Ознакомился с документом "О политических
приоритетах РДП "ЯБЛОКО" в 2003-2004 гг., опубликованном
в информационно-политическом бюллетене № 4 за февраль 2003 г.
Его содержание свидетельствует о прогрессивном стратегическом
курсе Партии на освоение имеющихся в стране колоссальных резервов
экономического роста для достижения высоких экономических и
социальных результатов. В числе основных направлений и приоритетов
политики экономического роста, изложенных в Документе, важнейшим
является вовлечение в экономическую активность подавляющего
большинства трудоспособного населения страны. Это направление
имеет, на наш взгляд, огромнейшее значение и требует своего
решения прежде всего в сфере аграрного производства.
Сегодня
в этой сфере основная масса сельского населения пока еще имеет
в собственности землю и потенциально способна самостоятельно
заниматься предпринимательской деятельностью. Однако в связи
с тем, что в последние годы реформы в сельском хозяйстве многих
регионов пошли по пути создания крупных образований корпоративного
типа, большинство аграрных предприятий принудительно обанкрочены,
лишены экономической самостоятельности и переведены в статус
производственных подразделений новых формирований. При этом
одна часть трудовых ресурсов села стала наемными рабочими, другая
же, не менее значительная часть (молодежь и пенсионеры) оказалась
вообще вне сферы аграрного производства.
Отношения собственности на землю приобрели
особый, не имеющий аналогов в мировой практике, характер. Крестьяне
- собственники земельных долей - сдают их в аренду управляющей
компании, а сами идут наемными рабочими в эту же компанию. Оплата
труда здесь - самая низкая среди всех отраслей экономики и выплачивается
нерегулярно. Арендная плата за землю вообще не выдерживает никакой
критики, так как выдается только натурой (зерно, корма и т.д.)
и составляет менее 1/20 части получаемого урожая.
Сегодня в стране происходят процессы активного
проникновения в сельское хозяйство торгово - промышленного капитала,
которым уже контролируются (главным образом в зернопроизводящих
регионах) сотни тысяч гектаров самых плодородных земель. Не
исключено, что в ближайшем будущем эти земли перейдут в собственность
крупных управляющих компаний и тогда уже будет поздно создавать
необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства
в сельском хозяйстве. Таким образом, лишение аграрных предприятий
экономической самостоятельности и перевод их в статус производственных
подразделений вертикально интегрированных структур, в которых
все хозяйственные связи натурализованы, привело к свертыванию
рыночных отношений на селе. В конечном итоге произошло отчуждение
крестьянских семей от собственности на землю, средства производства
и производимую продукцию, создание класса сельских пролетариев.
Безусловно, что такого рода реформы в аграрной сфере, направленные
на создание системы централизованного управления экономикой
с единственной целью извлечения прибыли, не способствуют, а,
наоборот, препятствуют возникновению экономической демократии
на селе, вовлечению в экономическую активность большинства сельского
населения.
Общеизвестно, что крупному капиталу свойственно,
с одной стороны, противоречие между стремлением к безграничному
росту, экспансии, подчинению (слиянию и поглощению) более мелких
хозяйствующих субъектов, с другой стороны, тенденцией к самоограничению,
обусловленной объективными трудностями управления в рамках многоступенчатых
масштабных структур.
Одним из современных способов разрешения данного
противоречия могут успешно служить используемые в международной
практике эффективные модели предпринимательской деятельности,
предназначенные для интеграции крупного, среднего и малого предпринимательства.
Это своеобразные сетевые образования (предпринимательские сети)
корпоративного типа, представляющие собой отношения между юридически
самостоятельными экономическими субъектами (как правило различных
размеров) по поводу интеграции их производственных и снабженческо
- сбытовых функций.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации
перспектива дальнейшего развития аграрного сектора страны видится
именно в подобной системе взаимодействующих и взаимодополняющих
друг друга малых, средних и крупных производственных формирований.
Существенное развитие в связи с этим должна получить семейная
форма организации производства (семейные индивидуальные и совместные
образования), объединяющие основную массу сельского населения.
Семейная форма организации аграрного производства представляет
собой первичное обособленное социально - экономическое образование,
в котором труд и капитал находятся в собственности каждой семьи.
По своему организационно - правовому статусу
такого рода организации являются некоммерческими кооперативами
семейных хозяйств. Участники кооператива объединяют принадлежащие
им земельные доли и имущество для совместной деятельности. Доходы
от совместной деятельности распределяются среди участников кооператива
пропорционально их земельных долей, имущественных и трудовых
вкладов. Сам кооператив доходов не имеет и никакими налогами
не облагается. Налоги платит каждая семья из своих доходов (подоходный
налог в размере 13% в соответствии с действующим законодательством).
Такая норма прописана в ГК РФ, глава 55, а также в Законе РФ
"О сельскохозяйственной кооперации".
Речь идет о том, что создаваемые на базе нынешних
производственных подразделений управляющих компаний семейные
кооперативы могут эффективно функционировать в составе тех же
производственно-хозяйственных систем, каковыми сегодня являются
управляющие компании. Необходимо только изменить механизм экономических
отношений. Основным принципом экономических отношений в такого
рода формированиях, построенных по типу франчайзинга, является
принцип субсидарности, когда полномочия и средства ради общей
выгоды передаются от одного хозяйствующего субъекта к другому,
которые выступают на рынке как равноправные партнеры. Сегодня
же параметры внутренней организации управляющих компаний и правовые
нормы, регулирующие отношения внутри организации, установлены
в одностороннем порядке по принципу передачи полномочий по вертикали,
и не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. В результате этого
участники такого рода производственно-хозяйственных систем являются
экономически неравноправными и не заинтересованы в эффективной
деятельности системы в целом. Получается так, что крестьяне
работают не на себя, а на управляющую компанию.
Учитывая сложившуюся в сфере аграрного бизнеса
России крайне неблагоприятную ситуацию, тем не менее, целесообразность
применения на практике вертикально интегрированных систем очевидна.
Для этого необходимо, прежде всего, реструктурировать существующие
образования с линейной подчиненностью всех подразделений в направлении
создания масштабных формирований кооперативного типа - горизонтально
интегрированных сетевых моделей. Это новые, вполне реальные
перспективы упорядочения системы экономических взаимосвязей
на основе договорных отношений между крупными образованиями
и их малыми партнерами по кооперации в области производства
и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
В этом случае крестьяне получат возможность работать на себя,
получать доходы, строить на собственные средства жилье, инфраструктуру
и т.д. В частности, в семейных кооперативах жилищно-коммунальные
услуги, содержание производственной и социальной инфраструктуры
обеспечиваются за счет доходов самих участников кооперации.
В перспективе, по мере принятия на федеральном уровне соответствующих
законов, целесообразно, чтобы кооператив взял на себя пенсионное
обеспечение своих молодых работников по накопительной системе.
Особая роль в обеспечении эффективной деятельности
семейных кооперативов в сельском хозяйстве принадлежит государству.
С одной стороны, это разработка государственной программы поддержки
семейной аграрной кооперации и законодательное обеспечение ее
развития, с другой стороны, - непосредственное участие в производственной
деятельности сельских семейных кооперативов. Дело в том, что
по своей природе и в силу ряда других факторов, сельское хозяйство
не может конкурировать в рыночной среде с другими отраслями
сферы материального производства и услуг. В сельском хозяйстве,
в связи с естественной ограниченностью разделения труда, производство
каждого отдельно взятого продукта не может развиваться в конкурентной
среде, так как определенная часть продуктов не выходит за пределы
внутреннего оборота и не поступает в сферу обмена. Воспроизводственные
циклы ряда продуктов растениеводства и животноводства взаимно
переплетены и дополняют друг друга, в то время как в рыночной
среде в процессе конкуренции один продукт вытесняет другой.
Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства может
быть эффективной только тогда, когда оно (государство) будет
выступать в роли равноправного партнера, инвестора на правах
участника производственной деятельности каждого конкретного
семейного кооператива с последующим распределением полученных
доходов пропорционально вложениям труда и капитала.
Основополагающими условиями эффективной реализации
трудового потенциала в сельском хозяйстве являются изменения
отношений собственности и распределения доходов. В этой связи
семейная собственность на землю и имущество, а также соответствующие
социально-экономические отношения в сфере производства и распределения,
обладают способностью пробуждать в людях высокую экономическую
активность, интересы и ответственность, поскольку мера присвоения
вновь созданного продукта при этом напрямую связана с результатами
труда. Это основополагающие факторы активизации экономической
жизни и противодействия иждивенческим и потребительским настроениям,
которые свойственны производственным образованиям, состоящим
из работодателей и наемных работников.
Для того, чтобы сельское хозяйство России могло
стать равноправной частью экономической системы и позволило
значительному числу занятых в нем людей самостоятельно решать
экономические и социальные проблемы, необходимо реализовать
ряд мероприятий. Важнейшими из них являются:
- разработка государственной программы поддержки
семейной кооперации в сельском хозяйстве, законодательное обеспечение
ее развития, создание правовых и экономических условий для самоорганизации
трудовых коллективов;
- развитие на федеральном, региональном и местном
уровнях сети консультационных центров по оказанию помощи сельскому
населению, желающему создать семейные кооперативы, а также помощи
действующим семейным кооперативам по вопросам организации их
деятельности;
- формирование специализированной кооперативной
финансовой, в т.ч. банковской, системы, направленной на обслуживание
сельских кооперативных организаций и их членов;
- пропаганда через СМИ кооперативной формы
организации взаимопомощи сельского населения.
Следует подчеркнуть, что во всех развитых странах
приняты правительственные программы развития рабочей акционерной
собственности. В России же, наоборот, вместо использования огромного
потенциала материальной заинтересованности трудящихся в реформах,
государство, частный капитал, большинство политических партий
и даже профсоюзы делают все, чтобы не способствовать их хозяйственной
самоорганизации.
Сегодня РДП "ЯБЛОКО", в отличие от
других партий и движений, главной целью в области социально-экономической
политики ставит обеспечение более справедливого распределения
национального продукта и создания предпосылок для формирования
среднего класса на основе большинства населения. Полагаю, что
данная тема является одной из наиболее приоритетных в политико-экономической
деятельности Партии на ближайшую перспективу.
Выражаю готовность принять самое активное участие
в разработке необходимых предложений и документов по ее реализации.
П.А. КОТЕНКО, профессор
Орловского государственного аграрного университета, член РДП
"ЯБЛОКО", г. Орел
Фото Александра КУЛЕШОВА