[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Виктор Шейнис
На мой взгляд, основная проблема Путина– это проблема 2008 года, кто придет на смену нынешнему Президенту
Кремль.Org,   14 марта 2004 года

На мой взгляд, основная проблема Путина и того круга людей, которые его окружают– это проблема 2008 года, кто придет на смену нынешнему Президенту. Причем чем ближе будет 2008 год, тем острее будет становиться эта проблема. На мой взгляд, именно в этой проблеме заложено самое главное, что будет определять действия Путина и его окружения. Из этого вытекает, прежде всего, сохранение определенной стабильности в обществе, из этого вытекают действия, которые обеспечат или будут пытаться обеспечить высокий рейтинг Президента и безусловный характер той рекомендации, которую он даст накануне следующих президентских выборов.

На мой взгляд, реальной причиной относительной стабилизации сегодня является не столько реальный рост экономических показателей внутреннего развития страны, сколько те возросшие поступления, которые мы получаем с внешнего рынка, продавая свое сырье. В последние дни было отмечено новое резкое повышение цен на нефть. По всем прогнозам в ближайшее время снижение цен на нефть, по-видимому, не произойдет. Но есть и другие факторы, влияющие на поведение политиков
Честно говоря, я что-то пока не замечал, чтобы в течение последних четырех лет проводились какие-либо либеральные реформы. На мой взгляд, самым главным и, пожалуй, единственным достижением этой власти является то, что не принимаются в расчет исходящие от КПРФ, от г-на Глазьева безумные рекомендации. Это вселяет надежду в сердца тех, кто ждет истинно либеральных реформ.

Но реформы вещь достаточно болезненная для широких слоев населения. Реформа жилищно-коммунального хозяйства влечет резкое повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг. Военная реформа больно ударит по военной верхушке. Любые реформы электроэнергетической отрасли ведут к повышению цен на электроэнергию. Есть еще целый ряд других реформ, которые рано или чуть позже нам предстоит проводить, и которые больно ударят по населению. Власти нужно иметь некий подстраховочный механизм, чтобы смягчить последствия.

Одна из главных задач, которую предстоит решать – наукоемкие, высокотехнологичные производства. Нужно также помогать малому и среднему бизнесу. Крупный бизнес может, конечно, рассматриваться как дойная корова, но и он в наших условиях не является надежным стимулятором экономического роста.

Но ведь дело-то все в том, что сегодня, по крайней мере, в истекшие четыре года проводится прямо противоположная политика, ибо вся наша экономика продолжает напрямую зависеть от чиновников. Даже так называемым олигархам было показано их место. Теперь все знают, что в любой момент самого успешного, самого преуспевающего, «прозрачного» предпринимателя можно взять, бросить в тюрьму, и суды все это поощряют и поддерживают. Бывая на различных конференциях, встречах, я слышал, что мелкие и средние предприниматели буквально стонут от чиновничьего произвола.

Значит, в ближайшие четыре года надо эту систему не укреплять, а разрушать, надо как можно скорее освободить личную инициативу от государственной опеки. Сегодня все происходит с точностью до наоборот: не только через исполнительные органы власть, но и через судебную систему проводится прямо противоположная политика. Я не могу быть оптимистом в отношении смены нашей сырьевой ориентации на современные, наукоемкие производства и технологии в масштабе всей экономики. Я понимаю, что это нужно делать, но пока в этом направлении я не замечаю каких-то серьезных подвижек. Скорее наоборот, идет усиление контрмер.

Реформы еще не начинались. Пока, на мой взгляд, о реформах идут одни разговоры, а сами реформы сдерживаются, по меньшей мере, двумя факторами: во-первых, заинтересованностью бюрократии в создании своего контроля над зоной якобы свободного предпринимательства, и, во-вторых, опасениями социального взрыва, если социалистические по своему характеру отрасли социальной инфраструктуры – жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование – будут переведены окончательно на окупаемую основу. Вот эти оба фактора сдерживают проведение действительно реальных радикальных либеральных реформ.

Кремль.Org, 14 марта 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Виктор Шейнис

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]