Первые соглашения о разделе продукции между Российской Федерацией и частными инвесторами нефтегазовых проектов были подписаны в середине 1990-х годов, еще до вступления в силу закона о СРП. Прошло немало лет, но до сих пор продолжаются споры об эффективности действующих СРП для бюджета России и российской экономики в целом. Объективная оценка выгод для страны проектов на условиях СРП имеет принципиально важное значение для выбора инвестиционной модели при освоении новых месторождений нефти и газа. С позиций сегодняшнего дня выигрыш государственного бюджета от реализации СРП не значителен: из $432 млн, поступивших в казну, $95 млн пришлось вернуть инвесторам. А если учесть $960 млн экспортной выручки, полученной инвесторами в качестве возмещения затрат, государство и вовсе в минусе. Но если говорить об общеэкономических выгодах, а не только о бюджетных поступлениях, тогда прямой выигрыш государства уже сейчас измеряется суммой в $1,9 млрд, с учетом эффекта мультипликатора капитальных вложений - $4,8 млрд. По мере продвижения проектов ситуация еще более решительно меняется в пользу государства. В 2002 году поступления в бюджет от двух сахалинских СРП выросли в 2,5 раза. Условия соглашений дают основания ожидать, что эти проекты обеспечат $92 млрд непосредственных поступлений в бюджет, а общий экономический эффект для страны превысит $126 млрд.
Государство имеет возможность и должно извлечь максимальные выгоды из действующих соглашений о разделе продукции. Но не методами силового давления на инвесторов, а совершенствуя нормативно-правовую базу исполнения соглашений и помогая отечественным компаниям выигрывать в честной борьбе тендеры, проводимые операторами СРП.
В настоящее время действуют три соглашения о разделе продукции, подписанные Российской Федерацией с инвесторами нефтегазовых проектов еще до введения в действие закона о СРП: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение». При исполнении каждого из этих соглашений применяется индивидуальный порядок налогообложения.
Реализация соглашения, связанного с разработкой Харьягинского месторождения, находится на начальной стадии развития, и пример этого СРП не является на сегодняшний день показательным. Поэтому для оценки выгод от СРП целесообразно обратиться к опыту сахалинских проектов.
Суть соглашений
Напомню, что проект «Сахалин-1» ориентирован на разработку Чайвинско-го, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин. СРП по этому проекту было заключено 30 июня 1995 года и вступило в силу 10 июня 1996 года. Проект инвестируется консорциумом, в который входят дочернее предприятие американской ExxonMobil - Exxon Neftegas Ltd. (доля - 30%), японский консорциум SODECO (30%), индийская ONGC (20%) и дочерние компании «Роснефти» - ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%) и ЗАО «РН-Астра» (8,5%). Оператором проекта «Сахалин-1» является Exxon Neftegas. Общие учтенные извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений оцениваются в 256 млн. тонн нефти и газового конденсата и 407 млрд м3 газа.
Соглашение о разработке Пильтун-Ас-тохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (проект «Сахалин-2») заключено 22 июня 1994 года и вступило в силу 15 июня 1996 года. Акционерами компании «Сахалинская энергия», оператора проекта, являются три иностранных компании: дочернее предприятие корпорации Royal Dutch Shell (Великобритания-Голландия) «Шелл Сахалин Холдинге Б.В.» (доля участия - 55%), учрежденное японской Mitsui предприятие «Мицуи Сахалин Холдинге Б.В.» (25%) и дочернее предприятие японской Mitsubishi «Даймонд Гэс Сахалин Б.В.» (20%). Общие извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений составляют 188 млн тонн нефти и газового конденсата и 642 млрд м3 газа.
Согласно подписанным соглашениям, в доход государства поступают (в денежной форме или в виде продукции) роялти за право пользования недрами. Роялти по проекту «Сахалин-1» составляют 8% от стоимости реализованного углеводородного сырья, по проекту «Сахалин-2» - 6%.
Соглашением по проекту «Сахалин-1» установлено, что консорциум уплачивает налог на прибыль по ставке 35%. Согласно СРП по проекту «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» уплачивает налог на прибыль по ставке 32%. В то же время действующая ставка налога на прибыль по Налоговому кодексу составляет сейчас 24%.
Операторы проектов имеют право на полный возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней после подачи ежемесячных налоговых деклараций. На любую сумму НДС, не возвращенную в течение пяти рабочих дней, начисляется пеня в размере LIBOR + 4%. Операторы проектов имеют право уменьшить причитающуюся Российской Федерации долю в «углеводородах для раздела» и роялти на объем, достаточный для погашения любой невозвращенной суммы по НДС, включая проценты.
Для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве критерия распределения «углеводородов для раздела» используется внутренняя норма прибыли инвесторов проектов. Так, в случае нормы прибыли, полученной инвесторами в течение налогового периода, менее 17,5%, доля государства в «углеводородах для раздела» составляет 15%. В случае увеличения нормы прибыли, получаемой инвесторами, до 28%, доля государства в «углеводородах для раздела» составит 70%.
В рамках проекта «Сахалин-1» период геологического изучения лицензионных участков нефтегазовых месторождений завершен в 2001 году. Уполномоченным государственным органом 2 апреля 2003 года утверждена представленная ExxonNeftegas Ltd. «Программа работ и смета расходов по обустройству и добыче». Документом предусмотрена разработка нефтегазовых месторождений в четыре этапа - до 2055 года. Суммарные капитальные затраты по проекту планируются в объеме $12,8 млрд, эксплуатационные - $9,227 млрд.
В базовом варианте расчетов заложены средняя стоимость нефти в размере $17,2 за баррель и ставка налога на прибыль консорциума в размере 35%. Доход Российской Федерации за весь период действия СРП по проекту «Сахалин-1» составит $47,363 млрд.
В рамках проекта «Сахалин-2» Наблюдательным советом 14 июня 2001 года утвержден представленный компанией «Сахалинская энергия» «Комплексный план освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионного участков». Прямые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за весь срок действия проекта «Сахалин-2» (до 2045 года) должны составить, при средних мировых ценах на нефть в размере $18,25 за баррель, $44,729 млрд. Капитальные затраты по проекту составят $11,5 млрд, эксплуатационные - $15,2 млрд.
В рамках освоения Пильтун-Астохского месторождения с 1999 года оператором проекта «Сахалин-2» осуществляется сезонная добыча нефти на нефтедобывающем комплексе «Витязь». В период с 1999-го по сентябрь 2003 года добыто 6,1 млн тонн нефти, из них в период с 2001-го по 2003 год - 4,1 млн тонн.
Три источника доходов
Прямые доходы Российской Федерации от реализации СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составили $432 млн, расходы Российской Федерации - $95 млн (см. «Основные финансово-экономические показатели сахалинских СРП»). Кроме того, в счет возмещения затрат инвесторов отгружено нефти на экспорт на общую сумму $960 млн. В результате пока затраты Российской Федерации превышают поступления на сумму $623 млн.
Вместе с тем, положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционного проекта иностранной компанией-инвестором формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов.
Третьим источником формирования экономического эффекта для государства от нефтегазового проекта являются косвенные доходы, генерируемые расходами проекта. Расходы инвесторов, а для подрядчиков - доходы по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат через систему внутрироссийских взаимосвязей распространяются все дальше и дальше от центра их возникновения, порождая новые, хотя и ослабленные, эффекты. Совокупность всех этих эффектов является мультипликативным доходом.
Эффект экономического мультипликатора инвестиций в виде капитальных вложений для нефтегазовых проектов СРП был рассчитан в работе, выполненной международным коллективом авторов под руководством А.Арбатова. Расчетная величина мультипликатора капитальных вложений составила 1,9, что соответствует аналогичным показателям, рассчитанным для промышленно развитых стран (США - 2,1; Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4).
Это означает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые в России на условиях СРП, увеличивает ВВП страны на 1 рубль посредством прямого эффекта и на 90 копеек за счет совокупности косвенных эффектов. Величина российского мультипликатора текущих (эксплуатационных) затрат по расчетным данным группы А.Арбатова составляет 2,82.
Промежуточные результаты
Согласно отчету Счетной палаты РФ, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», действующие в рамках СРП, начали активно развиваться с 2002 года, когда поступления в бюджет государства резко возрастают (более чем в 2,5 раза). В тот же период более чем на 60% увеличивается количество заключенных иностранными инвесторами контрактов с российскими производителями работ и услуг.
Основные финансово-экономические показатели сахалинских СРП (по состоянию на август 2003 года), млн долларов США
Наименование
|
Сахалин-1
|
Сахалин-2
|
Всего
|
Капитальные затраты инвесторов
|
1 600
|
2712
|
4312
|
Возмещено российской стороной, за счет реализации нефти
|
-
|
960
|
960
|
Прямые доходы РФ
|
225
|
98
|
432
|
В том числе:
|
- начислено роялти
|
|
61
|
61
|
- бонусы, полученные от реализации проектов
|
225
|
37
|
262
|
- поступило налоговых и других обязательных платежей
|
|
|
109
|
Расходы РФ
|
|
|
95
|
В том числе:
|
- возмещено НДС, затраченного инвесторами при приобретении товаров (работ, услуг) у российских производителей
|
|
|
78
|
- пени, начисленные российской стороне на сумму невозмещенного НДС
|
|
|
17
|
Эффект для экономики России от сахалинских СРП, млн долларов США
|
Сахалин-1
|
Сахалин-2
|
Всего
|
Сахалин-1 | Сахалин-2 | Всего
|
|
За весь период действия проектов
|
На август 2003 года
|
Капитальные затраты
|
12800
|
11 500
|
24300
|
1 600
|
2712
|
4312
|
Эксплуатационные затраты
|
9227
|
15200
|
24427
|
|
|
|
ВСЕГО затрат
|
22027
|
26700
|
48727
|
1 600
|
2712
|
4312
|
Доля РФ в капитальных затратах
|
60%
|
60%
|
|
63%
|
57%
|
|
Доля РФ в эксплуатационных затратах
|
80%
|
80%
|
|
|
|
|
Участие РФ в капитальных затратах
|
7680
|
6900
|
14580
|
1 000
|
1 543
|
2 543
|
Участие РФ в эксплуатационных затратах
|
7382
|
12 160
|
19 542
|
|
|
|
Прямой поток наличности в РФ
|
15062
|
19060
|
34 122
|
1 000
|
1 543
|
2 543
|
Прирост ВВП РФ:
|
Капитальные затраты
|
14592
|
13 110
|
27702
|
1 900
|
2932
|
4832
|
Эксплуатационные затраты
|
20817
|
34291
|
55 108
|
|
|
|
Мультипликатор капитальных затрат
|
1,90
|
1,90
|
1,90
|
1,90
|
1,90
|
1,90
|
Мультипликатор эксплуатационных затрат
|
2,82
|
2,82
|
2,82
|
2,82
|
2,82
|
2,82
|
ИТОГО, прирост ВВП РФ, с учетом мультипликаторов
|
35409
|
47401
|
82810
|
1 900
|
2931
|
4831
|
По состоянию на 1 сентября 2003 года в рамках проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas Ltd. разместила среди российских производителей работ и услуг 475 контрактов на общую сумму $2,514 млрд (63% от общей суммы заключенных контрактов). Компания «Сахалинская энергия» в рамках проекта «Сахалин-2» заключила около 13 тыс. контрактов и подрядов на выполнение работ и оказание услуг на общую сумму $6,982 млрд. Доля участия в проекте российских производителей работ и услуг составила 57%.
На основании вышеизложенного можно оценить эффект для российской экономики от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Для удобства расчета и в связи с тем, что по состоянию на август 2003 года инвесторы осуществили в основном капитальные затраты, величинами эксплуатационных затрат можно пренебречь (см. «Эффект для экономики России от сахалинских СРП»).
Согласно отчету Счетной палаты РФ, суммарные затраты инвесторов по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по состоянию на август 2003 года составили $4,3 млрд. С учетом того, что доля участия российских производителей в затратах инвесторов около 60%, прямой поток наличности в Россию - $2,5 млрд.
В результате итоговые показатели от деятельности иностранных инвесторов в рамках СРП по сахалинским проектам на 1 сентября 2003 года выглядят следующим образом: суммарные поступления (прямой поток наличности), как в доход бюджета Российской Федерации, так и в виде перечислений субъектам предпринимательской деятельности, составляют $2,975 млрд; расходы Российской Федерации, включая стоимость нефти, реализованной в счет возмещения затрат инвесторов, - $1,055 млрд. Таким образом, доходы государства от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» превышают расходы на $1,92 млрд. Кроме того, прирост ВВП Российской Федерации с учетом мультипликатора капитальных вложений по состоянию на 1 сентября 2003 года составил $4,831 млрд.
В целом по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» капитальные затраты за весь период действия СРП составят $24,3 млрд, эксплуатационные затраты - $24,427 млрд. Кроме того, как указывалось выше, на объектах монтируется оборудование, доля затрат, приходящаяся на российского производителя при производстве и установке которого - около 60%. В перспективе доля российского производителя в части эксплуатационных затрат достигнет 80%. Исходя из этого прямой поток наличности в Россию составит $34,122 млрд, в связи с чем прирост ВВП России за весь период деятельности проектов в рамках СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» достигнет $82,81 млрд.
Резервы эффективности
Согласно проектной документации к СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2», доходы Российской Федерации по уплаченным налоговым платежам и платежам за пользование природными ресурсами, включая стоимость прибыльной нефти, за весь период действия проектов планируются в объеме $92,092 млрд. Суммируя указанную сумму с объемом прямого потока наличности, получаем, что эффект для государства от проектов составит $126,214 млрд.
В то же время на уровне законодательной и исполнительной власти до сих пор не урегулированы вопросы, затягивание решения которых приводит к увеличению стоимости возмещаемых затрат инвесторов, а значит, к снижению прибыльной доли государства.
Например, присвоение крупным российским производителям промышленных товаров статуса квалифицированных подрядчиков проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» означает, что они автоматически включаются в списки потенциальных поставщиков корпораций ExxonMobil и Royal Dutch Shell. Соответственно, они смогут в дальнейшем получать приглашения на участие в тендерах по другим проектам, реализуемым этими корпорациями не только в России, но и на территории других государств.
В то же время необходимо учитывать, что СРП - это коммерческая сделка между государством и инвестором, построенная на рыночных, а не административных механизмах. Инвесторы взяли обязательство использовать лучшие технические решения, оборудование, материалы и услуги при соблюдении принципа «цена-качество-сроки», при этом отдавая предпочтение российскому предприятию.
Основной акцент в данной работе со стороны государства, в том числе и со стороны руководителей региональных администраций, должен делаться на оказании российским предприятиям действенной помощи в подготовке к тендерам, на стимулировании модернизации продукции и технологий, систем управления качеством и на улучшении принципов ведения бизнеса.
Кроме того, сложившаяся система возврата НДС территориальными органами федерального казначейства Минфина России при реализации проектов в рамках СРП не позволяет в установленные в соглашениях сроки произвести возмещение этого налога. На несвоевременно возвращенную сумму НДС инвестор начисляет пени, а значит, доля Российской Федерации в прибыльной продукции в рамках СРП уменьшается.
В настоящее время в России отсутствует нормативная база, которая устанавливала бы единые правила, требования и нормы для морских стационарных сооружений по вопросам предотвращения загрязнения окружающей среды.
Устранение этих пробелов в законодательстве приведет к тому, что возмещаемые затраты инвесторов будут уменьшены, а значит, увеличится доля Российской Федерации в прибыльной продукции.