Реформа
ЖКХ нуждается в коренном пересмотре. Основной же ее целью должно
стать не повышение тарифов для населения, а качество услуг,
предоставляемых по доступным ценам.
К сожалению, весной правительству России удалось
протащить через Госдуму свои поправки в Закон "Об основах
федеральной жилищной политики", суть которого - форсированный
переход к 100-процентной оплате коммунальных услуг жильцами.
О том, какой видится реальная реформа ЖКХ, мы попросили рассказать
заместителя председателя Горно-металлургического профсоюза России,
члена Федерального Совета РДП "ЯБЛОКО" Александра
КУЗНЕЦОВА.
- В правительстве говорят, что отказались от
идеи 100% оплаты коммунальных услуг гражданами.
- Вообще, понятие "100%" на самом
деле - лукавство. Предположим, сегодня оплата услуг 50 рублей,
и это считается за 100 %. Завтра оплату поднимут до 100 руб.,
и то, что вчера было 100% - стало 50%, и нам говорят, что надо
платить 100%. И так до бесконечности. В том новом законе, о
котором вы говорите, не отказались от 100%, там просто эту тему
спрятали, сохранив механизм постоянного роста тарифов.
Другой вопрос: если бы мы знали, за что мы
платим, если бы все это способствовало улучшению качества услуг,
многие люди и согласились бы. А сегодня нас за то же качество
услуг заставляют платить гораздо большие деньги. Мы же толком
не знаем, за какие услуги платим - ни по объему, ни по качеству.
Например, вам несколько недель в году не дают
горячую воду, а вы за нее платите. Если сложить все, что заплатили
ваши родители и вы сами за неоказанные услуги, сумма будет очень
приличная. Люди платят за чистые подъезды, а они остаются грязными,
люди платят за содержание лифта, а он не работает.
Вторая тема - цена этих услуг. Почему мы платим
именно столько за эти услуги? В тариф включаются самые невероятные
вещи: содержание огромного количества чиновников, зданий, телевидение,
газеты, которые содержат, например, РАО "ЕЭС", политические
партии, дачи... Все эти мягко называемые "непрофильные
расходы" - у нас в тарифах.
И третья составляющая - это количество потребляемых
услуг. Там, где уже установили счетчики на воду, получили данные,
что нас заставляют оплачивать в пять раз больше, чем реально
потребляется воды.
- Новый закон, с вашей точки зрения, означает
отказ от реальной реформы ЖКХ?
- Правительство снимает с себя всякую ответственность
за жилищно-коммунальное хозяйство страны и перевешивает ее на
граждан. Нас оставляют один на один с монополистами. В этом
вся логика поведения правительства. Это делается сознательно
- для того, чтобы крупнейшие монополисты страны смогли еще раз
поживиться. А поскольку все остальные ресурсы уже разобраны,
монополисты займутся гражданином в его квартире непосредственно.
Сейчас в ЖКХ приходит РАО "ЕЭС". Для чего оно создает
холдинг? Чтобы, воспользовавшись этим законом, продолжать увеличивать
тарифы. Затем объявить всех должниками и за долги забрать коммунальную
инфраструктуру, приватизировать ее. А затем, пользуясь этим
законом, выселять граждан-неплательщиков из квартир. Это, конечно,
несколько утрировано, но принцип именно такой. Печально известный
председатель РАО "ЕЭС" Чубайс сейчас пытается продемонстрировать
Президенту, что он единственный, кто может навести порядок в
сфере ЖКХ.
- А что если РАО "ЕЭС" и другие компании,
которые придут в ЖКХ, действительно наведут там порядок?
- Монополисты не могут оказать нормальные услуги.
Зачем им это? Они же вне конкуренции. Не нравятся их услуги
- отключат воду... Они вам скажут: проголосуйте за такого-то
губернатора, за такого-то Президента, за такую-то партию, тогда
мы решим - отключать вам горячую воду или нет. Это же вопрос
политической власти в России. Сегодня олигархи хотят захватить
инфраструктуры ЖКХ, чтобы реализовать свою политическую власть.
- Что может быть альтернативой правительственной
реформе?
- Во-первых, нужно создать мощные стимулы,
чтобы в сферу ЖКХ пришли мелкие и средние предприятия, занимающиеся
ремонтом, теплотрассами, водоснабжением, подготовкой к зиме
и так далее. И пусть у людей будет возможность нанимать те организации,
которые лучше работают.
Во-вторых, монопольными структурами в ЖКХ,
такими, как водоканал и теплоснабжение, должны управлять люди,
назначенные на конкурсной основе. Их работа должна быть подотчетна.
Иначе говоря, интересы потребителя должны быть главными.
В-третьих, необходимо снижать тарифы для жилищных
кооперативов, поощряя людей за то, что они объединились. Сегодня
товарищества, наоборот, платят больше. В-четвертых, снижать
тарифы для тех, кто установил у себя дома счетчики.
- Степень износа нашего коммунального хозяйства
превышает все мыслимые пределы. Небольшие предприятия не обладают
инвестиционными возможностями и, следовательно, не смогут восстановить
это хозяйство, а без этого вся реформа бессмысленна...
- Давайте решать проблемы по порядку. Пусть
маленькие предприятия придут и сделают хотя бы то, что можно
сделать: утеплят квартиры, обеспечат нормальные коммунальные
условия. А потом можно давать кредиты, к примеру, на прокладку
новых труб. С очень низким процентом.
По некоторым оценкам, нужно 300 млрд. долларов,
чтобы сделать наше ЖКХ современным. Бюджет Российской Федерации
70-80 млрд. Таких денег нет и у монополистов.
- И все-таки что лучше - передача коммунальной
сферы монополистам или сохранение ситуации как есть?
- Если рассматривать только такие альтернативы,
то это как кому больше нравится - ужасный конец или ужас без
конца.
- Как вы думаете: произойдет ли в России реформа
ЖКХ в обозримом будущем?
- Что-то, безусловно, будет происходить. Но
важно, чтобы реформа ЖКХ, напрямую затрагивающая интересы всех
нас - квартиросъемщиков, осуществлялась в интересах людей, а
не тех, кто хочет их обобрать.
Беседу вел А.ВОРОНИН
"Златоустовский рабочий", 14.08.2003