[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Андрей Шарый
Предвыборная ситуация: беседа с Михаилом Задорновым
Радио "Свобода",   2 декабря 2003 года
Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Михаил Соколов и Мумин Шакиров и член фракции "Яблоко", заместитель председателя бюджетного комитета Государственной Думы России Михаил Задорнов.

Андрей Шарый: Шесть дней остается до выборов в Государственную Думу России. Наблюдатели Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека подвергли критике освещение предвыборной деятельности партий в российских средствах массовой информации и способы формирования участковых избирательных комиссий. Выступая в понедельник в Москве, европейские правозащитники заявили, что государственные телеканалы демонстрируют явный перекос в пользу "Единой России", а участковые избиркомы часто состоят из сторонников этой партии. В студии Радио Свобода в понедельник побывал член фракции "Яблоко", заместитель председателя бюджетного комитета нижней палаты российского парламента Михаил Задорнов. С ним беседовал мой коллега Михаил Соколов:

Михаил Соколов: Как действительно сейчас ситуация вот этой публичной борьбы с олигархами влияет на российскую экономику? Вот только что, например, Анатолий Чубайс отметил, что в первом полугодии капитал начал притекать в Россию, а сейчас тенденция сменилась, и все вернулось на прежние позиции, то есть, деньги утекают из России.

Михаил Задорнов: Я думаю, что Анатолий Борисович здесь немножко все-таки повторяется. Вот это, то, что он сказал, это было новостью где-то месяц-полтора назад. Сейчас мы уже имеем данные за октябрь по движению капитала. В октябре отток капитала заметно сократился не только по сравнению с сентябрем, но и по сравнению с октябрем прошлого года. Примерно вдвое отток капитала меньше, чем в октябре 2002-го года. Это позволяет сделать вывод, что в третьем квартале, видимо, мы наблюдали вывод того спекулятивного капитала, который зашел в Россию в январе-феврале. Мы знаем, что где-то около 4-5 миллиардов долларов было вложено в российские активы, прежде всего, в госбумаги и в акции. Но что можно утверждать достаточно уверенно, что бизнес сейчас занял выжидательную позицию, причем не только крупный бизнес. Я знаю достаточно много людей в среднем бизнесе российского и московского масштаба, которые ждут следующих шагов власти, проще говоря, окончания выборов, формирования нового правительства, или внятной программы, или ждет, не повторится ли прецедент Ходорковского и не расширится ли на других представителей бизнеса. Что значит, ждет? Это значит, не вкладывает в те проекты, которые уже были запланированы, будь-то строительство какого-то завода, или покупка какого-то предприятия, то есть, люди предпочитают держать деньги в кэше, как говорят бизнесмены или финансисты, и не торопятся реализовывать даже уже намеченные проекты. Конечно, это приведет к тому, что тот объем инвестиций, который мог бы быть вложен, причем не столько даже иностранцами, сколько российским бизнесом, экономика в этом году не получит. С оттоком капитала же, если как бы тему завершить, я думаю, мы узнаем результаты уже в феврале будущего года, поскольку четвертый квартал будет показательным. Я думаю, что во многом это был все такой разовый шаг по выводу капитала.

Михаил Соколов: Михаил Михайлович, дело Ходорковского, а также собственно и Шахновского и Лебедева, дело ЮКОСа было фактом политической действительности примерно месяц-полтора назад.Теперь уже новость - это ситуация вокруг собственно не состоявшегося, или приостановленного, слияния "ЮКОСа" и "Сибнефти". В сегодняшних газетах мы получили очень серьезную информацию о том, что собственно стоит за этой ситуацией. Действительно, господин Абрамович, а также господин Швидлер, то есть, представители "Сибнефти" были в Израиле у господина Невзлина, и господин Невзлин прямо говорит, что речь идет о том, что ему предложили передать менеджмент компании господину Швидлеру и сделать председателем совета директоров Александра Волошина. Фактически получается такая ситуация: действия государства и Генеральной прокуратуры могут позволить владельцам миноритарного пакета взять управление всей это огромной компанией. Как вы на это смотрите?

Михаил Задорнов: Во-первых, насколько я понимаю, акционеры "ЮКОСа" отказались от такого шага, не согласились с этими предложениями. Здесь мне трудно судить о как бы мотивах действий одних и других. На самом деле, как вы понимаете, в бизнесе, тем более в российском, люди стремятся все-таки к абсолютному контролю и, может, вы знаете, что в российском бизнесе понятие "миноритарий", равнозначно понятию человека, который не оказывает влияния на принятия стратегических решений. Очевидно, что владельцы "ЮКОСа", считали что их роль и присутствие в объединенной компании должны быть больше, и, собственно говоря, оно так и было, по изначальным условиям сделки.

Михаил Соколов: Но собственно и по реальным объемам этих компаний.

Михаил Задорнов: Да, и по реальным объемам этих компаний. Ясно, что сейчас акционеры "ЮКОСа" находятся в сложном положении, одни далече, а другие под уголовным преследованием, но, видимо, это не помешало им отклонить предложение об установлении фактически контроля за объединенной компаний акционеров "Сибнефти". Это как бы понятный шаг, и, видимо, именно такой отказ и стал причиной разрыва сделки, которую я и, видимо, многие другие считали уже состоявшейся.

Михаил Соколов: Правда, есть такой вопрос, что миллиард долларов придется вернуть, если сделка будет разорвана по инициативе одной из сторон.

Михаил Задорнов: Это, видимо, было в изначальном условии договора.

Михаил Соколов: Но я подозреваю, что никто этот миллиард возвращать не собирается, вот в нынешней такой сложной ситуации, когда задействованы рычаги генпрокуратуры, уголовного преследования, и так далее.

Михаил Задорнов: Вы знаете, это уже дело акционеров. Я думаю, что если на бумаге был договор, который об этом говорил, то, по всей видимости, он должен быть выполнен, а штрафные санкции, не знаю, их величину, видимо, были предусмотрены условиями договора.

Михаил Соколов: Но может ведь быть и другой договор. Вот, например, Леонид Невзлин прямо говорит, что цена за сдачу компании "семейным" - выход Михаила Ходорковского на свободу под подписку о невыезде. То есть, вариант истории с Гусинским, когда он тоже подписывал определенные протоколы за сдачу "НТВ" и вышел из тюрьмы.

Михаил Задорнов: При понятной позиции правых партий, "Яблока" и "СПС", что, безусловно, должен быть общий подход к расследованию этого дела, не должно быть избирательного такого политического подхода, ясно, что экономические преступления все-таки не предусматривают ареста и содержания под стражей до суда, что, в принципе, можно ограничиться более спокойными процессуальными нормами. Я должен сказать, что объективная реальность показывает, что большинству населения России и даже большинству населения Москвы все-таки борьба с олигархами даже через арест нравится, не секрет, что такая массированная кампания и все эти действия ведут к повышению рейтинга "Единой России". Правда, здесь трудно выделить, что вот такая как бы массовая пропаганда? То, что у вас в новостях прозвучало, что, конечно, рекламная кампания, не только в средствах массовой информации, но в Москве, даже рекламных носителей "Единой России" больше, чем всех остальных партий вместе взятых, неизвестно, это на людей действует, или вот такой шаг, который ассоциируется с действующей властью, безусловно, а не просто с действиями прокуратуры... Так или иначе, "Единая Россия" получает от этого определенные политические дивиденды.

Михаил Соколов: Михаил Михайлович, но ведь для экономики разжигание такой социальной розни, на мой взгляд, очень опасно, потому что это нестабильность, люди, вы говорили, не вкладывают деньги, а, в конце концов, знаете, когда снизу идет такая волна недовольства, очень трудно остановиться. В истории России был такой период, когда начали с очень богатых, а закончили уже, по-моему, крестьянами,которые не сильно были богатые.

Михаил Задорнов: Это так и ясно, что если мы рассуждаем об экономике, дело "ЮКОСа" означает не что иное, как политическую нестабильность, которая очень опасна для любого бизнеса. А во многом достижение последних трех лет, помимо достаточно сильной сбалансированной финансовой политики, хороших валютных резервов и так далее, была все-таки, что называлось, политическая стабильность при Путине. Вот эта политическая стабильность, мы должны это признать, она делом ЮКОСа была поколеблена, и, конечно, реакция бизнеса на это дело негативная. Это вопрос стратегический. Его понимают те, кто тем самым бизнесом занимается, или политикой, или госуправлением, это люди понимают. Простой человек, я под простым человеком имею в виду не человека ограниченного в каких-то своих выводах, а именно большинство людей...

Михаил Соколов: Наемный служащий, возьмем так. Наемный работник.

Михаил Задорнов: ...Я боюсь, что наемный работник, даже того же самого "ЮКОСа", если вы опросите работников "ЮКОСа" в Тюмени, то, конечно, не берусь судить до конца, но думаю, что если не половина, то значительная доля этих работников будет на стороне государства, а не на стороне Ходорковского в этом конфликте. Здесь настрой против олигархов, так назовем это, как принято называть в России, он не только в провинции, но даже и в относительно благополучной Москве, где уровень доходов в три раза больше, чем в среднем по стране, он стал усиливаться. И до тех пор, пока у нас разрыв между 10 процентами богатейших людей и беднейшими составляет 13 раз, всегда угроза нестабильности будет.

Радио"Свобода", 2 декабря 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Радио"Свобода"

Михаил Задорнов

Раздел "Выборы"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]