Во-первых, мне очень горько констатировать этот факт, но я не вижу обозначенного,
последовательного курса взаимоувязанных реформ. Я слышу
некие призывы вроде удвоения ВВП или борьбы с бедностью,
но это, строго говоря, не реформы. Это цели. Я слышу обозначения:
административная реформа, военная реформа и т.п., но никогда
на официальном уровне детально не объявлялось, что конкретно
власть подразумевает под этими терминами. Поэтому, рассуждая
о тенденциях следующих лет правления Путина, я могу только
фантазировать, учитывая направление государственной политики
предыдущих четырех лет Президента.
Если говорить о реальных общественных потребностях, то
административная реформа действительно необходима. Но
она должна предусматривать совершенно бескомпромиссную
борьбу с административной системой. Напомню, что впервые
это понятие в 87-м году ввел Гавриил Попов. Если говорить
о военной реформе, то необходим переход к контрактной
армии и подготовка воинских формирований к ведению современных
войн, а не войн середины ХХ века. Если говорить о налоговой
реформе, то действительно необходимо существенное снижение
единого социального налога, который не позволяет вывести
из тени реальные заработные платы. Этот перечень можно
было бы продолжить. Но мой первый тезис заключается в
том, что на сегодняшний день убедительной и впечатляющей
программы реформ в заявлениях Президента и прежнего правительства
(о нынешнем правительстве я не говорю, потому что оно
еще не существует) - я не вижу.
Реформы, проводимые так, как их до сих пор проводило
правительство и Президент, особого сопротивления не встретят,
потому что никакие реальные преобразования за этим не
стоят. Если же их осуществлять в действительности, то
они затронут интересы достаточно широких, а главное влиятельных
социальных и политических групп.
Я хотел бы отметить, что главный враг реформ – это те
общественные слои, на которые опирается Президент Путин.
Те государственные и политические структуры, которые взращены
в значительной степени при его активном участии. Я не
думаю, что пирамидально выстроенная российская бюрократия,
представляющая достаточно влиятельную группу, заинтересована
в реальном проведении административной реформы. Я не думаю,
что генералы, а их численность на количество солдат стало
притчей во языцах, заинтересованы в военной реформе, которая
должна сломать существующий порядок, отменить призыв и
создать действительно профессиональную армию. Я не думаю,
что огромное количество чиновников, которые присосались
к перераспределяемой части государственного бюджета, заинтересованы
в том, чтобы эта перераспределяемая часть уменьшилась
благодаря снижению налогов. На мой взгляд, противиться
проведению реформ будут те, кто заинтересован в работе
старых систем. Есть только один способ противодействия
этому явлению, этот способ хорошо известен, он опробован
во всем мире – это путь развития демократии, развития
всяческих общественных свобод.
Демократия, как когда-то говорил Черчилль – это избитая
фраза, и ее часто повторяют – очень плохая форма управления,
которая от всех других отличается тем, что все остальные
еще хуже. Так вот, для того, чтобы те реформы, в которых
нуждается общество, осуществились, необходимо сделать
нечто прямо противоположное тому, что делалось в последние
два года: для этого не нужно подавлять свободу средств
массовой информации. Да, свобода средств массовой информации
имеет свои издержки. Да, в ряде случаев выступления журналистов
по ТВ, публикации в газетах бывают несправедливыми и,
как следствие, возбуждающими общественное недовольство.
Да, это так. Но есть способы борьбы с издержками свободы
слова – судебная система. Можно же ввести практику привлекать
искажающих истину журналистов к суду. Между тем, предпринятые
административные меры, подавление наиболее влиятельных,
а именно средств массовой информации, и, прежде всего,
телевидения, существенным образом усугубило ситуацию.
Далее: России необходима судебная система, абсолютно
независимая от двух других властей. Законодатель должен
устанавливать правила игры, законы, фиксирующие роль судей
и их статус. Исполнительная власть должна фиксировать
значимость их решений. Но сами суды должны принимать абсолютно
независимые решения. У нас суд, и это тоже уже стало известным
и достаточно банальным выражением, не справедливый, а
басманный. Но, во-первых, деятельность всех Басманных
заслуживает критического разбора, а во-вторых, Конституционный
суд в силу своей численности, организации не в состоянии
просмотреть огромное количество тех законоположений, которые
нуждаются в пересмотре и изменении. Это серьезнейшая и
кропотливая работа.
Далее: у нас нет независимых источников финансирования
политических партий. В существующих условиях формально
неплохой избирательный закон не может действовать, поскольку
время, когда партии могли существовать только за счет
активности граждан, на взносах, на выполняемой общественной
работе безвозвратно ушло. И не только в России, но практически
во всем мире. Партии нуждаются в финансирования со стороны
спонсоров. Если спонсорам, в особенности в регионах, угрожают,
что, дескать, если вы будете поддерживать такую-то партию,
вам будет «перекрыт кислород». Если произносящие эти слова
обладают реальной возможностью «перекрыть кислород», то,
в конечном счете, предприниматель, зависящий от чиновника,
ничего сделать не сможет.
Подводя итог тому, что я сказал, хочу особо отметить,
реформы при управляемой демократии невозможны. Управляемая
демократия, которую некоторые наши мудрецы трактуют как
необходимую переходную форму от нашего авторитарного прошлого
к демократическому будущему – это утопия.