Предлагаю для начала определиться с тем, что всё-таки
означает "сопровождать" официальное лицо? По опыту своей
работы могу сказать, что это означает: 1) быть в курсе всех запланированных
мероприятий с участием официального лица; 2) по возможности присутствовать
на них (если это мероприятия открытого формата); 3) заранее составить
график общения журналистов с официальным лицом, учитывая интересы
отдельных СМИ и интересы партии; 4) оперативно и точно доносить
информацию о визите до СМИ всеми возможными способами (рассылка
пресс-релизов, личное общение с журналистами, общение официального
лица с журналистами и т.д.); 5) быть готовым озвучить перед журналистами
идеи, возникающие в ходе визита официального лица.
Коротко остановлюсь на каждом из перечисленных пунктов. Во-первых,
на мой взгляд, пресс-секретарь должен быть хорошо знаком с полным
графиком предстоящего визита официального лица в регион. Это позволяет
обозначить "пустые" места, которые могут быть задействованы
под интервью и другие формы общения со СМИ. Присутствие пресс-секретаря
на ключевых мероприятиях тоже не помешает, поскольку обычно журналисты
хотят получить максимально полную и подробную информацию о визите.
Например, их интересуют подробности встречи депутата ГД с руководством
региона или каким-либо политиком местного уровня. Принимая участие
в запланированных мероприятиях, вы как бы берете на себя роль
журналиста, наблюдающего за происходящим. Журналисты, не попавшие
на эти мероприятия, с удовольствием услышат от вас все подробности
прошедшего визита.
Хочется особенно отметить тот факт, что представители СМИ любят
всевозможные "эксклюзивы". Об этом стоит помнить как
в ходе своей повседневной работы, так и при составлении графика
общения официальных лиц со СМИ во время визитов. Грамотно организованное
"эксклюзивное" интервью VIP-персоны какому-либо изданию
способно значительно улучшить ваши отношения с этим изданием.
Фраза "грамотно организованное" в данном случае означает,
что, с одной стороны, человек, дающий интервью, должен быть интересен
изданию в силу специфики этого издания; с другой стороны, данное
издание должно быть интересно вам по причине его большого тиража,
авторитета и т.д.
Ориентируясь при составлении медиа-плана на "интересные"
вам СМИ, не забывайте и о тех СМИ, которые, может быть, не так
влиятельны, но с которыми существуют давние, хорошие отношения.
Не сомневайтесь, они оценят ваше внимание к ним!
Все-таки главное место в медиа-плане должна занимать пресс-конференция
с участием официального лица, поскольку нет другой более удобной
формы привлечения внимания средств массовой информации к VIP-персоне.
"Эксклюзив" работает точечно и позволяет формировать
мнение определенной социальной группы. Пресс-конференция же позволяет
вам вписаться в информационную картину дня и попасть в выпуски
новостей большей части региональных СМИ, прежде всего - электронных.
Пресс-конференция - замечательный способ рассказать о деятельности
и озвучить инициативы данного лица и партии в целом, выступить
с заявлением на актуальную тему, а также скорректировать общественное
мнение по определённым вопросам (например, можно отреагировать
на слухи с выгодой для партии, поскольку информация будет подаваться
из первых уст).
За несколько дней до проведения пресс-конференции рассылаются
приглашения для СМИ региона в виде пресс-релиза, где обозначена
ее тема, участники, а также определены основные вопросы, на которые
будет готов ответить выступающий. Накануне пресс-конференции нужно
повторить рассылку пресс-релиза с тем, чтобы напомнить журналистам
о проводимом мероприятии.
Перед началом пресс-конференции следует провести регистрацию СМИ.
Это облегчит последующий контроль выхода материалов и добавит
вам новые контакты в журналистской среде. На пресс-конференции
распространяются пресс-пакеты, содержащие всю необходимую информацию
о ньюс-мейкере (официальном лице) и связанных с его деятельностью
фактах - биография с фотографией, озвучиваемые им инициативы и
позиции по ключевым вопросам, интересные факты и цифры (например,
голосование депутатских фракций ГД по последним законопроектам).
По итогам пресс-конференции рассылается пресс-релиз для СМИ, которые
по тем или иным причинам не приняли в ней участие.
В ходе визита также нужно быть готовым оперативно проинформировать
СМИ о "неожиданно" изменившихся планах официального
лица, связанных, например, с налаживанием более тесных контактов
с представителями региональных органов власти. Информация в этом
случае также передается в виде пресс-релизов или адресных сообщений
представителям информагентств.
Следует отметить, что работа с информационными агентствами - особая
строка в информационном сопровождении визитов. Информагентства
позволяют распространять последние новости с огромной скоростью.
Вы просто звоните знакомому журналисту информагентства, сообщаете
ему новость и через минуту она доступна всем СМИ региона. По скорости
распространения информации с информагентствами сравнимы и партийные
интернет-сайты. Оперативно выкладывая новости на сайт, вы делаете
их доступными посетителям сайта.
Может возникнуть вопрос: а есть ли способы привлечь большее количество
журналистов на мероприятия, проводимые в рамках официального визита?
Такие способы есть, и они не столь необычны. Первое - нужно своевременно
и заранее (желательно за 5-7 дней) предупреждать журналистов о
готовящемся визите, и второе - составить пресс-релиз по визиту,
акцентируя внимание на наиболее интересных для СМИ темах и проблемах.
(Вы можете посоветоваться со знакомыми журналистами: какая из
предложенных тем кажется им наиболее актуальной?)
В заключение отмечу, исходя из собственных ощущений, что в информационном
сопровождении визитов для пресс-секретаря основная задача - стать
"мостиком", соединяющим VIP-персону и журналистов региона.
Во многом от решения этой задачи и зависят итоги проведенного
визита в части, касающейся его освещения в СМИ. Попытайтесь понять
и удовлетворить интересы СМИ, но в то же время действуйте, руководствуясь
партийными интересами и целесообразностью.
Елена Митрофанова,
пресс-секретарь РО РДП "ЯБЛОКО" в Свердловской области