Идея создания конкурса лучших школьных изданий
витала в воздухе давно, но воплощена в жизнь и доказала свою целесообразность
только в прошлом году. В нынешнем году число участников конкурса,
который проходит под девизом "Больше изданий хороших и разных!",
выросло почти на сто и достигло 218 ученических и педагогических
коллективов школ, лицеев, гимназий, колледжей и других образовательных
учреждений из 56 регионов России, а также Белоруссии и Казахстана.
У конкурса благие цели: содействие развитию школьного издательского
дела, популяризация и поддержка лучших проектов, стимулирование
увлечения учащихся журналистикой, привлечение их к работе с актуальной
социальной информацией, организация взаимодействия со СМИ. Из
состава участников жюри определяет лучшие издания, победителей
и призеров в различных номинациях. Лауреаты конкурса награждаются
дипломами и путевками на курсы Московского центра Интернет-образования.
Изданиям, которые по сумме характеристик можно считать эталонными
для школьной прессы, жюри присуждает Гран-при и Пти-при конкурса.
В этом году Гран-при жюри никого из участников не удостоило, а
Пти-при присудило газете "На трех этажах", которая уже
более четырех лет выпускается раз в четверть тиражом 700 экземпляров
и объемом 12 полос формата А-3 в гимназии №19 города Омска. Кстати,
члены редколлегии этой газеты с радостью признались: "Мы
безнадежно больны журналистикой, бороздим просторы России и ближнего
зарубежья в поисках встреч с друзьями и коллегами и испытываем
невиданный кайф от того, что творим! И это неизлечимо…".
Победителями второго конкурса школьных изданий стали: газета "Первый
блин" из московской школы №1159, альманах "Круг-Ratas"
из московской школы №1247, журнал "Класс" из гимназии
№177 города Екатеринбурга и газета "БЕZ предела" из
школы №4 города Мегион Ханты-Мансийского автономного округа. Специальным
призом за лучший издательский проект журнал "Лицейское и
гимназическое образование" наградил газету "Know how"
из гимназии №23 города Краснодара. В число призеров конкурса по
различным номинациям вошли: поэтический сборник "Оставить
в жизни след" (центр внешкольной работы г. Хабаровск), журналы
"Лицей на Пушкинской" (лицей №1 г. Тула), "Недоросль"
(лицей-интернат г. Великий Новгород), "Восхождение"
(татарско-русская школа №48 г. Казань), "Грани" (гимназия-лаборатория
Салахова г. Сургут Тюменской области), "Милосердие"
(международная общеобразовательная школа "Интергация XXI
век" г. Москвы), газеты "Пугачевка,6 (гимназия №1505
"Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория"),
"Задняя парта" (лицей №2 г. Астрахань), "Шкодень"
(школа №4 г. Лесосибирк Красноярского края) и некоторые другие
издания.
Их представители собрались в Москве не только для пожинания заслуженных
лавров, но и участия в мастер-классах по основам издательского
дела, которые прошли в школах юных журналистов при МГУ и МГИМО,
в Институте развития прессы, а также в редакциях "Литературной
газеты", "Московской правды", "Консерватора",
журналов "Огонек" и "Студенческий меридиан".
На проведенной организаторами конкурса сессии они участвовали
в обсуждении проекта "Ассоциация школьных издателей"
и ролевой игре "Спецвыпуск".
Но, пожалуй, самым запоминающим для большинства участников
конкурса событием стало их общение с лидером РДП "ЯБЛОКО"
Григорием Явлинским, членом нашей партии, поэтом и журналистом
Евгением Бунимовичем и педагогом с тридцатилетним опытом работы
с детьми Ефимом Штейнбергом.
Сама тема состоявшейся в РИА "Новости" дискуссии настроила
ее участников на серьезный лад и продемонстрировала, что подрастающее
поколение юных журналистов способно критически осмысливать и анализировать
происходящие в нашей стране процессы и события. Большинство вопросов
школьников к приглашенным лицам касались России и обозначенной
в дискуссии темы: в каком возрасте начинает формироваться гражданин?
Как скоро в России будет создано гражданское общество? Как можно
уважать собственную страну, когда в ней такое беспомощное правительство?
Когда в ней "правят балом" нечистоплотные олигархи и
криминальные авторитеты, царит коррупция, процветает взяточничество,
а простые люди все больше погружаются в вязкую трясину нищеты,
страха за будущее своих детей, гражданского бесправия, апатии...
Не просто, конечно, было отвечать на все въедливые вопросы "лобастых"
школьников, но, тем не менее, дискуссия прошла, на наш взгляд,
в атмосфере откровенных умозаключений, взаимного приближения и
понимания друг друга.
- Я очень люблю свою страну, - признался Григорий Явлинский. -
Но я ее хочу еще и уважать…
Любовь к Родине, по словам Явлинского, предполагает сохранение
человеческого достоинства, сохранение жизни соотечественников,
которая, увы, в нашей стране никогда не ценилась… Качество нашего
государства, по мнению лидера партии "ЯБЛОКО", на 90
процентов зависит от нас - самих граждан. Когда в нашей стране
появятся граждане, которые будут способны контролировать собственное
правительство, все ветви власти, правоохранительные и другие функционирующие
в нем государственные структуры и инстанции, тогда в России и
возникнет гражданское общество. И для этого, по выражению Явлинского,
надо для начала "слезть с печи"…
В дискуссию с лидером партии "ЯБЛОКО" вступила юная
участница конкурса из города Петрозаводска:
- Я слезла с печи, - парировала она, - стала участвовать в конкурсе,
вот приехала в Москву… Ну и что? Что я могу сделать? Как я могу
контролировать власть, правительство?
Разумеется, один человек - в поле не воин. И на вопрос девочки
из Карелии Григорий Явлинский дал развернутый и очень логичный
ответ. Одним из институтов гражданского общества является партия,
объяснил Явлинский. Активные граждане страны могут вступить в
ту или иную партию, которая, на их взгляд, действительно защищает
интересы людей, пытаясь контролировать действия правительства,
государственные и властные структуры на различных уровнях. Например,
партия "ЯБЛОКО", ее эксперты и парламентские представители
в Госдуме не первый год готовят проекты альтернативного бюджета
страны, в которых указываются конкретные источники и средства
для финансирования настоящей, а не декоративной или половинчатой
реформы армии, реформы образования и для других необходимых преобразований,
в которых остро нуждается страна. "Яблочники" находят
"заначки" в правительственном бюджете, указывают на
неиспользуемые резервы, на необходимые меры для поддержки малого
предпринимательства, развития семейного бизнеса. Они находят деньги
для прибавки заработной платы учителям, врачам и другим категориям
работников бюджетной сферы и т.д. И не их вина в том, что нынешнее
правительство не прислушивается к рекомендациям "заумных"
"яблочников". Да и "яблочная" парламентская
фракция, состоящая из 17 человек, увы, не может сильно повлиять
на ход законодательного процесса в Госдуме и на большинство ее
решений, принимаемых депутатами, многие из которых ангажированы
Кремлем, правительством, теневым капиталом...
Сегодня, увы, еще мало таких людей, которые поняли, что отстаивать
свои личные гражданские и человеческие права наиболее эффективным
образом можно не в одиночку или в немногочисленной группе единомышленников.
Лучше это делать, вступив в партию, члены которой сплочены идеями
либерализма, социал-демократии и нацелены на построение в нашей
стране зрелого гражданского общества.
Сегодня РДП "ЯБЛОКО", которая как заметная политическая
сила уже более десяти лет существует на политическом небосклоне
страны, объединяет в своих рядах почти сорок тысяч наиболее сознательных
и активных российских граждан. Количественный и качественный рост
партии во всех регионах нашей необъятной страны неуклонно продолжается.
Верится, что после состоявшейся в РИА "Новости" дискуссии
на тему "Как воспитать гражданина?" число молодых сторонников
нашей партии увеличится, а участники конкурса еще порадуют нас
впечатляющими всходами - и не только на ниве российской журналистики.
Виталий Попов
Фоторепортаж Николая Андрюшова