Тем, кому осенью 1993-го не нравился российский парламент,
было бы полезно заглянуть в будущее на десять лет вперед.
Скорее всего, они бы решили, что видят кошмарный сон.
Десять лет назад бюрократы, коммунисты, чекисты, фашисты
и националисты составляли в парламенте чуть более половины.
Сегодня тех, кто не входит в это число, можно пересчитать
по пальцам.
В Госдуме нет ни одного (!) из демократов, бывших в начале
90-х годов народными депутатами Союза или России.
Зато есть Макашов, Алкснис, Бабурин, Варенников и Кондратенко…
А подавляющее большинство остальных мало от них отличается
по «государственническим» и имперским взглядам.
При этом парламент являет собой отдел президентской канцелярии,
должный штамповать ее предложения точно так же, как двадцать
лет назад в Верховном совете СССР штамповались предложения
Политбюро ЦК КПСС…
Между тем многие из тех, кто ужасается такому положению
вещей, причастны к нему самым непосредственным образом!
Не они ли десять лет назад твердили, что переход от тоталитаризма
к демократии возможен только через авторитарную стадию?
Не они ли объясняли, что большинство общества не хочет
понимать горькие истины и терпеть боль неудачных реформ
ради грядущего неизбежного процветания, а значит — надо
делать ставку на прогрессивное меньшинство?
Не они ли радовались разгону «плохого» парламента и требовали
«развязать руки» президенту и правительству, чтобы они
могли без помех проводить реформы?
Доразвязывались.
Теперь связать их обратно — как загнать джинна в бутылку.
Когда Георгий Сатаров упрекает Ирину Хакамаду за то,
что в 2000 году она соглашалась «прижать» демократию ради
либерализма в экономике, хочется напомнить, что ее «прижали»
куда раньше.
А именно — в декабре 1993 года, когда сконструировали
нынешнюю систему российской власти как суперпрезидентскую
республику.
Ключевых идей тогда было две.
Первая: реформаторы должны иметь возможность принимать
необходимые решения без помех.
Вторая: реформаторы не должны опасаться, что на выборах
будут отстранены от власти путем голосования «неразумного
большинства».
Отсюда — два тезиса.
Во-первых, нужен слабый парламент, не влияющий на правительство,
не говоря уже о президенте.
А во-вторых, нужен механизм, не пропускающий к власти
оппозицию. Которая, как тогда казалось реформаторам, может
быть только коммунистической.
Оба этих тезиса, не имеющие никакого отношения к демократии,
были успешно реализованы.
Парламент с тех пор так и остался слабым: ситуации, когда
ему удавалось заставить правительство действовать в желаемом
им направлении, с ходу и не припомнить.
Что касается оппозиции, то ее путь к власти был надежно
заблокирован сочетанием «административного ресурса»: ручных
избирательных комиссий, правоохранительных органов, работающих
по вызову, и государственного или полугосударственного
телевидения, выполняющего работу коллективного агитатора,
горлана и главаря.
Печально, но факт: такая система долгие годы приветствовалась
немалой частью демократической общественности, которая
была готова закрыть глаза на любые нарушения на любых
выборах, если они позволяли «не допустить победы коммунистов».
А демократические партии — за редчайшими исключениями
— старались не возмущаться, когда нарушались права их
коммунистических оппонентов.
Между прочим, сегодня коммунисты защищают демократов,
утверждая, что с «ЯБЛОКА» и СПС попросту «списаны» голоса,
необходимые для прохождения в парламент…
За минувшее десятилетие на президентских выборах власти
не угрожало ничто.
Если же говорить о парламентских выборах, то лишь одна
Госдума была оппозиционной: избранная в 1995 году.
И то лишь потому, что перед президентскими выборами 1996
года Ельцину жизненно был необходим парламент, дающий
возможность вести кампанию под лозунгом «Не допустим коммунистического
реванша!».
Возможно, реформаторы свято верили, что всегда будут
в правительстве.
Возможно, они свято верили, что в стране всегда будет
президент, проводящий либеральные реформы.
Возможно, они свято верили, что эта система умеет бороться
только с коммунистической оппозицией, а против них она
не сработает.
Сработала.
И не на кого сегодня пенять — только на себя.
И те, кто в 1993-м приветствовал «авторитарный проект»,
и те, кто в 1996-м одобрял любые средства, обеспечивающие
переизбрание Ельцина, и те, кто в 1999-м шел на выборы-99
с лозунгом «Путина — в президенты, Кириенко — в Думу»,
хотели как лучше — для себя.
Могло ли выйти иначе, чем как всегда?
«Все шире распространяется пагубное заблуждение: для
того, чтобы чего-то добиться, надо развязать руки исполнительной
власти, устранив бремя демократической процедуры».
Это — не цитата из выступления кого-либо из оппозиционных
Ельцину политиков десятилетней давности.
Это — «гуру» наших либералов, доктор Фридрих Хайек.
Он-то понимал, что к чему.
В отличие от тех, кто вещал тогда, что недолгая «авторитарная
стадия» поможет поднять экономику, а потом можно и к демократии
вернуться.
Возможно, если бы они могли предвидеть будущее, прошлое
оказалось бы иным.
Пока же мы вернулись. Но вовсе не к демократии.