Кадры решают все. Эту истину хорошо усвоили в России.
Когда демократы (яблочники и эспээсовцы) не попали в Думу,
Владимир Путин пообещал, что их идеи и кадры будут востребованы.
И действительно, не без путинской протекции многие яблочники
стали входить в различные властные структуры. А одного
из основателей партии «ЯБЛОКО» Владимира
Лукина Путин порекомендовал на пост омбудсмена.
Что сможет Лукин сделать на посту главного правозащитника
страны, пока не ясно, но надежды в связи с этим назначением
у многих большие. Репутация у Владимира Петровича именно
та, что нужна для этой должности. По крайней мере это
решение не вызвало такого удивления, как назначение Фрадкова
на пост премьера.
Главный правозащитник дал интервью «Новой газете».
— На Западе понятие «права человека» — это как догма.
В России же это словосочетание порой вызывает только ухмылку.
Все знают про «права человека», но что это такое, сказать
не может никто.
— Как уполномоченный по правам человека я понимаю их
так, как они сформулированы в нашей Конституции. А как
рядовой гражданин полагаю, что человек может жить свободно
и делать то, что он считает нужным, до тех пор, пока его
действия не противоречат интересам других людей.
Именно этот зазор между интересами людей и обозначает
их права.
— Это на Западе звучит: «Мои права кончаются там,
где начинаются права другого», — а у нас они кончаются
там, где начинается своеволие чиновника.
— Увы, это так. Чем выше государственный чиновник, тем
больше он мнит о себе. С его точки зрения, именно он является
прямым носителем закона, а не человеком, ему подчиненным.
На вербальном уровне закон главенствует, на практике всем
«рулит» телефонное право.
Но здесь важно не перегибать палку, права человека не
должны превышать все другие права. И задача наша не в
том, чтобы возвеличить права человека, ущемив государственность,
а в том, чтобы найти баланс между реализацией прав человека
и реализацией системы организации общества.
— Владимир Петрович, вы можете быть уверены в том,
что то поколение политиков и чиновников, которое пришло
в высшие эшелоны власти после 91-го года и которое сейчас
там находится, способно изменить свое сознание?
— Да, пессимистические мысли возникли. Для того чтобы
попытаться хоть как-то изменить ситуацию, нам необходимо
несколько серьезных примеров правового поведения. Без
лицемерия и ханжества. Потому что у нас подчиненные всех
уровней — как правило, люди с чуткой нервной системой,
они моментально перенимают поведение своего начальства.
— Что это за «примеры правового поведения»?
— Ну, например, Владимир Путин, по крайней мере на словах,
упорно сопротивляется попыткам превратить его в разновидность
туркменбаши, увековечив его пребывание у власти или продлив
срок президентских полномочий.
Мы говорим о сегодняшней ситуации, и я намеренно привожу
положительный пример. Это уже может рассматриваться как
очень хороший пример.
— Хорошо, а другие примеры есть?
— Не хочу говорить, что я их не вижу, да я и не вправе.
Я жду примеров конституционного поведения властей. Не
по форме, а по содержанию.
— А чьи интересы представляет уполномоченный по правам
человека Владимир Лукин?
— Интересы граждан Российской Федерации.
— То есть вы защищаете права граждан? От кого?
— От государства, от других граждан. Вообще я, если хотите,
— адвокат общества перед государством.
— Не кажется ли вам, что здесь есть некий парадокс?
Вас рекомендовал на должность символ государства — президент,
и вы защищаете граждан от государства, будучи фактически
назначенным самим этим государством?
— Я не вижу парадокса. Конституция оберегает независимость
института уполномоченного по правам человека, он избирается
на 5 лет, то есть срок его полномочий больше, чем у Думы
и президента. Я максимально отдален от капризов власти.
Конечно, я могу быть отозван, но это такая же сложная
процедура, как и импичмент.
— Пост омбудсмена в системе государственных отношений
имеет политический вес?
— Да, это должность политическая, потому что она утверждена
Конституцией. Но политикой омбудсмен заниматься не должен.
Это политическая должность человека, который берет на
себя обязательства заниматься не политикой, а только проблемами
конкретных нарушений прав человека. Например, я не считаю
себя вправе комментировать те или иные политические события,
скажем, хорошо ли сделал Путин, отправив Касьянова в отставку
и назначив Фрадкова.
— Но это только вопрос вашей личной этики либо же
это где-то прописано в законе, что омбудсмен не имеет
права заниматься политикой?
— Это сугубо уровень личной чистоплотности и соображения
профессиональной этики.
— До того как стало известно о вашем назначении, с
вами обсуждали такую перспективу?
— Нет, мне ничего не было известно. Я был приглашен на
встречу с президентом, в ходе которой он мне и сообщил,
что хочет содействовать моему назначению на этот пост.
Я согласился.
— А можно ваше назначение рассматривать как реализацию
обещания, которое дал Путин: задействовать кадры и ресурсы
проигравших парламентские выборы демократов?
— Да, это выглядит логичным, тем более что в беседе со
мной он оговорился, что моя партийная принадлежность его
никоим образом не беспокоит.
— Первые правозащитные организации у нас в стране
были негосударственные, они финансировались Западом и
пытались работать по его образу и подобию. Однако в последнее
время государство активизировалось в этом направлении.
Были созданы Комиссия по правам человека при президенте
РФ, затем — институт омбудсмена. Это что, попытка власти
возглавить правозащитное движение, сделать его подконтрольным?
— Изначально инициатива создания в России института омбудсмена
принадлежала общественным правозащитникам. Конечно, могут
быть попытки использования государственных правозащитных
органов в целях, о которых вы говорите. Но в моем случае
это вряд ли получится: я плохой помощник для ущемления
общественных правозащитников.
И потом, когда я говорил с президентом, я особо подчеркнул,
что одним из главных условий, на которых я принимаю это
предложение, будет положительная реакция правозащитников.
Она такой и была.
— Какова структура правозащитных организаций в России?
— Она иерархическая. Существует конституционный государственный
уполномоченный по правам человека — омбудсмен. Затем —
Комиссия по правам человека при президенте РФ, которую
возглавляет Элла Памфилова.
Затем институт региональных омбудсменов, у нас он существует
в 27 регионах. Их избирают местные законодательные органы,
мне они не подотчетны, мы общаемся в режиме консультаций.
Но у меня есть идея сделать этот институт более независимым
от региональных интересов, чтобы кандидатуры согласовывались
с Центром.
И наконец, существуют общественные организации и отдельные
правозащитники по конкретным проблемам, например по защите
прав детей.
— Насколько велик аппарат института уполномоченного
по правам человека?
— В настоящее время в его составе 176 человек. С моим
приходом были изменения, но незначительные. Численность
аппарата надо сопрягать с количеством населения в России,
с числом накопившихся проблем. Например, в Чехии этот
институт составляет 60 человек, но там и население всей
страны — 5 миллионов человек.
— Можем ли мы вернуть Западу упрек в том, что в России,
мол, постоянно попираются права человека, напомнив о правах
того же Саддама Хусейна или о правах человека в Афганистане,
о правах мирных граждан в период бомбовых ударов по Югославии?
— Это — из серии «сам дурак». Для этого у нас есть политики
и дипломаты. А мне бы хотелось сделать так, чтобы у нас
в стране положение с правами человека улучшалось. Вот
тогда мы бы могли доказать свою правоту на деле, а не
руководствуясь известным советским принципом: «А зато
у вас негров вешают».
Но я все же завидую американцам. Они заняли очень правильную
позицию. По большому счету им глубоко плевать, что происходит
в других странах, и вмешиваются они туда, только лоббируя
свои интересы. Зато в своей стране они очень блюдут интересы
своих граждан, их права.
— Вы хотите улучшить права человека в стране, где
пока отсутствует правовая культура, где чиновнику закон
не писан. При этом вы, представитель государства, боретесь
против этого государства и у вас, по вашим же словам,
не может быть никакой политической линии. Но как же тогда
общаться с властью, хоть на какие-то компромиссы вы должны
будете идти?
— На компромиссы с властью по конкретным законам я не
готов идти. Однако и постоянно обострять ситуацию тоже
не дело.
Есть два способа сделать саму мою должность неэффективной.
Первый — это начать героическое самоутверждение с помощью
ругани и криков, какая у нас плохая власть, что в принципе
недалеко от правды. Но этим путем можно только сорвать
аплодисменты, на деле ничего не достигнув.
Второй способ — это стать винтиком нынешней власти, потеряв
всякий авторитет. Ни того, ни другого я не собираюсь делать.
Да это сложно, но это вопрос не теории, а практики; посмотрим,
как получится.
— И все же какие приоритеты вы намерены заложить в
основу вашего общения с властью: компромисс, противостояние?
— Расскажу анекдот. Один человек спрашивает другого:
«Что это ты постоянно со своей женой ссоришься? Ты ласкай
ее, стерву, ласкай». Вот так и до€лжно строить отношения.
Главное, чтобы власть сама ощущала потребность в изменении
своих же незаконных решений. Для этого существует много
способов. Но раскрывать их — все равно что раскрыть все
свои карты.