Законопроект "Об университетах" станет ключом
к реформе образования
В новом веке, веке технологий и информации, будущее России
зависит не от цен на энергоносители, а от уровня образования
ее граждан. Удастся ли существующей политической элите
сформировать в стране такое положение, при котором российские
выпускники вузов станут цениться на вес золота у нас и
за рубежом? Комитет Государственной думы по образованию
и науке на прошлой неделе предложил проект закона "Об
университетах". По мнению депутатов, этот документ
должен ознаменовать начало реформы высшего образования.
До сих пор в России нет высшего законодательного акта
(федерального закона), регламентирующего университетскую
деятельность. Сами университеты лицензируются как образовательные
учреждения, но не имеют лицензии на право заниматься научной
деятельностью. Дипломы доцентов и профессоров, кандидатские
и докторские звания выдаются сейчас Высшей аттестационной
комиссией, которая превращается в поле борьбы разных научных
школ. Для сравнения: в большинстве европейских стран право
присваивать ученые степени принадлежит университетам,
в которых ведут свою деятельность научные работники.
Есть и другие проблемы. Наиболее значимые из них заключаются
в нехватке денег и отсутствии в университетах тесного
взаимодействия с научными институтами. Первое вызывает
потребность в сдаче в аренду производственных площадей
вузов и набор платных студентов. Следствие - профанация
образовательного процесса. Второе влечет незаинтересованность
студентов в том, чтобы после получения диплома заниматься
исследованиями. В результате на смену уходящему поколению
ученых, на смену тем, кто уехал за рубеж, приходить попросту
некому.
Исправить эту ситуацию намерен думский Комитет по образованию
и науке при поддержке депутатов фракции "Яблоко".
14 октября на рассмотрение Думы вынесен законопроект "Об
университетах". Еще через два дня состоялась встреча
инициаторов проекта с ректорами российских вузов, на которой
текст закона был предложен последним на обсуждение и в
целом получил их одобрение. По крайней мере, в самом подходе
к ситуации в университетах.
Собственно, этот документ разрабатывается уже два года
в тесном сотрудничестве с представителями высшего образования
страны, в первую очередь, Санкт-Петербургского университета.
Его основной принцип можно свести к следующему заключению:
будущее страны зависит от того, насколько современное
образование будет связано с современной наукой.
Рассматривая проект "университетского" федерального
закона более подробно, можно выделить пять ведущих положений.
Во-первых, речь идет о том, чтобы закрепить за вузами
право и ответственность за ведение научной деятельности.
Если высшие учебные заведения получат право именоваться
организациями, ведущими научно-исследовательскую деятельность,
они в том числе получат и право на бюджетное финансирование
с этими целями. Таков один из правомерных, по мнению народных
избранников, путь к решению финансового вопроса. Кроме
того, таков способ подвести студентов и преподавателей
к необходимости в течение всего образовательного процесса
заниматься наукой. Ожидается, что следствием сего станет
адекватность выпускаемых "на волю" молодых научных
кадров.
Следующий принцип законопроекта - "предоставление
университетам реальной автономии" и "повышение
ответственности за результаты деятельности через механизмы
конкуренции на рынке образовательных услуг". Это
означает передачу ученым советам права на аттестацию своих
кадров, присвоение ученых степеней и выдачу дипломов конкретного
вуза, а не общего государственного образца. С этим связано
и еще одно положение проекта, говорящее о демократических
принципах управления университетами через выборность его
представителей. Только так, уверены авторы документа,
можно добиться открытости вуза'И снижения коррупции на
всех уровнях вузовской власти. В свою очередь, система,
открытая общественности и ориентированная на взаимодействие
с научными институтами, позволит реализовать четвертую
цель законопроекта - "воспроизводство и сохранение
интеллектуального потенциала общества".
Наконец, еще одна цель, которую ставят перед собой создатели
законопроекта, заключается "в преодолении изоляционистских
тенденций в отечественном высшем образовании". Речь
идет об интеграции России в европейское образовательное
сообщество. В июне этого года по инициативе думского Комитета
по образованию и науке и "яблочников" нижняя
палата парламента направила обращение к главе правительства
М.Касьянову о необходимости подписания Россией Болонской
конвенции по высшему образованию. Результатом этого обращения
стало принятое 19 сентября 2003 года решение о включении
нашей страны в объединение европейских государств по созданию
единого образовательного пространства.
Текст решения отражен в коммюнике по результатам проходившей
в середине сентября конференции министров образования
европейских стран в Берлине. Теперь под "Декларацией
о Европейском пространстве для высшего образования"
стоят подписи 40 министров соответствующего профиля, а
на следующей конференции - в мае 2005 года - Россия будет
участвовать в качестве полноправного партнера.
Болонская конвенция
Болонский клуб, организованный два года назад, предполагает
создание к 2010 году единой европейской зоны, предполагающей
взаимное признание дипломов вузов и практику других общих
стандартов в области высшего образования. Цель клуба -
принятие единой двухступенчатой (бакалавр и магистр) системы
высшего образования, общей системы зачетных единиц и единых
критериев оценки качества преподавания и образования.
Декларация была подписана в 1999 году. До сентября 2003
года в Болонский клуб входило 33 страны: почти все западноевропейские
государства, Турция, Кипр, Мальта, Латвия, Литва и Эстония.
Вместе с Россией конвенцию подписали Андорра, Босния и
Герцеговина, Албания, Сирия, Черногория, Македония и Ватикан.
Экспертное мнение
Депутат Госдумы от фракции "Яблоко" Игорь
Артемьев, один из авторов законопроекта, отмечает,
что в законопроект "закладывали положения, которые
должны кардинально изменить жизнь российских университетов".
Объясняя, в чем будет состоять это изменение, он сказал,
что университеты "должны получить автономию, право
самостоятельно распоряжаться
своим имуществом, получить систему выборов руководства
университета и назначать на конкурсной основе преподавателей".
Важнейшим шагом к таким преобразованиям (и, по сути, к
реформе российского высшего образования) остается выполнение
условий Болонской конвенции, считает депутат. "Эти
требования нужны нам самим", - добавляет он. Среди
них, кстати, создание внутрироссийской системы контроля
качества образования. Игорь Артемьев считает, что контролирующим
инструментом должны стать федеральные инспекции и унификация
госэкзаменов.
По его словам, в нынешнем виде законопроект не требует
никаких специальных бюджетных затрат. "Мы же понимаем,
что законопроект, требующий финансовых вложений, непременно
упрется в Минфин". Поэтому введение многих статей
будущего закона отложено на несколько лет, чтобы как-то
свести необходимые затраты к минимуму. "Однако если
законопроект будет принят, мы сядем за его доработку вместе
с финансовым ведомством", добавляет Артемьев. На
деле, по его словам, порядок общего объема вложений можно
оценить как десятки миллиардов рублей". Но это нужно
делать. Не потому, что есть такой законопроект, а потому,
что нужно спасать систему образования".
Председатель Комитета ГД по образованию и науке Александр
Шишлов отмечает, что проект ФЗ "Об университетах"
пока остается лишь законодательной инициативой. "16
октября мы представили ректорам российских вузов сам текст
документа. Тем самым мы намерены стимулировать дискуссию
о путях развития высшей школы". По словам предкома
по образованию, "закон вызвал живой интерес у ректоров".
В частности, выразил свое одобрение ректор МГУ, президент
Российского союза ректоров Виктор Садовничий, заявив,
что сделано "великое дело... мы будем внимательно
изучать закон, все это необходимо обсуждать". Таково
резюме представителей университетов на новоявленный документ.
Но немаловажно уже и то, что вопрос о структурной реформе
образования поднят и сформулирован в официальном виде.
А далее остается работать над ним и надеяться на успех.
На успех образования в России.