Сергей Бунтман: Ну что же, мы собрались почти тем же составом, что и
в прошлую среду, после отставки правительства. В студии
- Сергей Марков, директор Института политических исследований,
Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований,
и единственное изменение - Александр Ципко, политолог,
обозреватель "Литературной газеты". И скажите
мне честно, - приходило вам в голову, уважаемые господа,
что М.Фрадков станет кандидатом в премьер-министры - со
стопроцентной возможностью назначения?
Сергей Марков: Скажу честно – мне не приходило
в голову. И в этой связи мне кажется такой шуткой слова
политиков после этой встречи, что, дескать, мы обсудили
и единогласно все это подтвердили. Не верю я в это единогласие,
и практически уверен, что когда президент это объявил,
видимо, у них у всех вытянулись лица, а потом они стали
спрашивать друг друга, а кто это такой.
Сергей Бунтман: Там есть люди, которые его знали.
Вот Александр Жуков его знал.
Андрей Пионтковский: Вот Александр Жуков как раз
промахнулся - нет, категорически он его и близко не знал.
Александр Ципко: Но саму концепцию я еще на Первом
канале сказал, выступая, - я сказал, что задача у него
чрезвычайно сложная, ему нужно найти человека-рыночника,
более или менее приятного для запада, но одновременно
связанного с госструктурами и олицетворяющими верность
государству.
Сергей Бунтман: Какой-то фоторобот получается.
Андрей Пионтковский: Андроид.
Александр Ципко: Вот он и нашел такого человека.
Сергей Марков: Если по концепции, то я говорил,
что очень возможно, что это будет очень технический премьер,
сугубо с менеджерскими функциями, ролью коммуникатора,
модератора между разными группами, без собственного политического
веса, не экономического идеолога - нечто вроде М.Касьянова
4 года назад. Но фигура оказалась… М.Касьянов, конечно,
был более мощным, и сильным, чем М.Фрадков.
Александр Ципко: Проблема перед выборами… ты же
знаешь, какой эффект... и негативный эффект.
Сергей Бунтман: У меня есть потрясающее для вас
известие – А.Венедиктов в пятницу устроил такую угадайку
для слушателей – кто будет премьером. Называлась масса
имен, фантастических и реальных, но все-таки нашелся человек,
который угадал. Мы даже не предполагали, что так может
быть. И этой слушательницей стала Елена Азерцковская.
Андрей Пионтковский: Ее и надо было пригласить,
а не нас.
Сергей Бунтман: Вот я и хотел объявить о вашем
увольнении, но давайте ее послушаем.
Е.Азерцковская: Я не знаю, как это получилось.
Если честно сказать – моя подруга замужем за ним. Я, правда,
потеряла с ней контакт уже 10 лет, но так я слежу просто
за политикой, и вот предположила, что так может быть.
Это было чисто мое предположение, я просто угадала. Последние
10 лет я живу в Швеции и не имею никаких контактов с ними.
Но я хочу поздравить Михаила Ефимовича Фрадкова с новым
назначением и пожелать счастья ему, его семье, Лене и
детям. Мужества. Очень порядочный человек, трудоголик.
Андрей Пионтковский: А Владимир Владимирович звонил
Фрадкову в субботу.
Сергей Марков: Это все в рамках статистической
погрешности.
Сергей Бунтман: Как и известность самого М.Фрадкова
- 55-е место по известности, два упоминания за последний
исторический период
Сергей Марков: Когда Путина назначили, он был человеком
малоизвестным, и точно так же никто не мог угадать, какую
фамилию назовет Б.Ельцин, а когда он его назвал не просто
премьер-министром, но и приемником, это был всеобщий шок,
и подавляющее большинство аналитиков и экспертов с насмешкой
отнеслись к этой идее. А человек стал принимать решения,
его рейтинг стал стремительно расти, и на сегодня нет
никакого сомнения, что он выиграет в первом туре. Поэтому
из-за того, что у нас нет информации, это еще не значит,
что это будет обязательно негативная роль.
Сергей Бунтман: Но такой информации нет у большинства
людей.
Сергей Марков: О Путине тоже не было никакой.
Андрей Пионтковский: Нам Павловский рассказывает
целую неделю, что Путин выберет человека, с которым вместе
пойдет на выборы, который усилит команду – привлечет больше
избирателей... тем более в ситуации, когда администрация
действительно беспокоится относительно 50-%-ной явки.
При самом хорошем отношении к М.Фрадкову трудно сказать,
что это такая харизматическая фигура, за которой пойдут
дополнительные миллионы голосовать за Путина-Фрадкова...
Александр Ципко: Ситуация действительно крайне
серьезна. Ясно, что результаты выборов известны - по многим
объективным причинам, как я считаю. Но, с другой стороны,
в этих условиях была какая-то необходимость поднять интерес,
интригу какую-то создать – и для избирателя, который не
хочет пойти на выборы, а их, наверное, порядка 45%...
и действительно все пиарщики сформулировали огромный национальный
запрос на вот этого партнера, о котором говорил у нас
Г.Павловский каждую неделю - по всем экранам ТВ: новый
курс, знаковая фигура... И действительно, - я недавно
был в одной губернии, недалеко от Москвы, и говорил со
многими представителями губернской интеллигенции, и все
мне говорили – нам нужно свое лицо, мы должны увидеть
человека, который близок нам...
Андрей Пионтковский: Да это и Путин сам говорил
- я могу, и следовательно, должен...
Александр Ципко: Может быть он уникальный специалист...
но вдруг этот дикий разрыв за 10 дней перед выборами...
на мой взгляд, с пиаровской точки зрения это крайне негативное
решение.
Сергей Марков: Так Путин же говорил, что не с пиаровской
точки зрения... это не пиаровский ход.
Сергей Бунтман: "Кто даст гарантии, что М.Фрадков
через три недели останется у руля?", - спрашивает
слушатель, а я тоже самое хочу спросить у вас. Не имеем
ли мы дело с неким джокером, действительно? И Кира говорит:
"Какие вы найдете основания, чтобы критиковать выбор
президента?". Любой выбор президента, наверное, должен
подвергаться анализу и критике, - но здесь непонятно,
как и что анализировать.
Андрей Пионтковский: С одного простого вопроса
можно начать – это явно не наследник, о котором нам говорил
Путин. Но было понятно, что наследник - на сегодняшний
день, видимо, это Сергей Иванов, - не мог быть назначен
за 4 года до следующих выборов – это слишком большой срок
и слишком много проблем...
Сергей Бунтман: Любой премьер за это время сгорит
в топке.
Андрей Пионтковский: Да, очень быстро можно спалить
наследника. Но критиковать нужно, и я буду критиковать.
Но для начала, для баланса, два позитивных момента в этой
странной истории. Во-первых хорошо, что Путин впервые
сделал назначение не человека из своего ближнего круга.
Мы уже устали от всех этих гениальных питерцев, которые
когда-то на каком-то этапе работали в разных организациях
с Владимиром Владимировичем. А во-вторых, возможно, если
все-таки искать что-то рациональное, - давайте искать...
– мне кажется, что президент очень недоволен тем, как
сейчас складываются наши отношения с Евросоюзом. Может
быть, даже это была одна из составляющих его недовольства
относительно деятельности премьер-министра, и конечно,
МИДа. Действительно, - есть серьезные технические вопросы,
связанные с расширением ЕС, а есть вопросы обычного тарифно-таможенного
плана, которые все время возникают.
Сергей Марков: Во многом бюрократического... сотни
бюрократических проблем.
Андрей Пионтковский: Да, сейчас вот идет война
между ЕС и США – это все нормальный текущий процесс, мы
же умудрились поднять это на уровень политической проблемы
– вот мы не будем считать себя связанными соглашениями
о партнерстве при вступлении в ВТО. И если президент считает
задачу восстановления отношений с ЕС первоочередной, -
а я думаю, что это входит в его цели, потому что первые
свои приоритеты он как раз заявлял как интеграция с Европой,
- может быть М.Фрадков лучше подходит для этой первоочередной
задачи.
Александр Ципко: А почему для этой роли не годился
вице-премьер?
Андрей Пионтковский: Я просто ищу рациональность,
я же сказал.
Сергей Марков: А в Казахстане Назарбаев премьеров
меняет каждый год практически. Большинство из них малоизвестны,
а экономика прет с темпами в два раза больше, чем у нас.
И все прекрасно, и реализуется программа президента. А
премьеры действительно технические фигуры, которые, однако,
выполняют свою работу лучше, чем наши.
Александр Ципко: Мы не должны оценивать с точки
зрения функциональной, а с точки зрения более широкой,
с точки зрения стратегической – Путина, выходящего на
очередные 4 года. Перед ним очень серьезные требования,
требования, идущие снизу, и с этим тоже надо соотносить
это решение. А вот с этой точки зрения, на мой взгляд,
не очень удачное решение. Можно найти очень много рациональных
объяснений – несомненно, это решение намного лучше назначения
Кириенко Ельциным, - это вне всяких сомнений. Но с другой
стороны, есть очень серьезные общественные ожидания, -
как я сам чувствую Люди ожидают от Путина не только великого
прорыва и какой-то значимости, от него ожидают ясности
и определенности, и построения такой политической системы,
которая бы была понятна людям, и они знали, в какой системе
будут жить. Почему они устали от Ельцина - не только в
силу личных причин, но он был непредсказуем и хаотичен,
у него были совершенно неожиданные византийские решения,
которые, как ни странно, не укладывались в эти ожидания.
И вот для меня это было несколько неожиданным решением,
потому что это решение, при всей обоснованности, не ложится
в эти ожидания. Люди ожидали такого человека, по которому
можно было бы определить, как будет жить и работать страна,
и вообще, как будет развиваться наше общество.
Сергей Бунтман: А может быть по логике вещей это
довольно опасно - если при Ельцине эта непредсказуемость
была отрицательным фактором, то недосказанность, которая
есть у Путина – это положительный фактор для общественного
мнения? Потому что общественное мнение очень часто достраивало
в выгодном для себя духе то, что делается наверху.
Александр Ципко: Недосказанность, идущая лично
от него, в его слове и обращении. А недосказанностью непонятность
при кадровых решениях - это такой же, на мой взгляд, фактор,
стимулирующий неопределенность и подогревающий как бы
разочарование, которое было и при Ельцине. На мой взгляд,
сам тип этого назначения как раз подтверждает, что Путину
не удается выйти из той методики решения кадровых вопросов,
которая была характерна для Ельцина. И в этом смысле это
решение, - я повторяю, при всем его целесообразности и
со всех функциональных точек зрения - оно показывает нам,
что пока что мы не вышли за рамки политической системы
и культуры политической, которая была создана Ельциным
и навязана России.
Сергей Бунтман: В определенной ее сфере – в сфере
не публичности принятия решений.
Александр Ципко: Совершенно верно.
Сергей Марков: Дело в том, что характерно – во
время этих дискуссий недельных экспертов, политологов
всего мира – я не знаю ни одного эксперта в мире, который
бы предсказал Фрадкова. Я не знаю ни одного члена парламента,
ни одного лидера политической партии. А это значит, что
дискуссии идут как бы в разных плоскостях, т.е. есть разрыв
между обществом...
Андрей Пионтковский: Самое главное, что решения
принимаются в совершенно разных плоскостях.
Сергей Марков: Есть разрыв между тем, что обсуждает
общество и тем, что обсуждается в высших эшелонах власти.
Возможно, принято гениальное решение, возможно – глупое.
Но характерно, что у нас недостаточно информации, чтобы
это обсуждать, и что мы обсуждали... раз не было этой
фигуры, - мы обсуждали разные проблемы. Вот этот разрыв
- это сама по себе серьезнейшая политическая проблема,
которая должна быть решена. Гражданское общество должно
быть достаточно развитым, чтобы защищать эту сферу публичности,
но и власть должна идти навстречу гражданскому обществу
и брать это обсуждение от него, и быть открытым. Не будут
на самом деле губернаторы и чиновники прозрачными для
общества, если будет закрыта самая верхушка власти – это
серьезнейшая проблема. Я немножко понимаю В.Путина, поскольку
согласно своему менталитету он каждую такую политическую
акцию проводит немножко как спецоперацию. И это понятно,
поскольку президентом он оказался достаточно неожиданно,
в условиях, когда государство было полуразрушено, и стояла
угроза потери независимости, суверенитета, было достаточно
много людей, которые присосались к стране и высасывали
из нее последние соки. И ему приходилось работать в опаснейшей,
сложной ситуации. Но время изменилось - ситуация стабилизировалась.
Нужно, мне кажется, переходить к другому формату взаимоотношений
и способствовать уменьшению вот этого разрыва между обществом
и властью в России.
Сергей Бунтман: Сама по себе отставка правительства
была фактически отставкой М.Касьянова, и желание представить
новую команду перед выборами и курс страны – формально
это был шаг к публичной политике... некий...
Александр Ципко: И объяснимый, оправданный...
Сергей Бунтман: Именно шаг Путина-кандидата, который,
с одной стороны, верит в свою победу, а с другой стороны
хочет представить народу и миру, что будет в следующие
4 года. Сейчас это не совсем понятно. Слушатели комментируют:
"Фрадков почти 15 лет работает в правительстве, он
не причастен к дефолту – что плохого в его кандидатуре?"
или наоборот: "Как же нам неизвестен Фрадков? С ним
связаны некоторые скандалы 90-х годов", - вот такой
баланс.
Андрей Пионтковский: Мы обсудили стилистику президентского
решения - она действительно не самая удачная. Давайте
теперь взглянем на содержательную сторону вопроса. Президент
идет на выборы, в общем, с таким антиолигархическим пафосом
- все его пропагандисты объясняют нам, что у нас выбор
между Путиным и олигархами, что необходим разрыв с ельцинским
прошлым. Так вот правильно слушатели приводят жизненный
путь Фрадкова в правительстве - он с 92 по 99 г. сначала
зам. министра внешних экономических связей, и потом министр.
Как раз в самые эти бурные годы бури и натиска нашего
российского юного капитализма. Вот это министерство внешних
экономических связей в создании нашей экспортной модели
олигархического капитализма, о котором мы так много говорим
и с которым мы все хотим расстаться, - играло роль не
меньшую, чем ведомство Чубайса. Ведь, по существу, все
нефтяные олигархи – а основные наши олигархи - нефтяные,
- они назначались этим ведомством. Им выдавались квоты,
лицензии. Ну, например, вот сейчас очень много говорят
о какой-то загадочной компании "Нафта", которая
чуть не купила "Рому" - никто не знает ни одного
человека - владельца этой компании. А эта "Нафта"
– это обычный "Союзнефтеэкспорт", - из того
прежнего министерства внешней экономики, в котором работал
Фрадков и потом уже российского. Вот это фрадковское министерство,
оно Авеновско-Давыдовско-Фрадковское, - и провело приватизацию
этой компании, оценочная стоимость которой была около
миллиарда долларов, а пошла она за 2 тысячи долларов,
и акции распределялись по закрытой подписке между руководителями
самого этого самого "Нефтеэкспорта" и всего
Министерства внешней торговли. Я не хочу заранее в чем-то
обвинять Михаила Ефимовича, но я думаю, что при обсуждении
в парламенте все эти вещи должны быть достаточно тщательно
проанализированы. Вообще всегда нормально, когда не только
премьер, но любой госчиновник предстает перед тем органом
власти, который его утверждает, - он должен совершенно
транспарентно представить свое финансовое положение -
например, выяснить, нет ли у Михаила Ефимовича акций вот
этой самой "Нафты". Поэтому символически, мне
кажется, человек как раз связан с этой эпохой. И правильно
слушательница указывает - в 96 году было очень крупное
уголовное дело как раз относительно руководства министерства
внешнеэкономических связей - вот у меня газета "Известия",
солидная газета, не какой-нибудь таблоид - от 24 мая 1996
г.: в причастности к казнокрадству подозреваются высшие
руководители Министерства внешнеэкономических связей.
Дело было совершенно такое же, как у Аксененко в Министерстве
транспорта – это громадные внебюджетные фонды, которые
использовались руководством министерства. Против Аксененко,
как известно, было тоже возбуждено уголовное дело, он
оставил свою должность, и как-то постепенно исчез за границей.
Здесь было то же самое, были вскрыты очень крупные злоупотребления...
Сергей Бунтман: Но там, в конце концов, ничего
не было доказано.
Андрей Пионтковский: Там был очень интересный конец
этой истории, когда все материалы уголовного дела сгорели
в одной из комнат прокуратуры, а основной свидетель, заведующий
финансовым отделом министерства, скоропостижно скончался.
Сергей Марков: Андрей, все сгорело как раз кроме
этого дела - это дело как раз сохранилось. Оно оказалось
в сейфе – сейфе оплавился, но дело сохранилось, было доведено
до конца, и по нему выяснилось, что Фрадков... кредиты
брал...
Александр Ципко: Я думаю, что мы не готовы к разговору
о биографии Фрадкова. Мы не готовы к этому, это очень
опасно...
Сергей Бунтман: Но что необходимо сделать - упомянуть
эти сведения, что было такое дело.
Сергей Марков: Это задача парламентариев.
Андрей Пионтковский: Совершенно верно.
Сергей Бунтман: А вот Дмитрий сомневается, что
в Думе кто-то будет анализировать, думаю, что он ошибается.
Но самое интересное, что на каждом этапе есть возможность
сделать процедуру публичной. Вот сейчас Фрадков будет
представлен Думе - отчего бы Думе не заняться?
Андрей Пионтковский: А как обсуждают министров
в американском Конгрессе? Подробнейшие исследования подобных
историй проходят.
Сергей Бунтман: Кто мешает у нас такое же исследование
провести?
Александр Ципко: Все верно - все должно быть публично,
должно быть в Думе, но ходят такие упорные слухи по Москве
все эти дни, что Путину было предложено очень много кандидатур.
Но как только он начинал разговор о какой-то кандидатуре,
ему мгновенно вбрасывалась гора компромата на каждого.
И оказалось якобы...
Сергей Марков: Что у Фрадкова меньше всех.
Александр Ципко: Меньше всего. И это серьезно.
И говорят, что по этой причине сгорел А.Жуков, - по этой
же причине. Я в пятницу разговаривал с одним министром
из ельцинского еще правительства, я его спросил - не знает
ли он, кто будет премьером, он мне ответил – да ты что,
как только имя появится, на него тут же будет сброшен
весь компромат. Поэтому задача Путина – не говорить это
имя до последней минуты, чтобы на него не успели вбросить.
Поэтому проблема в более серьезной вещи, - мы же аналитики,
- получается, что мы получили такую политическую систему,
где реально мы не можем вытащить из прошлого ни одного
сильного, несомненного специалиста, который бы не был
связан с этой страшной эпохой приватизации. Это, кстати,
очень печальный вывод из всей этой истории.
Сергей Бунтман: То есть 54 человека из списка рейтинга
политиков невозможны для назначения премьер-министром,
и только 55-й, никогда не упоминаемый, оказался более
или менее подходящим. Но это не назначение на канонизацию,
ведь не в святые выбираем, нам нужен премьер-министр,
а это жесткая, достаточно циничная работа - определение
политики исполнительной власти, работа с бюджетом, организация
исполнительной власти. Наверное, не было критерия ангелоподобности.
Александр Ципко: Это верно, но тогда зачем было
перед выборами... если ты не можешь выбрать ангелоподобного...
я не понимаю логики, я в тупике. Вот реально, как мы убедились,
все политологи - мы ничего не знаем и не понимаем. И,
честно говоря, назначение Фрадкова – это нам приговор:
все, что болтали всю неделю мы на разных экранах телевидения
- наплевать и забыть. Кстати, это очень важный урок для
меня лично, и по-моему, для всех здесь сидящих. Но проблема
в другом – это же очень опасно, - если действительно такая
ситуация и мы не можем никого найти - тогда не знаю, как
вообще строить будущее...
Сергей Марков: Мне кажется, ты драматизируешь.
Во-первых, мы все идем из прошлого в будущее, и действительно
огромный пласт чиновников, которые были включены, а если
они не были включены, значит, у них нет опыта или они
не состоялись как профессионалы. Иначе тогда, по тем правилам,
нельзя было действовать - система выталкивала. Но правила
игры постепенно меняются, и люди могут эволюционировать
в соответствии с правилами игры. И кто-то эволюционирует
быстрее, чем другие. И если вдруг окажется, что Фрадков
эволюционирует в этом позитивном направлении больше, чем
другие, - наверное, это хорошо.
Андрей Пионтковский: Ходорковский тоже позитивно
эволюционировал, а где он оказался в результате?
Александр Ципко: Мы не про это. Не все свойственно
Ходорковскому, значит. Давайте мы попробуем проанализировать
наше мнение – почему Фрадков? Какие характеристики, и
самое главное – что может означать его назначение в смысле
политики?
Сергей Бунтман: И еще важная вещь – хорошо, президент
имеет право поставить на человека. Как тренер в команде
может взять 16-летнего парня из третьей команды, и поставить
его, - потому что он уверен, что тот сейчас переломит
игру, и будет победа. Так вот действительно ли он ставит
на него, действительно ли это надолго? Или это на пару
месяцев для того, чтобы кого-то в чем-то убедить?
Андрей Пионтковский: Да нет, на пару месяцев это
будет уже совершенно фарсовой ситуацией.
Александр Ципко: Это как самоубийство.
Андрей Пионтковский: Это как замена Степашина Кириенко.
Сергей Марков: Я думаю, что президент провозгласил,
что не придерживается такой стилистики.
Андрей Пионтковский: Да, и давайте действительно
поговорим о функциональных возможностях Фрадкова. Мы перечисляли,
чем должен заниматься премьер. Но тот же М.Касьянов, мне
кажется, был все-таки более профессионально подготовлен.
Все-таки это крупный специалист, профессионал, - это бесспорно,
хотя и в достаточно узкой области – он все время занимался
только внешнеэкономическим вопросом.
Сергей Бунтман: Ну, не только. Он занимался налогами...
то есть он немножко силовик, немножко либерал, немножко
переговорщик.
Александр Ципко: Мы о Касьянове говорим, а не о
Фрадкове.
Сергей Марков: Чем Фрадков отличается от Касьянова.
Андрей Пионтковский: Кстати, очень забавная ситуация,
между прочим, еще больше предлагающая загадок - ведь Путин
дважды Фрадкова упразднял - он упразднил Министерство
торговли вместе с Фрадковым в 2001 году, а в 2003 году
упразднил налоговую полицию.
Сергей Марков: И его сохранял оба раза.
Андрей Пионтковский: Но в какой роли, простите?
Сергей Марков: Он его сохранял в должности министра.
Андрей Пионтковский: Согласитесь, должность можно
назначить какую угодно, но Брюссель - это очень почетная
пенсия.
Сергей Бунтман: Ну нет, если мы делаем ставку на
отношения с ЕС – какая же там пенсия?
Андрей Пионтковский: Это работа посла.
Александр Ципко: Я пытаюсь найти себе объяснение.
И для себя лично я объясню это только одним возможным
способом – Путин действительно решил соединить, в конце
концов, президентскую должность с должностью премьера,
и он к этому решению уже подошел, а так как это решение
у него уже созрело, и он, наверное, его объявит очень
скоро после выборов, - тогда на этой должности премьера
должен быть человек, который удовлетворяет всех - объективно
не связан ни с кем сильно, и со всеми одновременно, и
который в этом смысле политически ничем Путину не мешает,
и в тот момент, когда он примет решение объединить должность
президента и премьера... в общем, Фрадков не будет в обиде.
Сергей Бунтман: Получается, что это временный премьер.
Андрей Пионтковский: Хорошая теория, она заключается
в том, что Фрадков никому не нужен, кроме как психологической
прокладочки...
Сергей Бунтман: Я вынужден вас прервать, потому
что предложу слушателям решить для себя такой вопрос,
и высказаться. Итак, как вы считаете - Фрадков это временный
человек, или человек вполне надолго – года на два, например?
Если вы считаете, что это переходный, временный человек
- 995-81-21. Если это надолго и серьезно - 995-81-22.
Сергей Марков: Мне кажется, что одной из главных
отличий Фрадкова от Касьянова заключается в том, что у
Касьянова была некая своя позиция, отличная от позиции
президента. Он практически вступал в публичную дискуссию
с президентом, то есть он не следовал в курсе президентской
политики. А Путин хотел, чтобы премьер выполнял именно
его политику. Касьянов зачастую отказывался выполнять
политику президента, Фрадков же будет следовать в этом
курсе. Вторая важная вещь - я бы прогнозировал серьезную
реорганизацию структуры правительства. Насколько я понимаю,
в ближайшее время нас ждет кардинальное сокращение числа
министерств, при том, что министры станут крупными политическими
фигурами с большой зоной ответственности. И в этом смысле
сильный премьер будет мешать этой структурной реформе
правительства. А слабый, без серьезного политического
веса, которым сегодня является М.Фрадков, - он этой реформе
мешать не будет.
Сергей Бунтман: Получается опять замыкание на президента?
Андрей Пионтковский: Мне все больше и больше становится
жаль Фрадкова - не мешать президенту, не мешать министрам...
Сергей Марков: Да нет, мой ответ заключается в
том, что действительно, - что мы ждали, что ждали инвесторы,
западные политики, газеты? Они видели, что В.Путин неделю
назад задал всем большой вопрос, уволив М.Касьянова. И
все ждали ответа на этот вопрос - какой же будет политика
нового кабинета министров? И этого ответа, назовем прямо...
Андрей Пионтковский: Нет.
Сергей Марков: Мы не дождались. Именно от этого
упали рынки – от того, что сохранилась ситуация неопределенности.
Но мне кажется, что таким образом требуется продолжение
ответа. И ответ будет дан не в лице премьера, который
является скорее таким технократом-коммуникатором...
Сергей Бунтман: А в структуре и составе правительства?
Сергей Марков: Не только структура правительства,
а в том, кто будет главным идеологом экономической политики
правительства – будет это или Кудрин, или Греф, или Шувалов?
Сергей Бунтман: Но нам тоже нужен определенный
свисток по этому поводу. Как это поймут, в частности,
граждане России?
Сергей Марков: Из назначений. И мне кажется, что
эта фигура будет играть более значимую роль, нежели М.Фрадков.
Андрей Пионтковский: А почему ее сразу не назначить
премьер-министром?
Сергей Бунтман: Чтобы не было политики.
Александр Ципко: Сережа, извини, пожалуйста, вот
я тебя слушаю с точки зрения логики. Мы все выпускники
одного факультета – то, что ты говоришь, поляки про это
говорят так "вздура полная". Тебя могу спросить
- по твоей логике почему не взять другого? Если правительство
определит вице-премьера по экономике, почему не сделать
сильного вице-премьера, того же Кудрина не сделать самим
премьером? Я лично нахожу только одно...
Сергей Марков: Нет, подожди, ты вопрос задал –
я тебе отвечаю: Путин не хочет, чтобы премьер-министром
был человек с собственной политической линией. Вот у Касьянова
была собственная политическая линия.
Александр Ципко: Так Сережа, найти людей с не собственной
политической линией можно сотню.
Сергей Марков: При этом с огромным опытом, чтобы
был коммуникатором?
Сергей Бунтман: И результаты голосования - нам
позвонили 2152 человека, и 77% считают, что фигура М.Фрадкова
- проходная, 23% считают, что это человек, которому было
поручено серьезное определение политики исполнительной
власти достаточно надолго, хотя бы на два года. Марина
говорит: "На ваш вопрос может ответить только Путин,
да и то только через 3 года". Владимир Путин нам
всегда отвечает на вопросы, только непонятно, что отвечает,
и сам ли он знает заранее, что ответит - вот это не совсем
ясно. Ну а сейчас мы продолжим наш разговор.
Александр Ципко: Я нашел для себя рациональное
объяснение, почему все-таки из многих, кто не претендует
на собственную политику и на роль политика, Путин избрал
Фрадкова. Наверное, все-таки тайна заключена в том, что
он в Совете Безопасности Сергея Иванова ведал отделом
экономической безопасности, - наверное, вот здесь, может
быть, кроется тайна. А можно предположить, что Путину,
начиная второй срок, нужно реально собрать какие-то экономические
ресурсы, у него стоит если не конфискационная задача,
то проблема поиска огромных экономических ресурсов, поэтому,
может быть, должность его премьера и задача будет заключена
в том, что зная внешнеэкономические связи, прекрасно зная
ситуацию в экономике – он все-таки был министром по налогам,
он может рационально, умно и эффективно организовать сбор
средств для какой-то сверхпрограммы Путина. Можно так
предположить?
Сергей Бунтман: Можно. Вот и Александр пишет: "Не
кажется ли вам, что это назначение проливает свет на сроки
пребывания Путина у власти?". Может быть и так, -
что вес власти будет перенесен через какое-то время с
президентского поста, в котором не может быть третьего
срока, на премьерский пост, который вполне может остаться
у Владимира Путина.
Александр Ципко: Нет, логика не работает.
Андрей Пионтковский: Логики тут нет в назначении
Фрадкова. Вот назначение Иванова, хотя оно не прогнозировалось,
- слишком рано...
Сергей Бунтман: Которого из них?
Андрей Пионтковский: Сергея Борисовича, наследника.
Вот когда он назначит Иванова – через год, два, - это
будет точный знак, что он твердо решил в 2008 г. уходить,
потому что он назначает наследника. Но позвольте вернуться
к центральному вопросу, который мы наконец затронули -
о таком органическом пороке системы исполнительной власти.
Кто у нас отвечает за экономику за последние годы? Это
не президент, потому что это как бы не царское дело, а
кроме того, у президента громадный круг других обязанностей,
и не премьер-министр, - потому что мы все время говорили,
что Касьянов был техническим, а теперь все соглашаются,
что Фрадков будет еще более техническим. Вот какой может
быть выход из этой ситуации? Один из них самый простой
- это если Путин становится премьер-министром. Но мне
кажется, что при всей внешней привлекательности и организационной
простоте этого решения, оно не самое лучшее – все-таки
С.Марков сказал, что должен быть главный идеолог реформ,
экономист. Путин должен осуществлять такую политическую
поддержку этих реформ. Поэтому здесь все-таки должен очень
сильный человек, тот самый главный идеолог реформ, который
будет премьер-минстром, который будет отвечать за экономику.
И этому человеку должна быть дана определенная доля самостоятельности
в отношении с президентом – если они согласуют общий курс
направления реформ, то так как у этого человека будет
полная ответственность, он должен иметь право и говорить
в каких-то ситуациях не от президента, - до определенного
предела, конечно, - когда эти разногласия будут носить
уже принципиальный характер, а не просто расхождение,
согласно процедурам Конституции. И чтобы не быть голословным,
дам пример - я вот написал себе пять персоналий, которые
могли бы играть такую роль. Это разные люди, и реформы
при них были бы совершенно разными, но это были бы самостоятельные
люди, и Путин среди этих пяти условных главных идеологов
реформ мог бы выбрать фигуру, которая ближе ему по взглядам.
Чтобы никого не обидеть, я назову их в алфавитном порядке
– Делягин, Исаев, Илларионов, Глазьев, Явлинский. Кстати,
все эти люди упоминались.
Сергей Бунтман: Ну, алфавитный порядок не выдержан
– Глазьев далек от буквы "И".
Андрей Пионтковский: Не придирайтесь.
Сергей Бунтман: В общем, это были бы знаковые реформистские
фигуры?
Андрей Пионтковский: Это тот тип человека, который
должен стать премьером, потому что в этой стране кто-то
должен отвечать за экономику.
Сергей Марков: Знаешь, Андрей, я с тобой как раз
полностью согласен. Я действительно считаю, что нам необходимы
вообще сильные политические институты. Сильный институт
парламентский, который, между прочим, должен...
Андрей Пионтковский: Ну, об этом на ближайшие 4
года можно забыть.
Сергей Марков: Подожди. Который должен иметь возможность
проводить парламентские расследования по таким проблемам,
например, как Дубровка и прочие другие. Нам необходим
сильный институт премьер-министра, который действительно
был бы идеологом экономических реформ, однако я вот здесь
вижу, что реальное решение президента заключается, видимо,
в том, что он не хочет, чтобы премьер-министр был таким
идеологом. Он хочет, чтобы премьер-министр был скорее
коммуникатором между различными группировками. Моя реплика
заключается в том, чтобы не столько поучать президента,
да, - мы все поучаем, - а сколько попытаться понять его
логику, политические последствия этого решения. И я заявляю
о том, что место экономического идеолога будет занято
всегда. Не одним человеком, так другим. Не в должности
премьер-министра, так в любой другой должности. И именно
от этого человека в наибольшей степени будет зависеть
экономическая политика - именно к его словам в наибольшей
степени будут прислушиваться самые разные люди. На сегодня
это место вакантно.
Андрей Пионтковский: А зачем тогда прокладка?
Сергей Бунтман: Это очень интересная конструкция.
Конструкция такая - что существует президент, с существует
премьер-министр, которые устраняет определенные трения
между группировками, который всех устраивает, существует
неизбежно экономический, реформаторский идеолог, который
находится формально и под президентом и под премьером,
существует система буферов - когда-то считали, когда был
назначен В.Черномырдин – это очень удобная фигура, потому
что с красными директорами и бывшими секретарями нельзя
говорить так, как говорил Гайдар - они не поймут, испугаются,
убьют или инфаркт получат. А Виктор Степанович переводил
на вот этот самый сленг директоров. И ничего из этого
не получилось, получилась огромная пирамида, которую потом
назначили ликвидировать Кириенко.
Александр Ципко: Мне кажется, наш разговор уходит
от основной темы, которая была для меня интересна - политические
последствия назначения для страны, для политической элиты
и для самой команды Путина. Вот я когда слушал Сережу,
я вдруг вспомнил - мы не знаем идеологических взглядов
Фрадкова - я не могу вспомнить его концептуального выступления.
Но мы хорошо знаем, что появилось очень много жестких
концептуальных выступлений людей из команды Путина, -
смотрите предвыборную программу С.Миронова - я не знаю,
какое он лично имеет отношение к этой программе, но факт
сам по себе - эта программа довольно жесткая, программа,
напоминающая во многих отношениях С.Глазьева - и по поводу
природной ренты, и по поводу конфликта внутри элиты –
там такой жесткий тезис о противопоставлении части национально
ориентированной элиты и элиты, связанной с корпоративными
планами. То есть человек очень жестко формулирует коренные
проблемы. Вот как совместить это назначение с самой проблемой
консолидации путинской команды, которая для него будет
сейчас крайне актуальна? Это первый вопрос. Я ставлю вопрос,
я просто не знаю, - мне кажется, не получается.
Андрей Пионтковский: Уход от выбора.
Александр Ципко: Отход от консолидации - это первое.
И второе – вот все эти разговоры о лидере, идеологе каких-то
реформ - извини, Сережа, может быть в нашем кругу это
интересно. Но посмотри реально на ситуацию в стране, посмотри
результаты думы – люди в стране проголосовали за социально
ориентированную политику, люди ждут премьера, который
умеет в наших нищих условиях проводить социальную политику
и чуть-чуть поднять пенсии, открыть рабочие места, решить
проблему больниц - уйму социальных проблем. И мне непонятно
вот этот "бэкграунд" Фрадкова к этой проблеме...
Андрей Пионтковский: Никакого отношения. Просто
перпендикулярно.
Александр Ципко: И точно так, как назначение Фрадкова,
- это мое глубокое убеждение... кстати, я пришел к этому
выводу именно сейчас, - никак не способствует укреплению
элиты, и, прежде всего, путинской команды, - точно также
я уже пришел к точному выводу, что назначение Фрадкова
никак не соответствует социальным ожиданиям того подавляющего
большинства населения, которое голосовало на думских выборах.
И здесь для меня очень серьезная проблема – в какой степени
этот выбор был действительно личным выбором Путина и является
проявлением его византийской игры и умением решать, -
а может быть все прямо противоположно? Может быть этот
выбор как раз был не путинский, и был ему навязан? Можно
так поставить вопрос? – по-моему, можно.
Андрей Пионтковский: В любом случае это был выбор
ухода от выбора. Вот эти пять человек, которые я называл
– условно говоря, они представляют пять различных идеологем
решения этой проблемы, о которой ты говоришь - выхода
из кризиса и решения тех громадных социальных проблем.
Нужно выбирать, - это очень сложный выбор. Путин уклонился
от него.
Александр Ципко: Наверное, да.
Андрей Пионтковский: Решил взять паузу. И Фрадков
– это еще одна пауза.
Александр Ципко: Абсолютно точно. Фрадков – это
еще одна пауза.
Сергей Марков: Вы знаете, я с вами не согласен.
Я считаю, что, в принципе, решение о том, какая будет
экономическая политика второго срока практически выбрана.
Уже, извините меня, три месяца идет работа в ЦСР, там
Игорь Шувалов со своей группой ведет очень интенсивную
работу, Герман Греф ведет проработку этой программы. И
вот они в основном, и Д.Козак, и будут заниматься реализацией
вот этой программы В.Путина второго срока. А один из них
будет сформулирован как главный идеолог, ответственный...
Андрей Пионтковский: Тогда назначение Фрадкова
- это какой-то идиотизм. Не понимаю.
Сергей Марков: Вот вы не понимаете, а я понимаю.
Этот человек и будет идеологом экономической реформы.
Другое дело, что проблема в том, что Путин не назначил
его премьер-министром. Видимо, он хочет, чтобы огромный
вес премьер-министра не доставался слишком самостоятельному
политику - как раз в целях консолидации правящего политического
класса, - это как раз, Саша, та задача, о которой ты говоришь.
Правда, одновременно тут есть не только позитивы, но и
негативы. Они заключаются в том, что именно на президента
упадет вся ответственность за проводимый политический
курс. В условиях, когда идеологом станет только вице-премьер,
или, предположим, министр, даже влиятельный министр, а
не премьер, а премьер останется таким коммуникатором-модератором,
- неизбежно вся тяжесть политической ответственности окажется
возложенной на Путина.
Андрей Пионтковский: Да бог с ним, с президентом,
- для страны это плохо.
Александр Ципко: Может быть да, но тогда это тоже
абсурд. По логике, если выработана какая-то программа,
важная для страны, одобренная Путиным, то намного лучше
и эффективнее эту программу будет воплощать человек, для
которого она родная, которой он отдал, в конце концов,
силы, и она для него является каким-то важным жизненным
испытанием.
Андрей Пионтковский: А не который в это время сидел
в Брюсселе.
Александр Ципко: А человек, который неожиданно...
он этим не занимался, он у меня должен входить три месяца…
в конце концов, мы все работали... я работал в аппарате,
я знаю, - он должен читать бумаги, изучать эту программу,
он не знает этих людей... – ребята, это абсурд. По крайней
мере, то, что ты говоришь - полный абсурд.
Сергей Марков: Секундочку. Я уже сказал, что я
в принципе выступаю за то, чтобы идеолог экономической
политики был назначен не вице-премьером, а именно премьером,
- я считаю, что так лучше. Но мы видим, что принято несколько
другое решение... и я предлагаю, выйти из логики постоянных
поучений президента, и постараться реконструировать его
логику и реконструировать политические последствия этого.
Вот я реконструирую, что главное политическое последствие
будет заключаться в том, что именно на Путина ляжет вся
ответственность за проведение реформ. Это следствие его
решения.
Сергей Бунтман: Я бы задал еще такой вопрос. С
одной стороны, президент принимает на себя ответственность
– это опасно для президента. Но неплохо. Но так как это
опасно, то это может очень серьезно тормозить всякие вещи.
С одной стороны, нельзя будет свалить на условного Касьянова,
а с другой стороны это предполагает, что человек будет
страшно осторожен - когда он не дает карт-бланш тому,
кого мы обозначаем как идеолога новых реформ. Здесь будет
отсутствовать смелость...
Сергей Марков: Смелость будет у другого. Этот человек
будет идеологом экономической политики, он будет реализовывать
свою программу, и я думаю, что он будет при таком политическом
весе, что у него будет доступ к президенту прямой.
Андрей Пионтковский: Тогда еще раз - зачем эти
прокладки и паузы нужны? Тогда мы приходим к тому, что
Путин побаивается самостоятельных людей. И это не самое
сильное качество руководителя.
Сергей Марков: А вы знаете, я думаю, что - да,
мы можем назвать такой недостаток В.Путина, - что слишком
самостоятельных людей он отталкивает. А в свое время,
видимо, для консолидации политического режима это было
необходимый элемент... потому что слишком яркие люди во
времена Ельцина угробили нашу страну... и это, кстати,
одна из проблем - вы обратите внимание – яркие люди вымываются.
И это одна из проблем, что слишком серые могут занять
слишком много позиций. И это может, в конечном итоге,
стать серьезной проблемой для президента.
Андрей Пионтковский: Ему нужны яркие люди во втором
сроке.
Сергей Бунтман: Не ему, не президенту, - стране.
Для нас.
Сергей Марков: Не президент защищает серых и вымывает
ярких. Я считаю, что просто был период, когда это было
необходимо. Сейчас наступил другой период, и сейчас, в
принципе, нужно переходить к этому новому типу политики,
- вот на это как раз и хотелось бы обратить внимание президента.
Мне кажется, что одна из общих проблем нашей политики
заключается в том, что мы застряли немножко назад... застряли
в периоде восстановления государственных институтов, который
был абсолютно необходим еще год, два года назад, но три
года назад говорить о необходимости восстановления государства
это было вообще гражданское мужество, тем более, четыре
года назад. Сейчас этот период в основном закончен, сейчас
нам надо переходить к периоду воспитания, возрождения
ярких людей, нам нужно обогащение вот этой политической
природной среды... нам нужно увеличение плюрализма
Сергей Бунтман: Вот это очень важная фраза – восстановление
институтов, - тех, которые прописаны в Конституции, а
не тайных советов, советов сего, пятого, администрации
и так далее.
Александр Ципко: Мне трудно после таких речей и
ярких личностей... мне кажется, что все это красиво, но
мало имеет отношения к делу. Потому что в экономике, на
мой взгляд, должен быть серьезный специалист, не яркий,
но знающий дело, и самое главное, особенно в экономике
переходной, кризисной ситуации должны быть прекрасные
специалисты с прекрасным чутьем. Не нужны в экономике...
и премьер мне не нужен яркий. Мне нужен основательный,
и чтобы что-то за ним стояло, и чтобы его воспринимали
как основательного человека.
Андрей Пионтковский: И чтобы у него была концепция
и готовность взять ответственность за ее реализацию, и
больше ничего.
Александр Ципко: Да. Но я не договорил о ярких
и не ярких личностях. Лично у меня такое ощущение – может
быть мы действительно слишком много требуем от Путина?
Может быть, действительно, он не имеет возможности...
или у него внутри не созрело желание что-то объявить новое?
Но, по крайней мере, точно надо сказать, абсолютно объективно
и честно – это назначение не подвинуло ни общество, ни
элиту, никого к пониманию того, что хочет Путин делать
во второй президентский срок. Вот это безусловная истина
и аксиома, с которой, по-моему, мы должны согласиться.
Это правда.
Андрей Пионтковский: И я бы добавил, что никаких
плюсов Путину на выборах 14 марта это не принесло. Может
быть, он в них и не нуждается, но нам была подана вся
эта операция – по замене Касьянова, - именно как определенность
перед выборами.
Сергей Марков: Я бы сформулировал так - своим увольнением
Касьянова Путин поставил большой вопрос, и пока ответа
окончательного на этот вопрос – о том, какая будет политика
президента на второй срок, пока не дан. Будем ждать.
Андрей Пионтковский: Будем ждать. Это абсолютно
честно и точно.
Сергей Бунтман: Только давайте не забудем все-таки,
что если что-то не так, - не дай бог, - премьер-министр
исполняет обязанности президента. И если речь идет о восстановлении
и укреплении именно государственных институтов со всей
ответственностью...
Сергей Марков: Супер. Это значит, что Фрадков –
гарант демократического развития страны. Он точно не узурпирует
власть, и обеспечит проведение свободных выборов – я думаю,
в этом ни у кого нет сомнений. Кто-то думает, что Фрадков
узурпирует власть, переизберется президентом?
Александр Ципко: Думаю, что никакой, конечно, трагедии
не произойдет, но если Фрадков становится и.о.президента,
а так как все знают, что он не узурпирует власть, - вся
биография его показывает, что он человек очень исполнительный,
и в этом смысле крайне надежный, но не принимающий никакие
решения – может быть такого типа и.о.президента может
спровоцировать государственный переворот, - могут появиться
люди более сильные и более властные, которые его допустили
как марионетку, и вдруг увидели, что он занимает власть.
И тогда мгновенно это вызывает сопротивление и начинается
самое худшее.
Сергей Бунтман: Я бы не исключал такого сценария.
Сергей Марков: Мне кажется значительно большая
вероятность – свободные демократические выборы.
Андрей Пионтковский: Если уж затронули эту тему,
есть один недостаток в нашей конституционной системе относительно
преемственности власти. Вот в США расписана последовательность
15 человек. Вот сейчас у нас нет премьера, и если, не
дай Бог, случится завтра что-то, - это конституционный
кризис. Потому что исполняющим обязанности президента...
Сергей Бунтман: По-моему, это есть - станут председатели
палат.
Андрей Пионтковский: Нет этого.
Сергей Марков: Там что-то есть. Не в Конституции,
но в другом есть...
Андрей Пионтковский: Нет нигде.
Сергей Марков: Я думаю, что это спикер Совета Федерации.
Андрей Пионтковский: Ты это путаешь с США. Нет
у нас такого.
Сергей Бунтман: Мы это проверим. Но проблема есть
и остается.
Александр Ципко: Вообще в истории опасна игра с
этими перестановками, сменами, не очень продуманными решениями.
Есть эта опасность – мы забыли историю России в 20-м веке,
- трагическая история, и все на глупости и на случайности...
Андрей Пионтковский: Вот на этой оптимистической
ноте...
Сергей Бунтман: Да, сосредоточение в одной точке
очень много, кстати, делает...
Андрей Пионтковский: Конструкция на устойчивость...
Сергей Бунтман: Совершенно верно. А вертикаль -
это не очень устойчивая конструкция. Столб.
Сергей Марков: При этом надо признать, что сейчас
наши возможности анализа несколько ограничены. Мы не гадалки,
поэтому мы должны честно признаться слушателям, что не
все вещи сейчас мы можем четко описать. А это значит,
что процессы приобрели не строго публичный, не строго
объективный характер. Слишком много случайностей.
Андрей Пионтковский: Это не столько наш недостаток,
сколько недостаток нашей политической системы.