В последнее время все чаще слышишь
различные рассуждения о низкой оплате труда учителя. Чувствуется
приближение выборов. По сути, кто бы ни рассуждал, государственный
чиновник или политик, все рассуждения напоминают обычное словоблудие
не имеющее ничего общего с настоящим положением учителя. Поэтому
я и хочу высказать свое учительское мнение обо всем происходящим
в партийном бюллетене РДП "ЯБЛОКО".
Согласно трудовому Кодексу, норма труда в промышленности
составляет 40 часов в неделю, т.е. пять рабочих дней по 8 часов.
Средняя зарплата в промышленности сегодня колеблется в размере
5 тысяч. Норма труда учителя - 18 часов в неделю. По своим физическим
и нервным затратам она равняется 40 часам в промышленности.
То есть, на качественную подготовку каждого урока учителю дается
чуть больше часа. Напомню, что согласно Указу № 1 первого Президента
России, учитель должен за свою норму 18 часов получить зарплату
равную средней по промышленности. В настоящее время большинство
учителей вынуждено (из-за нищеты) вести до 30 часов и более
в неделю. Нетрудно решить пропорцию: 18 так относится к 40,
как 30 к "Х". Оказывается, что сегодня российский
учитель, если сравнить его труд с промышленным рабочим, работает
семь дней в неделю по 10 часов...
У меня, например, высшая категория и 30 часов
нагрузки. Мне начислена зарплата за это 2516 рублей 70 копеек.
Потрудитесь из этой суммы вычесть еще подоходный налог. Получите
итоговую сумму, которую иногда мне выдают... Попробуйте выйти
на городской тротуар и спросить первого попавшегося прохожего:
человек какой профессии, работая семь дней в неделю по 10 часов
в день (без выходных), получает за это чуть больше двух тысяч?
И как можно назвать такого человека? В лучшем случае вам покрутят
многозначительно пальцем у виска. Теперь ответьте на другой
вопрос. А сколько же получает учитель не высшей категории и
не с такой нагрузкой как у меня? Смею напомнить, что в промышленности
за каждый час переработки оплата умножается на коэффициент 1,5
или 2,0. Значит, я сегодня за свою работу, согласно российским
законам, должен получать около 15 тыс. рублей.
Как же назвать существующее положение? Это
не просто отсутствие какой-либо политики государства в отношении
образования. Это - геноцид. Сегодня, когда начинают сгорать
школы вместе с детьми, наши государственные чиновники делают
удивленно-глупые лица. Они как будто не знают, что школы брошены
на произвол судьбы уже десять лет. Ставки рабочего по обслуживанию
здания такие, что те "специалисты", которые приходят
в школы, способны только развалить все коммуникации... А чиновники
спрашивают про пожарную автоматику...
Все знают, что неполная семья - трагедия для
ребенка. Причем, независимо от того, кого нет: папы или мамы.
Точно также и в школе. Коллектив учителей должен состоять из
мужчин и женщин. Сегодня в большой средней школе я из мужчин
остался один...
Все это происходит на фоне радостных докладов,
что золотовалютный запас России как никогда высок... Когда-то,
в начале девяностых, была создана тарифная сетка для госслужащих.
Нас убеждали, что там будут все - от "технички" до
министра. Через небольшое время в этой тарифной сетке остались
только учителя и врачи. Когда "центр" присылал трансферты
для погашения долгов учителям и врачам, в первую очередь деньги
уходили для погашения "долгов" по зарплате нашим раздутым
администрациям с их запредельными ими самими установленными
окладами. Когда возмущенные учителя спрашивали своего мэра,
какая же у него зарплата, он стыдливо отвечал, что это - коммерческая
тайна. Во как!
Наши профсоюзные функционеры давно плюнули
на наши проблемы. Большей частью они решают свои семейные дела.
Лишь иногда проводят ничего не значащие акции, чтобы, не дай
Бог, не копилось напряжение в учительской среде. Добавьте к
этому долги (у некоторых с 1996 г.) по подписной литературе,
по коммунальным услугам и т.д. И это еще не все. А сколько еще
дополнительной и неоплачиваемой работы делает учитель? А наше
доблестное государство экономит на образовании... Если надо
урезать городской бюджет, то обычно сокращают ставки на дополнительном
образовании. С одной стороны наш "гарант" конституции
говорит об оздоровлении нации, а местная власть сокращает кружки,
секции и т.п. Вот учитель и вынужден теперь все это делать бесплатно.
Вновь приближаются парламентские выборы. Словоблудие
усиливается в геометрической прогрессии. Из всех политических
партий, представленных в Думе, на мой взгляд, только одна предлагает
экономически обоснованный путь реформирования образования. Причем
путь не утопический, а вполне реальный. Это "яблочники"
Григория Явлинского. Остальные просто не осознают всего ужаса,
который происходит в образовании.
Л.В. СТОРОЖЕВ, учитель
ОБЖ, технологии средней школы
157510, г. Шарья, Костромской
обл., пос. Ветлужский, ул. Садовая, 18, кв. 43.
(09449) 56-209 - дом. тел.,
56-005 - дир. школы,
56-712 - учительская.
E-mail: gps@sharya.kosnet.ru