Ведущая Галина Артеменко
Гость в студии Александр
Шишлов
Галина Артеменко: Ну, а сейчас у нас очередной
гость нашей студии «Петербургской панорамы» человек, который
уже не первый раз здесь, в нашей студии, Александр Владимирович
Шишлов. Доброе утро, Александр Владимирович!
Александр Шишлов: Доброе утро!
Галина Артеменко: Будем говорить о нашем образовании. Итак, на этой
неделе состоялся второй Международный семинар, посвященный
вхождению России в Болонский процесс, и, если ровно год
назад обсуждали тему как входить, и стоит ли входить,
и думали, решали и взвешивали все «за» и «против», то
теперь уже ясно – мы входим, потому что в сентябре было
подписано соглашение. Скажите, пожалуйста, еще раз, нашим
слушателям, что это даст России?
Александр Шишлов: Давайте напомним, что это такое, Болонский процесс,
и в чем его преимущества для нас, наших детей, нашей страны.
Если коротко, то это процесс строительства общеевропейской
системы высшего образования, как говорят, европейского
пространства высшего образования, смысл которого состоит
в том, чтобы в странах Европы было конкурентно способное
высшее образование, конкурентно способное на мировом рынке,
потому, что ведь это очень прибыльное дело.
За то, чтобы студенты приезжали учиться, они платят очень
хорошие деньги и сегодня в мире такая ситуация, что Соединенные
Штаты лидируют на этом мировом рынке, и Австралия очень
хорошие позиции занимает. Европа немножко отстает, а у
России очень большие резервы, потому что у нас высшее
образование хорошее, у нас оно имеет традиционно сильные
черты, такие как фундаментальный характер образования.
Те студенты, которые у нас учатся в известных хороших
вузах, являются действительно на выходе очень хорошими
специалистами, востребованными, но иностранных студентов
мы могли бы учить больше, потому что соотношение цена-качество
у нас хорошее, но смысл не только в том чтобы повысить
конкурентноспособность, смысл еще и в том, чтобы улучшить
качество высшего образования и добиться такого положения,
чтобы выпуск студентов, то образование, которое они получают,
соответствовало потребностям рынка труда.
У нас ведь много очень много студентов, которые заканчивают
вузы, потом по специальности не работают и надо сказать,
что это не только для России характерно. Вообще перестройка
происходит в системе образования в связи с тем, что развиваются
новые технологии, на рынке труда возникают новые потребности,
и вместе легче ответить на вот эти вызовы времени.
Болонским этот процесс называется потому, что начался
он в городе Болонье. В Италии в 99 году была подписана
декларация, 29 министров образования европейских стран
подписали декларацию, выражая намерения к 2010 году создать
вот это европейское общее образовательное пространство,
построенное на общих принципах, а с тех пор министры образования
европейских стран собираются раз в два года. Прошлая конференция
была в 2001 году в Праге, и вот совсем недавно в сентябре
была в Берлине. И до последнего времени Россия была в
стороне.
В начале 29 стран стали участниками этого процесса, в
Праге еще присоединилось несколько участников, и в Берлине
произошло еще большое расширение. Теперь 40 стран, почти
вся Европа участвует в этом процессе. Из крупных стран,
только пожалуй Украина, Белоруссия и Молдова остались
в стороне. Но они тоже хотят, тоже выразили намерение.
И еще этот процесс имеет такие преимущества, что он дает
то, что называется академической мобильностью – возможность
студентам получать высшее образование не только в том
университете, институте куда они поступили, но и в других,
для того, чтобы получить больший опыт, больше знаний,
больше быть готовыми к жизни. Для того чтобы все это реализовывалось
нужно больше произвести довольно сложной технической работы,
например, у нас ,когда мы с вами учились, и сейчас студенты
учатся в нынешнее время, то обычно учебные курсы, их трудоемкость
делятся по часам и в результате получается так что в одном
институте высшая математика 220 например часов в другом
250, сравнивать по часам не очень приятно и не очень удобно
и если человек хочет на один семестр пойти получить образование
в каком-нибудь другом институте, то в сегодняшних условиях
это трудно. А, кстати, ведь для того, чтобы какие-то курсы
получать в другом институте совсем не обязательно даже
переезжать в другой город, можно дистанционно, сегодня
есть Интернет, есть компьютерные технологии и все это
можно делать не переезжая.
Так вот для того, чтобы облегчать эту мобильность одной
из целей Болонского процесса является создание такой системы,
которая называется Система зачетных единиц, оценки трудоемкости,
в Европе по-английски называется credit system, но у нас
кредит другое значение имеет, поэтому мы пока решили пользоваться
таким словом как зачетные единицы, и сейчас будет разрабатываться
система, которая оценивает учебный курс, трудоемкость
учебного курса, вот в этих зачетных единицах.
Кроме того, другая сторона Болонского процесса это создание
двухуровневой системы высшего образования. Вот раньше,
в старые времена, у нас высшее образование, квалификация
была только одна – специалист, ну кто учился пять лет,
кто пять с половиной, кто шесть , но квалификация была
одна. Но сегодня рынок труда развивается таким способом,
что по многим специальностям полноценное высшее образование
можно получить за четыре года и это дает квалификацию
бакалавра, а по некоторым специальностям требуется дополнительная
подготовка и тогда получается специалист магистр.
Вот эта система, основанная на двухуровневом разделении
степенией, магистр и бакалавр, она является одной из основ
Болонского процесса, но на Берлинской конференции, где
Россия присоединилась к этому движению, можно сказать
вошла в этот клуб европейских государств, строющих общую
систему, обсуждалось и то как координировать следующую
ступень образования. Для нас, для России это очень важно
потому, что у нас есть система кандидатских и докторских
степеней, которая не всем понятна за рубежом. На самом
деле система, которая имеет очень большие преимущества,
она, по сути дела, это постдипломное образование. И вот
было принято решение о том, что теперь будет общая политика
и в постдипломном образовании, в получении степеней кандидатов
и, возможно, и докторов.
Вообще вот мы заговорили о дипломах… Одна из целей Болонского
процесса -- это содействие облегчению взаимного признания
дипломов. Ведь сегодня у нас существует барьер, и наши
специалисты, имея дипломы российских вузов, сталкиваются
с трудностями, когда поступают на работу в иностранную
фирму, которая у нас работает, или на какое-то время едут
за рубеж и там работают, и потом возвращаются. Вот проблема
взаимного признания дипломов. Она тоже должна будет решаться
именно в ходе Болонского процесса.
Единый вкладыш единое приложение к дипломам это еще одна
из сторон этой работы потому, что сегодня ведь к нашим
дипломам прилагается выписка из зачетной книжки с оценками,
где есть часы. Этот документ трудно сравнивать, он трудно
сопоставим для разных вузов, и тем более для разных стран
и сейчас идет работа, чтобы в европейских странах, которые
входят в Болонский клуб, приложение к дипломам было единым.
Надо сказать, что у нас законодательная основа для всей
этой работы уже существует у нас есть и двухуровневая
система и может быть нам потребуется вносить изменения
в законодательство для того, чтобы развить эту единую
форму приложения к диплому. И на конференции, которая
была в Петербурге, как раз обсуждались эти практические
вопросы, обсуждался план действий. И знаете вот что приятно:
что это движение участия России в Болонском процессе,
а я абсолютно уверен что оно в интересах наших граждан,
в интересах развития высшего образования российского,
главные инициаторы здесь это петербуржцы, Петербургский
университет. Год назад мы проводили первую конференцию,
тогда еще были сомнения у многих, я очень рад, что мы
вместе смогли добиться принятия этого решения, кстати
говоря, Государственная Дума тоже здесь помогла потому,
что мы внесли комитет который я возглавляю и фракция “Яблоко”
вносили летом постановление Государственной Думы на рассмотрение
обращение к правительству с предложением ускорить практические
шаги по подключению России к Болонскому процессу. Нам
удалось убедить практически все фракции и такое обращение
было принято. И вот в сентябре мы участвовали в конференции,
и стали частью этого процесса.
Галина Артеменко: Что вы можете сказать о соответствии
нашего трудового законодательства и того, что у нас теперь
будет двухуровневое образование , потому что многие наши
работадатели к бакалаврам относятся настороженно… что-то
такое специалист недоучка четырех летний?
Александр Шишлов: Вы знаете, это скорее не проблема даже законодательства,
потому что законодательная основа здесь нормальная – бакалавр
это полноценное высшее образование, в законе о высшем
образовании так четко совершенно сказано, это скорее психологическая
проблема, и она существует не только в России. Но это
абсолютно неправильный подход, когда кто-то считает, что
бакалавр это второсортное высшее образование. Это абсолютно
неправильно, за четыре года студент получает знания, которые
делают его квалифицированным специалистом, действительно
с высшим образованием, профессиональным образованием.
И огромное количество рабочих мест, где нужны люди с высшим
образованием как раз исходят из требований вот такого
практического применения и такой квалификации. Вот поэтому
это скорее психологическая проблема. Может быть непривычное
для нас слово , непривычное для нас разделение на два
вида высшего образования. Это общемировая тенденция, и
я думаю, скоро мы это преодолеем.
Галина Артеменко: Тем не менее создана рабочая
группа, которая будет взаимодействовать с минтруда.
Александр Шишлов: Да безусловно, вы абсолютно правы, это проблема
носит, еще раз повторяю, с моей точки зрения, в основном
психологический характер, и характер привычки и нашим
работодателям нужно проводить какую-то разъяснительную
работу.
Галина Артеменко: Образование должно стать
к 2010 году конвертируемым?
Александр Шишлов: Цели поставлены к 2010 году, но какие-то проблемы
будут решаться и раньше. О едином приложении к диплому,
я уверен, совсем уже не за горами.
Галина Артеменко: Т.е. уже у нас прописаны
сроки, и те ребята-студенты, которые учатся сейчас на
втором курсе и будут поступать на первый курс они уже
получат приложение к диплому?
Александр Шишлов: Надеюсь, что они получат приложение к диплому, которое
будет конвертируемым и соответствующим общим принципам.
Галина Артеменко: Итак у нас есть первый звонок
в студию, доброе утро!
- Доброе утро, Александр Владимирович, скажите пожалуйста,
а какие соображения все таки преволировали в решении присоединения
России к Болонскому процессу? Это было стремление дать
возможность нашим студентам и нашим специалистам работать
и учиться в Европе, или дать возможность нашим вузам сделать
их привлекательными для европейских студентов, чтобы они
могли зарабатывать деньги не только на студентах из нефтедобывающих
стран третьего мира, но и на европейцах? Как в связи с
этим быть с вопросом о психологической привлекательности
нашего высшего образования, которое на мой взгляд выражено
в частности тем, что если культура наша конвертируема
то, вот кредит лауреатов нобилевской премии наших граждан
только 7%, хотя в СССР 60% всех предложений и изобретений
делалось.
Галина Артеменко: Спасибо большое, и то,что
еще касается вступления в ВТО.
Александр Шишлов: Ну, конечно, материальные причины существенные –
то что вы сказали, что мы можем больше зарабатывать, и
не только в тех вузах и странах, которые связаны с нефтедобычей.
Конечно это правильно, это одна из целей. Разумеется,
проблема утечки мозгов здесь опосредованно связана с этим
процессом, но я так думаю, что вряд ли можно остановить
утечку мозгов какими-то административными способами, и
для того, чтобы это очень печальное явление имело меньшие
масштабы, надо создавать в России условия для того, чтобы
наши специалисты и наши ученые прежде всего могли здесь
работать и проводить научные исследования. Нужно больше
денег государству направлять на преобретение оборудования
для научных исследований, нужно решать проблему жилья
для молодых ученых и, конечно, проблему зарплаты вот в
этих направлениях. Надо двигаться, чтобы не было у нас
утечки мозгов. Но кроме материальных причин здесь есть
еще и не менее важные причины.
Вот мы пока еще не затронули такую важную причину (можно
сказать политическую): ведь это решение носило еще и политический
характер – это знак интеграции России в Европу это, знак
подтверждения внешнеполитического курса России на интеграцию
в мировое сообщество, и это очень важно на мой взгляд
и, кстати говоря, когда мы будем больше интегрированы,
то тогда и может быть меньше будет вопросов: почему доля
нобелевских лауреатов такая у нас маленькая, хотя реальный
вклад российских ученых в мировую науку значительно выше
на мой взгляд.
Но вот еще один очень важный аспект я хочу подчеркнуть:
на мой взгляд, одна из самых главных целей Болонского
процесса - это повышение качества образования. И в ходе
работы европейских стран по строительству общеевропейского
единого пространства одно из направлений - это создание
системы контроля качества для всех стран. Вот мы сегодня,
к сожалению, даже в России имеем такую систему контроля
качества и аттестации и вузов и студентов, которой доверять
то не всегда можно! Ведь все мы отлично представляем что
дипломы, которые наши вузы выдают, они хоть и одного образца
государственного, но реальная их цена совершенно разная,
и нам надо создавать такую систему контроля качества,
которой можно доверять. Вот это одно из важных направлений
практической работы, которое тоже обсуждается, и надо
будет вносить изменения в законодательство. У нас уже
подготовлены такие законопроекты и я надеюсь, что здесь
будет движение вперед, и главное, на мой взгляд, здесь
это -- основа для создания эффективной системы контроля
качества -- это повышение роли профессионального сообщества
и отказ от такой идеологии, когда контролировать все можно
только из Москвы. Нужно давать больше полномочий по контролю
качества регионам, субъектам федерации тем более, что
страна наша такая огромная, и если в ней будет (вот в
этой системе) контороль качества -- будет больше роли
профессионалов, тех, кто дорожит своей репутацией, кто
дорожит репутацией высшего образования , то у нас будут
более взыскательные подходы к качеству образования к качеству
диплома, и , я думаю, что в целом это все пойдет на пользу
и студентам и стране в целом.
Галина Артеменко: Александр Владимирович, а зачем
нужен в России закон об университетах, этот закон был
внесен на рассмотрение яблочниками расскажите о нем подробнее,
мне кажется, что он все-таки смыкается с тем процессом,
с вступлением России в Болонский процесс.
Александр Шишлов: Безусловно этот закон идет в русле тех процессов,
которые идут в развитии европейской системы образования.
Когда мы этот законопроект вносили мы хотели обострить
дискуссию о путях развития российской высшей школы, мы
хотели предложить и предложили такой способ законодательной
поддержки ведущих университетов, лидирующих вузов, которые
давали бы им больше свободы, ослабляли бы административную
зависимость от министерства образования, давали бы большую
свободу в определении программ стандартов, давали бы возможность
выдавать свой собственный диплом, признаваемый государством,
но свой собственный, за который университет нес бы ответственность!
И вот эта свобода, которую мы предлагаем, она связана
с ответственностью и за свой диплом на конкурентном рынке
образования, и за то, как происходит сам процесс и обучения
и управления собственностью, финансами в самом университете.
Мы считаем, что все процессы, связанные с управлением
должны быть более открытыми, бюджет университета, деньги,
которые зарабатывает университет должны перераспределяться
путем открытого гласного процесса, мы считаем, что нужно
больше развивать внутриуниверситетское управление, в том
числе увеличивать роль студентов, студенческого самоуправления,
вот на все это и направлен закон и еще конечно очень важное
обстоятельство, я должен отметить, что мы, когда вносили
этот закон об университетах, подчеркивали, что он относится
к тем вузам, в которых существует единство научных исследований
и образовательного процесса потому, что качественное высшее
образование сегодня можно получить только в тех университетах,
на мой взгляд, где есть единство исследований и образования.
Вот то стимулирование научных исследований в лидирующих
высших учебных заведениях, это один из элементов нашего
законопроекта. Сейчас он разослан через союз ректоров,
через Государственную Думу во многие вузы. Мы сейчас уже
приступили к дискуссии, там есть спорные острые положения
в этом законе мы специально немножко обострили его для
того, чтобы вызвать отклик и всерьез подумать о путях
развития российской высшей школы, о том как более эффективно
тратить наши общественные государственные деньги и как
создать такую систему, которая будет конкурентно способной
и будет давать высшее образование высокого качества.
Галина Артеменко: У нас есть один вопрос еще,
но я бы хотела, чтобы вы сначала сказали о Вавиловском
институте несколько слов.
Александр Шишлов: О Вавиловском институте… вы хотите услышать хорошую
новость конечно... Напомним слушателям в чем была проблема.
Было принято распоряжение правительства о том, что Вавиловский
институт (это институт растениеводства) должен быть выселен
из своего помещения на Исаакиевской площади, а эти помещения
должны быть отданы в управление делами президента под
какие-то видимо административные нужды. Так толком никто
не мог сказать зачем. И развернулась очень серьезная борьба
за то, чтобы сохранить… там ведь уникальная коллекция,
которую сохранили в блокаду, которой цены нет, имеет всемирное
значение. Я старался по мере тех возможностей, которые
есть у нас в Государственной Думе тоже этим заниматься,
мы направляли обращения и от комитета, и от меня, и от
парламента в целом в правительство. Какие-то изменения
в позиции правительства, мне кажется, произошли, но самое
главное - сам коллектив Вавиловского института занял твердую
позицию, они обратились в суд и вот в чем собственно состоит
эта радостная новость в том, что Высший арбитражный суд
принял решение о том, что изымание помещений, выселение
института незаконно и это решение правительства было отменено
и я хочу поздравить сотрудников ВИРа, всех нас с тем,
что мы смогли сохранить эту уникальную коллекцию и доказать
что справедливость существует!
Галина Артеменко: И ее можно отстоять вот таким
вот спокойным законным путем.
Александр Шишлов: Да, но для этого надо иметь твердую гражданскую
позицию, нужно не бояться бороться за правду, за справедливость
и за те цели, которые дороги в данном случае нашим ученым.
Галина Артеменко: То есть это реальный пример
как гражданское общество может действовать. У нас есть
еще один вопрос в студию, а потом Александр Владимирович
ответит еще на вопросы до 11 часов, потому что 3 минуты
нам осталось эфира. Доброе утро, мы слушаем вас!
- Здравствуйте, Александр Владимирович, у меня такой
вопрос, вы сказали на счет интеграции в Европу… но какая
цель интеграции, одно дело, если улучшить положение российского
образования, это я понимаю, а чтобы избежать утечки мозгов…
вы сказали что это очень сложно, что нужно улучшать жизнь
народа и так далее правительству это тяжело, то есть,
если жизнь народа мы улучшить не можем то, избежать утечки
мозгов мы не можем, и что остается за счет России на обломках
России мы вскормим Европу, а улучшить положение самой
России, самого образования за счет вот этой интеграции
мы не можем… так что вопрос к интеграции остается, нужна
ли она России если она не помогает улучшить положение
страны, заваливая положение самой России? Спасибо!
Александр Шишлов: Спасибо, я понимаю вашу озабоченность и действительно
проблема такая существует. Мы сегодня говорили об утечке
мозгов, но что? Мы хотим построить стену между Россией
и окружающим миром и жить изолированно или хотим пользоваться
всеми благами современного мира, в том числе связанными
с процессами глобализации, с более эффективным использованием
имеющихся ресурсов? Я сторонник того, чтобы мы наши проблемы,
которые есть у нашей науки, у нашей страны решали сами
здесь у нас, изменяя государственную политику. Почему
мы не можем создать такие условия, чтобы государство вкладывало
средства, прежде всего, в науку и образование? Вы знаете,
мне кажется, что если сегодня не вкладывать в образование,
не вкладывать в науку, не вкладывать в развитие наукоемких
технологий, то все остальные расходы, которые сегодня
делает бюджет, они просто становятся проблематичными.
Зачем они нам нужны будут, если мы будем отставать в образовании,
в технологиях, если мы не сможем построить конкурентно
способную экономику? Поэтому я в Государственной Думе
борюсь за то, чтобы государство изменяло свои подходы
и мы считаем, и моя фракция “Яблоко” и комитет, который
я возглавляю, в котором представители разных фракций,
что государство должно стимулировать инвестиции в науку
и образование. К сожалению, сегодня у нас сложилось такое
соотношение сил в Государственной Думе, что мы не можем
этого сделать. Совсем недавно у нас была очень показательная
история: мы принимали поправки в налоговый кодекс, принимали
главу о налоге на имущество. До настоящего времени существовали
льготы по налогу на имущество для научных организаций,
и когда мы обсуждали законопроект правительство предлагало
эти льготы отнять, в частности отнять их у академических
научных организаций, институтов и мы категорически были
с этим не согласны, я вносил поправку, и мы боролись.
И должен вам сказать, что в начале нам не удалось это
сделать, и вот тот подход, что государство должно давать
льготы для академических институтов его поддержали далеко
не все. Могу вам сказать конкретно какие фракции его поддержали.
Его поддержали “Яблоко”, КПРФ, Аграрии и частично СПС,
но проправительственное большинство было против, и в результате
через Думу в начале этот закон прошел в таком виде, что
льготы от академии наук отнимались, Но мы не остановились,
также как и в случаи с ВИРом, борьба была продолжена,
должен сказать что здесь огромную роль сыграл Петербургский
научный центр во главе с Жоресом Ивановичем Алферовым,
мы обращались в Совет Федерации, Совет Федерации наложил
вето на этот закон, и мы смогли через согласительную комиссию
и принять редакцию,которая сохраняет льготы для академических
институтов, Пока что это, к сожалению, только на два года,
но мы будем работать дальше и во многом, кстати говоря,
результаты будут зависить от того, какая будет следующая
Государственная Дума, кого мы с вами выберем 7 декабря
на выборах так, что все в наших руках.
Галина Артеменко: Ну и последний самый вопрос в эфире,
напоминаю, что Александр Владимирович еще до 11 часов
будет отвечать на вопросы по телефону, с НВП что у нас
все таки? Государственная Дума в большинстве проголосовала
за введение НВП как обязательного предмета, я надеюсь
что вы борьбу продолжите.
Александр Шишлов: С НВП на мой взгляд история происходит совершенно
безобразная. НВП это начальная военная подготовка, если
кто-то не знает или забыл. Сегодня у нас по закону об
образовании НВП для наших ребят на добровольной факультативной
основе, с согласия учеников, их родителей, проводится,
а закон, который принят был в первом чтении, говорит о
том, что добровольность отменяется, что все мальчики должны
в обязательном порядке проходить начальную военную подготовку,
и более того должны отправляться в 10-м классе на военные
сборы. Я был категорически против этого подхода, в Государственной
Думе против голосовали две фракции “Яблоко” и СПС, нас
было меньшинство и первом чтении этот закон был принят,
но почему я против этого, потому что ,на мой взгляд, во-первых,
если кто-то питает иллюзии, что таким образом можно решить
проблему армии, воспитать чувство патриотизма, то я боюсь,
что если наши десятиклассники поедут на сборы, то у них
убавится чувство патриотизма и желание служить в армии.
Но дело даже не в этом, ведь у нас в конституции предусмотрено
право на альтернативную службу, и не все ребята пойдут
служить в армию. Кто-то будет признан негодным по состоянию
здоровья, И вот содействовать по сути дела милитаризации
школы… Причем, это ведь дорогое удовольствие, у нас ведь
60 тыс. школ в России, зачем все это? Ведь базовые знания
по основам военной службы введены в курс ОБЖ, основы безопасности
жизнедеятельности.
Мы будем продолжать борьбу за то чтобы изменить этот
закон во втором чтении. Я думаю, что надо совсем в другом
направлении двигаться если мы хотим увеличивать авторитет
армии, если вообще хотим решать проблемы армии, необходимо
оптимизировать военную реформу.