[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №8]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”
Как British American Tobacco и партнеры обманывали депутатов
Наступило время акцизной переэкзаменовки
 Москва, Эпицентр, 2003 год
На заседании правительства (24 апреля 2003 г.) рассматривался правительственный законопроект о внесении изменений в главу 22 Налогового Кодекса ("Акцизы"). В соответствии с прогнозируемым в 2004 г. ростом цен на потребительские товары правительство предлагает индексировать специфические ставки акцизов на 10% (по сигаретам предлагается более высокая, на 20%, индексация специфической составляющей ставки акцизов). Ожидается, что во второй половине мая Государственная Дума РФ будет рассматривать законопроект в первом чтении.
Правительство не собирается менять свой подход к акцизному обложению табачной продукции. Оно по-прежнему будет настаивать не на прекрасно зарекомендовавшей себя в России специфической системе, а на так называемой "комбинированной ставке" табачного акциза, дающей возможность табачным компаниям недоплачивать в бюджет значительные суммы налогов. Таким образом "табачная тема" опять, как и в прошлом году, будет одной из самых острых тем обсуждений на весенней сессии Госдумы.

В связи с этим полезно посмотреть, как аргументировали свою позицию сторонники комбинированной системы год назад, непосредственно накануне рассмотрения вопроса на пленарном заседании Госдумы РФ. Это даже необходимо сделать, так как и в этом году при обсуждении данного вопроса Госдума РФ не защищена от передержек и подтасовок, уже использованных в прошлом году заинтересованными компаниями буквально накануне голосования.

Такого рода знание полезно не только депутатам Государственной Думы РФ, в кабинетах которых опять будут водить хороводы производители "дешевых, но качественных сигарет" с британско-американским привкусом.

Граждане страны должны знать, в каких условиях принимаются государственные решения, и какого рода лоббистские приемы используют заинтересованные компании. Недобросовестный лоббист подобен вампиру - достаточно выставить его под прямой солнечный свет и он задымится. Нечто подобное мы и постараемся сделать. Рассмотрим обозначенную выше тему на примере только одного документа.

28 июня 2002 г. Государственная Дума Российской Федерации рассматривала во 2-м чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". В этом законопроекте вводились в действие невиданная в России (и во всем мире) комбинированная ставка акциза на табачные изделия (при которой базой для адвалорной составляющей акциза является оптовая цена). А накануне голосования, 27 июня 2002 г., депутатам Госдумы РФ было роздано письмо, подписанное членами Совета Директоров Ассоциации "Табакпром" В.И. Галагаевым (ЗАО "Балканская звезда"), А.Г. Капланом (ЗАО "Нево-Табак"), Л.Я. Синельниковым (ОАО "БАТ-Ява"). Оно дает хорошее представление о том, как "обрабатывались" депутаты Госдумы РФ.

Прием № 1 - прямой обман. "Уважаемые депутаты! - пишут три табачных "генерала" - от имени всех российских табачных предприятий мы обращаемся к вам с просьбой отклонить поправки, касающиеся акциза на табачные изделия..." И ведь знают В.И. Галагаев, А.Г. Каплан и Л.Я. Синельников, что "все российские табачные предприятия" не давали им права говорить от своего имени - решение о поддержке комбинированной ставки акциза было принято лишь 18 предприятиями, входящими в ассоциацию "Табакпром". Всего же в России зарегистрировано в качестве налогоплательщиков 91 табачное предприятие. Из них в 2001 г. акцизы платили 86.

Понятно, что далеко не все предприятия отрасли входят в "Табакпром". Хотя бы потому, что, как сообщается в "Открытом письме табачных предприятий, не входящих в ассоциацию "Табакпром", по вопросу акцизного обложения табачной продукции" далеко не каждое предприятие может себе позволить заплатить "только вступительный взнос в ...полмиллиона долларов США". К тому же даже в "Табакпроме" комбинированная ставка акциза поддерживается не всеми компаниями и уж точно не поддерживается крупнейшими российскими производителями табачных изделий.

Может быть, указанные 18 табачных предприятий платят в российский бюджет львиную долю акцизов? И их претензии говорить от имени всей табачной промышленности страны обоснованны хотя бы в этом отношении? Нет, по нашим оценкам, основанным на данных МНС, на данную группу предприятий приходится примерно 34% акцизов, поступивших в 2001 году в региональные бюджеты.

Прием № 2 - недоговорки. "В настоящее время, - повествуют депутатам Госдумы три российских табачника, - цены на сигареты с фильтром разбросаны от 4 до 40 руб. за пачку. При этом на них установлен одинаковый акциз - 78 коп. за пачку любых сигарет с фильтром - от "Космоса" до "Парламента", что составляет, соответственно, от 20 до 2% розничной цены". Все это так, но при этом надо было бы еще добавить, что "Космос", вероятно, делается из менее дорогого сырья, чем "Парламент" и, в силу того, что сырье импортируется, а таможенная пошлина установлена в адвалорной форме (5%), равно как и начисляемый затем НДС (20%), уровень налогообложения у получаемых продуктов весьма различен. К этому еще следует добавить, что готовая продукция также облагается НДС (входящий НДС принимается к зачету) и еще 5%-ным налогом с продаж. Результат - в абсолютных цифрах налоги, уплачиваемые потребителем "Парламента", примерно в 4 раза больше налогов, уплачиваемых потребителем "Космоса". Вот это - полная картина того, что происходит.

Прием № 3 - передержки. "При принятии правительственного варианта... на пачку сигарет "Космос" розничная цена увеличится на 50 коп. или на 12%... Очевидно, что такое повышение цен не будет критичным ни для одной из групп курильщиков или производителей. Если будет принята специфическая система, которая предлагается в поправке депутата А.Мельникова, цены на сигареты "Космос" возрастут... на 1,20 руб., или на 30%, а на "Парламент" - на те же 1,20 руб., но для этих сигарет такой рост цен составит только 3%".

А о какой "поправке депутата Мельникова" идет речь? После консультаций с депутатами - членами Комитета по бюджету и налогам, я подавал 5 поправок, предлагая различные варианты индексации специфической ставки. При этом подкомитетом по налоговой политике за основу была принята моя поправка, предусматривающая индексацию акциза на сигареты в 1,9 раза (предложение Правительства - в 1,7 раза). Это авторам письма должно быть прекрасно известно хотя бы из сообщения "Интерфакса" от 22.06.02 - "Подкомитет по налоговому законодательству Госдумы предлагает сохранить в РФ специфическую ставку акциза на табак".

Если В.И. Галагаев, А.Г. Каплан и Л.Я. Синельников решили, что я буду выносить какую-то из своих поправок на отдельное голосование, то речь в первую очередь должна была бы идти именно о поправке, одобренной подкомитетом. Это парламентская "азбука" - любой депутат, заинтересованный в принятии своей поправки, будет настаивать на принятии текста, который получил хотя бы минимальную предварительную поддержку. И любой объективный наблюдатель это понимает. Однако тогда темп роста цен на сигареты "Космос" составил бы всего 16%, что, вероятно, не слишком значительно отличается от "некритических" 12%. Вот и рождается текст с передержкой, в котором из таблицы вырывается одна из моих поправок, на которой я вовсе не настаивал в рамках обсуждения вопроса в Комитете по бюджету и налогам. А все это нужно только для одного - "пробить" комбинированную ставку акциза, завернув специфическую систему в обертку 30-процентного роста цен. Хотя вполне понятно, что рост цен определяется в первую очередь не тем, какой акциз применяется (специфический или комбинированный), а предлагаемым темпом индексации.

Прием № 4 - запугивание. В случае принятия поправки депутата А. Мельникова, пугают В.И. Галагаев, А.Г. Каплан, Л.Я. Синельников, "вероятно повторение ситуации начала 90-х годов, когда курильщики, возмущенные отсутствием в продаже дешевых сигарет, устраивали "табачные бунты". Очевидны и другие последствия - рост контрабанды, закрытие фабрик, сокращение доходов бюджета". Это что же: при росте цены с 5,14 до 6,72 произойдут все эти ужасы? Заметим, что, говоря о "табачных бунтах", авторы осторожно оговорились словом "вероятно", что, видимо, означает только то, что они сами твердо не уверены в сказанном. Зато контрабанда, закрытие фабрик и сокращение доходов бюджета авторами не подвергается сомнению.

Полагаю, что из-за сигарет, подорожавших на рупь с полтиной, на баррикады народ не пойдет, ибо цена останется в том же ценовом сегменте, что и раньше. Что же касается контрабанды, то если сопоставить данные ГТК о контрабанде табачной продукции с данными об уровне розничных цен на рынках стран СНГ, то можно сделать заключение о том, что имеющиеся ценовые колебания в 10-20% не приводят к существенной контрабанде сигарет как в Россию, так и из России. Поэтому "запас прочности" для роста акциза есть.

"Закрытие фабрик" если и будет иметь место, то по другим причинам - при объеме рынка в 300 млрд сигарет, в 2001 г. в России произвели 398 млрд. Налицо кризис перепроизводства. На повестке дня сокращение производственных мощностей. Вопрос - за чей счет? Высокоэффективных или низкоэффективных производств? Здесь акцизная политика государства ни при чем - это черта капиталистического производства, при котором общественная потребность определяется через рынок и каждый производитель действует, сообразуясь с рыночными сигналами. В конкуренции побеждает сильнейший.

"Сокращение доходов бюджета" если и произойдет, то исключительно как следствие принятия комбинированной ставки, при которой занижение оптовой цены станет правилом и, следовательно, адвалорная часть акциза будет браться с заниженной налогооблагаемой базы.

"Искренность - наш характер" - вещает рекламный лозунг под обалдевшим от счастья молодцем в джемпере на плакате производимой ОАО "БАТ-Ява" "Явы золотой". Это - пустые слова. Истинный характер компании БАТ - British American Tobacco (стоявшей в прошлом году во главе табачных производителей, организовавших "атаку" на государство с целью выбивания акцизного обложения табачной продукции "под себя") как раз и является в записках, подобных разобранной выше.

Поэтому при обсуждении в мае-июне Госдумой РФ вопроса о необходимости замены комбинированной ставки акциза на специфическую, следует принимать во внимание обозначенные выше особенности ведения полемики со стороны компаний, заинтересованных в сохранении невыгодной для российского государства комбинированной ставки акциза на табачные изделия.

Алексей Мельников,
депутат Государственной Думы РФ,
член Комитета по бюджету и налогам
(фракция "ЯБЛОКО").
1.05.2003

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №8]

info@yabloko.ru