Владимир Путин отправил в отставку правительство Михаила
Касьянова за девятнадцать дней до президентских выборов.
Мотивы его решения непонятны даже преданным сторонникам,
которые, всецело одобряя поступок Владимира Владимировича,
о котором они узнали большей частью из СМИ, беспомощно
лепечут, что теперь «ситуация с будущим правительством
после 14 марта станет ясной» и что президент «заранее
хочет показать, с какой командой он идет на выборы»…
Сам президент так и излагает: мол, «считаю правильным,
не дожидаясь окончания избирательной кампании, заявить
состав высшего исполнительного органа власти, который
должен будет принять на себя свою часть ответственности
за дальнейшее развитие страны».
А что, сказать на словах, каким будет этот состав, было
нельзя?
Трудно не согласиться с теми, кто говорит: происходящее
здорово напоминает ельцинские времена с «сильными ходами»
и «рокировочками».
Помнится, перед выборами 1996 года сняли Анатолия Чубайса.
Но, во-первых, сняли только его, а не все правительство.
Во-вторых, не за три недели до выборов, а за полгода.
А в-третьих, сняли тогда, когда за избрание Ельцина никто
не ручался, в то время как сегодня никто не сомневается
в избрании Путина…
Никаких претензий к работе правительства президент не
предъявляет, хотя их можно было бы предъявить немало (чего
стоит одна лишь попытка поднять подоходный налог на 4%,
вынув из наших карманов примерно по 250 рублей в месяц).
И потому абсолютная нелогичность предвыборной отставки
кабинета Касьянова абсолютно очевидна.
Любой, кто возьмет на себя труд заглянуть в Конституцию,
без труда выяснит, что после избрания нового президента
(который наверняка окажется старым), правительство, которое
будет сейчас назначено, обязано уйти в отставку, проработав
не больше месяца.
Две правительственные отставки за месяц — этому любая
Италия позавидует…
Если таким путем Путин хотел избавиться от Касьянова,
ничто не мешало ему сделать это раньше.
Если, назначая и.о. премьера Виктора Христенко, Путин
хотел показать, кто будет преемником Касьянова, — ничто
не мешало ему просто заявить об этом.
Если, отправляя в отставку правительство, Путин хотел,
как он говорит сам, «обозначить свою позицию в вопросе
о том, каков будет курс развития страны после 14 марта»,
— ничто не мешало ему хоть как-то сформулировать этот
курс.
Ну а если, делая свой «сильный ход», президент просто
хотел показать гражданам, кто в доме хозяин, так они это
и так знают…
Верноподданные вице-спикеры, вице-премьеры и министры
заявляют о «положительной реакции» на «правильное» решение
президента и даже о «сохранении стабильности и преемственности»
(!).
Ну а оппоненты говорят о «предвыборном ходе», который
должен повысить явку на голосование 14 марта, придав предвыборной
кампании хоть какую-то интригу.
Если это так — значит, в Кремле всерьез опасаются, что
явка граждан может оказаться такой низкой, что ее не «подправишь»
никаким вбросом бюллетеней где-нибудь в Казани или Уфе.
Эффект, однако, может оказаться прямо противоположным.
Во-первых, превращение выборов в фарс становится предельно
наглядным.
А во-вторых, избирателям лишний раз убедительно показали,
что правительство является не более чем декорацией, которую
в любой момент можно убрать, когда кукольник решит ставить
новую пьесу.
Интерес к выборам президента, который и так за все отвечает,
вряд ли увеличится.
Что касается персоналий и прогнозов, то перспективы Христенко
стать сперва «месячным», а затем и полноценным премьером
вовсе не очевидны.
Все то же самое можно сказать о будущих членах правительства,
список которых сегодня не знает никто, кроме Путина.
Заранее узнать это от самого президента вряд ли удастся:
на его первой работе искренность всегда считалась признаком
профнепригодности.
«Единая Россия», конечно, может хорохориться, требуя
сформировать «правительство парламентского большинства»,
но ей быстро объяснят, что сегодня исполнительная власть
определяет состав власти законодательной, а не наоборот.
И нет никаких сомнений в том, что Госдума утвердит любого
премьера, которого предложит президент, — что сейчас,
что после выборов.
Впрочем, абсолютно никакого значения не имеет, кто и
когда будет премьером при президенте Путине, и из кого
будет состоять правительство, которое заведомо будет «техническим»,
то есть несамостоятельным.
Точно так же, как не имело абсолютно никакого значения,
кто был премьером, вице-премьером или министром при президенте
Ельцине.
Что же, до сих пор Владимира Путина считали, по крайней
мере, предсказуемым президентом.
* То же, что «загогулина», но маленькая