Переговоры между Россией, Литвой и Евросоюзом о правилах "калининградского
транзита" через территорию Литвы успешно завершились. Об
этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей
Разов. По его словам, правительство Литвы утвердило новый порядок
транзита на 2003-2006 гг.
Согласно данному постановлению, российские граждане, совершающие
поездки в Калининград и обратно через литовскую территорию,
с 1 июля должны будут иметь на руках так называемые упрощенные
транзитные документы (УТД) стоимость которых составит около
5 евро, а срок действия 3 года. Для тех, кто решит передвигаться
поездом предназначен второй тип документов - упрощенный проездной
документ на железнодорожном транспорте (УПД-ЖД), который будет
бесплатно выдаваться и заполняться прямо в поезде. Правда, россиянам
придется заполнять еще специальную анкету.
- Все граждане, купившие билет и севшие в поезд, гарантированно
получат право на транзит, - заявил Сергей Разов.
По его словам, суверенным правом Литвы остается возможность
отказать отдельным гражданам России в получении такого документа,
однако это будут "единичные случаи".
Такой исход переговоров в целом практически полностью соответствует
пожеланиям российской стороны. Требования же литовцев так и
остались не более чем громкими заявлениями.
Вообще в Литве на протяжении всего переговорного процесса
страсти кипели не шуточные. В местной прессе была развязана
настоящая антироссийская истерия. Представители литовского правительства
выдвигали самые невероятные требования. Так, по словам вице-спикера
Государственной Думы, зам. председетеля РДП "ЯБЛОКО"
Владимира Лукина, который руководит парламентской комиссией
по Калининграду, нам угрожали введением шенгенских виз, затем
"литовская сторона выдвинула совершенно не приемлемые требования
о том, чтобы мы испрашивали у них разрешение и объясняли, почему
наши люди едут в Калининград". Выдвигалось требование о
предварительной проверке граждан, которые будут следовать транзитом
через Литву.
- В этом случае человеку пришлось бы два раза ходить на вокзал.
Первый раз, чтобы заполнить все необходимые документы. Второй
раз, чтобы получить билеты, если литовская сторона его захочет
пропустить, - говорит Владимир Лукин. - Это было категорически
для нас не приемлемо - человек должен брать билет и спокойно
ехать.
Последним бастионом стали анкеты.
- Был спор о том, какие данные нужны в анкете. Литовцы первоначально
просили, чтобы там были сведения о бабушках, дедушках и т.д.
Сейчас все это резко сократили. В согласованном варианте анкеты
осталось всего 14 вопросов, - рассказал Владимир Лукин.
Российские дипломаты потратили немало сил на то, чтобы убедить
своих европейских коллег (основные переговоры шли именно с ЕС,
поскольку Литва была сначала кандидатом, а с 16 апреля стала
членом Евросоюза), в неприемлемости подобных претензий. Во многом
положительную роль сыграла жесткая позиция нашей стороны и готовность
к адекватным мерам в случае обострения отношений. В целом российская
делегация хорошо отработала на этих сложнейших переговорах.
Владимир Лукин, в частности, считает, что "любые переговоры
проходят трудно, но мне нравится как работает замминистра Сергей
Разов - он переговорщик высокого класса".
С решением проблем транзита российско-литовские проблемы не
заканчиваются. Так, согласно принятым на себя обязательствам,
наша страна должна подписать с Литвой договор о реадмиссии.
Это когда человек - не гражданин России - приезжает в Россию,
а затем переезжает в Литву или куда-то еще в Евросоюз, то его
должны отправить обратно в Россию. Договор этот очень сложный
для нас, поскольку иностранные граждане часто используют Россию
как перевалочный пункт на пути в Европу, но мы готовы к его
подписанию - он уже прошел экспертную стадию и отправлен в ведомства
на согласование. Кроме того, есть еще договор о границе с Литвой,
который находится на ратификации в Госдуме.
По словам Лукина, Дума, конечно, ратифицирует данный договор,
но "только если литовская сторона перестанет создавать
истерическую атмосферу, потому что в истерической атмосфере
на ратификацию договор, конечно, поставят, но наши депутаты
его не ратифицируют и он будет отложен на многие годы".
И в конце еще немного о транзите. Все расходы по реализации
новых правил возьмет на себя Евросоюз. По словам Сергея Разова,
ЕС уже выделил для этого литовской стороне около 12 млн евро,
а до конца 2006 года Литва получит еще 30 млн. Сергей Разов
сообщил, что для российской стороны затраты в данном аспекте
будут "минимальны". Замминистра отметил, что остается
еще согласовать некоторые детали, однако это в основном технические
вопросы, которые будут решены на уровне экспертов. Как все окажется
на самом деле можно будет увидеть уже через пару месяцев.
Петр Орехин