-
Владимир Петрович, 9 сентября началась заключительная сессия
работы Госдумы нынешнего созыва. Многие депутаты сейчас плотно
занимаются предстоящими в декабре выборами и им уже не до законодательной
деятельности. И все-таки: какие, на Ваш взгляд, наиболее важные
законопроекты еще могут быть приняты Госдумой за эти три осенних
месяца?
- Главное - успеть за это время внимательно
рассмотреть, детально обсудить и принять бюджет будущего года.
Причем, по возможности, бюджет не популистский, а реально открывающий
позитивную перспективу перед людьми. На мой взгляд, этот бюджет
должен быть социальным. Социальным не только потому, что надо
улучшать положение и жизнь малоимущих людей, но и потому, что
он должен создать перспективу для роста российской экономики.
В "яблочном" альтернативном бюджете, который мы представим
в Госдуме, главным пунктом станет ликвидация в нашей стране
нищеты в следующие четыре года. Причем, решающим в этом деле
должен стать следующий год. В бюджете-2004 должна отчетливо
прослеживаться линия, направленная на преодоление самых кричащих
и отчаянных социальных несправедливостей и неравенств, которые
возникли в нашей стране за последние годы.
- Какие самые отчаянные социальные несправедливости
Вы имеете в виду?
- Прежде всего, это касается доведения пенсий
и зарплат бюджетников до уровня прожиточного минимума. Достичь
этого в нашей стране можно, на мой взгляд, за достаточно короткий
срок. Но, повторяю, решающий шаг в этом направлении надо сделать
уже в нынешнем году, когда депутаты этого созыва будут принимать
сформированный правительством бюджет.
- А существуют ли хоть какие-то предпосылки
для этого в правительственном проекте представленного бюджета?
- С этой точки зрения разработанный правительством
первый вариант бюджета-2004 меня настораживает. Настораживает
тем, что в нем очень большой акцент сделан на военные расходы.
- Но ведь правительство, кажется, наконец-то
серьезно взялось за проведение давно назревшей военной реформы.
Она требует немалых расходов...
- Да, конечно, военную реформу надо финансировать.
Безусловно, существует и проблема борьбы с терроризмом, для
преодоления которой тоже необходимы немалые средства. Надо проводить
и реформу образования, и науку "питать" надлежащим
образом. Но все же нельзя не решать важнейшие социальные проблемы
людей. В представленном правительством бюджете существуют такие
параметры, которые не увеличивают расходы на решение социальных
проблем населения или увеличивают их на уровне компенсации предусматриваемой
инфляции. Россияне должны приближаться к достойному уровню жизни.
Без приличной зарплаты у людей нет и платежеспособного спроса.
А без платежеспособного спроса населения не будет развиваться
экономика страны. Ни одна рыночная экономика не развивается
в условиях ограниченного внутреннего рынка. Настоящий внутренний
рынок основан на товарах, которые доступны для подавляющего
большинства населения страны, а не для 5 или 10 процентов "избранных"
людей, как это у нас сейчас наблюдается... Когда потребление
"ограничено" дорогой итальянской мебелью и роскошными
французскими духами, красующимися на витринах неисчислимых бутиков,
заменивших магазины, которые нужны обычным людям, то это - не
платежеспособность населения. Это - искусственный спрос. Это
- анклавы, создающие контраст почти колониальным условиям жизни
большинства россиян. А когда у людей появится достаточные средства,
то они и будут стимулировать нормальный спрос потребительских
товаров. И бюджет страны должен быть ориентирован на повышение
этого спроса.
Я считаю, что бюджет-2004 должен иметь один
основной приоритет. В нем должен быть обозначен решающий скачок
в направлении приближения к прожиточному минимуму зарплат и
пенсий россиян. Соответствующие обоснованные предложения в проект
бюджета будущего года будет предлагать фракция "ЯБЛОКО".
Разумеется, что и военная реформа, и проблемы образования и
науки для "ЯБЛОКА" по-прежнему остаются приоритетными.
Они очень важны. Но все-таки проблема, о которой я сейчас говорю,
- общая для всех россиян.
- Ваша оценка деятельности уходящей в историю
третьей Госдумы?
- В целом за этот созыв Госдума принимала довольно
много законов. Среди них - немало полезных. Но все-таки большинство
законов принималось в спешке, многие из них были очень не проработанными.
Например, закон о гражданстве. Под крики и улюлюканье парламентского
большинства он был принят, хотя меньшинство, включая фракцию
"ЯБЛОКО", предупреждало: этот закон - очень двусмысленный.
К сожалению, лоббистам удалось протолкнуть этот закон и через
Совет Федерации, и Президенту для визирования подсунуть. А потом
Путин в своем президентском послании говорит, что этот закон
- никуда не годится, что в него необходимо внести серьезные
поправки, которые сейчас вроде бы срочно готовятся...
- Зачем депутаты Госдумы принимают такие
сырые законы? Или многие из них так легко продаются, что Кремль
или правительство может "протащить" через парламент
практически любой, даже очень несовершенный, но кому-то нужный,
а для кого-то и выгодный закон?
- Дело в том, что, с точки зрения исполнительной
власти, есть два типа парламентов: бесполезный или вредный.
Вредный парламент - когда он постоянно находится в жесткой конфронтации
с исполнительной властью. Это мешает работе всех государственных
структур. Такое мы наблюдали в России в начале 90-х годов… А
бесполезный парламент - когда он послушен исполнительной власти
и, по сути, является ее приводным ремнем. Он принимает все,
что ему предлагает администрация Президента или правительство.
Так, собственно, и произошло с законом о гражданстве...
- Выходит, нынешний парламент был бесполезным?
- Наш парламент еще не полностью бесполезный,
но, к сожалению, он вплотную опасно приблизился ко второму типу
представительной власти. К сожалению, сегодня в нем не учитывается
и игнорируется мнение меньшинства. Нужен ли России такой парламент?
Можно, разумеется, сэкономить на его содержании, и восстановить
в стране "добрые" сталинско-брежневские традиции...
Я же убежден в том, что России нужен серьезный парламент, в
котором слышны разные политические голоса, включая и его меньшинство.
Когда разными голосами говорит правительство или президентская
администрация - это неправильно. Это - шизофрения, плюрализм
в одной голове. А если парламент говорит одним голосом, это
- паранойя. Поэтому в новом созыве Государственной Думы необходимо
присутствие разного спектра политических сил. Надеюсь, что после
жарких предвыборных баталий этого года они будут в нем достойно
представлены. Это, разумеется, будет зависеть от разумного выбора
избирателей 7 декабря. Здесь важно, чтобы, в отличие от предыдущих
избирательных кампаний, выборы стали честными, чтобы результаты
народного волеизъявления можно было бы проверить и, если будут
наблюдаться фальсификации, оспорить их в судебном порядке.
- Председатель Центризбиркома Александр
Вешняков пытается уверить россиян, что на этот раз все будет
по-честному... Ваш прогноз относительно результатов партии "ЯБЛОКО"
на выборах 7 декабря?
- По последним опросам ВЦИОМа, рейтинг "ЯБЛОКА"
у избирателей сейчас составляет порядка 6 процентов. Думаю,
что "ЯБЛОКО" на этих выборах выступит существенно
лучше, чем в предыдущие годы. Я уверен в том, что по федеральному
списку "ЯБЛОКО" пройдет в Госдуму нового созыва и
снова сформирует в ней свою фракцию. Мы рассчитываем на успех
и в ряде одномандатных округов, где будут баллотироваться в
депутаты и бороться за победу кандидаты от нашей партии.
Беседу вел Виталий ПОПОВ
10.09.2003
Фото Николая АНДРЮШОВА