[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №12]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”

Москва
Эпиц
ентр
2003 год

№12(48)
сентябрь

Бюджет для народа, а не для избранных
Вице-спикер Госдумы и зам. председателя РДП "ЯБЛОКО" Владимир ЛУКИН считает, что российский парламент приближается к опасному типу представительной власти.

Вице-спикер Госдумы  и зам. председателя РДП "ЯБЛОКО" Владимир ЛУКИН считает, что российский парламент приближается к опасному типу представительной власти. - Владимир Петрович, 9 сентября началась заключительная сессия работы Госдумы нынешнего созыва. Многие депутаты сейчас плотно занимаются предстоящими в декабре выборами и им уже не до законодательной деятельности. И все-таки: какие, на Ваш взгляд, наиболее важные законопроекты еще могут быть приняты Госдумой за эти три осенних месяца?

- Главное - успеть за это время внимательно рассмотреть, детально обсудить и принять бюджет будущего года. Причем, по возможности, бюджет не популистский, а реально открывающий позитивную перспективу перед людьми. На мой взгляд, этот бюджет должен быть социальным. Социальным не только потому, что надо улучшать положение и жизнь малоимущих людей, но и потому, что он должен создать перспективу для роста российской экономики. В "яблочном" альтернативном бюджете, который мы представим в Госдуме, главным пунктом станет ликвидация в нашей стране нищеты в следующие четыре года. Причем, решающим в этом деле должен стать следующий год. В бюджете-2004 должна отчетливо прослеживаться линия, направленная на преодоление самых кричащих и отчаянных социальных несправедливостей и неравенств, которые возникли в нашей стране за последние годы.

- Какие самые отчаянные социальные несправедливости Вы имеете в виду?

- Прежде всего, это касается доведения пенсий и зарплат бюджетников до уровня прожиточного минимума. Достичь этого в нашей стране можно, на мой взгляд, за достаточно короткий срок. Но, повторяю, решающий шаг в этом направлении надо сделать уже в нынешнем году, когда депутаты этого созыва будут принимать сформированный правительством бюджет.

- А существуют ли хоть какие-то предпосылки для этого в правительственном проекте представленного бюджета?

- С этой точки зрения разработанный правительством первый вариант бюджета-2004 меня настораживает. Настораживает тем, что в нем очень большой акцент сделан на военные расходы.

- Но ведь правительство, кажется, наконец-то серьезно взялось за проведение давно назревшей военной реформы. Она требует немалых расходов...

- Да, конечно, военную реформу надо финансировать. Безусловно, существует и проблема борьбы с терроризмом, для преодоления которой тоже необходимы немалые средства. Надо проводить и реформу образования, и науку "питать" надлежащим образом. Но все же нельзя не решать важнейшие социальные проблемы людей. В представленном правительством бюджете существуют такие параметры, которые не увеличивают расходы на решение социальных проблем населения или увеличивают их на уровне компенсации предусматриваемой инфляции. Россияне должны приближаться к достойному уровню жизни. Без приличной зарплаты у людей нет и платежеспособного спроса. А без платежеспособного спроса населения не будет развиваться экономика страны. Ни одна рыночная экономика не развивается в условиях ограниченного внутреннего рынка. Настоящий внутренний рынок основан на товарах, которые доступны для подавляющего большинства населения страны, а не для 5 или 10 процентов "избранных" людей, как это у нас сейчас наблюдается... Когда потребление "ограничено" дорогой итальянской мебелью и роскошными французскими духами, красующимися на витринах неисчислимых бутиков, заменивших магазины, которые нужны обычным людям, то это - не платежеспособность населения. Это - искусственный спрос. Это - анклавы, создающие контраст почти колониальным условиям жизни большинства россиян. А когда у людей появится достаточные средства, то они и будут стимулировать нормальный спрос потребительских товаров. И бюджет страны должен быть ориентирован на повышение этого спроса.

Я считаю, что бюджет-2004 должен иметь один основной приоритет. В нем должен быть обозначен решающий скачок в направлении приближения к прожиточному минимуму зарплат и пенсий россиян. Соответствующие обоснованные предложения в проект бюджета будущего года будет предлагать фракция "ЯБЛОКО". Разумеется, что и военная реформа, и проблемы образования и науки для "ЯБЛОКА" по-прежнему остаются приоритетными. Они очень важны. Но все-таки проблема, о которой я сейчас говорю, - общая для всех россиян.

- Ваша оценка деятельности уходящей в историю третьей Госдумы?

- В целом за этот созыв Госдума принимала довольно много законов. Среди них - немало полезных. Но все-таки большинство законов принималось в спешке, многие из них были очень не проработанными. Например, закон о гражданстве. Под крики и улюлюканье парламентского большинства он был принят, хотя меньшинство, включая фракцию "ЯБЛОКО", предупреждало: этот закон - очень двусмысленный. К сожалению, лоббистам удалось протолкнуть этот закон и через Совет Федерации, и Президенту для визирования подсунуть. А потом Путин в своем президентском послании говорит, что этот закон - никуда не годится, что в него необходимо внести серьезные поправки, которые сейчас вроде бы срочно готовятся...

- Зачем депутаты Госдумы принимают такие сырые законы? Или многие из них так легко продаются, что Кремль или правительство может "протащить" через парламент практически любой, даже очень несовершенный, но кому-то нужный, а для кого-то и выгодный закон?

- Дело в том, что, с точки зрения исполнительной власти, есть два типа парламентов: бесполезный или вредный. Вредный парламент - когда он постоянно находится в жесткой конфронтации с исполнительной властью. Это мешает работе всех государственных структур. Такое мы наблюдали в России в начале 90-х годов… А бесполезный парламент - когда он послушен исполнительной власти и, по сути, является ее приводным ремнем. Он принимает все, что ему предлагает администрация Президента или правительство. Так, собственно, и произошло с законом о гражданстве...

- Выходит, нынешний парламент был бесполезным?

- Наш парламент еще не полностью бесполезный, но, к сожалению, он вплотную опасно приблизился ко второму типу представительной власти. К сожалению, сегодня в нем не учитывается и игнорируется мнение меньшинства. Нужен ли России такой парламент? Можно, разумеется, сэкономить на его содержании, и восстановить в стране "добрые" сталинско-брежневские традиции... Я же убежден в том, что России нужен серьезный парламент, в котором слышны разные политические голоса, включая и его меньшинство. Когда разными голосами говорит правительство или президентская администрация - это неправильно. Это - шизофрения, плюрализм в одной голове. А если парламент говорит одним голосом, это - паранойя. Поэтому в новом созыве Государственной Думы необходимо присутствие разного спектра политических сил. Надеюсь, что после жарких предвыборных баталий этого года они будут в нем достойно представлены. Это, разумеется, будет зависеть от разумного выбора избирателей 7 декабря. Здесь важно, чтобы, в отличие от предыдущих избирательных кампаний, выборы стали честными, чтобы результаты народного волеизъявления можно было бы проверить и, если будут наблюдаться фальсификации, оспорить их в судебном порядке.

- Председатель Центризбиркома Александр Вешняков пытается уверить россиян, что на этот раз все будет по-честному... Ваш прогноз относительно результатов партии "ЯБЛОКО" на выборах 7 декабря?

- По последним опросам ВЦИОМа, рейтинг "ЯБЛОКА" у избирателей сейчас составляет порядка 6 процентов. Думаю, что "ЯБЛОКО" на этих выборах выступит существенно лучше, чем в предыдущие годы. Я уверен в том, что по федеральному списку "ЯБЛОКО" пройдет в Госдуму нового созыва и снова сформирует в ней свою фракцию. Мы рассчитываем на успех и в ряде одномандатных округов, где будут баллотироваться в депутаты и бороться за победу кандидаты от нашей партии.

Беседу вел Виталий ПОПОВ
10.09.2003
Фото Николая АНДРЮШОВА

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №12]

info@yabloko.ru