В
июне 1998 г. я пришел к местным "яблочникам" и предложил:
"Давайте выпускать газету".
Реакция в основном была скептическая. Как?
Да кто ее будет делать? А главное - на какие деньги?
- Делать буду я, - успокоил сомневающихся.
Я - профессиональный журналист, в местной и
областной прессе немало лет работал. А деньги? Есть же среди
калининградских "яблочников" предприниматели, неужели
не помогут?
В общем, дело закрутилось. Пришлось, разумеется,
побегать по активистам, сочувствующим. И, наконец, первый выпуск
"Балтийского ЯБЛОКА", пахнущий типографской краской,
я принес в штаб. Без критики, конечно, не обошлось - нашли массу
ошибок, просчетов... Вот тут надо бы так, а тут - этак... Я
контратаковал: вы помогайте, в одиночку, чтобы и без ошибок,
и все правильно было - сложновато...
Уже со второго номера газету заметили. А выходила
она, до регистрации, тиражом 700, 900 экземпляров. В первую
очередь наше издание заметили, понятно, в областной администрации.
Региональное "ЯБЛОКО", стоявшее тогда в жесткой оппозиции
к действующей администрации, использовало газету для деловой
и конструктивной критики. А кому критика нравится?
В номере восьмом (6 ноября 1998 г.) я опубликовал
статью "Экономическая политика или политическая экономика?".
На пальцах, что называется, показал, как тогдашний губернатор
Леонид Горбенко своевольно распоряжался бюджетными средствами.
В статье были приведены конкретные цифры бюджетных расходов
и доходов. И вывод следовал: губернатор нарушает закон. И, под
завязку, следовала неосторожная фраза: "Наш губернатор
постоянно путает личный и бюджетный карманы".
Вот эта фраза и вывела из себя губернатора.
Он подал в суд на учредителя, региональное отделение "ЯБЛОКА"
и, естественно, на автора.
Первый и второй (областной) суды мы проиграли.
И хотя доказывали, что фраза насчет карманов подразумевает своевольное
распределение, а не хищение (чего наша милиция с прокуратурой
до сих пор не доказали, а потому и тогда, и сейчас мы о том
и не говорим) бюджетных средств. Однако суд постановил компенсировать
губернатору моральный ущерб в денежном выражении и опубликовать
опровержение.
Газета, конечно, извинилась, но борьбу с барством
губернатора не прекратила. Просто мы стали осторожнее. Стали
выверять каждую фразу, а факты на страницах "Балтийского
ЯБЛОКА" никогда не расходились с действительностью
Новый всплеск активности нашего издания пришелся
на минувший год, когда к руководству калининградским "ЯБЛОКОМ"
пришли новые люди. "Яблочные" депутаты из Балтийска
вступили в конфликт с местной администрацией. Логично, что наша
газета оказалась практически единственным рупором, в котором
можно было прямо и четко сказать о проблемах балтийцев, недвусмысленно
поставить перед администрацией интересующие граждан вопросы.
Мэр Балтийского городского округа Кузнецов
болезненно реагировал на критику. Опровержения (не говоря об
"уточнениях", "дополнениях" и проч.) сыпались
как из рога изобилия. Мы их публиковали. Правда, со своими комментариями.
Последняя "волна" гневных откликов пришлась на весну
нынешнего года.
На первомайский митинг, где балтийцы выступали
против грабительской реформы ЖКХ, администрация отреагировала
своеобразно: прислала в нашу газету статью с настоятельной просьбой
ее опубликовать. Кода опуса была прямо эпическая: "Кстати,
пока на митинге призывали к чистоте и порядку, по другую сторону
Дома культуры провели субботник. Его организовали члены другой
партии, которые вместо слов и призывов к чистоте занялись конкретным
делом. Просто пришли и убрали мусор, скопившийся за зиму".
О "другой" партии гадать не приходится:
администрация практически в полном составе дружно примкнула
к "единороссам". А по поводу субботников... "ЯБЛОКО"
такие акции проводит регулярно...
Да, газета, пожалуй, в профессиональном плане,
слабовата. Небольшой тираж, отсутствие штатных работников...
Трудно тягаться с коммерческими изданиями. Однако за пять лет
у нас появились и постоянные читатели, и авторы, и определенный
авторитет в регионе.
Я считаю, что региональным партийным организациям
без печатного органа нельзя. Где еще, как ни на страницах собственного
издания, можно довести до людей "яблочные" идеи, отношение
к насущным проблемам региона и страны? Публикации на платной
основе, на мой взгляд, малоэффективны. Большинство читателей
относятся к этому весьма скептически. А у многих людей оплаченные
и хвалебно-слащавые материалы вызывают просто отторжение. И,
в конце концов, эффект от таких публикаций часто получается
обратный ожидаемому.
Александр ГМЫРИН,
редактор газеты "Балтийское Яблоко”,
г. Калининград