Бывший
председатель комитета Госдумы по образованию, "яблочник"
Александр ШИШЛОВ полагает,
что пока государство до конца не сформулировало свои потребности
в сфере просвещения.
Главное, что радует в переменах, случившихся за последние
годы в образовательном секторе, -- это рост внимания общества
и государства к образованию, о чем мы можем судить по
числу публикаций, передач по радио и телевидению, по количеству
заявлений высоких государственных лиц.
Произошли и важные законодательные сдвиги в сфере общего
образования. В прошлом году был принят пакет законов,
передавших ответственность за финансирование школ с муниципального
уровня на уровень субъектов федерации. Де-факто получает
признание принцип нормативного бюджетного финансирования,
когда деньги выделяются вузу на конкретного студента.
Сейчас готовится второе чтение закона о государственном
стандарте общего образования. Мы разработали закон об
управляющих советах в школах. Россия подключилась к Болонскому
процессу создания единого европейского пространства высшего
образования. Цель этого союза, в который входят 42 страны,
выработка к 2010 году единых требований к стандартам высшего
образования, переход к двухуровневой системе «бакалавриат-магистратура»
с кредитной системой зачетов трудоемкости учебных курсов.
В итоге мы придем к взаимному признанию дипломов, более
эффективной системе образования и использования трудовых
ресурсов. Ведь значительная часть потребностей рынка труда
удовлетворяется на уровне квалификации бакалавра. Магистратура
же нужна не всем, а только тем, кто выбирает узкую академическую
специализацию.
Вместе с тем не решен ряд важных проблем. До сих пор
остается очень низкой зарплата работников образования.
Здесь нужно как увеличивать общий фонд оплаты труда, так
и изменять всю систему, делая ее стимулирующей и привлекательной.
В этом направлении работа только начинается.
В целом бюджетных средств на образование сегодня выделяется
недостаточно, а стимулов для привлечения внебюджетных
государство не создает -- отказывается предоставлять налоговые
льготы для инвесторов. Кроме того, неэффективно расходуются
даже имеющиеся средства. Экономически тормозит рынок образования
и прочная бюрократическая система. Но самое главное --
общество и власть не дали до сих пор четкого ответа на
вопрос, что мы хотим от образования, какими хотим видеть
выпускников школ, ПТУ, техникумов, вузов? Какой уровень
квалификации требуется рынку труда XXI века? Не определив
цели, мы вряд ли добьемся больших успехов, реформируя
образование вслепую.