[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Владимир Аверин
Жилье мое...
Программа посвящена приватизации жилья, изменениям в новом жилищном законодательстве
"Маяк",   24 марта 2004 года

Программа посвящена приватизации жилья, изменениям в новом жилищном законодательстве. Об этом Галина Петровна Хованская, депутат Государственной Думы, ранее депутат Московской городской Думы, рассказала в интервью Владимиру Аверину.

- 24 марта средства массовой информации выплеснули сообщения о том, что с 11 апреля начинается выселение неплательщиков из квартир. Действительно ли с 11 апреля вводится такая жесткая норма?

Галина Хованская: Я хотела бы посмотреть в глаза тому человеку, который запустил эту информацию. Потому что меня буквально атаковали с утра во время пленарного заседания, постоянно приходилось выходить из зала заседаний и опровергать эту информацию. Норма о выселении неплательщиков на самом деле действует уже с 1994 года! Даже в старой редакции закона, который называется "Об основах федеральной жилищной политики", эта норма была. Причем была она в лучшей редакции, как я считаю, чем нынешняя. А нынешняя живет с мая прошлого года. И буквально перед моими глазами эта норма: в случае если оплата жилья по договору социального найма не осуществляется в течение шести месяцев (я делаю акцент: по договору социального найма, то есть это касается только нанимателей жилых помещений, не собственников), так вот, если наниматель не платит более шести месяцев за свое жилище и за коммунальные услуги, которые ему предоставляются, то он и проживающие с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке.

Что это значит? Что должно состояться и вступить в силу решение суда о выселении. Что же предоставляется взамен? Жили в отдельной хорошей квартире - предоставляется жилое помещение по нормам общежития. Это не значит, что переселяют обязательно в общежитие. Это может быть и комната в коммунальной квартире, это может быть любое жилое помещение меньшей площади, может быть даже отдельная квартира, но из двухкомнатной переселяют в малогабаритную однокомнатную квартиру.

- Норма общежития - это сколько квадратных метров на человека?

Галина Хованская: Эта норма пока не менялась и составляет шесть квадратных метров жилой площади (не общей). Вы понимаете, это как бы койко-место очерченное, 6 квадратных метров жилой площади. И в такое жилое помещение могут выселить человека, если у него много метров. Как вы догадываетесь, если та же семья неплательщиков живет в квартире коммунального заселения втроем в комнате 18 квадратных метров - умножим 3 на 6...

- Меньше не будет.

Галина Хованская: То есть их выселять бессмысленно, такого законодательство не предусматривает. Тем не менее все это серьезно, потому что на самом деле есть масса прецедентов подачи исков в суд, но есть и масса случаев, когда, еще не доходя до зала заседаний, должник гасит свою задолженность, потому что не хочется из хорошей квартиры переезжать в плохую. Но есть такие случаи, это в основном касается людей, может быть, даже и не бедных, а спившихся, наркоманов...

- Асоциальных, что называется.

Галина Хованская: ...вот таких неблагополучных граждан. Действительно, в отношении этих людей были судебные решения. И мне известны случаи - это не в Москве, но по России - переселения, уплотнения, как раньше говорили.

- Я думаю, против этого основная масса людей и не протестует, потому что иметь такого соседа рядом с собой, что в коммунальной квартире, что на площадке, - не лучший вариант. Может быть, и слава богу, что такая норма все-таки есть.

Галина Хованская: Но раньше она была более гуманной, потому что в предыдущей редакции закона органы государственной власти и местного самоуправления с учетом особых обстоятельств могли этот шестимесячный срок продлить. Сейчас такого права у них нет, этой нормы нет, она отсутствует в новой редакции, новая норма более жесткая, о продлении тут речи быть не может. И это неправильно, с моей точки зрения, потому что иногда семья оказывается в трагической ситуации. И у меня такие примеры есть. В моем избирательном округе у молодой женщины погиб муж, она осталась с ребенком на руках, и ей вообще жить не хотелось. Где-то через год она поняла, что все-таки она жива, что надо заниматься ребенком, что, оказывается, есть огромный долг за жилое помещение и за коммунальные услуги. Именно в таких чрезвычайных ситуациях старая норма была бы полезна. Поэтому мне кажется все-таки, что нужно вернуться к старой редакции. И я постараюсь это сделать.

- Когда в суде это дело рассматривается, суд может учесть эти обстоятельства? Есть такое право у суда?

Галина Хованская: Безусловно, у суда есть такое право, на основании какого-то внутреннего убеждения суд принимает решения. Я думаю, что моменты гуманные, социальные, безусловно, рассматриваются.

Завершая тему, хочу сказать: пусть собственники не думают, что им можно безнаказанно не платить за содержание и эксплуатацию мест общего пользования дома, потому что в отношении собственников жилых помещений действует еще более жесткая и жестокая норма Гражданского кодекса Российской Федерации. И их жилое помещение может быть просто продано, а им возвращена сумма, оставшаяся после уплаты долга и компенсации судебных издержек. Так что, чтобы не было обидно нанимателям, уточню: собственники тоже отвечают за содержание и ремонт мест общего пользования дома.

- Сейчас активно обсуждается недавняя инициатива "Единой России" по поводу сокращения сроков приватизации жилья, отмены бесплатной приватизации жилья.

Галина Хованская: Действительно, мне сейчас часто задают этот вопрос в отношении завершения приватизации. Сейчас все понимают, что она должна быть завершена. И споры, дискуссии идут вокруг того, каким образом будет завершена эта бесплатная приватизация. Действительно, социальный фонд не пополняется, он уходит в частный жилой фонд. Особенно в Москве это чувствуется, потому что жилье предоставляется по договору социального найма, а на следующий день человек идет, подает заявление, и это жилое помещение, принадлежащее городу, переходит в собственность гражданина.

Что делать? Ведь обеспечивать жильем надо, социально незащищенные категории остаются. А мы по Конституции - социальное государство, хочу напомнить, и поэтому моменты социальные нужно все-таки учитывать. Встает вопрос: как завершить приватизацию? Мне говорят, что, собственно, все уже приватизировали.

- Действительно, все, кто хотел, как будто бы уже успели.

Галина Хованская: Правильно. Если было что приватизировать. Есть категория граждан, которым в силу закона запрещено приватизировать жилое помещение. Кто эти граждане? Это граждане, которые живут в общежитии. Койко-место нельзя приватизировать, это понятно, просто из соображений здравого смысла. Не так давно разрешили приватизацию жилых помещений в квартирах коммунального заселения, это, кстати, породило массу проблем, которые надо решать, потому что конфликтные ситуации в коммуналке - вы представляете, что это такое.

- К сожалению, живо представляю.

Галина Хованская: Я тоже много лет прожила в квартире коммунального заселения и знаю, что это такое. Дальше. Аварийные жилые помещения. Помещение признано аварийным, люди стоят на очереди иногда по несколько лет, хотя должна быть моментальная реакция властей. Аварийное жилое помещение приватизировать тоже нельзя в силу закона. Есть еще военные городки и так далее, сейчас не буду на этом останавливаться. А есть граждане, которым нечего приватизировать, потому что у них, извините, три метра, почти как на кладбище норма. В комнате 15 метров проживают 5 человек. Понимаете, что это за ситуация. Они стоят на очереди, стоят давно. В семье есть уже тяжелобольные люди. Им нечего приватизировать, понимаете? Им просто нечего приватизировать.

Мои предложения и законодательная инициатива Московской городской Думы в свое время даже ухитрились пройти первое чтение, потому что в том созыве думы можно было посмотреть в глаза депутатам и найти какой-то отзвук своих мыслей, своих аргументов. Сейчас, к сожалению, все запрограммировано, я с большим сожалением это констатирую, потому что на самом деле единомыслие - это застой. Обязательно нужно слышать другие аргументы, возражения, должна быть дискуссия.

- Я очень надеюсь, что, послушав нашу передачу, избиратели смогут своим депутатам сообщить собственное мнение по этому вопросу и подтолкнуть к дискуссии.

Галина Хованская: Очень хорошо. Я против запрограммированности, против мнения одного лица, которое может определить весь ход, все развитие законодательства.

Возвращаясь к теме завершения приватизации. Наши предложения от городской думы были такие: предупредить практически, приняв закон, тех, кто будет вставать на социальное жилье. Так вот, если я встаю на учет и говорю, что я малоимущий, предоставьте мне бесплатно социальное жилье и потом помогите его оплачивать, то есть предоставьте адресную помощь из бюджета, потому что у нас низкие доходы в семье, то я, получая это жилье, уже знаю правила игры: мне предоставят это жилье через какое-то количество лет, но приватизировать я его не смогу. Вот это честно, понимаете? То есть закон обратной силы не имеет, с моей точки зрения. А вот те, кто предлагает сейчас просто завершить приватизацию через год или через два, они практически придают обратную силу закону. И, с моей точки зрения, нарушают права тех, о ком я только что сказала, тех, кто живет в общежитиях, в аварийных жилых помещениях, в военном городке. И очередников, которым просто нечего приватизировать. Вот эта категория граждан пострадает. Значит, пострадает самая социально уязвимая категория граждан.

- А они-то почему это не понимают? Чем аргументируют, какие доводы "за" приводят?

Галина Хованская: Возражения были такого рода: "Ну что вы говорите, Галина Петровна, о какой-то справедливости? Мы сейчас вам в два счета докажем, что справедливости нет". Да, я согласна, что нет абсолютной справедливости, но в данном случае речь идет об обязательствах, которые берет государство перед гражданами. Да, мы знаем примеры, когда наше государство эти обязательства перед гражданами не выполняет. Мы что, хотим просто множить число таких примеров? Если партия "Единая Россия" примет такое решение, то размножим. Я все-таки буду предлагать мягкий вариант завершения приватизации. В этом случае даже не пострадают те, кто сейчас не смог договориться с тещей. Ведь согласие должно быть у всех, правильно? Зачем же человека загонять в гроб живого? Если будет объявлен срок, один человек не соглашается, а все остальные члены семьи хотят? Вот эта ситуация в моем варианте тоже исключается. Она мягко ограничивает перспективу приватизации социального жилья.

- Вы уже сказали об опасностях, которые таятся для собственника в вопросе о выселении. Надо или не надо приватизировать?

Галина Хованская: Это не единственная опасность, которая подстерегает собственника. Уже рассматривался в Государственной Думе в нулевом чтении проект Федерального закона "О местном налоге". Этот налог будет касаться жилых помещений, находящихся в вашей собственности. Эти деньги будут поступать в местные бюджеты. В действующем законодательстве масса категорий льготников, которые освобождены от уплаты этого налога, из них самая многочисленная - это пенсионеры. Так вот в новом законе не будет льготников вообще. То есть будет некий вычет из этой суммы, облагаемой налогом, причем минимальный. И понятно, что это затронет целый ряд категорий граждан, в первую очередь пенсионеров, к этому надо быть готовыми. Цена вопроса для собственника будет возрастать.

Если бы мы соблюдали нормы гражданского законодательства, то и платежи сегодня собственники вносили бы в полном объеме, потому что, как записано в Гражданском кодексе, собственник полностью несет бремя содержания своего имущества. Но так как мы породили в результате приватизации нищего собственника, как правило, мы вынуждены были установить равные условия оплаты жилых помещений для нанимателей и собственников единственного жилого помещения, занимаемого в пределах определенных норм.

...У меня есть вариант проекта Жилищного кодекса по версии на 23 марта. Этот документ будет обсуждаться 31 марта в Государственной Думе, это будет первое обсуждение. Что существенно нового?

В Конституции России сказано, что жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную плату малоимущим. То есть жилые помещения по договору социального найма в ближайшем будущем будут предоставляться только малоимущим (в иных случаях это должен быть специальный Федеральный закон). В первую очередь это наши муниципальные служащие, военнослужащие, то есть те, кто работает в системе государственной власти и коммерческими доходами не располагает. Им, конечно, нужно сохранить это право на социальное жилье, но уже при определенных нагрузках, то есть за доступную плату, как сказано в проекте Жилищного кодекса. Кто же такие малоимущие? - сразу возникает вопрос. Ответить на этот вопрос предлагается органам законодательной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

"Маяк", 24 марта 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская

Раздел "Социальная политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]