нужна какая-то
очень серьезная мера - либо очень серьезная общественная
значимость произошедшего события, на которое надо инициативно
реагировать, либо отвечать на конкретные жалобы.
Андрей Шарый: И давайте завершим вот этот конкретный
вопрос, поскольку вы уже неоднократно упоминали о голодовке
заключенных в ленинградских тюрьмах. Как работают там
с представителями вашего аппарата? Есть ли уже какие-то
результаты, что вы знаете сейчас об этом?
Владимир Лукин: Туда поехали два представители. По одному
представителю были серьезные проблемы, не хотели его пускать
туда, послал третьего представителя - тогда их допустили.
Они провели работу, они в средствах массовой информации
сообщили о своем желании поговорить на тему содержания
в местах заключения с родственниками, произошли встречи
с родственниками. На этой основе - на встречах с заключенными,
с родственниками, естественно, с руководством и работниками
исправительной системы - была составлена справка для меня.
Я с ней ознакомился, там есть достаточное количество критических
замечаний. Мы дадим ход этому, причем ход не только чисто
бюрократический, но и публичный.
Илья Колосов: Так случилось, что вы сейчас заняли должность
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и стали, по сути, правозащитником. Понятие это сейчас
- надеюсь, что вы со мной согласитесь, - дискредитировано
за последние 10-15 лет действиями некоторых правозащитников.
Что вы намерены в ближайшее дело сделать для того, чтобы
люди иначе стали относиться к понятию "правозащитник"?
Владимир Лукин: Я, честно говоря, не знаю, какие правозащитники
дискредитировали свое предназначение. Правозащитник -
это призвание, конечно. Правозащитник - это человекк,
который хочет, чтобы вокруг него была обстановка справедливее,
чище и так далее. Правозащитники иногда ошибаются, и критикуют
правозащитников, обвиняя их в односторонности, например,
иногда не без оснований. Но безгрешен только Отец наш
небесный. Важно, что они хотят лучшего, они стараются
сделать так, чтобы было лучше, и иногда преуспевают. Так
что я с глубочайшим уважением отношусь к правозащитникам.
Они, кстати говоря, в основном положительно отнеслись
к моему воцарению, если можно так пышно сказать. И мы
уже создаем совет - он был раньше, но мы его делаем более
эффективным - из ведущих правозащитников нашей страны,
постоянно с ними в контакте, слушаем их, обмениваемся
мнениями. Поэтому я думаю, что система государственной
и общественной правозащиты будет работать в тесном сотрудничестве.
Что касается меня, мне трудно судить, о себе говорить,
но мне кажется, что в моей работе последних более чем
10 лет были две стороны. Сторона профессиональная - по
профессии я международник, я старался не дисквалифицироваться.
И вторая сторона - это парламентская сторона, это сторона
партийная, причем партии, для которой защита прав человека
является одной из базисных форм работы. Поэтому говорить,
что я не занимался правозащитой, неправильно. Я ей занимался.
Поэтому, я бы сказал, у меня есть две стороны моего человеческого
опыта - государственная и правозащитная. Может быть, это
и сыграло роль, что я оказался в это время на этом месте.
Андрей Шарый: Благодарю вас. По традиции программы, в
завершение очередного выпуска передачи "Лицом к лицу"
журналисты, участвовавшие в беседе, подводят итоги. Начнем
с нашего португальского гостя.
Жозе Мильязеш: Мне показалось, что Владимир Петрович
имеет огромное желание сделать что-то позитивное на посту,
на который его избрала Государственная Дума. Я, конечно,
очень сомневаюсь, что ему удастся много сделать, имея
в виду ситуацию в стране. И только могу ему пожелать как
можно больше успеха, потому что борьба у него будет тяжелая.
Илья Колосов: Мне как раз понравилось то, что Владимир
Петрович, на мой взгляд, не ограничивается только работой
по защите прав человека... Это собеседник, который в течение
часа (коллеги не дадут соврать) засыпал нас цитатами,
фрагментами стихотворений, человек, который не теряет
вкус к жизни, смотрит футбол, говорит с радостью о внуках,
и человек с очень большим чувством юмора. Мне это радостно,
и я надеюсь, что именно такое настроение Владимиру Петровичу
поможет успешнее работать на этом посту.
Андрей Шарый: Спасибо. Я в завершение программы тоже
скажу несколько слов. Я пытался для себя сформулировать,
что есть такое институт уполномоченного по правам человека:
это государственный чиновник, который защищает интересы
граждан от произвола государства. Мы говорили, вспоминали
об опыте Швеции. Это страна, где существует такое понятие,
как "гражданское общество". В России - притом,
что в этой стране тоже существует институт уполномоченного
по правам человека, - гражданское общество существует
пока только в плоскости предсказаний о том, что оно будет.
Поэтому работа ваша, конечно, чрезвычайно сложна, работа
ваша совсем не такая, как у ваших коллег в западных странах.