[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Программа " Чистосердечное признание"с участием Сергея Иваненко и Сергея Митрохина
НТВ,   4 декабря 2003 года

Ведущий: Все меняется, когда приходят они - выборы, потому что вместе с ними к нам приходят теледебаты с потасовками и взаимными обвинениями потенциальных народных избранников. Появляются новые газеты, созданные на период выборов для слива компромата и листовки с обещаниями и лозунгами. В обществе все начинают вспоминать забытое словосочетание черный пиар. Причем чаще о нем говорят сами политики, обвиняя друг друга в нечестной предвыборной игре на грани фола. Одним словом приходят отнюдь не веселые выборы.
Без титров: Грязные выборы, грязные деньги, грязные выборы!

Михаил Лапшин, Аграрная партия России: Кто во время выборной кампании придет к избирателям со злом, с клеветой, с грязью, ложью, вряд ли получит поддержки наших сограждан.

Ведущий: Для того, чтобы оградить наших сограждан от всего вышеперечисленного председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков призвал политиков подписать договор о проведении честных выборов.

Александр Вешняков, председатель ЦИК РФ: В отличие от прежних выборов проходит подписание этого кодекса с участием ассоциации политтехнологов, медиа-сообщества. И о серьезности намерений участников договора свидетельствует позиция по созданию наблюдательного совета за выполнением принятых обязательств.

Ведущий: Призывы к подписанию договора о честных выборах были озвучены почти три месяца назад. Чем ближе страна пробирается к часу Х, к 7 декабря, тем больше мы имеем информации, которая позволяет нам судить, какие же они Выборы 2003.

Корр.: Чем отличаются выборы нынешние от предыдущих? Есть ли вообще какие-то отличия?

Сергей Иваненко, партия "Яблоко": "Яблоко" участвует в шестых федеральных выборах. Это наши четвертые выборы в Государственную Думу. И кроме этого, мы дважды участвовали в президентских выборах. Но я не припомню ни одних выборов, которые были до этого, которые проходили в такой тяжелой атмосфере. Политические партии, по сути идут ва-банк. Они стремятся любой ценой попасть в Государственную Думу, не гнушаются никакими средствами, используют любые деньги для того, чтобы опередить конкурента и для этого используется очень много так называемых грязных технологий, которые в переводе на русский язык по сути дела означают ложь и клевету, которая достаточно широким потоком льется и с экранов телевизоров, и на страницах газет.

Ведущий: Итак, грязные технологии. Руководитель одного из крупнейших пиар-холдингов Гай Ханов утверждает, что наиболее действенные технологии, с помощью которых можно существенно увеличить процент голосов избирателей доступно только с позволения власти или при помощи мощных финансовых ресурсов. К примеру, манипуляция с бюллетенями непосредственно на избирательных пунктах либо масштабные акции в рамках целого региона в момент предвыборной гонки.

Гай Ханов, руководитель пиар-холдинга: Когда-то мы пытались посчитать это, сколько существует вообще способов такого честного, как говорил Остап Бендер, отнимания голосов. И их оказалось более 300 - более 300 приемов, которые задействованы сейчас в избирательных кампаниях. От дублеров, клонирования двойников, то есть то, что сегодня применялось в борьбе партий, когда, я не помню уже точно, порядка, по-моему, 140-ка дублеров, однофамильцев обнаружилось в различных регионах. И даже человек, женщина по фамилии КПРФ, например, выставила свою кандидатуру в избирательной кампании. Ну, вот, пожалуй, одно из самых распространенных - это клонирование дублеров, клонирование специального человека, который отнимает голоса на поле противника.

Ведущий: По словам представителей движения "Яблоко", именно с таким приемом конкурентов им пришлось столкнуться.

Сергей Митрохин, партия "Яблоко": "Яблоко" столкнулось с черными технологиями еще весной, когда были развешаны по Москве щиты, изображающие наше якобы объединение с КПРФ. После этого началась заказная кампания в региональной прессе как раз на эту тему, что "Яблоко" стало "красным". Оно объединяется с коммунистами. Но все это были цветочки. Главная технология против нас была задумана где-то с начала августа, то есть вернее главная технология осуществлялась с начала августа. Тогда появилось так называемое движение "Яблоко без Явлинского", которое начало массированную кампанию примерно в 15-ти регионах России. Они устраивали пресс-конференции, давали интервью.

Ведущий: "Яблоко" начало спешно предпринимать попытки к нейтрализации двойников. Даже обратились к генеральному прокурору и в Центральную избирательную комиссию. Однако, прошло достаточно много времени прежде, чем движение "Яблоко без Явлинского" дисквалифицировали. После этого руководители сошедшего с дистанции новоявленного движения заявили себя кандидатами в депутаты по одномандатным округам и продолжили борьбу со своими конкурентами партии "Яблоко".

Корр.: Тяжелый выбор, тяжелый выбор для всех или только для "Яблока"?

Сергей Иваненко: Ну, конечно, вот такие технологии, которые сводятся к тому, чтобы опорочить конкурента применяются против, ну по сути дела, всех политических партий. Может быть, кроме "Единой России", которая контролирует основные средства массовой информации. Ну, если говорить о "Яблоке", то мы, конечно, не в первый раз сталкиваемся с кампанией против нас. Эта кампания всегда велась против "Яблока". Нас пытались дискредитировать. И я надеюсь на то, что наши избиратели как и раньше разберутся, что есть ложь, что есть правда, что провокация, а что на самом деле истина. Но эти выборы для нас "знаменательны" тем, что, я в этом уверен, кампания против нас ведется теперь из одного центра. Она ведется целенаправленно, систематически, и эта кампания очень серьезно подготовлена и организационно, и финансово.

Ведущий: Вообще, что касается финансов, то это, пожалуй, самая горячая тема. Партии и движения очень пристально следят за происхождением денежных ресурсов друг друга и не стесняются говорить об этом с экранов телевизора. Деньги, конечно, немаловажный вопрос. Но для того, чтобы грамотно использовать информацию о происхождении денег, нужно все тщательно выяснить. Времени этим заниматься нет, да и незачем. Есть вопросы поважнее. В любой момент могут появиться сообщения о том, что партия разваливается. А это уже тревожный звонок, хотя и дезинформация.

Сергей Митрохин: Против нас применялся еще ряд технологий черного пиара. Ну, например, нескольким членам "Яблока", у нас их примерно 70 тысяч, так вот нескольким членам в какой-то местной организации, находят самых неустойчивых, а такие всегда есть, в любой партии, им дают деньги для того, чтобы они вышли из "Яблока", хлопнув дверью. И после этого заявляют о том, что целое отделение покинуло "Яблоко". Вот такой эпизод произошел у нас где-то в начале сентября. И до сих пор в региональной прессе печатают информацию о том, что из "Яблока" вышло Коломенское отделение, например, хотя там вышло всего несколько человек, и отделение здравствует и процветает. И вот тоже самое случилось в Томске. Несколько человек, которых мы уже хотели исключить, вышло и сделало вид, что выходит целое отделение. На самом деле ничего этого не было. Это та же самая грязная технология, технология дезинформации избирателей. Цель ее заключается в том, чтобы создать впечатление, что у "Яблока" есть какие-то проблемы.

Ведущий: Еще один пиар-ход, уже ставший неотъемлемым компонентом предвыборных гонок любого уровня - компромат. Его появление всегда вызывает у депутатов болезненную реакцию. Но как выясняется, не у всех.

Гай Ханов: Если мы говорим о черных технологиях, то надо иметь в виду, что вот то, что вызывает наибольший диссонанс в обществе - это компромат. Он на самом деле не является таким действенным, потому что общество в достаточной степени снизило порог чувствительности к критическим нормам. И поскольку человек сам в себе в достаточной степени уже прощает, нет такого общественного мнения, нет стереотипов сложившегося в общественном мнении, который бы четко определяли грани морали и возможности их преодоления. В связи с этим каждый человек определяет эти грани сам. И этот порог снизился до такой степени, что компромат практически перестает действовать. Если ты говоришь о человеке, что он алкоголик, то это ничем не хуже, чем все остальные. Мы знаем случай, когда самые обличенные высокой властью люди, их вполне прощали за такой маленький, абсолютно нестрашный недостаток, как любитель выпить. Или когда человек проявляет слабость к женскому полу, что тоже не является вроде компроматом для нашей страны. Ну, и другие мелочи - вплоть до того, что наши кандидаты предлагают нам самим поискать компромат на самого себя, и говорят, "слушай, тут как-то надо известность, скандал какой-то вокруг меня устроить". Я не знаю, организовать какое-нибудь покушение, например.

Ведущий: "Яблоку" нет необходимости обращаться с такими просьбами к политтехнологам. Как заявляют представители этого движения, грязи вылитой на движение и так достаточно.

Сергей Иваненко: "Яблоко" - это партия интеллигентности. Причем мы, под интеллигенцией понимаем не только то, что традиционно называют интеллигенцией, творческую интеллигенцию, даже учителей, врачей, людей, которые работают в бюджетной сфере. Мы считаем интеллигенцией всех тех людей, которые задумываются о серьезных содержательных проблемах, стоящих перед страной, тех людей, которые исходят из приоритетов моральных и нравственных принципов жизни, а не только и не столько материальных благ. И такие люди в России есть во всех социальных и возрастных группах по всей территории России. 98 тысяч участков избирательных в России. И нет ни одного участка избирательного, где у "Яблока" не было бы голосов. Разные проценты, но везде есть люди, которые голосуют за нашу партию. Мы каждый раз обращаемся к избирателям, и говорим им, что не надо верить всему тому, что про "Яблоко" говорят, особенно перед выборами. Но есть, безусловно, часть наших избирателей, которые могут колебаться. Они не всегда 100-процентно голосуют за "Яблоко". При других условиях они могли бы проголосовать за другую политическую партию. Это то, что называется "пограничный избиратель". И именно вот на эту часть нашего избирателя направлен основной удар.
Фрагмент драки с участием Владимира Жириновского после передачи "Свобода слова".

Ведущий: Как выяснилось, подобное поведение в местах массового скопления людей также ничто иное, как пиар-ход. Трудно дать ему определение черного или белого. Но то, что это спланированная акция, несомненно. Как заявляют мастера предвыборных технологий, подобные ходы обычное дело за рубежом.

Гай Ханов: Негативную кампанию реально умеет вести только Жириновский. Очень редко кандидат какой-нибудь, если он не является дублером, что тоже может быть причислено к арсеналу непростых или черных технологий - используется дублер для того, чтобы он очернял противника, очернял конкурента. А сам кандидат был "всегда в белом", выглядел достойно и так далее. Мне кажется, это говорит о том, что общество не дозрело к открытости, наше общество, что оно всегда предполагает, что человек должен скрывать то, что у него есть там на душе, то, что он реально думает, а говорить должен только хорошее и так далее. К примеру, в зарубежной практике это сплошь и рядом, и ни у кого это не вызывает сомнений.

Ведущий: Наше общество действительно не готово. Его даже хотели оградить от этих так называемых черных технологий, связав руки средствам массовой информации. Госдума рассматривала поправки к закону о средствах массовой информации.

Александр Вешняков: Наверно совершенно логично рассматривать это не второпях, рассматривать это не под политическим давлением, а рассматривать, в том числе получив практику применения этих норм на выборах, и учитывая обязательно, в том числе и международный опыт регулирования этих сложнейших вопросов, которых ни в одной стране мира в идеале не существует.

Ведущий: В этом случае, если бы поправки приняли, то с одной стороны - действительно потоки информации были бы наверно чище, но с другой - существенно кастрированы. В итоге предвыборную свободу слова оставили в силе. В законе нет механизма, существенно ограничивающего средства массовой информации.

Сергей Митрохин: Такого механизма в законодательстве нет. И на самом деле "Яблоко" в свое время боролось против того, чтобы такой механизм был. Почему? Потому что это механизм репрессий по отношению к СМИ. Это приостановка и закрытие СМИ. "Яблоко" весной этого года предприняло все усилия для того, чтобы ослабить репрессивные поправки против средств массовой информации. И кстати, мы делали это, зная, что сами от этого пострадаем. Но в данном случае ценности свободы слова и свободы прессы для нас были выше наших электоральных интересов. Мы знали, что сами пострадаем от того, что смягчаем законодательство по отношению к СМИ, которые публикуют публикации черного пиара. Но здесь уже, конечно, мы исходили из своих принципов боя, и в некотором смысле, в определенном смысле - рыли самим себе яму.

Ведущий: Глубже ямы, как правило, оказываются в регионах, где административный ресурс включается на полную. Власти на местах действительно могут позволить себе самые неординарные пиаровские ходы. Пожалуй, за ними закрепилась репутация законодателей моды предвыборных технологий.

Гай Ханов: Арсенал их огромен. И чаще всего опять же только с разрешения власти возможно их использование. К сожалению, наши коллеги, наши собратья по оружию, технологическому политконсалтингу, они используют и это тоже. И это достаточно жестко осуждается профессиональным сообществом. Но технологии совершенно разные. Ну, например, мы работали в одной из азиатских наших республик, где очевидно применялось просто все - весь арсенал этого оружия - вплоть до того, я работаю уже больше 10 лет в сфере политического консалтинга, и все что было и было забыто за это время, было применено в этой республике совершенно активно и ясно. Вплоть до того, что опять же, например, ресурс, который придумать можно, но использовать можно только с помощью власти. Например, во время подсчета голосов вдруг повсеместно по всей республике гаснет свет. Или когда выступает конкурент кандидата главного, основного претендента, в это время экраны телевизоров гаснут, и все каналы абсолютно вырубаются. Оказывается, какой-то злоумышленник топором перерубил кабель.

Ведущий: Нет сомнений в том, что преступника не нашли. Что же касается черного пиара, то есть возможность противостоять ему. Но всегда это поздно и малоэффективно, что впрочем, лучше, чем никогда.

Сергей Иваненко: На самом деле лучше, конечно, против черного пиара так называемого, который в переводе на русский язык означает ложь и клевету, существуют методы борьбы. Это методы борьбы судебные. Но особенность нашей российской действительности состоит в том, что мы, конечно, выиграем все суды, как мы выигрывали их на протяжении последних лет. Буквально в прошлом году "Яблоко" провело 46 судебных процессов, и мы выиграли 46 исков в защиту чести и достоинства. Но все это происходит через полгода, через год после выборов.

Ведущий: Между тем, гадости продолжают сыпаться со всех сторон. На прошлой неделе одна из уважаемых радиостанций заявила о том, что "Яблоко" связана с боевиками, устроившими теракт на Дубровке. А уже в понедельник тему подхватили так называемые "желтые газеты". Таким образом, печальный список лживой информации с претензией на сенсационность пополнился. А "Яблоко" направило в ЦИК и в прокуратуру обращение по факту клеветы и нарушения предвыборного законодательства. Еще одним очень действенным способом, позволяющим манипулировать сознанием избирателей, представители "Яблока" считают оглашение всевозможных социологических опросов и предварительных рейтингов - так называемых "праймерис". В этом с ними согласны и пиар-технологи. До окончания предвыборной гонки осталось несколько дней. По всей видимости, партии выложили еще не все свои козыри. Какой масти будут они, покажет время. Мы сидим перед листом с 300-ами способов отъема голосов у конкурентов известных пиарщикам, и готовы пополнить его новыми неординарными ходами, которые, скорее всего, продемонстрируют нам лидеры политического забега 2003.

НТВ, 4 декабря 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

НТВ

Сергей Иваненко

Сергей Митрохин

Раздел "Выборы"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]