[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Валерий Выжутович
Игра в защите
Обязанность уполномоченного - наступать на больные мозоли власти
"Московские новости",   20 февраля 2004 года
Госдума назначила уполномоченного по правам человека. "Яблоко" командировало на этот пост одного из своих лидеров

В том, что уполномоченным по правам человека стал один из отцов-основателей "Яблока", есть несомненная логика. "Яблоко" - партия с правозащитной направленностью. Последние четыре года это было особенно явственно. Свою осторожность в оценке верховных властей и отсутствие критики в адрес президента "Яблоко" весомо компенсировало заступничеством за Григория Пасько, выступлениями против армейского произвола, борьбой за свободу слова, защитой прав мирного чеченского населения и т.п. Согласно закону, новый российский омбудсмен обязан приостановить свое членство в партии. Из названия "Яблока" как бы выпадет одна буква. Сохранится ли дух?

- Вы правы, - говорит Владимир Лукин, - "Яблоко" справедливо считается правозащитной партией. Надеюсь, таковой и останется. Мне же закон предписывает в течение четырнадцати дней с момента избрания приостановить свое членство в ней. Что я и сделаю. В ближайшие дни состоится заседание нашего президиума, где будет принято соответствующее решение. Но это вовсе не значит, что я прекращаю контакты с "Яблоком". Наоборот, я намерен использовать его правозащитный потенциал. Особенно рассчитываю на помощь региональных организаций, имеющих достаточный опыт в этом деле. Точно так же я готов взаимодействовать с любыми политическими партиями и общественными организациями. Я никогда не считал правозащиту своей сугубо партийной обязанностью. Защита прав человека вообще не может быть чьей-то партийной монополией.

- Накануне избрания вы встречались с президентом. Очевидно, он поделился с вами своими представлениями о том, чем должен заниматься омбудсмен. Были высказаны какие-то пожелания?

- У нас состоялся обстоятельный разговор. Президент особо подчеркнул, что уполномоченный по правам человека должен сохранять независимость. Президент обещал сделать все, чтобы этот институт не был декоративным, чтобы пользовался авторитетом и у сильных мира сего, и у общества. Я тоже убежден, что независимость - необходимое условие эффективной работы на этом посту. Если омбудсмен очень нравится власти , это плохой омбудсмен. Значит, он не защищает граждан, а только имитирует защиту. Я же имитацией заниматься не собираюсь. Обязанность уполномоченного - наступать на больные мозоли власти.

- Вы готовы с властью конфликтовать, как в свое время на вашем месте делал Сергей Ковалев? Но сегодня такой правозащитник никого не защитит, он сам то и дело будет нуждаться в защите.

- Я с глубочайшим уважением отношусь к моим предшественникам - Сергею Адамовичу Ковалеву и Олегу Орестовичу Миронову. Они начинали эту работу с нуля и многое сделали для становления института уполномоченного. Буду ли я непременно конфликтовать? Вряд ли это может быть самоцелью. Тут есть две крайности. Либо омбудсмен героически бросает вызов властям, либо во всем поддакивает им. И то и другое неэффективно. В первом случае между ним и властями возникнет бюрократическая подушка, в которую,сколько ни колоти, толку не добьешься. Во втором же случае омбудсмен перестанет соответствововать своему должностному и общественному предназначению.

- Значит,уполномоченный по правам человека - это только посредник между обществом и властью?

- Да, он может быть и посредником. Но я бы сказал точнее: он должен быть адвокатом общества.

- А комиссия по правам человека при президенте таким адвокатом не является? Чем ее функции отличаются от функций уполномоченного и нет ли здесь дублирования?

- Комиссия при президенте не является независимым органом. Она, как ясно из ее названия, помогает главе государства. Ведь президент, в сущности, тоже омбудсмен, поскольку он гарант конституционных прав. Что касается дублирования функций: Я не думаю, что это реальная проблема. С Эллой Александровной Памфиловой (председателем комиссии по правам человека при президенте . - В.В.) мы уже встречались и подробно обсудили возможности нашего взаимодействия. Но вообще я считаю, что структур, защищающих права человека, особенно в России, не может быть слишком много. Их может быть только мало.

- Их и в самом деле не сказать что избыток. Например, закон,хотя и не предписывает, но и не возбраняет избирать региональных омбудсменов. И сколько их у нас?

- Двадцать семь. Хотя мы знаем феодальные нравы местного начальства. Нигде так нахально и безоглядно не нарушаются права человека, как в медвежьих углах российской провинции. Вот я только что звонил в Свердловскую область. Там решили заняться бомжами. Готовы оказывать им медицинскую помощь, кормить, одевать: Дело полезное. Но загонять этих людей в специальные лагеря, как кто-то,судя по прессе там додумался, совершенно недопустимо. Собираюсь проверить эти сведения. В общем, хорошо бы иметь омбудсмена в каждом субъекте Федерации. При одном непременном условии: он не должен зависеть от местных органов власти. Но если даже уполномоченные появятся повсюду, это все равно не освобождает меня от обязанности следить за соблюдением прав человека на всей территории нашей страны.

- В Чечне, например. Должность специального представителя президента по правам человека в этой республике недавно упразднена. Вы готовы взять на себя эти обязанности?

- Разумеется. Чечня - часть России. Защита прав человека в этой республике входит в мою компетенцию. Речь не идет о том, кто там прав, кто виноват. Если права нарушены , я обязан вмешаться. Независимо от того, какими политическими соображениями было продиктовано то или иное нарушение. При этом в Чечне может быть избран и местный уполномоченный по правам человека. Думаю, рано или поздно это произойдет.

- У вас нет ощущения, что за прошедшие четыре года ситуация с правами человека в России существенно ухудшилась?

- Мне трудно ответить на этот вопрос. У меня нет необходимых данных.

- Как же так? А закрытие неугодных телеканалов? А череда "шпионских" дел? А дело ЮКОСа? А "басманное правосудие"?

- Все это, конечно, вызывает тревогу в обществе. Но проблема прав человека в России не сводится к нескольким громким делам, скажем, закрытию телеканала или очередному скандалу с очередным олигархом. Это более глубокий пласт отношений граждан с властью. Это проблема правового сознания, а нередко его отсутствия. Вот на этом уровне я не знаю, изменилось ли что-нибудь и в какую сторону. Но убежден, что главная задача - сделать так, чтобы граждане осознавали и отстаивали свои права и чтобы власть считалась с гражданами.

- Вы уже определились с приоритетами вашей будущей деятельности?

- Трудно говорить о приоритетах. Защита политических прав не менее важна, чем, к примеру, защита прав социальных или экономических. Защита прав женщин, национальных меньшинств, пенсионеров - этот ряд можно долго продолжать: Все в равной мере заслуживает внимания. Но надо понимать, что возможности омбудсмена небезграничны. Я не могу, например, напрямую добиться повышения прожиточного минимума, но могу ставить об этом вопрос перед законодательной и исполнительной властью. Потому что прожиточный минимум - это материальная реализация права на жизнь. А начать я все же намерен с защиты детских прав. Речь о беспризорщине, подростковой преступности: Недавнее убийство в Питере таджикской девочки, совершенное скинхедами, - это колокол для нас. Предполагаю активно заняться и защитой прав инвалидов. Тем более что в этом деле у меня есть кое-какой опыт. В течение пяти лет я возглавляю паралимпийский комитет - организацию, которая готовит спортсменов-инвалидов к паралимпиаде.

- Собираетесь ли вы вмешиваться в судебные дела с политической подоплекой?

- Только в том случае, если в ходе процесса нарушаются гражданские права. Например, подсудимому отказано в защите. Никакого вмешательства в само судебное расследование, а тем более попыток повлиять на приговор, разумеется, быть не может. У омбудсмена просто нет таких полномочий.

- Вас не беспокоит, что, заняв пост, вы уходите из публичной политики?

- Я это как-нибудь переживу. Да, правозащита - занятие не политическое. В странах с развитой демократией его считают рутинным и в общем-то скучным. Требующим не гражданской доблести, а специфических знаний и навыков. Постараюсь соответствовать этим требованиям. Очень важно отделить личные моменты и оценки от работы уполномоченного.

"Московские новости", 24 февраля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Владимир Лукин

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]