[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №10]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”

Москва
Эпиц
ентр
2003 год

№10(46)
июль

Труд и капитал – в собственность семьи
О перспективах дальнейшего развития
аграрного сектора страны

Ознакомился с документом "О политических приоритетах РДП "ЯБЛОКО" в 2003-2004 гг., опубликованном в информационно-политическом бюллетене № 4 за февраль 2003 г. Его содержание свидетельствует о прогрессивном стратегическом курсе Партии на освоение имеющихся в стране колоссальных резервов экономического роста для достижения высоких экономических и социальных результатов. В числе основных направлений и приоритетов политики экономического роста, изложенных в Документе, важнейшим является вовлечение в экономическую активность подавляющего большинства трудоспособного населения страны. Это направление имеет, на наш взгляд, огромнейшее значение и требует своего решения прежде всего в сфере аграрного производства.

Сегодня в этой сфере основная масса сельского населения пока еще имеет в собственности землю и потенциально способна самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. Однако в связи с тем, что в последние годы реформы в сельском хозяйстве многих регионов пошли по пути создания крупных образований корпоративного типа, большинство аграрных предприятий принудительно обанкрочены, лишены экономической самостоятельности и переведены в статус производственных подразделений новых формирований. При этом одна часть трудовых ресурсов села стала наемными рабочими, другая же, не менее значительная часть (молодежь и пенсионеры) оказалась вообще вне сферы аграрного производства.

Отношения собственности на землю приобрели особый, не имеющий аналогов в мировой практике, характер. Крестьяне - собственники земельных долей - сдают их в аренду управляющей компании, а сами идут наемными рабочими в эту же компанию. Оплата труда здесь - самая низкая среди всех отраслей экономики и выплачивается нерегулярно. Арендная плата за землю вообще не выдерживает никакой критики, так как выдается только натурой (зерно, корма и т.д.) и составляет менее 1/20 части получаемого урожая.

Сегодня в стране происходят процессы активного проникновения в сельское хозяйство торгово - промышленного капитала, которым уже контролируются (главным образом в зернопроизводящих регионах) сотни тысяч гектаров самых плодородных земель. Не исключено, что в ближайшем будущем эти земли перейдут в собственность крупных управляющих компаний и тогда уже будет поздно создавать необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве. Таким образом, лишение аграрных предприятий экономической самостоятельности и перевод их в статус производственных подразделений вертикально интегрированных структур, в которых все хозяйственные связи натурализованы, привело к свертыванию рыночных отношений на селе. В конечном итоге произошло отчуждение крестьянских семей от собственности на землю, средства производства и производимую продукцию, создание класса сельских пролетариев. Безусловно, что такого рода реформы в аграрной сфере, направленные на создание системы централизованного управления экономикой с единственной целью извлечения прибыли, не способствуют, а, наоборот, препятствуют возникновению экономической демократии на селе, вовлечению в экономическую активность большинства сельского населения.

Общеизвестно, что крупному капиталу свойственно, с одной стороны, противоречие между стремлением к безграничному росту, экспансии, подчинению (слиянию и поглощению) более мелких хозяйствующих субъектов, с другой стороны, тенденцией к самоограничению, обусловленной объективными трудностями управления в рамках многоступенчатых масштабных структур.

Одним из современных способов разрешения данного противоречия могут успешно служить используемые в международной практике эффективные модели предпринимательской деятельности, предназначенные для интеграции крупного, среднего и малого предпринимательства. Это своеобразные сетевые образования (предпринимательские сети) корпоративного типа, представляющие собой отношения между юридически самостоятельными экономическими субъектами (как правило различных размеров) по поводу интеграции их производственных и снабженческо - сбытовых функций.

В сложившейся на сегодняшний день ситуации перспектива дальнейшего развития аграрного сектора страны видится именно в подобной системе взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга малых, средних и крупных производственных формирований. Существенное развитие в связи с этим должна получить семейная форма организации производства (семейные индивидуальные и совместные образования), объединяющие основную массу сельского населения. Семейная форма организации аграрного производства представляет собой первичное обособленное социально - экономическое образование, в котором труд и капитал находятся в собственности каждой семьи.

По своему организационно - правовому статусу такого рода организации являются некоммерческими кооперативами семейных хозяйств. Участники кооператива объединяют принадлежащие им земельные доли и имущество для совместной деятельности. Доходы от совместной деятельности распределяются среди участников кооператива пропорционально их земельных долей, имущественных и трудовых вкладов. Сам кооператив доходов не имеет и никакими налогами не облагается. Налоги платит каждая семья из своих доходов (подоходный налог в размере 13% в соответствии с действующим законодательством). Такая норма прописана в ГК РФ, глава 55, а также в Законе РФ "О сельскохозяйственной кооперации".

Речь идет о том, что создаваемые на базе нынешних производственных подразделений управляющих компаний семейные кооперативы могут эффективно функционировать в составе тех же производственно-хозяйственных систем, каковыми сегодня являются управляющие компании. Необходимо только изменить механизм экономических отношений. Основным принципом экономических отношений в такого рода формированиях, построенных по типу франчайзинга, является принцип субсидарности, когда полномочия и средства ради общей выгоды передаются от одного хозяйствующего субъекта к другому, которые выступают на рынке как равноправные партнеры. Сегодня же параметры внутренней организации управляющих компаний и правовые нормы, регулирующие отношения внутри организации, установлены в одностороннем порядке по принципу передачи полномочий по вертикали, и не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. В результате этого участники такого рода производственно-хозяйственных систем являются экономически неравноправными и не заинтересованы в эффективной деятельности системы в целом. Получается так, что крестьяне работают не на себя, а на управляющую компанию.

Учитывая сложившуюся в сфере аграрного бизнеса России крайне неблагоприятную ситуацию, тем не менее, целесообразность применения на практике вертикально интегрированных систем очевидна. Для этого необходимо, прежде всего, реструктурировать существующие образования с линейной подчиненностью всех подразделений в направлении создания масштабных формирований кооперативного типа - горизонтально интегрированных сетевых моделей. Это новые, вполне реальные перспективы упорядочения системы экономических взаимосвязей на основе договорных отношений между крупными образованиями и их малыми партнерами по кооперации в области производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. В этом случае крестьяне получат возможность работать на себя, получать доходы, строить на собственные средства жилье, инфраструктуру и т.д. В частности, в семейных кооперативах жилищно-коммунальные услуги, содержание производственной и социальной инфраструктуры обеспечиваются за счет доходов самих участников кооперации. В перспективе, по мере принятия на федеральном уровне соответствующих законов, целесообразно, чтобы кооператив взял на себя пенсионное обеспечение своих молодых работников по накопительной системе.

Особая роль в обеспечении эффективной деятельности семейных кооперативов в сельском хозяйстве принадлежит государству. С одной стороны, это разработка государственной программы поддержки семейной аграрной кооперации и законодательное обеспечение ее развития, с другой стороны, - непосредственное участие в производственной деятельности сельских семейных кооперативов. Дело в том, что по своей природе и в силу ряда других факторов, сельское хозяйство не может конкурировать в рыночной среде с другими отраслями сферы материального производства и услуг. В сельском хозяйстве, в связи с естественной ограниченностью разделения труда, производство каждого отдельно взятого продукта не может развиваться в конкурентной среде, так как определенная часть продуктов не выходит за пределы внутреннего оборота и не поступает в сферу обмена. Воспроизводственные циклы ряда продуктов растениеводства и животноводства взаимно переплетены и дополняют друг друга, в то время как в рыночной среде в процессе конкуренции один продукт вытесняет другой. Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства может быть эффективной только тогда, когда оно (государство) будет выступать в роли равноправного партнера, инвестора на правах участника производственной деятельности каждого конкретного семейного кооператива с последующим распределением полученных доходов пропорционально вложениям труда и капитала.

Основополагающими условиями эффективной реализации трудового потенциала в сельском хозяйстве являются изменения отношений собственности и распределения доходов. В этой связи семейная собственность на землю и имущество, а также соответствующие социально-экономические отношения в сфере производства и распределения, обладают способностью пробуждать в людях высокую экономическую активность, интересы и ответственность, поскольку мера присвоения вновь созданного продукта при этом напрямую связана с результатами труда. Это основополагающие факторы активизации экономической жизни и противодействия иждивенческим и потребительским настроениям, которые свойственны производственным образованиям, состоящим из работодателей и наемных работников.

Для того, чтобы сельское хозяйство России могло стать равноправной частью экономической системы и позволило значительному числу занятых в нем людей самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, необходимо реализовать ряд мероприятий. Важнейшими из них являются:

- разработка государственной программы поддержки семейной кооперации в сельском хозяйстве, законодательное обеспечение ее развития, создание правовых и экономических условий для самоорганизации трудовых коллективов;

- развитие на федеральном, региональном и местном уровнях сети консультационных центров по оказанию помощи сельскому населению, желающему создать семейные кооперативы, а также помощи действующим семейным кооперативам по вопросам организации их деятельности;

- формирование специализированной кооперативной финансовой, в т.ч. банковской, системы, направленной на обслуживание сельских кооперативных организаций и их членов;

- пропаганда через СМИ кооперативной формы организации взаимопомощи сельского населения.

Следует подчеркнуть, что во всех развитых странах приняты правительственные программы развития рабочей акционерной собственности. В России же, наоборот, вместо использования огромного потенциала материальной заинтересованности трудящихся в реформах, государство, частный капитал, большинство политических партий и даже профсоюзы делают все, чтобы не способствовать их хозяйственной самоорганизации.

Сегодня РДП "ЯБЛОКО", в отличие от других партий и движений, главной целью в области социально-экономической политики ставит обеспечение более справедливого распределения национального продукта и создания предпосылок для формирования среднего класса на основе большинства населения. Полагаю, что данная тема является одной из наиболее приоритетных в политико-экономической деятельности Партии на ближайшую перспективу.

Выражаю готовность принять самое активное участие в разработке необходимых предложений и документов по ее реализации.

П.А. КОТЕНКО, профессор
Орловского государственного аграрного университета, член РДП "ЯБЛОКО", г. Орел

Фото Александра КУЛЕШОВА

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №10]

info@yabloko.ru