Если бы я четко знал, какие реформы собирается проводить Путин в течение второго
срока, я бы смог более конкретно ответить на этот вопрос.
Например, удвоение ВВП и борьба с бедностью – это не реформы,
это абстрактные пожелания. К сожалению, Фрадков сегодня
ничего нового не сказал, по существу, он просто повторил
эти тезисы. Наиболее конкретно он сказал об административной
реформе, но, опять же, это не его заслуга. В течение последнего
года, эту идею разрабатывал и активно лоббировал Президент.
В административной реформе два основных направления:
это сокращение количества бюрократического аппарата и
четкое разделение функций государственных чиновников.
Нельзя, чтобы одни и те же люди устанавливали правила
игры, играли по этим правилам и контролировали выполнение
этих правил. Основное направление, как я понимаю, разрабатывалось
в работе групп Шувалова и Алешина – разделение этих функций,
о чем и говорил Фрадков.
Административной реформе может противиться вся бюрократия,
потому что на каждом уровне возникнет конфликт. И дело
не только в курсе правительства и Президента. Противиться
будут все. От гаишника и письмоводителя в любом районном
отделении власти до высших государственных чиновников
- они, безусловно, будут тихо или активно сопротивляться.
Мы уже могли наблюдать это сопротивление, ведь разговоры
о реформе идут не первый год, но на деле ничего не сделано.
Единственное оправдание - смена правительства. Возможно,
отставка команды Касьянова послужит положительным импульсом.
Перейдем к военной реформе. По-моему, она благополучно
угроблена. Я так категоричен, потому, что министр обороны
Сергей Иванов недавно заявил, что военная реформа закончена.
Но на самом деле в этой сфере закончено перераспределение
структуры, которое ничего общего не имеет с сегодняшней
административной реформой. Нечто подобное случалось и
раньше. Сначала космические войска выделялись из ракетных,
потом обратно к ним возвращались. Потом предлагали ввести
службу на контрактной основе, потом отказались от профессиональной
армии. Недавно Президент сказал, что где-то через полгода
армия перейдет на систему сокращения призыва до 1 года.
Но на сегодняшний день так ничего и неясно с концепцией
военной реформы. В военной сфере сопротивление всего аппарата
будет очень сильным. Например, вместо того, чтобы стать
выразителем воли Президента и общества, реформируя армию,
Иванов шаг за шагом стал выразителем интересов военной
бюрократии в высшем российском руководстве, лоббируя уже
эти интересы перед Президентом и правительством. В итоге,
эксперимент с назначением Иванова гражданским министром
иностранных дел оказался неудачным.
Президент нас обнадежил: «со снятием Касьянова я вам
покажу человека, я вам дам харизматическую личность, мы
вместе с ним пойдем на выборы, народ увидит курс страны»
Может быть, мы увидим что-то в ближайшую неделю, но согласитесь,
что назначение Фрадкова – это не ответ россиянам. Я не
имею ничего против Михаила Фрадкова, но он пока «господин
Никто».
Фрадков, возможно, хороший бюрократ, чиновник, способный
выполнять президентскую волю, но новой, понятной информации
о курсе Путина он не внес. Но, как мне кажется, в этом
назначении все же присутствуют намерения провести административную
реформу. Но когда реорганизация начнется, мы увидим серьезное
сопротивление бюрократии. С военной реформой будет еще
сложнее. Уже сейчас наблюдается явный отказ от провозглашенных
задач. Очаг сопротивления - абсолютно весь генералитет.
Дошло до того, что Президента обманывают, как говорится,
в лицо. Можно привести в пример Куроедова, который говорил
Путину о том, что ракеты не взлетели, потому, что так
и планировалось. Действительно, необходимо менять начальство,
но трудно предположить, какие ресурсы есть у Президента,
чтобы пойти на серьезные кадровые изменения в руководстве
вооруженных сил, и есть ли вообще резервы для таких изменений.
Теперь опять же из того, что на слуху – это реформа ЖКХ,
о ней тоже говорил Фрадков. Я опасаюсь, что она пойдет
в плохом направлении, просто как повышение тарифов на
жилищно-коммунальные услуги. Вот в этом случае в стране
будет наблюдаться сильное социальное сопротивление, и
это будет вполне оправдано.
Далее: пенсионная реформа, накопительная система – совершенно
непрозрачные изменения. Посмотрите на лицо г-на Зурабова
и на лицо г-на Починка – вы верите, что эти люди 40 лет
будут копеечка к копеечке собирать ваши деньги, умножать,
чтобы потом обеспечить вам счастливую старость? В этой
сфере, в скором времени начнутся социальные волнения.
Что удивительно, Фрадков совершенно не говорил о сырьевых
отраслях. Он подчеркивал лишь высокотехнологические отрасли.
Но, как мне кажется, какое-то перераспределение в сфере
использования сырья будет, это неизбежно и всеми понимается.
На сегодняшний день, антиолигархический курс Путина –
это ликвидация в той или иной форме трех олигархов – Березовского,
Гусинского и Ходорковского, у которых явно были некие
очень властные политические амбиции, угрожавшие, скажем,
в той или иной степени самому лично Путину. Я не собираюсь
делать из Ходорковского Сахарова или Нельсона Манделу,
но мы же все понимаем, что он сидит в тюрьме не за неуплату
налогов. Тогда надо было бы сажать всех абсолютно. Он
сидит за идеи о парламентской республике, на мой взгляд,
абсолютно нелепые, и за попытку финансировать оппозиционные
партии.
Мне кажется, тут избран неверный метод борьбы. Достаточно
было в открытой дискуссии просто высмеять эти идеи. А
что касается его попыток финансировать оппозиционные партии,
можно даже не дожидаясь законов в парламенте, указом Президента
ввести запрет, а потом провести через парламент какие-то
очень жесткие законодательные нормы об ограничении финансирования
партий.
С другой стороны, мы видим появление новых олигархов:
например, Пугачев, Богданов, которые обычно ассоциируются
с патриотически-ориентированным направлением, со спецслужбами.
Поэтому возникает законный вопрос: не происходит ли замена
одних олигархов на других?
Хороших намерений у Президента очень много. Но мне кажется,
не защищая оппозиционное поле, он лишает себя потенциальных
своих избирателей. В свое время, Чубайс и его команда
мечтали о Пиночете. Тогда не получилось. А теперь пришел
Путин и задушил демократию. Но, как мне кажется, Президенту
стоит помнить о том, что ему нужна оппозиция. Не следует
забывать, что лидер без сильного гражданского общества,
без оппозиции, открыто действующей и в парламенте, и в
прессе, он, конечно, с одной стороны, облегчает для себя
задачу в руководстве, а с другой стороны, он становиться
заложником собственной бюрократии.