Какую политику будет проводить новый кабинет? Свои
предположения в интервью Владимиру Аверину высказывает
Михаил Михайлович Задорнов,
экс-министр финансов, экс-председатель бюджетного комитета,
ныне независимый депутат Думы.
Владимир Аверин: Михаил Михайлович, когда господин
Фрадков представлял себя и свою программу на заседании
Госдумы, вы были одним из немногих, кто задавал ему вопросы
по социально-экономической политике. Ваши впечатления
о новом премьере и о том, что он говорил депутатам?
Михаил Задорнов: Фрадков достаточно энергично
прочел написанный ему доклад, и те самые приоритеты -
от налоговой реформы до реорганизации бюджетных учреждений,
сокращения госаппарата и реформы естественных монополий,
адресной социальной политики, - которые он обозначил,
в принципе совпадают с теми приоритетами, которые провозглашало
предыдущее правительство, то есть правительство Касьянова.
Поэтому можно сказать, что Фрадков подтвердил курс и направление
работы, приоритеты предыдущего правительства. При этом,
когда я ему задал вопрос о том, какие первые пять шагов
он сделает, когда его утвердят, он уже говорил от себя,
это чувствовалось. Стало ясно, что он лично будет заниматься
реорганизацией правительства и тем, что называется административной
реформой. То есть как-то сокращение и упорядочение работы
госаппарата. Он думает о промышленно-инвестиционной политике,
наука и кадровая политика для него также являются ключевыми
шагами. И сам по себе премьер Михаил Фрадков задумывается
о выходе из полной зависимости от нефтянки, которую мы
наблюдаем в последние годы. То есть думает о каких-то
других отраслях, которые работают не только на экспорт.
Вот такие у меня первые впечатления.
Владимир Аверин: С вашей точки зрения, это плюсы
Фрадкова?
Михаил Задорнов: Я думаю, что говорить о его плюсах
и минусах можно, исходя из двух предположений. Мы вместе
работали в правительстве, потом контактировали, когда
он работал первым замом секретаря Совета безопасности,
и я представляю себе его программу как госчиновника. Я
понимаю, что можно от этого человека ожидать. Это первая
предпосылка. И вторая: в отличие от Касьянова, это человек,
которого предложил Путин. То есть это человек, которому
Путин будет, безусловно, доверять больше, чем Касьянову.
И я также исхожу из того, что у него просто будет большая
свобода при проведении какой-то собственной линии. Однако
человек неделю назад приехал из Брюсселя, и каким бы опытным
он ни был, все-таки он год жил вне страны и занимался
совсем другими делами. Разумеется, ему потребуется минимум
пара месяцев, а то и полгода, для того чтобы войти во
все детали, сформировать точку зрения по ключевым вопросам.
Первое время Фрадков, безусловно, будет двигаться в русле
той инерции, которая была задана предыдущим правительством,
и принимать те решения, которые были подготовлены до него,
потому что иного просто быть не может. Пока его точка
зрения будет при кадровых решениях выслушиваться, а линия
будет продолжаться, заданная прошлым кабинетом.
Владимир Аверин: И все-таки в комментариях говорилось,
что вы остались недовольны его ответами на ваши вопросы,
потому что ни слова не было о налоговой реформе, о земле,
о реформе естественных монополий. Вот эта триада - это
то, что для вас является ключевым в будущей политике правительства?
Михаил Задорнов: Да, по нескольким причинам. Во-первых,
если правительство до, условно говоря, 1 июля не примет
ключевые решения по налоговой и бюджетной политике - снижение
единого социального налога и новая схема уплаты его, которая
позволит заработные платы вывести из тени, налог на добавленную
стоимость, закрепление полномочий налоговых источников
за региональными и муниципальными бюджетами, - мы потеряем
следующий год. Почему? Потому что все решения, связанные
с принятием бюджета и с налогами на следующий год, принимаются,
но они начинают формироваться в Минфине примерно в апреле,
а в Думе рассматриваются в мае-июне. У правительства и
у Фрадкова очень быстро должна появиться позиция по этим
ключевым вопросам, иначе мы потеряем следующий год.
Что касается естественных монополий, мы все чувствуем
на собственной шкуре потребителя, сколь многое зависит
от величины квартплаты, тарифов на коммунальные услуги,
от цены электроэнергии, цены газа, тарифов на железнодорожные
перевозки. Мы видим, что любое повышение заработной платы
и пенсии моментально съедается повышением тарифов. Два
года назад, несмотря на жесточайшее сопротивление сначала
большинства в Думе, а потом и правительства, мы все-таки
с коллегами провели поправку, которая в бюджете ограничивает
право правительства повышать тарифы сверх определенной
планки. Сейчас это уже стало нормой, но сначала эта идея
вызывала очень серьезные возражения. Скажем, на этот год
закреплено для населения повышение тарифов на электроэнергию
не больше чем на 14 процентов, на газ - 20 процентов,
рост цен на железнодорожные перевозки 12 процентами ограничен.
При предполагаемой инфляции в 10 процентов за этот год.
Но это недостаточный шаг для того, чтобы все-таки перевести
вот эти услуги, которые оказывают монополисты, в сферу
конкуренции. Можно, конечно, сдерживать рост квартплаты
директивно, но ДЕЗы, другие предприятия просто не будут
оказывать качественно эти услуги. То есть должна появиться
конкуренция в сфере, где у нас работают Газпром, РАО "ЕЭС".
Но, несмотря на все лозунги, в прошлые четыре года нигде,
кроме, может быть, электроэнергетики, существенных движений
по реформированию монополий сделано не было. И они по-прежнему
всю свою работу направляют на увеличение собственных тарифов,
просто забирая деньги у населения и у других секторов.
Владимир Аверин: Вы говорите, что, с одной стороны,
правительство Фрадкова вынуждено будет какое-то время
по инерции двигаться в том же направлении, в котором двигалось
правительство Касьянова. С другой стороны, к 1 июля оно
уже должно сформировать пакет новых, прежде всего бюджетных,
предложений, которые должны сломить эту инерцию.
Михаил Задорнов: Одно другому не противоречит.
Как раз предложения налоговые, бюджетные Минфином и Минэкономики
были уже подготовлены. Касьянов не принимал решения, он
отодвигал принятие решений по многим ключевым вопросам
на послевыборный период, рассчитывая на то, что он усидит
в кресле премьера. И эта тактика привела к тому, что принятие
многих решений затягивалось. То есть они готовы, правда,
вчерне, потребуется еще их доведение. Именно поэтому я
говорю, что у Фрадкова нет маневра, он согласится с теми
решениями, которые Минэкономики и Минфин уже подготовили.
Вопрос в том, насколько качественно они будут доработаны,
насколько детали будут выверены. А вот дальнейшие шаги
в отношении тех же самых естественных монополий, социальной
политики, которые требуют более серьезных, стратегических
решений, они уже будут готовиться этим кабинетом.
Меня беспокоит то, что очень много внимания уделяется
сокращению количества министерств, слияниям, упрощению
структуры, реорганизации. Мне доводилось и самому переживать
не одну реорганизацию правительства. И я участвовал в
рисовании этих квадратиков. Для людей очень часто эта
реорганизация подменяет цель. Правительство - это способ
достижения определенных политических целей в экономической
политике, в политике в целом. Все последнее время обсуждается
личность премьера, обсуждается структура правительства.
Для чиновников это важно. Но для страны гораздо важнее
те цели, которые будут ставить президент и его правительство.
Мы не слышали от Путина в силу особенностей последней
президентской кампании четких программных установок. Были
слова, правильные, но общие. И я очень боюсь, что вот
этот разговор о реструктуризации правительства опять подменяет
разговор о стратегии его работы.
Владимир Аверин: Тогда давайте поговорим о целях.
Из того, что вы слышали и в ходе предвыборной кампании
президента, и от самого Фрадкова, когда он приходил к
вам в Думу, можно выделить эти цели? И ваше мнение по
поводу того, какие цели должны быть поставлены перед новым
правительством?
Михаил Задорнов: Если взять риторику Путина, то
что видно? Путин (и Фрадков это тоже подтвердил), безусловно,
понимает, что в стране слишком большая доля людей живет
в нищете. Целые социальные слои, десятки миллионов людей
живут на уровне, абсолютно не соответствующем человеческому
достоинству, тому, к чему они привыкли все-таки за советское
время, когда не было такого разрыва в доходах. Причем
эти люди наблюдают кричащее богатство и вызывающее поведение
людей со сверхдоходами. Страна не может развиваться нормально
и быть политически стабильной при таком разрыве в доходах.
Но пока, если говорить откровенно, я не вижу абсолютно
ни одного четкого, проработанного предложения, как изменить
ситуацию.
Возьмем пенсионеров. Инфляция в этом году - 10 процентов.
Естественно, что она по многим позициям для пенсионеров
может быть и побольше, потому что растут цены на продукты,
хлеб растет, к сожалению, опять в цене, жилищно-коммунальные
услуги. А индексация пенсии заложена в 18 процентов. То
есть с учетом инфляции средняя индексация пенсии - 5-8
процентов. Абсолютно недостаточно для того, чтобы люди
почувствовали себя качественно лучше. А пенсионеры, как
вы понимаете, - это 36 миллионов человек. Это основная
составляющая тех, кто живет за чертой прожиточного минимума.
Как эту задачу будут решать, до конца не понятно. Вторая
задача - это обеспечение экономического роста. Это удвоение
ВВП. Путин понимает, что он может только тогда сохранять
политический рейтинг и влияние, когда "пирог"
будет расти, тогда им можно наделить и бюджетников, и
пенсионеров, и оборонный заказ профинансировать. Отсюда
- задача удвоения ВВП, обеспечения экономического роста.
Она тоже осознана. И здесь можно за счет нескольких направлений
ускорить именно экономический рост. Здесь налоговая реформа,
еще целый ряд решений, которые мы с вами обсуждали. И
третье, о чем говорится, но пока совершенно ничего не
делается, - это то, что нам надо избавиться от нефтяной
иглы. Пока каких-то шагов по созданию других точек роста
не просматривается.
Владимир Аверин: Фрадков объявил состав кабинета.
Для вас это неожиданный состав?
Михаил Задорнов: В чем-то неожиданный. Хотя, как
мы видим, силовой блок и экономический, то есть Минфин
и Минэкономики, сохранили свои позиции. Также не секрет,
что Игорь Иванов планировался на Совбез, а Лавров - один
из наиболее опытных мидовцев, как вы знаете, в последние
годы работавший нашим официальным представителем в ООН,
то есть имевший достаточно широкий контакт с политическим
руководством в силу этой позиции. И, конечно, перемещение
Дмитрия Козака из администрации в правительство означает,
что именно в правительство будет смещена инициатива по
продвижению целого ряда реформ, поскольку не секрет, что
именно Козак выступал в Кремле инициатором судебной реформы,
разграничения полномочий между уровнями бюджетов и так
далее. То есть ясно, что это усиление правительства с
точки зрения именно того настроя на структурные реформы,
о котором мы говорили. Хотя правительству сложнее это
делать, поскольку аппарат во многом занят рутинной работой,
текущей.
Владимир Аверин: Но от правительства многое зависит
в нашей стране.
Михаил Задорнов: Я думаю, что это одна из ключевых
позиций. И хорошо, что Козак теперь сдвигается как бы
внутрь самого кабинета.
Владимир Аверин: Как вы оцениваете назначение
господина Зурабова министром здравоохранения и социального
развития?
Михаил Задорнов: Мы с Зурабовым много спорили
и много обсуждали саму конструкцию пенсионной реформы,
но, по крайней мере, это один из тех людей, которые стремятся
изменить сложившуюся ситуацию. И он - человек, достаточно
хорошо вошедший в саму социальную проблематику. Тем не
менее ему будет, конечно, непросто, поскольку, еще раз
повторяю, я считаю вот это слияние, объединение многих
министерств шагом политическим, искусственным, связанным
с тем, что надо продемонстрировать административную реформу.
Сократить количество министерств проще. Но вот, например,
Министерству здравоохранения и социального развития в
каждой из этих двух сфер нужно действовать по собственному
направлению. И это будет непросто. Единственное, что я
очень высоко ценю, как и все, кто знает этого человека,
Владимира Стародубова, который был министром здравоохранения
несколько лет, дважды работал в правительстве, и я думаю,
что если он будет заниматься здравоохранением в этом объединенном
министерстве, над реформой здравоохранения будет работать,
то это решение полностью надо поддержать. Если он будет
именно первым замом, отвечающим за блок здравоохранения.
Владимир Аверин: Вы много обсуждали реформу в
армии в связи с принятием бюджета. Можно ли ожидать, что
это правительство качественно изменит реформу в Вооруженных
силах?
Михаил Задорнов: У меня очень простой взгляд на
это. Я считаю, что наша страна при сегодняшнем уровне
валового внутреннего продукта, уровне жизни населения,
при нашем реальном доходе армию в миллион 200 тысяч человек
прокормить, оснастить современной техникой не на уровне
США, но хотя бы на уровне прибалтийских республик, а также
содержать еще достаточно крупную триаду стратегических
ядерных сил не в состоянии. Мы должны либо существенно
сократить армию, сделать ее контрактной и тогда, увеличив
даже военный бюджет, возможно, оснастить ее современным
вооружением и обеспечить боеготовность, либо, имея армию
в миллион 200 тысяч, по 3-4 самолета закупать ежегодно,
потому что невозможно эти две задачи решить вместе. Поэтому
этот путь, который сегодня выбран, перехода на контрактную
армию и постепенного переоснащения ее за 5-7 лет, этот
путь не ведет к решению задачи по созданию боеспособной
армии.
Итак, и средствам массовой информации, и депутатам,
и аналитикам предложена новая пища для размышлений. Я
тоже хочу дать им пищу для размышлений. В свое время Эйзенхауэр
сказал: "Лозунг истинной демократии - не "пусть
это сделает правительство", а "дайте нам сделать
это самим". Бог даст, новое правительство даст нам
самим сделать что-нибудь