По мнению экспертов, закон об АГС
не будет пользоваться популярностью
С 1 января 2004 г. в России заработает альтернативная гражданская служба благодаря
подписанному президентом указу. Те, кто по убеждениям не хочет брать в руки оружие,
смогут отслужить 3,5 года в бюджетных учреждениях или в армии на гражданских должностях.
Эксперты полагают, что на этих условиях проходить гражданскую службу решатся не
более нескольких тысяч призывников в год.
Закон об альтернативной гражданской службе подписан президентом 25 июля 2002 г.
и вступает в силу с 1 января 2004 г. Он предусматривает срок альтернативной службы
в учреждениях федеральной и региональной подчиненности или воинских частях в размере
1,75 от срока обязательной военной службы. Сейчас срок альтернативной службы определен
законом в 42 месяца и в 21 месяц для людей с высшим образованием. В законе написано,
что служба проводится, "как правило, экстерриториально", т. е. не по
месту жительства.
Принятый в прошлом году закон об альтернативной службе не мог вступить в силу,
пока не было президентского указа. 21 июля Владимир Путин такой указ подписал.
"Указ прописывает распределение обязанностей между конкретными ведомствами.
Если в законе говорилось, что за организацию альтернативной службы отвечают "специально
уполномоченные федеральные органы", то в указе конкретизировано, что этим
занимаются Минобороны и Минтруда", - поясняет Валентина Мельникова из Союза
комитетов солдатских матерей России. "Закон об альтернативной службе должен
вступить в действие с 1 января 2004 г., однако без принятия такого указа его реализация
была бы невозможна. Теперь прописан механизм: Минтруда определяет количество вакансий,
которые могут быть заполнены проходящими альтернативную службу, Минобороны обеспечивает
их заполнение", - говорит зампред комитета по обороне от фракции "Яблоко"
Алексей Арбатов. Согласно тексту указа нуждающиеся
в услугах "альтернативщиков" федеральные и региональные органы власти
направляют в Минтруда заявки, ведомство Александра Починка их суммирует, а Минобороны
в процессе призыва направляет по этим заявкам "альтернативщиков" на
службу.
"По официальным данным, до настоящего времени ежегодно 1000 - 2000 призывников
заявляли о желании проходить альтернативную службу, - говорит депутат от СПС Александр
Баранников. - А согласно исследованиям, проведенным по заказу Минтруда, в зависимости
от условий альтернативной службы проходить ее хотели бы от 10 000 до 100 000 человек
в год", - говорит депутат. По словам близкого к Минтруду источника, министерство
собрало с органов власти заявки на 40 000 "альтернативщиков".
Однако эксперты сомневаются, что предлагаемые в законе и указе условия альтернативной
службы привлекут большое число желающих. "Согласно закону место прохождения
альтернативной службы конкретным призывником определяет военкомат, так что большинство,
по всей видимости, будут направлены на гражданские должности в военных частях",
- считает Мельникова. С ней согласен и Баранников: "По закону альтернативную
службу будут проходить, как правило, в других регионах, отсюда вопрос: где будут
жить проходящие альтернативную службу? Армия - единственная организация, которая
может обеспечить их жильем, так что большинство будет направляться в части".
"Проходящие альтернативную службу в частях без оружия наверняка будут самыми
угнетенными, они окажутся в невыносимых условиях. К тому же им придется служить
почти вдвое дольше", - говорит Елена Виленская из "Солдатских матерей
Санкт-Петербурга". Она предполагает, что "мало кто из молодых людей
согласится на такую каторгу".
По мнению Мельниковой, количество призывников, которые будут готовы проходить
альтернативную службу на нынешних условиях, не превысит 3000 человек в год. А
Арбатов считает, что на первых порах количество желающих воспользоваться законом
не превысит нескольких сотен человек ежегодно. "Закон очень консервативен,
Минобороны сделало все, чтобы отпугнуть людей от альтернативной службы",
- считает парламентарий. "Те, кому проходить военную службу не позволяют
убеждения, будут искать другие способы уклонения от службы", - предполагает
Арбатов.
Экономисты сожалеют, что из-за несовершенства закона государство не сможет при
помощи альтернативщиков серьезно заполнить вакансии в госсекторе, где наблюдается
дефицит трудовых ресурсов. "У нас в стране очень низка мобильность населения,
поэтому в одних регионах безработица, а в других не заполнены низкооплачиваемые
должности в бюджетном секторе. Если бы закон не был драконовским, с его помощью
можно было заполнить многие должности", - считает проректор РЭШ Сергей Гуриев.
|