[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Минус проценты, плюс рубли
Налоги снижаются - цены растут. Почему?
"Московские новости",   23 января 2004 года

С января вступил в силу целый ряд изменений в законодательстве, касающийся почти всех основных налогов, взимаемых в России. Начиная с отмены налога с продаж и заканчивая увеличением налогов на игорный бизнес. Но означает ли это реальную налоговую реформу , и к каким последствиям для уровня жизни тех, кто платит налоги, это приведет?

ЛОВУШКА ДЛЯ ПРОСТАКОВ

История с отменой налога с продаж (НСП) - ярчайшее подтверждение удивительного легковерия не только российских налогоплательщиков, но и российских законодателей.

Каждый, кто посещал магазины после Нового года, не мог не заметить, что цены подросли. На что-то - в небольшой степени, на что-то - достаточно заметно. Мой личный поход по ближайшим питерским магазинам (как мелким, так и крупным) показал, что на рубль-два подорожали кофе, чай, сахар и соки, в полтора-два раза - зелень, на 5 -10 процентов - колбасы и копчености. Где-то подорожали мобильные телефоны, где-то - видеотехника, где-то - обувь, где-то - книги. Снижения же цен нигде не замечено.

"Как же так, - вправе спросить грамотный читатель, - ведь с начала года отменен НСП и цены должны были снизиться на 5 процентов?" Еще более подкованный юридически человек процитирует 354-ю статью Налогового кодекса, где прямо сказано: "Сумма налога (НСП) включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю)". Значит, отмена НСП должна автоматически вести к снижению цены!

Ну а совсем "продвинутый" читатель вспомнит, что летом 2003 года, когда группа депутатов Госдумы предлагала сохранить НСП как важнейший источник наполнения региональных бюджетов, руководители крупнейших торговых сетей , таких как "М.Видео", "Копейка", "Пятерочка", "ИКЕА" поклялись, что в случае отмены налога гарантированно снизят розничные цены. Именно это послужило правительству главным аргументом в борьбе за отмену НСП. Помнится, первый замминистра финансов Сергей Шаталов пророчил "массовое снижение цен" : 1000 рублей для каждой российской семьи в течение 2004 года: Все оказалось блефом.

Указанный налог был введен начиная с 1999 года, чтобы, как декларировало правительство, компенсировать регионам снижение их доходов от сокращения налога на добавленную стоимость (НДС) с 25 до 15 проц. При этом НСП, ставка которого устанавливалась региональными властями, но не выше 5 процентов, вводился на срок до начала 2004 года.

Большинство регионов, естественно, ввело НСП, причем по максимальной ставке, после чего все цены автоматически выросли на 5 процентов. Что же произошло теперь? Торговля, естественно, не захотела терять доходы, и цены практически никто не снизил. Налог отменен , но в законе нет никакого механизма административного принуждения продавцов к снижению цен. Как и механизма наказания их за невыполнение обещаний. Об этом прекрасно знали в Минфине, когда обещали тотальное снижение цен. Об этом не могли не знать и депутаты Госдумы. Но проправительственное большинство, как всегда, поддержало предложение "Белого дома", а оппозиция - "Яблоко" и коммунисты - как всегда, оказалась тогда в меньшинстве:

Конечно, нам уже предлагается множество убедительных объяснений тому, что цены не снижены. Кто-то ссылается на инфляцию, кто-то - на растущий курс евро, кто-то говорит, что в январе продает товары, поступившие ранее, на которые НСП уже уплачен. Все это сказки для наивных. Инфляция в первые дни января никак не могла составить 5 процентов. Перечисление НСП в бюджет, согласно Налоговому кодексу, происходит ежемесячно, причем только после реализации товаров, так что ссылки на "ранее поступившие" в торговую сеть товары неуместны. Наконец, укроп, петрушку, соки и книги мы вряд ли покупаем в Европе, так что и курс евро здесь совершенно ни при чем:

В итоге подавляющую часть средств, которые ранее поступали в региональные бюджеты в качестве сборов от НСП (свыше 60 млрд. рублей), получат не граждане, а торговцы. И если предположить, что правительство, блокируя предложения сохранить НСП, лоббировало интересы крупнейших торговых сетей, то надо признать, что оно делало это весьма эффективно. Интересно, насколько бескорыстно?

ДВА ПРОЦЕНТА ОТ ЩЕДРОТ

Среди других налоговых "послаблений" 2004 года в первую очередь отметим снижение НДС с 20 до 18 процентов. Теоретически оно тоже должно было привести к адекватному снижению цен на облагаемые НДС товары и услуги. Но на практике, скорее всего, этого не приведет. По тем же причинам: заставить снизить цены нельзя, наказать за отказ это сделать - тоже. К тому же 2-процентное снижение является статистически плохо "уловимым". Граждане этого вообще не заметят, а заметят только крупные компании с миллиардными оборотами: для них 2-процентная экономия на уплате налога - весьма ощутима.

Отменен 15-процентный акциз на природный газ - что теоретически должно привести к снижению цены. На это можно рассчитывать, поскольку цены на природный газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию. Но доля расходов граждан на эти цели столь мала, что снижение цен будет почти неощутимым.

Напротив, вполне ощутимым окажется увеличение с 1 января практически всех остальных акцизов. Начиная со спирта и алкогольной продукции и заканчивая автомобилями и бензином. Соответствующие ставки повышены (в среднем на 12 процентов) федеральным законом, "тихо" принятым в июле 2003 года. Поскольку акциз непосредственно включается в цену товара, последствия понятны. И вина, и водка, и пиво, и бензин, и сигареты уже подорожали автоматически:

Еще один увеличенный с Нового года налог - на добычу полезных ископаемых. На добычу нефти он вырос незначительно - с 340 до 347 рублей за тонну, что практически ни на что не повлияет. Правда, более чем втрое растет налог на добычу природного газа , что, скорее всего, приведет в ближайшем будущем к повышению цен: поставщики сделают все, чтобы добиться от государственных регулирующих органов решений, перекладывающих растущие затраты на потребителя. Обычно им это удается.

И наконец, увеличиваются налоги на игорный бизнес, причем весьма резко. Вдвое - сбор, взимаемый за каждый игровой стол, в 2,5 раза - сбор, взимаемый за каждый игорный автомат. Цель, казалось бы, благая - получить побольше денег для бюджетов за счет обложения этого весьма доходного бизнеса. Но эффект может оказаться противоположным. Практика показывает, что увеличение "игорных" налогов, как правило, просто загоняет этот бизнес в тень. Если раньше владельцы казино и павильонов показывали налоговым органам два игровых стола или два игорных автомата из трех - теперь будут показывать один из трех. Естественно, обеспечив налоговому инспектору материальную компенсацию за слабое зрение. Всяко выйдет дешевле, чем платить непомерно завышенный налог:

Налоговые изменения, проводимые в последние годы российским правительством, крайне трудно назвать реформами. Определение "квазиреформы" подходит им куда точнее. Число налогов практически не сокращается, порядок их взимания прописан в законах так, что самому плательщику без квалифицированного совета разобраться в них почти невозможно. Изменения носят косметический, а не "хирургический", как надо бы, характер. При этом даже те изменения, что кажутся положительными, оказываются иллюзорными. Так, с Нового года увеличен максимальный размер "имущественного вычета" - с 600 тысяч до одного миллиона рублей. Но подавляющее большинство российских граждан этого просто не заметят, ведь официально они продают и покупают квартиры по так называемым балансовым ценам, которые редко превышают 200 - 300 тысяч рублей. Новшество коснется лишь тех, кто покупает квартиры в новых домах. Но даже и миллион рублей - это чуть более 30 тысяч долларов. На эти деньги в Москве или Петербурге сегодня можно купить разве что однокомнатную квартиру.

Изменится ли что-то в ближайшее время - сказать трудно. Рассчитывать на парламент сейчас просто не приходится - он будет "штамповать" все, что ему предложат из "Белого дома". Надеяться на правительство? Там традиционно силен фискальный подход: как можно сильнее "обстричь" налогоплательщиков. При этом налоговое законодательство, сконструированное в последние годы в Минфине, таково, что позволяет в любой момент объявить любого неугодного нарушителем и потребовать взыскать с него дополнительные деньги. Что мы на практике и видим - на вполне конкретных примерах...

"Московские новости",23 января 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Раздел "Налоговая политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]