[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Жизнь по правилам, а не по понятиям
"Московский комсомолец",   3 декабря 2003 года

- Кто лучше, Сергей Викторович, "Яблоко" или СПС? Вы за демократию и рынок, и они за демократию и рынок.

- Правые, начиная с 1991 года, устами своих лидеров три раза в день - в завтрак, обед и ужин - говорили слова "демократия", "свобода", "рынок". И люди действительно поверили, что они и есть настоящие демократы, которые выступают за свободу и рынок. Но где сейчас свобода, демократия, где конкуренция, независимый суд, независимый парламент? Ничего этого нет. А ведь сегодняшняя политическая система России создавалась благодаря активному участию правых.

Они говорили одно, делали другое, и в результате у нас произошла абсолютная дискредитация таких базовых ценностей, как свобода, демократия, рынок. Люди думают, ничего этого нет, есть только одни слова.

"Яблоко" возникло как альтернатива тому, что делали реформаторы. Мы говорили, есть большая пропасть между словами и делами. Вместо демократического, свободного государства выстроена монопольная бандитская система, для которой характерна пропасть между богатством и бедностью и отсутствие развития. Яркое свидетельство такой системы - цены в Москве. В самых бедных государствах, где 90% населения живет на грани нищеты, в столицах самые высокие в мире цены на жилье и продовольствие. Бразилия -бедная страна, но в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу цены чрезвычайно высокие. И Москва тоже один из самых дорогих городов мира, потому что узкая группа лиц концентрирует здесь все в своих руках и диктует цену на основные жизненные блага. Мы выстроили латиноамериканский капитализм, и правые этим очень гордятся. Они считают, это все нужно сохранить. А мы считаем, это нужно демонтировать и создавать цивилизованную систему, которая существует в Европе.

- Выходит, здесь "Яблоко" стоит на одной позиции с коммунистами?

- Примерно раз в три месяца нам говорят, что надо объединяться с СПС, и так же часто нам рекомендуют объединяться с коммунистами - причем советуют одни и те же люди. Так вот, коммунисты предлагают взорвать эту систему, разрушить и вернуться назад - установить советскую власть, провести национализацию. Но мы считаем это историческим тупиком. Та система, которая была раньше в Советском Союзе, не имела перспектив развития. Поэтому мы говорим: демонтаж. Демонтаж - это то, что отличает нас от коммунистов.

- Какими путями следует осуществлять демонтаж?

- Демонтаж включает в себя очень многое, здесь нет какого-то универсального решения. Создание независимого суда. Независимый парламент. Честные выборы, свободные СМИ, прозрачные законы. Жизнь по правилам, а не по понятиям. Чтобы это сделать, нужна власть, воля и знания. Вот и все. Нужно, чтобы набралась критическая масса людей, которые готовы все это совместно решать.

- "Яблоко" шестой раз участвует в общефедеральных выборах. Есть какое-то отличие от предыдущих кампаний?

- Это первые выборы, когда все политики идут, что называется, в голом виде. Они полностью раскрылись перед избирателями. Никаких маскировочных халатов. Вот выбирайте, какие мы есть. Что такое "Единая Россия"? Это Путин и все силовые структуры во главе с министром внутренних дел. Хотите голосовать за МВД, ФСБ, Генеральную прокуратуру? Пожалуйста, у вас есть партия. Коммунисты - тоже абсолютная честность. У них Кондратенко вторым номером. То есть на этот раз они идут без всяких примесей типа Глазьева и прочих некоммунистических украшений. Жириновский - тоже все понятно. Хотите драку и матерщину? Пожалуйста, есть замечательный образчик такого развития событий.

СПС тоже четко и внятно позиционирует себя: "У нас есть олигархи наши любимые, мы их защищаем, бросаясь грудью на амбразуру". Кто любит эту часть жизни - пожалуйста, для вас тоже есть целая партия. "Яблоко" идет в абсолютно чистом правозащитном виде, мы говорим: "Мы партия интеллигенции, наши идеалы - свобода и права человека". Не очень популярные сегодня в России лозунги. Но мы от них не отказываемся.

- Ожидаете каких-то сюрпризов в оставшиеся до выборов дни?

- За то время, что осталось до выборов, политики ничего уже сделать не могут. Они все сделали, все сказали. Можно еще за последнюю неделю вывалить ушат грязи на конкурента, но по большому счету это мало что изменит. Сейчас действительно все решать будет избиратель. Он все видит, он все понимает.

На самом деле, то, как 7 декабря люди проголосуют, и будет точка зрения народа. Выбор есть. Как в магазине - пять сортов колбасы, выбирайте.

- А если я не хочу колбасу, все равно выбирать?

- В оставшееся время мы должны убедить людей, что надо идти на выборы и не надо голосовать против всех. Есть распространенное заблуждение, что "против всех" - это действительно против всех. Это не так. Когда вы голосуете против всех, по закону ваш голос делится между партиями, которые проходят пятипроцентный барьер, то есть между "Единой Россией" и коммунистами. Поэтому надо приходить на выборы и выбирать. Кроме того, мы должны проследить, чтобы у нас не украли голоса. Не допускать фальсификаций, оставлять наблюдателей, договариваться о совместной работе со штабами других партий. Кампания завершается. Это будут действительно решающие выборы с точки зрения определения политической системы и курса развития нашей страны. Закончено формирование политической и экономической системы, которая очень хаотично и часто бессмысленно начала создаваться со времени Бориса Ельцина. Его эпоха завершается сегодня - после первого срока Владимира Путина, который достроил эту систему. Она закончена, она стабильна, она, как может, так и функционирует, и ответ на вопрос: "Что с этой системой делать?" - во многом зависит от того, кто пройдет в Думу.

- Почему вы решили выставить свою кандидатуру именно в Москве?

- Мне сорок пять лет, тридцать два года я прожил в Москве. Отец был военным, и мы все время ездили по стране. "Мой адрес не дом и не улица" - это песня про детей военных. Но у меня по жизненному восприятию Москва оказалась родным городом.

- Что вы хотели бы переустроить в Москве?

- То, что каждый человек, который здесь живет, хотел бы сделать. Каждый, кто ездит на метро или на машине. Нужно развивать метро, - например, очень нужно метро в Митино. Сейчас, наверное, даже начали копать там, чтоб перед выборами имитировать начало строительства. Но я могу уверенно сказать, что работа экскаватора будет приостановлена после 7 декабря, потому что денег на это не выделено. Московские дороги - проблема номер один. Еще два-три года, и мы все задохнемся от машин и пробок, от невозможности куда-либо добраться свободно.

- В вашем Тушинском округе пробки теперь там, где их никогда не было, на проспекте маршала Жукова. Потому что пятиэтажки в конце проспекта снесли и вместо них настроили великое множество многоэтажного элитного жилья. А проспект, конечно, не расширили, и теперь там, где жили пять тысяч человек, живут двадцать пять, а ездить все будут по тому же единственному проспекту. Почему это нельзя было предусмотреть?

- Ответ на поверхности. Строить парки и дороги - это тратить деньги. А строить жилье - это получать деньги.

- Понятно, что сами строительные фирмы не будут заниматься дорогами, раз это не принесет им денег. Но есть же власти, есть депутаты, почему они не могут их заставить?

- Каждый должен заниматься своей работой. Законодательная власть - депутаты - нужны, чтобы контролировать исполнительную власть. А если обе эти "власти" дружно ходят и смотрят, где бы лучше заработать, как бы построить 26 этажей, а не 12, тогда так и будет продолжаться. Поэтому моя программа не в том, чтобы ходить и красить подъезды и менять трубы (для этого есть соответствующие структуры, мэрия, префектура, ЖЭКи), а в том, чтобы контролировать власть, не допускать, чтобы она действовала в собственных интересах. Уплотнительная застройка - это самая главная проблема Москвы. Почему она происходит? Потому что это выгодно для власти, она на этом зарабатывает. Кто может реально повлиять на исполнительную власть в Москве, заставить ее тратить деньги на жителей? Только те люди, которые обладают достаточной силой и влиянием, то есть депутаты.

- Каким образом можно ограничивать аппетиты московских властей по части "уплотнительной застройки"?

- Этим вопросом надо заниматься постоянно. Первое: взять Генплан развития Москвы и посмотреть, что в этом плане правильно, а что неправильно. Если все правильно, надо сделать вторую вещь, связаться с ответственными чиновниками и сказать: "Почему вместо парка появилось пять домов?". Публично поставить вопрос об административной ответственности. Третье: надо постоянно работать с бюджетом, как с федеральным, так и с бюджетом Москвы, смотреть, куда идут средства. Большие деньги получает Москва. Нужно смотреть, чтобы они целесообразно расходовались на проблемы, которые известны: метро, детские площадки, пробки, ракушки. Безусловно, чтобы эффективно влиять на исполнительную власть, нужна серьезная политическая позиция. В одиночку депутат мало что может сделать, как в городской думе, так и в Государственной. Но если я обращаюсь к исполнительной власти как представитель политической партии, это совсем другое дело, это уже более-менее силовая позиция.
Вообще, чтобы твое обращение было не пустым звуком, нужны какие-то инструменты воздействия. С этим у нас пока не очень хорошо. Парламент и отдельные депутаты не могут потребовать снять чиновника, мы не можем отстранить его от должности, если он срывает работу. Нужно принимать законы, которые действительно делают исполнительную власть подотчетной. В частности, есть такая поправка к Конституции "О создании института парламентского расследования". Мы за нее проголосовали в прошлой Думе, ровно 300 голосов набрали. Вот ее надо принимать. Если она будет введена в Конституцию, можно будет вызывать любого чиновника в комиссию парламента, и он там по закону обязан будет отвечать. Если он обманет, или не придет, или не представит какие-то документы, это будет основанием уволить его и даже возбудить уголовное дело.

Кроме этого, конечно, нужно работать непосредственно с избирателями. Как говорит президент Путин, депутат - это политик, который ближе всего к населению. Для этого, я создаю системы общественных приемных, где работают мои помощники, юристы, экономисты.

- Вы кому-нибудь уже оказали конкретную помощь в Тушинском округе?

- Мы уже семь лет работаем с Курчатовским институтом, пробиваем средства из федерального бюджета на решение экологической проблемы. Кое-что удалось сделать. Сейчас примерно половина территории института экологически в более-менее нормальном состоянии. А в 96-м году там чуть ли не пар шел.

- Из-за чего?

- Там ядерные отходы. Там семь ядерных реакторов, и начиная с 50-х годов на территории института накапливались отходы. Сейчас ключевая задача - вывозить их. Параллельно нужно развивать и научную базу. Там много чего нужно делать в Курчатовском институте.

- Какие проблемы вы видите в Тушинском округе?

- В Митино необходимо провести метро -это в первую очередь. Радиорынок - там нужно организовать парковку, потому что иначе -постоянные пробки. Я разговаривал со специалистами в префектуре Северо-Западного округа, можно решить эту проблему, надо сделать развязку, так чтобы проезд машин не мешал.

- Ваши соперники в округе, наверняка, называют те же проблемы. Какая тогда разница для населения, кого из вас выбирать? Люди ведь в основном хотят, чтоб депутат им менял краны в ванной. И неважно, демократ он или фашист, дурак или умный, болтун или человек дела.

- Не может депутат Госдумы поменять всем краны, это исключено. Пообещать - может. Но это будет вранье. Надо исходить из того, что у каждого есть своя работа. Есть такая работа - депутат. Это, конечно, древняя профессия. Одна из древнейших. Но так или иначе там тоже есть разные люди, как и в каждой социальной и профессиональной группе. Это специальная работа, и нужно выбирать людей, которые способны эту работу выполнять. Можно выбрать людей, которые тебе больше нравятся в данный момент, потому что они больше кранов пообещали поменять. Или потому, что они прикольнее. Но нужно понимать: если он прикольный на выборах, то это не значит, что он будет эффективно работать в Думе.

- За последние десять лет народные избранники много сделали для того, чтобы население сейчас относилось к ним с предубеждением: мол, им бы только выбраться, а потом они про нас и не вспомнят. Разве не так, Сергей Викторович?

- Не надо воспринимать выборы только как стремление некоторых партий и людей пройти в Думу. Выборы - это прежде всего для избирателей. Что для них будет означать, если в Думу пройдет демагог или человек, который занимается только своими интересами? Что это будет означать? Может, это и не окажет влияния на будущее страны. А может, окажет.

Но исходить из того, что все политики одинаковые, мы их выберем, но нам от этого лучше не будет, - бесперспективно. Да, в значительной мере это правда. В значительной. Но если не пытаться что-то изменить в своей жизни через выборы, эта правда перерастет из "значительной меры" в стопроцентную действительность.

"Московский комсомолец", 3 декабря 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Московский комсомолец"

Сергей Иваненко

Раздел "Выборы"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]