Госдума
назначила уполномоченного по правам человека. "Яблоко"
командировало на этот пост одного из своих лидеров
В том, что уполномоченным по правам человека стал
один из отцов-основателей "Яблока", есть несомненная
логика. "Яблоко" - партия с правозащитной направленностью.
Последние четыре года это было особенно явственно. Свою
осторожность в оценке верховных властей и отсутствие критики
в адрес президента "Яблоко" весомо компенсировало
заступничеством за Григория Пасько, выступлениями против
армейского произвола, борьбой за свободу слова, защитой
прав мирного чеченского населения и т.п. Согласно закону,
новый российский омбудсмен обязан приостановить свое членство
в партии. Из названия "Яблока" как бы выпадет
одна буква. Сохранится ли дух?
- Вы правы, - говорит Владимир
Лукин, - "Яблоко" справедливо считается
правозащитной партией. Надеюсь, таковой и останется. Мне
же закон предписывает в течение четырнадцати дней с момента
избрания приостановить свое членство в ней. Что я и сделаю.
В ближайшие дни состоится заседание нашего президиума,
где будет принято соответствующее решение. Но это вовсе
не значит, что я прекращаю контакты с "Яблоком".
Наоборот, я намерен использовать его правозащитный потенциал.
Особенно рассчитываю на помощь региональных организаций,
имеющих достаточный опыт в этом деле. Точно так же я готов
взаимодействовать с любыми политическими партиями и общественными
организациями. Я никогда не считал правозащиту своей сугубо
партийной обязанностью. Защита прав человека вообще не
может быть чьей-то партийной монополией.
- Накануне избрания вы встречались с президентом.
Очевидно, он поделился с вами своими представлениями о
том, чем должен заниматься омбудсмен. Были высказаны какие-то
пожелания?
- У нас состоялся обстоятельный разговор. Президент особо
подчеркнул, что уполномоченный по правам человека должен
сохранять независимость. Президент обещал сделать все,
чтобы этот институт не был декоративным, чтобы пользовался
авторитетом и у сильных мира сего, и у общества. Я тоже
убежден, что независимость - необходимое условие эффективной
работы на этом посту. Если омбудсмен очень нравится власти
, это плохой омбудсмен. Значит, он не защищает граждан,
а только имитирует защиту. Я же имитацией заниматься не
собираюсь. Обязанность уполномоченного - наступать на
больные мозоли власти.
- Вы готовы с властью конфликтовать, как в свое время
на вашем месте делал Сергей Ковалев? Но сегодня такой
правозащитник никого не защитит, он сам то и дело будет
нуждаться в защите.
- Я с глубочайшим уважением отношусь к моим предшественникам
- Сергею Адамовичу Ковалеву и Олегу Орестовичу Миронову.
Они начинали эту работу с нуля и многое сделали для становления
института уполномоченного. Буду ли я непременно конфликтовать?
Вряд ли это может быть самоцелью. Тут есть две крайности.
Либо омбудсмен героически бросает вызов властям, либо
во всем поддакивает им. И то и другое неэффективно. В
первом случае между ним и властями возникнет бюрократическая
подушка, в которую,сколько ни колоти, толку не добьешься.
Во втором же случае омбудсмен перестанет соответствововать
своему должностному и общественному предназначению.
- Значит,уполномоченный по правам человека - это только
посредник между обществом и властью?
- Да, он может быть и посредником. Но я бы сказал точнее:
он должен быть адвокатом общества.
- А комиссия по правам человека при президенте таким
адвокатом не является? Чем ее функции отличаются от функций
уполномоченного и нет ли здесь дублирования?
- Комиссия при президенте не является независимым органом.
Она, как ясно из ее названия, помогает главе государства.
Ведь президент, в сущности, тоже омбудсмен, поскольку
он гарант конституционных прав. Что касается дублирования
функций: Я не думаю, что это реальная проблема. С Эллой
Александровной Памфиловой (председателем комиссии по правам
человека при президенте . - В.В.) мы уже встречались и
подробно обсудили возможности нашего взаимодействия. Но
вообще я считаю, что структур, защищающих права человека,
особенно в России, не может быть слишком много. Их может
быть только мало.
- Их и в самом деле не сказать что избыток. Например,
закон,хотя и не предписывает, но и не возбраняет избирать
региональных омбудсменов. И сколько их у нас?
- Двадцать семь. Хотя мы знаем феодальные нравы местного
начальства. Нигде так нахально и безоглядно не нарушаются
права человека, как в медвежьих углах российской провинции.
Вот я только что звонил в Свердловскую область. Там решили
заняться бомжами. Готовы оказывать им медицинскую помощь,
кормить, одевать: Дело полезное. Но загонять этих людей
в специальные лагеря, как кто-то,судя по прессе там додумался,
совершенно недопустимо. Собираюсь проверить эти сведения.
В общем, хорошо бы иметь омбудсмена в каждом субъекте
Федерации. При одном непременном условии: он не должен
зависеть от местных органов власти. Но если даже уполномоченные
появятся повсюду, это все равно не освобождает меня от
обязанности следить за соблюдением прав человека на всей
территории нашей страны.
- В Чечне, например. Должность специального представителя
президента по правам человека в этой республике недавно
упразднена. Вы готовы взять на себя эти обязанности?
- Разумеется. Чечня - часть России. Защита прав человека
в этой республике входит в мою компетенцию. Речь не идет
о том, кто там прав, кто виноват. Если права нарушены
, я обязан вмешаться. Независимо от того, какими политическими
соображениями было продиктовано то или иное нарушение.
При этом в Чечне может быть избран и местный уполномоченный
по правам человека. Думаю, рано или поздно это произойдет.
- У вас нет ощущения, что за прошедшие четыре года
ситуация с правами человека в России существенно ухудшилась?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. У меня нет необходимых
данных.
- Как же так? А закрытие неугодных телеканалов? А
череда "шпионских" дел? А дело ЮКОСа? А "басманное
правосудие"?
- Все это, конечно, вызывает тревогу в обществе. Но проблема
прав человека в России не сводится к нескольким громким
делам, скажем, закрытию телеканала или очередному скандалу
с очередным олигархом. Это более глубокий пласт отношений
граждан с властью. Это проблема правового сознания, а
нередко его отсутствия. Вот на этом уровне я не знаю,
изменилось ли что-нибудь и в какую сторону. Но убежден,
что главная задача - сделать так, чтобы граждане осознавали
и отстаивали свои права и чтобы власть считалась с гражданами.
- Вы уже определились с приоритетами вашей будущей
деятельности?
- Трудно говорить о приоритетах. Защита политических
прав не менее важна, чем, к примеру, защита прав социальных
или экономических. Защита прав женщин, национальных меньшинств,
пенсионеров - этот ряд можно долго продолжать: Все в равной
мере заслуживает внимания. Но надо понимать, что возможности
омбудсмена небезграничны. Я не могу, например, напрямую
добиться повышения прожиточного минимума, но могу ставить
об этом вопрос перед законодательной и исполнительной
властью. Потому что прожиточный минимум - это материальная
реализация права на жизнь. А начать я все же намерен с
защиты детских прав. Речь о беспризорщине, подростковой
преступности: Недавнее убийство в Питере таджикской девочки,
совершенное скинхедами, - это колокол для нас. Предполагаю
активно заняться и защитой прав инвалидов. Тем более что
в этом деле у меня есть кое-какой опыт. В течение пяти
лет я возглавляю паралимпийский комитет - организацию,
которая готовит спортсменов-инвалидов к паралимпиаде.
- Собираетесь ли вы вмешиваться в судебные дела с
политической подоплекой?
- Только в том случае, если в ходе процесса нарушаются
гражданские права. Например, подсудимому отказано в защите.
Никакого вмешательства в само судебное расследование,
а тем более попыток повлиять на приговор, разумеется,
быть не может. У омбудсмена просто нет таких полномочий.
- Вас не беспокоит, что, заняв пост, вы уходите из
публичной политики?
- Я это как-нибудь переживу. Да, правозащита - занятие
не политическое. В странах с развитой демократией его
считают рутинным и в общем-то скучным. Требующим не гражданской
доблести, а специфических знаний и навыков. Постараюсь
соответствовать этим требованиям. Очень важно отделить
личные моменты и оценки от работы уполномоченного.