[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Не до Оксфорда
Многие российские выпускники не мечтают ни о Кембридже, ни об МГУ
"Московские новости",   13 февраля 2004 года

Реформа образования стала фактом. Тысячи выпускников уже прошли через единый госэкзамен, еще тысячи пройдут в этом году. Между тем споры вокруг ключевых принципов реформы не утихают. Предварительные итоги реформы подводит бывший министр образования России, генеральный директор издательства "Просвещение" Александр КОНДАКОВ.

- Недавно в одной из школ старшеклассники писали сочинения, где один из вопросов был: "Что бы вы сделали, если бы были депутатом Госдумы?" Так вот, каждый второй отменил бы единый государственный экзамен - ЕГЭ...

- Если ребята узнают уже после начала учебного года, что им предстоит сдавать ЕГЭ, который представляется им достаточно непонятным - чего же удивляться такой реакции? Всегда, когда вводится что-то новое, это вызывает настороженность и зачастую просто страх. К единому госэкзамену надо готовить заранее - это задача педагогов. И многие из них уже используют в своей работе элементы технологии тестирования. Тот опыт, который был накоплен в России по сдаче ЕГЭ в порядке эксперимента (правда, назвать его экспериментом трудно - 64 региона, более двух третей детей), показал, что в целом ЕГЭ имеет право на жизнь.

- Сторонники ЕГЭ обещали, что теперь любой провинциальный выпускник сможет на равных конкурировать с жителями двух столиц... Они были правы?

- К сожалению, пока все не так идеально. Кроме формальной возможности направить документы и быть зачисленным, надо иметь еще неформальную возможность оплатить свое проживание в Москве или Петербурге. Как пять лет жить? Общежития находятся в разрухе, и к тому же за них все равно надо платить, если даже дадут место. Но плата за общежитие - не самая большая статья расходов, куда больше требуется на питание и прочие потребности современного горожанина: транспорт, книги, одежда...

- Предполагаю, что мы не первые в мире, кто сталкивается с такой проблемой...

- В других странах есть цивилизованные пути обеспечения образования детей. Это или залог имущества, или получение кредитов. А у нас кто даст кредит врачу или учителю из Йошкар-Олы, где средняя зарплата 50 долларов, для того, чтобы он за 5 тысяч долларов оплатил обучение своего ребенка в каком-либо из столичных вузов? Говорят, пусть сам студент возьмет кредит и через десять лет его отдаст. Не будем лукавить: ни один банк сегодня такой кредит не даст без серьезного обеспечения. Или без государственных гарантий. Но для этого государство должно принять на себя политическое решение, осознав, какая категория граждан сможет вернуть эти кредиты. Хорошо известно, что зарплата выпускника вуза (например, молодого педагога или врача) чаще всего такова, что выплачивать кредит с нее просто невозможно.

- Есть и другая проблема: престижные вузы сопротивляются ЕГЭ. Возьмем хотя бы МГУ.

- Формально вузы, в том числе МГУ, имеют на это право: соответствующее решение отдается "на откуп" ученому совету вуза. Насколько это правильно, мне судить сложно...Но если ведущий вуз страны с чем-то не согласен - значит, надо задуматься. К тому же речь не только об МГУ: отношение многих ведущих вузов к ЕГЭ, как московских, так и петербургских, весьма осторожное. А принимали ли эти вузы участие в разработке содержания, идеологии и технологии ЕГЭ? Если нет, то они и не могут доверять его результатам. Скорее всего, для отбора студентов в вузы, традиционно воспитывающие научно-исследовательскую элиту страны, необходимы гораздо более осторожные инструменты, чем ЕГЭ. Может быть, надо посмотреть, какие будут результаты первых лет существования этого новшества и потом принимать окончательные решения.

- А что, никакие сложности не останавливают провинциалов и они все равно стремятся в Москву и Питер?

- Не все так однозначно. Последнее десятилетие привело к парадоксальным вещам, когда наши дети в качестве ведущих вузов мира не называют ни Оксфорд, ни Кембридж, ни МГУ или МВТУ имени Баумана, ни СПбГУ. В Пермской области более 80 процентов опрошенных детей считают пределом своих мечтаний Пермский государственный университет. При всем огромном моем уважении к Пермскому госуниверситету это очень тревожная тенденция - локализация детей в рамках своего региона. Она может иметь серьезные последствия не только для системы образования, но и для страны в целом. По мнению социологов, любая замкнутая система является затухающей.

- Может быть, они так говорят, потому что понимают, что не могут выехать учиться за пределы своего региона?

- Скорее всего, это так и есть: подавляющее большинство не может и не сможет оплатить ни обучение, ни проживание далеко от дома.

- И все-таки многие будут набирать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Не окажется ли, что количество бесплатных мест меньше, чем число выпускников?

- Пускай при "дефиците" вуз организует конкурс егэшников, и на бесплатные места поступят те, кто набрал большее количество баллов. Такой же конкурс, как при обычной сдаче экзаменов. Сразу начнется рейтингование вузов. Будет понятно, какие вузы являются ведущими, а какие менее престижными. Хотя это вопрос очень деликатный.

"Московские новости", 13 февраля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]