Руководство
нижней палаты российского парламента заявило вчера, что
IV Госдума будет более плодотворной и работоспособной, чем
ее предшественницы. «Новые Известия» попросили прокомментировать
это заявление «парламентского старожила», экс-министра финансов
РФ Михаила Задорнова,
который был депутатом I, II и III Думы.
– Всех сейчас беспокоит вопрос, не скажется ли «единообразие»
парламента на качестве его законотворческой деятельности.
– С моей точки зрения, «единообразие», о котором вы говорите,
повлечет за собой целый ряд последствий. Во-первых, в
значительной степени подготовка законопроектов уйдет за
пределы Думы, и документы будут готовиться на стыке правительства,
администрации президента и представителей парламента.
В стенах нижней палаты теперь, по-моему, будут происходить
лишь «отшлифовка» и «доводка» законопроектов до ума.
– Что же, депутаты не будут сами вносить законопроекты,
как это было раньше?
– Почему же – будут. Смотрите сами: по итогам работы
прошлой Думы 50% принятых и подписанных президентом законопроектов
были подготовлены депутатами, где-то 13–15% – президентом,
20–25% правительством, а остальное – другими властными
субъектами, например судами, Советом Федерации и так далее.
Мы видим, что доля депутатских инициатив была довольно
большой, несмотря на то, что третья Дума в последние два
года была довольно сильно ориентирована на Кремль в своей
деятельности. Так что и сейчас, я полагаю, депутаты будут
активно работать в этом направлении.
– А что касается так называемой цены ошибки при принятии
законов. Снизится ли она в новой Думе или возрастет?
– Есть основания полагать, что возрастет и довольно резко.
Когда Дума уже не будет корректировать движение принципиального
законопроекта, то если ошибка совершается правительством
или администрацией президента, она уже не будет поправлена.
Такое уже случалось раньше – например, с тем же законом
о гражданстве РФ. Его приняли, несмотря на протесты в
Думе, а затем те же самые поправки, о которых говорили
депутаты правых фракций – и левых, кстати говоря, тоже,
– были внесены от имени президента. В результате 6–8 принципиальных
позиций были исправлены. Однако прошло полгода, а это
можно было сделать сразу же при принятии законопроекта.
Здесь остается надеяться на здравый смысл всех участников
законодательного процесса и на то, что наиболее заметные
ошибки и наиболее спорные вопросы все-таки будут обсуждаться
в парламенте.
– Но выходит, что теперь принципиально важные законопроекты
будут приниматься чуть ли не келейно, возможности для
их гласного обсуждения сократятся.
– Это как раз то, что меня особенно сильно беспокоит.
Если подготовка документов будет идти за пределами парламента,
а «Единая Россия» будет рассматривать себя как законодательный
штаб, то выйдет следующее: многие вопросы, которые являются
конфликтными и отражают различные точки зрения в обществе,
будут решаться негласно. То есть в обстановке, когда точки
зрения согласуются без общественного внимания. Риск здесь
очевиден. Возьмем, скажем, обсуждение бюджета. По-моему,
страна должна знать основные спорные вопросы, приоритеты.
Точно так же с налоговым законодательством или Уголовным
кодексом. И недостаток гласности может привести к тому,
что определенные социальные слои вообще не смогут участвовать
в обсуждении этих вопросов.
– Не секрет, что в прошлом парламенте было довольно
много законодательного «брака», когда проекты принимались,
а потом, уже став законами, возвращались на корректировку
через месяц-два. Что будет теперь?
– Я хотел бы сказать, что в прошлой Думе брака было ничуть
не больше, чем в первой или во второй. Мне кажется, что
его вообще с каждым годом становится все меньше. Я работал
во всех Думах и в Верховном совете в качестве эксперта
и могу с уверенностью сказать, что налицо тенденция к
повышению качества законодательства. Другое дело, что
многие инициативы не проходили в Думе прошлого созыва,
и вполне возможно, что они будут трудно проходить и в
нынешнем парламенте. Но само качество работы неизбежно
растет с опытом парламента.
– Михаил Михайлович, а почему вы не вошли в состав
фракции «Единой России»? Из-за принципиальных несогласий?
– Ответ очевиден – меня выдвигало «Яблоко». И мои основные
конкуренты были кандидаты от «Единой России» и КПРФ. Меня
поддержали 70 тысяч избирателей. Я представляю интересы
этих людей с определенными взглядами, живущих в определенном
округе. И меня они выбрали как человека, которого поддержало
«Яблоко». И вдруг, пройдя в Думу, я бы присоединился к
партии, за которую мои избиратели не голосовали и, напротив,
кандидата которой они не поддержали. Я считаю, что тогда
бы я обманул этих людей. Во-вторых, в «Яблоке» я состоял
с 1993 по 1997 год. Потом написал заявление о выходе из
партии, но с 1999 по 2003 год состоял в парламентской
фракции «Яблоко». Все-таки мне не 15 и не 25 лет, я не
считаю правильным резко менять свою политическую ориентацию.
К тому же «Единая Россия» полностью не представляет взглядов
и интересов людей с либеральными воззрениями. Значит,
кто-то еще должен в нынешней Думе делать это.
– Либералов сегодня очень волнует вопрос о том, не
«заморозят» ли теперь реформу естественных монополий.
Судя по последним событиям вокруг «Газпрома», власти не
слишком заинтересованы в проведении структурных преобразований
в этой сфере. А Дума теперь фактически пропрезидентская.
– Не думаю, что есть повод для таких пессимистичных выводов.
Нам следует помнить, что президент после парламентских
выборов и в результате их получил достаточно большой ресурс:
Совет Федерации и Дума теперь ориентируются не столько
на правительство, сколько на него. И сейчас все основные
рычаги – регионы, парламент, правительство – находятся
под контролем главы государства. Распорядиться этим ресурсом
он может двояко. Налицо экономический рост в стране: можно
говорить, что в его основе лежит нефтяной фактор, но сам
этот рост – свершившийся факт. Повышаются доходы населения,
хотя в разной степени и в разных слоях. Президент может
просто поддерживать эту ситуацию и надеяться на то, что
тенденция к экономическому росту сохранится. В этом случае
реформы не нужны. А вот во втором варианте он может использовать
это после выборов для придания импульса реформам – не
только экономическим, но и, например, в административной
сфере. И тот, и другой вариант возможен. Но только в мае
или в июне мы увидим, какой из них будет выбран.
– Все чаще звучат весьма интересные предположения
о том, что Госдума может предложить продлить сроки президентских
полномочий или даже обратиться к Владимиру Путину с инициативой
так называемого «пожизненного» президентства. Насколько
вероятно такое развитие событий?
– Я бы ориентировался на заявления Путина, которые прозвучали
как внутри страны, так и за рубежом. Он вполне ясно дал
понять, что ориентируется на два президентских срока.
Пока нет другого заявления президента, я считаю, что мы
должны при выработке стратегии исходить из ранее сказанных
им слов.