[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Вадим Шуман, ведущий инспектор Счетной палаты РФ
Счетная палата: эффективность СРП
Журнал «Нефтегазовая вертикаль» , №18/2003

Первые соглашения о разделе продукции между Российской Федерацией и частными инвесторами нефтегазовых проектов были подписаны в середине 1990-х годов, еще до вступления в силу закона о СРП. Прошло немало лет, но до сих пор продолжаются споры об эффективности действующих СРП для бюджета России и российской экономики в целом. Объективная оценка выгод для страны проектов на условиях СРП имеет принципиально важное значение для выбора инвестиционной модели при освоении новых месторождений нефти и газа. С позиций сегодняшнего дня выигрыш государственного бюджета от реализации СРП не значителен: из $432 млн, поступивших в казну, $95 млн пришлось вернуть инвесторам. А если учесть $960 млн экспортной выручки, полученной инвесторами в качестве возмещения затрат, государство и вовсе в минусе. Но если говорить об общеэкономических выгодах, а не только о бюджетных поступлениях, тогда прямой выигрыш государства уже сейчас измеряется суммой в $1,9 млрд, с учетом эффекта мультипликатора капитальных вложений - $4,8 млрд. По мере продвижения проектов ситуация еще более решительно меняется в пользу государства. В 2002 году поступления в бюджет от двух сахалинских СРП выросли в 2,5 раза. Условия соглашений дают основания ожидать, что эти проекты обеспечат $92 млрд непосредственных поступлений в бюджет, а общий экономический эффект для страны превысит $126 млрд.

Государство имеет возможность и должно извлечь максимальные выгоды из действующих соглашений о разделе продукции. Но не методами силового давления на инвесторов, а совершенствуя нормативно-правовую базу исполнения соглашений и помогая отечественным компаниям выигрывать в честной борьбе тендеры, проводимые операторами СРП.

В настоящее время действуют три соглашения о разделе продукции, подписанные Российской Федерацией с инвесторами нефтегазовых проектов еще до введения в действие закона о СРП: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение». При исполнении каждого из этих соглашений применяется индивидуальный порядок налогообложения.

Реализация соглашения, связанного с разработкой Харьягинского месторождения, находится на начальной стадии развития, и пример этого СРП не является на сегодняшний день показательным. Поэтому для оценки выгод от СРП целесообразно обратиться к опыту сахалинских проектов.

 

Суть соглашений

Напомню, что проект «Сахалин-1» ориентирован на разработку Чайвинско-го, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин. СРП по этому проекту было заключено 30 июня 1995 года и вступило в силу 10 июня 1996 года. Проект инвестируется консорциумом, в который входят дочернее предприятие американской ExxonMobil - Exxon Neftegas Ltd. (доля - 30%), японский консорциум SODECO (30%), индийская ONGC (20%) и дочерние компании «Роснефти» - ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%) и ЗАО «РН-Астра» (8,5%). Оператором проекта «Сахалин-1» является Exxon Neftegas. Общие учтенные извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений оцениваются в 256 млн. тонн нефти и газового конденсата и 407 млрд м3 газа.

Соглашение о разработке Пильтун-Ас-тохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (проект «Сахалин-2») заключено 22 июня 1994 года и вступило в силу 15 июня 1996 года. Акционерами компании «Сахалинская энергия», оператора проекта, являются три иностранных компании: дочернее предприятие корпорации Royal Dutch Shell (Великобритания-Голландия) «Шелл Сахалин Холдинге Б.В.» (доля участия - 55%), учрежденное японской Mitsui предприятие «Мицуи Сахалин Холдинге Б.В.» (25%) и дочернее предприятие японской Mitsubishi «Даймонд Гэс Сахалин Б.В.» (20%). Общие извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений составляют 188 млн тонн нефти и газового конденсата и 642 млрд м3 газа.

Согласно подписанным соглашениям, в доход государства поступают (в денежной форме или в виде продукции) роялти за право пользования недрами. Роялти по проекту «Сахалин-1» составляют 8% от стоимости реализованного углеводородного сырья, по проекту «Сахалин-2» - 6%.

Соглашением по проекту «Сахалин-1» установлено, что консорциум уплачивает налог на прибыль по ставке 35%. Согласно СРП по проекту «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» уплачивает налог на прибыль по ставке 32%. В то же время действующая ставка налога на прибыль по Налоговому кодексу составляет сейчас 24%.

Операторы проектов имеют право на полный возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней после подачи ежемесячных налоговых деклараций. На любую сумму НДС, не возвращенную в течение пяти рабочих дней, начисляется пеня в размере LIBOR + 4%. Операторы проектов имеют право уменьшить причитающуюся Российской Федерации долю в «углеводородах для раздела» и роялти на объем, достаточный для погашения любой невозвращенной суммы по НДС, включая проценты.

Для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве критерия распределения «углеводородов для раздела» используется внутренняя норма прибыли инвесторов проектов. Так, в случае нормы прибыли, полученной инвесторами в течение налогового периода, менее 17,5%, доля государства в «углеводородах для раздела» составляет 15%. В случае увеличения нормы прибыли, получаемой инвесторами, до 28%, доля государства в «углеводородах для раздела» составит 70%.

В рамках проекта «Сахалин-1» период геологического изучения лицензионных участков нефтегазовых месторождений завершен в 2001 году. Уполномоченным государственным органом 2 апреля 2003 года утверждена представленная ExxonNeftegas Ltd. «Программа работ и смета расходов по обустройству и добыче». Документом предусмотрена разработка нефтегазовых месторождений в четыре этапа - до 2055 года. Суммарные капитальные затраты по проекту планируются в объеме $12,8 млрд, эксплуатационные - $9,227 млрд.

В базовом варианте расчетов заложены средняя стоимость нефти в размере $17,2 за баррель и ставка налога на прибыль консорциума в размере 35%. Доход Российской Федерации за весь период действия СРП по проекту «Сахалин-1» составит $47,363 млрд.

В рамках проекта «Сахалин-2» Наблюдательным советом 14 июня 2001 года утвержден представленный компанией «Сахалинская энергия» «Комплексный план освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионного участков». Прямые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за весь срок действия проекта «Сахалин-2» (до 2045 года) должны составить, при средних мировых ценах на нефть в размере $18,25 за баррель, $44,729 млрд. Капитальные затраты по проекту составят $11,5 млрд, эксплуатационные - $15,2 млрд.

В рамках освоения Пильтун-Астохского месторождения с 1999 года оператором проекта «Сахалин-2» осуществляется сезонная добыча нефти на нефтедобывающем комплексе «Витязь». В период с 1999-го по сентябрь 2003 года добыто 6,1 млн тонн нефти, из них в период с 2001-го по 2003 год - 4,1 млн тонн.

 

Три источника доходов

Прямые доходы Российской Федерации от реализации СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составили $432 млн, расходы Российской Федерации - $95 млн (см. «Основные финансово-экономические показатели сахалинских СРП»). Кроме того, в счет возмещения затрат инвесторов отгружено нефти на экспорт на общую сумму $960 млн. В результате пока затраты Российской Федерации превышают поступления на сумму $623 млн.

Вместе с тем, положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционного проекта иностранной компанией-инвестором формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов.

Третьим источником формирования экономического эффекта для государства от нефтегазового проекта являются косвенные доходы, генерируемые расходами проекта. Расходы инвесторов, а для подрядчиков - доходы по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат через систему внутрироссийских взаимосвязей распространяются все дальше и дальше от центра их возникновения, порождая новые, хотя и ослабленные, эффекты. Совокупность всех этих эффектов является мультипликативным доходом.

Эффект экономического мультипликатора инвестиций в виде капитальных вложений для нефтегазовых проектов СРП был рассчитан в работе, выполненной международным коллективом авторов под руководством А.Арбатова. Расчетная величина мультипликатора капитальных вложений составила 1,9, что соответствует аналогичным показателям, рассчитанным для промышленно развитых стран (США - 2,1; Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4).

Это означает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые в России на условиях СРП, увеличивает ВВП страны на 1 рубль посредством прямого эффекта и на 90 копеек за счет совокупности косвенных эффектов. Величина российского мультипликатора текущих (эксплуатационных) затрат по расчетным данным группы А.Арбатова составляет 2,82.

 

Промежуточные результаты

Согласно отчету Счетной палаты РФ, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», действующие в рамках СРП, начали активно развиваться с 2002 года, когда поступления в бюджет государства резко возрастают (более чем в 2,5 раза). В тот же период более чем на 60% увеличивается количество заключенных иностранными инвесторами контрактов с российскими производителями работ и услуг.

Основные финансово-экономические показатели сахалинских СРП (по состоянию на август 2003 года), млн долларов США

Наименование

Сахалин-1

Сахалин-2

Всего

Капитальные затраты инвесторов

1 600

2712

4312

Возмещено российской стороной, за счет реализации нефти

-

960

960

Прямые доходы РФ

225

98

432

В том числе:

- начислено роялти

61

61

- бонусы, полученные от реализации проектов

225

37

262

- поступило налоговых и других обязательных платежей

109

Расходы РФ

95

В том числе:

- возмещено НДС, затраченного инвесторами при приобретении товаров (работ, услуг) у российских производителей

78

- пени, начисленные российской стороне на сумму невозмещенного НДС

17

 

Эффект для экономики России от сахалинских СРП, млн долларов США

 

Сахалин-1

Сахалин-2

Всего

Сахалин-1 | Сахалин-2 | Всего

За весь период действия проектов

На август 2003 года

Капитальные затраты

12800

11 500

24300

1 600

2712

4312

Эксплуатационные затраты

9227

15200

24427

ВСЕГО затрат

22027

26700

48727

1 600

2712

4312

Доля РФ в капитальных затратах

60%

60%

63%

57%

Доля РФ в эксплуатационных затратах

80%

80%

Участие РФ в капитальных затратах

7680

6900

14580

1 000

1 543

2 543

Участие РФ в эксплуатационных затратах

7382

12 160

19 542

Прямой поток наличности в РФ

15062

19060

34 122

1 000

1 543

2 543

Прирост ВВП РФ:

Капитальные затраты

14592

13 110

27702

1 900

2932

4832

Эксплуатационные затраты

20817

34291

55 108

Мультипликатор капитальных затрат

1,90

1,90

1,90

1,90

1,90

1,90

Мультипликатор эксплуатационных затрат

2,82

2,82

2,82

2,82

2,82

2,82

ИТОГО, прирост ВВП РФ, с учетом мультипликаторов

35409

47401

82810

1 900

2931

4831

По состоянию на 1 сентября 2003 года в рамках проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas Ltd. разместила среди российских производителей работ и услуг 475 контрактов на общую сумму $2,514 млрд (63% от общей суммы заключенных контрактов). Компания «Сахалинская энергия» в рамках проекта «Сахалин-2» заключила около 13 тыс. контрактов и подрядов на выполнение работ и оказание услуг на общую сумму $6,982 млрд. Доля участия в проекте российских производителей работ и услуг составила 57%.

На основании вышеизложенного можно оценить эффект для российской экономики от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Для удобства расчета и в связи с тем, что по состоянию на август 2003 года инвесторы осуществили в основном капитальные затраты, величинами эксплуатационных затрат можно пренебречь (см. «Эффект для экономики России от сахалинских СРП»).

Согласно отчету Счетной палаты РФ, суммарные затраты инвесторов по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по состоянию на август 2003 года составили $4,3 млрд. С учетом того, что доля участия российских производителей в затратах инвесторов около 60%, прямой поток наличности в Россию - $2,5 млрд.

В результате итоговые показатели от деятельности иностранных инвесторов в рамках СРП по сахалинским проектам на 1 сентября 2003 года выглядят следующим образом: суммарные поступления (прямой поток наличности), как в доход бюджета Российской Федерации, так и в виде перечислений субъектам предпринимательской деятельности, составляют $2,975 млрд; расходы Российской Федерации, включая стоимость нефти, реализованной в счет возмещения затрат инвесторов, - $1,055 млрд. Таким образом, доходы государства от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» превышают расходы на $1,92 млрд. Кроме того, прирост ВВП Российской Федерации с учетом мультипликатора капитальных вложений по состоянию на 1 сентября 2003 года составил $4,831 млрд.

В целом по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» капитальные затраты за весь период действия СРП составят $24,3 млрд, эксплуатационные затраты - $24,427 млрд. Кроме того, как указывалось выше, на объектах монтируется оборудование, доля затрат, приходящаяся на российского производителя при производстве и установке которого - около 60%. В перспективе доля российского производителя в части эксплуатационных затрат достигнет 80%. Исходя из этого прямой поток наличности в Россию составит $34,122 млрд, в связи с чем прирост ВВП России за весь период деятельности проектов в рамках СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» достигнет $82,81 млрд.

Резервы эффективности

Согласно проектной документации к СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2», доходы Российской Федерации по уплаченным налоговым платежам и платежам за пользование природными ресурсами, включая стоимость прибыльной нефти, за весь период действия проектов планируются в объеме $92,092 млрд. Суммируя указанную сумму с объемом прямого потока наличности, получаем, что эффект для государства от проектов составит $126,214 млрд.

В то же время на уровне законодательной и исполнительной власти до сих пор не урегулированы вопросы, затягивание решения которых приводит к увеличению стоимости возмещаемых затрат инвесторов, а значит, к снижению прибыльной доли государства.

Например, присвоение крупным российским производителям промышленных товаров статуса квалифицированных подрядчиков проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» означает, что они автоматически включаются в списки потенциальных поставщиков корпораций ExxonMobil и Royal Dutch Shell. Соответственно, они смогут в дальнейшем получать приглашения на участие в тендерах по другим проектам, реализуемым этими корпорациями не только в России, но и на территории других государств.

В то же время необходимо учитывать, что СРП - это коммерческая сделка между государством и инвестором, построенная на рыночных, а не административных механизмах. Инвесторы взяли обязательство использовать лучшие технические решения, оборудование, материалы и услуги при соблюдении принципа «цена-качество-сроки», при этом отдавая предпочтение российскому предприятию.

Основной акцент в данной работе со стороны государства, в том числе и со стороны руководителей региональных администраций, должен делаться на оказании российским предприятиям действенной помощи в подготовке к тендерам, на стимулировании модернизации продукции и технологий, систем управления качеством и на улучшении принципов ведения бизнеса.

Кроме того, сложившаяся система возврата НДС территориальными органами федерального казначейства Минфина России при реализации проектов в рамках СРП не позволяет в установленные в соглашениях сроки произвести возмещение этого налога. На несвоевременно возвращенную сумму НДС инвестор начисляет пени, а значит, доля Российской Федерации в прибыльной продукции в рамках СРП уменьшается.

В настоящее время в России отсутствует нормативная база, которая устанавливала бы единые правила, требования и нормы для морских стационарных сооружений по вопросам предотвращения загрязнения окружающей среды.

Устранение этих пробелов в законодательстве приведет к тому, что возмещаемые затраты инвесторов будут уменьшены, а значит, увеличится доля Российской Федерации в прибыльной продукции.

Журнал «Нефтегазовая вертикаль» , №18/2003

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Раздел "Законодательство об СРП"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]